СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП
СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ
устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.
СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ
сложившиеся в сознании отдельных людей и специальных групп устойчивые представления о тех или иных социальных явлениях, привычное отношение к ним. Можно выделить политические, моральные, религиозные и другие стереотипы – классовые, националистические, узкогрупповые и т.д. Разного рода социальные стереотипы нередко проявляются и в деловом общении.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ
греч stereos — твердый, typos — отпечаток) — устойчивая совокупность представлений, складывающихся в сознании как на основе личного жизненного опыта, так и с помощью многообразных источников информации. Сквозь призму С. с. воспринимаются реальные предметы, отношения, события, действующие лица. С. с.— неотъемлемые компоненты индивидуального и массового сознания. Благодаря им происходит необходимое сокращение восприятия и иных информационных и идеологических процессов в сознании, закрепляется как положительный, так и отрицательный опыт людей, чем объясняются их односторонность и ограниченность, способность сравнительно легко превращаться в предрассудки. По своей гносеологической природе С. с. могут быть как истинными, так и ложными; по социальной направленности — как прогрессивными, так и реакционными. Они тесно связаны с эмоциональной стороной восприятия. хотя и не лишены логических обоснований; широко используются в пропаганде, поскольку воздействие на массовое сознание осуществляется благодаря разработке и внедрению определенных С. с. Воспитание научного мировоззрения предполагает осмысление источников формирования С. с., сознательную оценку их общественно-политического содержания. С. с. подвергаются крутой ломке в ходе исторических изменений, в т. ч. при социализме. Отказ от устаревших С. с., творческое восприятие всего нового, перестройка мышления, психологии — важная задача на совр. этапе развития нашего об-ва. Изучение наиболее распространенных С. с. в той или иной исторической обстановке — задача социальной психологии и конкретной политики, философии и др. наук в их взаимодействии.
Источник: Философский энциклопедический словарь
СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП
греч. stereos - телесный, твердый, объемный, пространственный и typos - отпечаток) - "застывший" образ или представление о социальном объекте различных социальных субъектов, выражающие привычный способ восприятия, действия по отношению к данному объекту. Термин "С.С." введен У. Липманом в работе "Общественное мнение" (1922) для обозначения как форм общения, организованных по упрощенным (типизированным на уровне повседневной жизни) схемам, так и оснований выносимых социальными субьектами стандартных оценок представителям общественных, профессиональных, этнических групп. Стереотипы активно разделяются сообществом, исторически и систематически формируются и закрепляются в социокультурном опыте, отличаются однообразием. Следование С.С. предполагает избегание ситуации выбора, минимизацию риска, распознавание каждой новой ситуации как привычной и непроблемной. В психологии динамический стереотип - фиксированный порядок действий, описываемый по модели условных рефлексов и включаемый в социальную установку. Социальные ярлыки, эталоны массовой культуры, образцы общественного мнения, парадигмы науки, типизирующие схемы повседневной жизни заранее определены, легко идентифицируются, используются для понимания, организации социального мира и взаимодействия до тех пор, пока ситуация не проблематична. Воспроизводя возможные взаимоотношения, стереотипы составляют особый тип логики, работающей в разных контекстах, на любом объеме информации за счет неограниченного приписывания известного неизвестному.
Д.М. Булынко
Д.М. Булынко
Источник: Новейший философский словарь
СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ
от греч. твердый и отпечаток), схематич. стандартизиров. образ или представление о социальном объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью. Термин «С. с.» введен в социальную психологию и социологию У. Липманом (1922) для обозначения предвзятых представлений, образчиков обществ. мнения относительно этнич., классово-сословных, проф. и т. п. групп, представителей политич. партий, институтов, персонажей рекламы и эталонов «массовой культуры». Согласно концепции Липмана, С. с. пропаганды и «ходячего мнения» ассоциируются с положит. или отрицат. эмоциональным восприятием объекта стереотипизации. В качестве объекта стереотипизации могут выступать все социальные явления. В новейшей амер. социально-психологич. и социологич. лит-ре термин «С. с.» используется как синоним ложных образов этнич. групп, связанных с расовыми и нац. предрассудками.
В основе С. с. находится реальный психологич. феномен, представляющий один из компонентов установки восприятия, к-рая аккумулирует предшествующий опыт индивида в своеобразный алгоритм отношения к соответствующему объекту.
В социологии и социальной психологии явление социальной стереотипизации представляет значит. интерес с т. зр.: а) содержания С. с., отражающих идеологич. и психологич. образчики духовного мира различных социальных групп (напр., в классово антагонистич. обществе С. с. приобретают функцию своеобразных «ярлыков» для обозначения представителей борющихся социальных сил), выявления истинного и ложного содержания в С. с.; б) определения социальных факторов, способствующих формированию данных С. с. (экономических, политических, идеологических); в) уяснения функций С. с. в детерминации общения между социальными группами и индивидами (один из аспектов изучения неосознанных механизмов поведения).
В основе С. с. находится реальный психологич. феномен, представляющий один из компонентов установки восприятия, к-рая аккумулирует предшествующий опыт индивида в своеобразный алгоритм отношения к соответствующему объекту.
В социологии и социальной психологии явление социальной стереотипизации представляет значит. интерес с т. зр.: а) содержания С. с., отражающих идеологич. и психологич. образчики духовного мира различных социальных групп (напр., в классово антагонистич. обществе С. с. приобретают функцию своеобразных «ярлыков» для обозначения представителей борющихся социальных сил), выявления истинного и ложного содержания в С. с.; б) определения социальных факторов, способствующих формированию данных С. с. (экономических, политических, идеологических); в) уяснения функций С. с. в детерминации общения между социальными группами и индивидами (один из аспектов изучения неосознанных механизмов поведения).
Источник: Советский философский словарь
СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ
схематический стандартизированный образ или представление о социальном объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью. Термин "С. с." введен в социальную психологию и социологию У. Липманом (1922) для обозначения предвзятых представлений, образчиков обществ. мнения относительно этнических, классово-сословных, профессиональных и т.п. групп, представителей политич. партий, институтов, персонажей рекламы и эталонов т.н. массовой культуры. Согласно концепции Липмана, С. с. – образчики пропаганды и "ходячего мнения", к-рые ассоциируются с положит. или отрицат. эмоц. восприятием объекта стереотипизации. В качестве объекта стереотипизации могут выступать все социальные объекты. В новейшей амер. социально-психологич. и социологич. лит-ре термин "С. с." используется как синоним ложных образов этнич. групп, связанных с расовыми и нац. предрассудками. В основе С. с. находится реальный психологич. феномен, представляющий один из компонентов установки восприятия, к-рая аккумулирует предшествующий опыт индивида в своеобразный алгоритм отношения к соответствующему объекту. В сов. психологии этот процесс изучается школой Д. Узнадзе. В экспериментальных исследованиях восприятия человека человеком было зафиксировано существ. влияние установки и С. с. как ее компонента (А. Бодалев). Однако место С. с. в структуре установки восприятия достаточно не изучено. В социологии и социальной психологии явление социальной стереотипизации представляет значит. интерес с т. зр.: а) содержания С. С., отражающих идеологич. и психологич. образчики духовного мира различных социальных групп (напр., в классово-антагонистич. обществе С. с. приобретают функцию своеобразных "ярлыков" для обозначения представителей борющихся социальных сил), выявления истинного и ложного содержания в С. с.; б) определения социальных факторов, способствующих формированию данных С. с. (экономических, политических, идеологических); в) уяснения функций С. с. в детерминации общения между социальными группами и индивидами (один из аспектов изучения неосознанных механизмов поведения). Лит.: Ядов В. ?., К вопросу о теории "стереотипизации" в социологии, "ФН" (НДВШ), 1960, No 2; Бодалев ?. ?., Восприятие человека человеком, [Л.], 1965; Кон И., Психология предрассудка, "Новый мир", 1966, No 9; Кондратенко Г. М., Об особенностях стереотипизации, "Вестник МГУ. Сер. 11. Журналистика", 1968, No 1; Buchanan W., Сantril ?., How nations see each other, Urbana (Ill.), 1953; Fishman J. ?., An examinating of the process and function of social stereotyping, "J. Social Psychol.", 1956, v. 43, half 1; Young K., Social psychology, 3 ed., ?. ?., [1956]; Riсhter M. N., The conceptual mechanism of stereotyping, "Amer. Sociological Review", 1956, v. 21, No 5; Allport G. W., The nature of prejudice, Garden City, 1958; Carter R. F., Stereotyping as a process, "Public Opinion Quarterly", 1962, v. 26; Lippmann W., Public opinion, [3 ed.], N. Y.–L., [1965]; Brown R. W., Social psychology, Glencoe, 1965. В. Ядов. Ленинград.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.