ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
Динамический стереотип
(от греч. — подвижный твердый отпечаток) — понятие в учении И. Павлова о высшей нервной деятельности, обозначающее подвижную, повторяющуюся, сложную систему условных рефлексов, выработанную в процессе жизни организма. Д. с. формируется под влиянием устойчивых, в определенной последовательности сменяющихся условий жизни (смена сна бодрствованием, одних действий другими и т. д.). В результате создается уравновешенная система взаимосвязанных условных рефлексов. Стереотипное течение условных рефлексов систематизирует и тем самым облегчает работу коры больших полушарий головного мозга. Это содействует экономному расходованию нервной энергии и более легкому образованию на базе выработанного Д. с. новых условных рефлексов. Резкое изменение привычного образа жизни и деятельности ломает установившийся Д. с. и отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, нередко приводит к возникновению неврозов. Уравновешенное течение Д. с. сопровождается положительными эмоциями (удовлетворение, радость, бодрость и др.), нарушение же его вызывает тяжелые чувства (огорчение, угнетенность, отчаяние и др.). С этой т. зр. успех в любой работе в значительной степени зависит от организации, планомерности и ритма трудовой деятельности.
Источник: Философский словарь. 1963
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
физиологич. термин, обозначающий устойчиво закрепившуюся систему условных нервных связей, обеспечивающих определенную интенсивность и последовательность реакций организма на воздействия внешней среды. Д. с. образуется при достаточно длительном воздействии системы одних и тех же раздражителей (внешнем стереотипе). Процесс образования стереотипа состоит не только в упрочении входящих в него условных рефлексов, но и в объединении их в целостную систему. Процесс образования Д. с. представляет собой напряженный нервный труд. Зато для сложившегося стереотипа характерны легкость, четкость и постоянство реакций, что в большой степени экономит затрату нервной энергии на выполнение соответствующей деятельности. В этом суть биологич. значения Д. с. как формы весьма совершенного приспособления организма к условиям внешней среды. Инертность стереотипа в известных пределах не является отрицат. качеством. Она избавляет организм от необходимости приспосабливаться к случайным и кратковременным изменениям внешних условий. Нецелесообразность Д. с. в меняющихся условиях исправляется его "динамичностью", т.е. способностью к перестройке. При изменении внешнего стереотипа система временных связей корригируется, преобразуется новыми воздействиями. Д. с. есть проявление системности работы коры больших полушарий. В итоге вся кора становится "сложнейшей динамической системой". У человека Д. с. представляет собой физиологич. механизм множества явлений психич. деятельности, напр. таких, как навыки, привычки, – вообще, формы психич. деятельности, характеризующиеся ритми-зированным, автоматич. протеканием; он обеспечивает автоматизированность многих операций деятельности. Разгружая сознание от постоянного контроля за каждой операцией, сформировавшиеся навыки делают возможным сосредоточение внимания на более общем и целостном руководстве деятельностью, создают предпосылки для творчества. Поэтому закономерности формирования Д. с. должны использоваться для правильной организации производств. обучения. Знание особенностей функционирования Д. с. важно и в воспитат. работе. Создание четкого ритма чередования труда и отдыха, организация рационального режима, что физиологически соответствует выработке ряда Д. с. обеспечивает бодрое состояние организма и высокую продуктивность деятельности. Особенности нарушения стереотипа необходимо знать воспитателю для понимания и предупреждения психич. "кризисов" личности, к-рые могут появиться при изменении образа жизни или характера деятельности. Резкие нарушения стереотипа могут в нек-рых случаях иметь тяжелые последствия, привести к неврозу. Лит.: Павлов И. П., Лекции о работе больших полушарий головного мозга, Полн. собр. соч., 2 изд., т. 4, М.–Л., 1951, гл. 13; его же, Динамическая стереотипия высшего отдела головного мозга, там же, т. 3, кн. 2, М.–Л., 1951; его же, Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных, там же, т. 3, кн. 1, ?., 1951; Вопросы формирования личности ребенка и подростка. [Сб. ст.]. Отв. ред. Ю. А. Самарин, М., 1954 (Изв. АПН РСФСР, вып. 52, Тр. Ленингр. ин-та педагогики).
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.