сложившийся под воздействием тех или иных обстоятельств и ставший устойчивым характер поведения, реакции, образ социального объекта.
Стереотип
Стереотип
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
Стереотип
от греч. stereos - телесный, объемный, пространственный и typos - отпечаток) - относительно устойчивая и воспроизводящаяся система образов, представлений, действий, складывающаяся как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых мнений, принятых в обществе. В более широком смысле - традиционный, привычный канон мысли, восприяяия и поведения.
Источник: Человек и общество. Культурология
СТЕРЕОТИП
стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, определенный образ, концентрированное выражение социальной установки по отношению к «чужому». Особая форма восприятия окружающего мира, которая оказывает определенное влияние на данные наших чувств до того, как эти данные дойдут до нашего сознания. Стереотипы, с одной стороны, формируют ошибочные представления и деформируют процесс межличностного взаимодействия. С другой стороны, стереотипы представляют собой категории, которые обобщают социальное окружение в доступные, понятные и более обширные группы явлений. Они помогают ориентироваться в повседневной жизни, отражают потребность человека классифицировать, запоминать, хранить и извлекать информацию. Основные свойства стереотипов включают относительную стабильность, высокую степень одинаковых представлений членов стереотипизирующей группы, упрощение и обобщение (генерализацию).
СТЕРЕОТИП
социально-психологический — образ-представление, возникающий на уровне обыденного сознания, упрощенно, схематично отражающий характеристики определенной социальной общности (этнической, профессиональной я т.д.) или члена этой общности (термин введен американским социологом и публицистом У. Липманом в 1922). С. содержит социально-психологическую установку, воздействующую на поведение реципиента по отношению к данному объекту. С. заимствуется в законченном виде у социальной группы, к к-рой принадлежит реципиент; он весьма устойчив. С. возникает в процессе стереотипизации, объективном по своему характеру и направленном на обобщение сходных характеристик объектов, сведение их в единые категории с целью облегчения тем самым восприятия, понимания и оценки окружающих явлений. С. особенно эффективен в условиях дефицита информации о данном объекте. Поскольку С. односторонне, а то и предвзято отображает объект, он всегда неадекватен и потому не может быть «истинным». С. следует отличать от др. образа-представления — имиджа. Имидж наделяет объект дополнительными характеристиками, стремясь выделить его из ряда других, похожих, а С., наоборот, нивелирует характеристики объектов. Формирование С.— один из распространенных приемов буржуазной пропаганды, используемый с целью манипулирования массовым сознанием.
СТЕРЕОТИПЫ
формы, в которых действия и мысли людей сводятся к простейшим схемам и реакциям. Подобно штампам, оставляющим отпечатки на множестве копий, С. закрепляют в людях элементарные связи поведенческих и мыслительных актов, сохраняют устойчивость этих связей в меняющихся ситуациях. Поскольку С. действуют как некие психические и поведенческие автоматизмы, они могут трактоваться как формы биологической наследственности (своего рода инстинкты) или как формы наследования социального (см. "Архетипы").
В широком смысле С. - это формы, определяющие поведение не только отдельных людей, но и групп, субкультур, этносов, обществ. В этом плане С. - элементы социальных связей, закрепляющие в психике людей определенные общественные формы и т. о. поддерживающие структурность социальных взаимодействий.
С. становятся особой философской и научной проблемой именно тогда, когда они перестают выполнять функции автоматизмов человеческого мышления и поведения. В сословном обществе проблемы С. не существовало, т. к. практика общества была в основном стереотипизирована, а сами сословия представали совокупностями С., предопределявших жизненный путь людей, их общение, предметное мышление. Конечно, взаимодействия между социальными слоями, между разными культурами приводило к столкновениям С., что создавало почву для драматического развития человеческих судеб, преодолевавших социальное предопределение. Но в целом это не влияло на социальную инерцию, создаваемую С. В индустриальном обществе С. выводятся из режима их квазиестественного воспроизводства: общество начинает "фабриковать" С., т. к. оно производит целые сферы деятельности людей, закрепляет людей за этими сферами, включает их в технологические, образовательные, потребительские схемы, работающие по принципам производства вещей. Поскольку в производстве и культуре утверждается установка на новизну, обнаруживается противоречивость стереотипов, возникает проблема смены С. (феномен моды). В постиндустриальный период выявляется сложная ситуация взаимодействия различных С. в обыденном поведении людей, в их практической, духовной, теоретической деятельности. С. становятся объектом всестороннего изучения. Конкретизируется их роль в социальной эволюции, в развитии и функционировании личности. Выявляются "механизмы" работы С. по классификации предметности ("свое-чужое"), по самоопределению индивида и группы ("мы - они"), по "шкалированию" различных пространств ("правое - левое", "красные - белые"). В частности, показано, что "минимальная... организация включает бинарную систему.., состоящую из двух семиотических механизмов..., находящихся в отношении непереводимости и одновременно подобных друг другу, поскольку каждый своими средствами моделирует одну и ту же внесемиотическую реальность" (Лотман Ю. М. Избран, статьи. Таллинн, 1992, т. 3, с. 370У.
it. о., С. не являются более "естественноисторическими" установками жизни людей; они становятся средством конструирования социальных взаимодействий, изготовляются "искусственным" путем, используются в сложных системах манипулирования человеческим поведением: в идеологии, в социальном и политическом управлении, в рекламе. (См. "Естественная установка", "Формы социальные".)
В. Е. Кемеров
В широком смысле С. - это формы, определяющие поведение не только отдельных людей, но и групп, субкультур, этносов, обществ. В этом плане С. - элементы социальных связей, закрепляющие в психике людей определенные общественные формы и т. о. поддерживающие структурность социальных взаимодействий.
С. становятся особой философской и научной проблемой именно тогда, когда они перестают выполнять функции автоматизмов человеческого мышления и поведения. В сословном обществе проблемы С. не существовало, т. к. практика общества была в основном стереотипизирована, а сами сословия представали совокупностями С., предопределявших жизненный путь людей, их общение, предметное мышление. Конечно, взаимодействия между социальными слоями, между разными культурами приводило к столкновениям С., что создавало почву для драматического развития человеческих судеб, преодолевавших социальное предопределение. Но в целом это не влияло на социальную инерцию, создаваемую С. В индустриальном обществе С. выводятся из режима их квазиестественного воспроизводства: общество начинает "фабриковать" С., т. к. оно производит целые сферы деятельности людей, закрепляет людей за этими сферами, включает их в технологические, образовательные, потребительские схемы, работающие по принципам производства вещей. Поскольку в производстве и культуре утверждается установка на новизну, обнаруживается противоречивость стереотипов, возникает проблема смены С. (феномен моды). В постиндустриальный период выявляется сложная ситуация взаимодействия различных С. в обыденном поведении людей, в их практической, духовной, теоретической деятельности. С. становятся объектом всестороннего изучения. Конкретизируется их роль в социальной эволюции, в развитии и функционировании личности. Выявляются "механизмы" работы С. по классификации предметности ("свое-чужое"), по самоопределению индивида и группы ("мы - они"), по "шкалированию" различных пространств ("правое - левое", "красные - белые"). В частности, показано, что "минимальная... организация включает бинарную систему.., состоящую из двух семиотических механизмов..., находящихся в отношении непереводимости и одновременно подобных друг другу, поскольку каждый своими средствами моделирует одну и ту же внесемиотическую реальность" (Лотман Ю. М. Избран, статьи. Таллинн, 1992, т. 3, с. 370У.
it. о., С. не являются более "естественноисторическими" установками жизни людей; они становятся средством конструирования социальных взаимодействий, изготовляются "искусственным" путем, используются в сложных системах манипулирования человеческим поведением: в идеологии, в социальном и политическом управлении, в рекламе. (См. "Естественная установка", "Формы социальные".)
В. Е. Кемеров
Источник: Современный философский словарь