Сила
СИЛА
векторная физ. величина, являющаяся мерой взаимодействия тел. Характеризуется точкой приложения, модулем и направлением. Ф.М.Дягилев
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
Силы
христ.) – один из «девяти чинов ангельских». По классификации Псевдо-Дионисия Ареопагита – пятый чин, вместе с господствами и властями составляющий вторую триаду.
Источник: Мифологический словарь
Сила
в механике) механическое действие, отклоняющее материальную точку от прямолинейного и равномерного движения. В этом качестве является мерой механического взаимодействия тел. Как физическая величина является векторной, т. е. характеризуется в каждый момент времени направлением и точкой приложения.
Сила
характеристика интенсивности взаимодействия объектов. В философии исходной точкой современных представлений о силе является понятие взаимодействия.
Проявление силы непосредственно определяется взаимодействием, а именно, наличием противодействия вследствие изменения состояния взаимодействующих объектов.
Проявление силы непосредственно определяется взаимодействием, а именно, наличием противодействия вследствие изменения состояния взаимодействующих объектов.
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
Сила
Дело в том, что вся концепция "силы" ошибочна. Солнце не проявляет силу по отношению к планетам; согласно закону гравитации Эйнштейна, на планету влияет только то, что находится в ее ближайшей окрестности. Каким образом это происходит, станет понятно в следующей главе; сейчас мы только касаемся необходимости отказа от понятия "сила". Этим понятием мы обязаны ошибочным представлениям, возникшим из ощущения соприкосновения.
Сила
Способность в действии (скорее греческое energeia, чем dynamis). В особом значении применяется в механике, где силой называют то, что видоизменяет движение (или покой) тела, которое без этой силы, согласно принципу инерции, оставалось бы прямолинейным и равномерным.
Часто силу противопоставляют праву, подобно тому, как законы природы противопоставляют человеческим законам. Это справедливо. Право наиболее сильного не является правом; право наиболее слабого – силой. Поэтому нам и нужно государство – чтобы сила и право шли рука об руку.
Иногда, говоря об отваге, упоминают душевную силу. И хотя в этом выражении слово «сила» употребляется в метафорическом смысле, оно и здесь обозначает понятие, обратное инерции, т. е. возможность изменить собственное движение или собственный покой. Телу хочется убежать, но оно не убегает. Хочется уступить, но оно не уступает. Хочется ударить, но оно не ударяет. Нам кажется, что приходится поверить в существование души, и, поверив, мы снова будем совершенно правы. Вот только существует душа лишь в проявлениях отваги и воли. «Это прекрасное слово никогда не обозначает существо, – пишет Ален, – но всегда действие». Таким образом, всякая душа является и душевной силой, хотя далеко не всякая сила есть сила души.
Часто силу противопоставляют праву, подобно тому, как законы природы противопоставляют человеческим законам. Это справедливо. Право наиболее сильного не является правом; право наиболее слабого – силой. Поэтому нам и нужно государство – чтобы сила и право шли рука об руку.
Иногда, говоря об отваге, упоминают душевную силу. И хотя в этом выражении слово «сила» употребляется в метафорическом смысле, оно и здесь обозначает понятие, обратное инерции, т. е. возможность изменить собственное движение или собственный покой. Телу хочется убежать, но оно не убегает. Хочется уступить, но оно не уступает. Хочется ударить, но оно не ударяет. Нам кажется, что приходится поверить в существование души, и, поверив, мы снова будем совершенно правы. Вот только существует душа лишь в проявлениях отваги и воли. «Это прекрасное слово никогда не обозначает существо, – пишет Ален, – но всегда действие». Таким образом, всякая душа является и душевной силой, хотя далеко не всякая сила есть сила души.
Источник: Философский словарь.
СИЛА
(Kraft) — в физическом смысле способность изменять форму материальных масс, вызывать их движение, менять направление и скорость движения или приводить тело в состояние покоя. «Живая» сила (редко употребляемое теперь выражение), или действующая сила, — сила в состоянии действия, т. е., на физическом языке, «работа». «Упругостью», или скрытой силой, называется сила до тех пор, пока она бездействует, — сила в собственном смысле. Представления о силе имеют свою основу и в психике, будучи связаны с переживанием человеком внутренних напряжений («ощущение усилия»); ср. Энергия. Силы, исходящие от масс, от магнитных и электрически заряженных тел, так же как от протонов и нейтронов, образующих атомное ядро, новейшая физика включает в силовые поля, которые теория признает физической действительностью наряду с другими силами; подчас реальность силы вместе с реальностью материи исчезает за реальностью полей; см. Теория поля. Уже начиная с Аристотеля представление о силах выходит за пределы физической области — возникают понятия жизненной силы, душевной силы, силы духа, сил истории. Все эти силы составляют динамическую картину мира (см. Динамизм).
И. V. Helmholtz. Über die Erhaltung der К., 1847; Robert Mayer. Abhandlungen über die Erhaltung der K., hg. 1926; Seiler. Philos. und unbelebte Natur, 1948; M. B. Hesse. Forces and Fields. London; New York, 1961; M. Wolff. Gesch. der Impetustheorie. Unters, zum Ursprung der klass. Mechanik, 1978.
И. V. Helmholtz. Über die Erhaltung der К., 1847; Robert Mayer. Abhandlungen über die Erhaltung der K., hg. 1926; Seiler. Philos. und unbelebte Natur, 1948; M. B. Hesse. Forces and Fields. London; New York, 1961; M. Wolff. Gesch. der Impetustheorie. Unters, zum Ursprung der klass. Mechanik, 1978.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
СИЛА
немеханическая, метафизическая). Полихроносная ориентация скрытой поглощенности, являющейся комплементарной к какой-либо структуре, к самой этой структуре. Для субъективного сознания С. может предстоять только как виртуальность. В объективном также нет никаких сил. С. - всегда симптом среза или разреза существования, изменения характера вычленения части из целого.
Таким образом, комплекс сила-время-движение-структура - всегда данность недополненности по проницаемости, неохватимости целого, на границе части и ей дополнительного. Однако именно С. по своему значению является наибольшим понятийным суррогатом. Она оказывается локально здесь-теперь представляемой проекцией множественности факторов.
Субъект ощущает не те или иные внутренние психические силы, но даже в самом крайнем или экстремальном случае - только давления "сил". Утилизация этих давлений в виде актов и аффектов также оставляет любые пред-полагаемые новые силы скрытыми.
Мы вполне можем перейти от обычных феноменов к микрофеноменам, реальным, но лежащих вне обычных обыденных и научных кажимостей, однако переход к какой-либо микромоторике, микрокинестичности невозможен.
Тривиальное определение силы как меры воздействия эвристически неприемлемо. Все то, что связано с энергией, предстает как прорыв недобытия через ту или иную систему запретов, определяемую структурами конкретней данности. При этом сам прорыв канализируется определенным образом. Вопрос осложняется тем, что структуры не могут существовать ни в каком качестве, если заведомо не являются уже данной оформленностью энергетического прорыва. В некое гипотетическое абсолютное мгновение никаких структур нет - они временные порождения, а за
гранью циклов - инертные повторы.
Таким образом, комплекс сила-время-движение-структура - всегда данность недополненности по проницаемости, неохватимости целого, на границе части и ей дополнительного. Однако именно С. по своему значению является наибольшим понятийным суррогатом. Она оказывается локально здесь-теперь представляемой проекцией множественности факторов.
Субъект ощущает не те или иные внутренние психические силы, но даже в самом крайнем или экстремальном случае - только давления "сил". Утилизация этих давлений в виде актов и аффектов также оставляет любые пред-полагаемые новые силы скрытыми.
Мы вполне можем перейти от обычных феноменов к микрофеноменам, реальным, но лежащих вне обычных обыденных и научных кажимостей, однако переход к какой-либо микромоторике, микрокинестичности невозможен.
Тривиальное определение силы как меры воздействия эвристически неприемлемо. Все то, что связано с энергией, предстает как прорыв недобытия через ту или иную систему запретов, определяемую структурами конкретней данности. При этом сам прорыв канализируется определенным образом. Вопрос осложняется тем, что структуры не могут существовать ни в каком качестве, если заведомо не являются уже данной оформленностью энергетического прорыва. В некое гипотетическое абсолютное мгновение никаких структур нет - они временные порождения, а за
гранью циклов - инертные повторы.
Источник: Философский словарь
СИЛА
одно из фундаментальных понятий физики, имеющее филос. значение. Термин "С." употребляется также в метафорич. значении (С. природы, C. воли), в теологич. значении (демонич. С.), в переносном смысле (социальная С., производит. С.) и пр. В др.-греч. натурфилософии понятию С. придавалось значение первопричины движения всех вещей и явлений природы, причем природа самой С. трактовалась или как материальное явление (Фалес., Анаксимандр, Демокрит и др.), или как идеальная (Платон и др.). Аристотель своеобразно совмещал оба направления. В позднейшей натурфилософии идея нематериальной С. приняла форму представлений о бесчисленных "других" С., приводящих в движение материю (С. сродства, "жизненные С.", "психич. С." и т.д.). Позитивная роль этих представлений состояла в том, что с их помощью проводились первые исследования немеханич. явлений. Науч. содержание понятия С. получило развитие гл. обр. в экспериментальной физике (в работах Архимеда, Леонардо да Винчи, Стевина, Галилея, Декарта, Гюйгенса и др.). Качеств. и количеств. определение понятий С. и массы впервые дал Ньютон. Он положил их в основу своей механики. Понимание С. как причины движения остается незыблемым вплоть до середины 19 в. Радикальная переоценка содержания понятия С. связана с филос. осмыслением прежде всего закона инерции и закона сохранения и превращения энергии: поскольку инерциальные движения тел происходят без участия С., фактор С. уже нельзя считать причиной движения; законы сохранения показали способность материального движения переходить из одной формы в другую, не исчезая и не появляясь из ничего. Отсюда следовало, что движение является всеобщим, вечным и неуничтожимым свойством материи и потому не С., а движение – первичное понятие. Сужение филос. значения понятия С. и – главное – трудности его применения к области нек-рых физич. явлений вызвали сомнение относительно его объективного содержания. Это послужило поводом для попыток изложения физики без использования понятия С. Однако в конце 19 в. понятие С. вновь появляется в физике, но теперь уже в иной математич. форме. Исходной точкой совр. представлений о С. является понятие взаимодействия. Появление С. непосредственно определяется взаимодействием, а именно, наличием противодействия вследствие изменения состояния взаимодейств. объектов. Т.о., С. служит характеристикой (одной из мер) и н т е н с и в н о с т и (степени) взаимодействия материальных объектов. Хотя для характеристики этой интенсивности совр. физика использует также понятия энергии, импульса, действия, во мн. отношениях глубже и полнее отображающие взаимодействие материальных объектов, понятие С., несмотря на ограничение области его применимости и переоценку его роли, продолжает занимать важное место в структуре физич. знаний. Лит.: ?айнов Т. И., К истории построения "Механики без силы", "Социалистич. реконструкция и наука", 1933, вып. 1; Овчинников ?. ?., Понятия массы и энергии в их историч. развитии и филос. значении, М., 1957; Конык Г. К., Логика развития понятия "сила" в физике, "ВФ", 1962, No 8; Jammer M., Concepts of force, Camb. (Mass.), 1957. И. Ляхов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.