Санскр.) Пустота, пространство, ничто. Название нашей
объективной вселенной в смысле ее нереальности и иллюзорности.
ШУНЬЯТА
ШУНЬЯТА
Источник: Теософский словарь
ШУНЬЯТА
санскр. sunyafa — пустота, пустотность) — фундаментальная философская категория буддизма махаяны, являющаяся, во-первых, символом неописуемого абсолютного единства реальности; во-вторых, понятием, передающим значения всеобщей относительности, обусловленности, взаимосцепленности мироздания, отсутствия в нем какой бы то ни было самостоятельной, независимой сущности; в-третьих, объектом высших практик медитации. Термин «шуньята» встречается уже в супах Палийского канона, а также в текстах хинаянских школ, обозначая, как правило, отсутствие вечной души (Атман) в индивидах и нетленных начал во вселенной. В сутрах махаяны шуньята интерпретировалась как отсутствие самосущего в дхармо-частицах потока сознания, которые в хинаяне обозначали подлинную и дискретную реальность. Категорией «шуньята» стала в школе мадхьямика, планомерно подвергавшей деструкции все другие категории индийской философской мысли. Доказывая их несовершенство, недостоверность и абсурдность, Нагарджуна и его последователи тем самым обращали их в «пустые», не достойные внимания. Результаты полемико-теоретического «опустошения» сферы философского дискурса применялись в занятиях йогической медитацией, количество видов которых постоянно росло (в 8 в. было известно уже 20 видов шунъяты). Но мадхьямики и йогачары (в этом вопросе полностью разделявшие взгляды первых) вовсе не стремились установить категорию «шуньята» вместо других категорий: поскольку пустотность свойственна всему, постольку она свойственна и самой себе (или пустота пустотности).
Во всех своих аспектах шуньята изучалась и развивалась буддистами Китая, Японии, Кореи и Вьетнама. Ее дальневосточное истолкование оказало влияние на даосско-конфуцианскую философию, а также на многие формы культуры: поэзию, живопись, виды декоративного искусства и даже на мировозренческие основы восточных боевых искусств. В тибето-монгольском, в т. ч. российском, буддизме шуньята — одна из главных категорий философской теории и религиозной практики.
Во всех своих аспектах шуньята изучалась и развивалась буддистами Китая, Японии, Кореи и Вьетнама. Ее дальневосточное истолкование оказало влияние на даосско-конфуцианскую философию, а также на многие формы культуры: поэзию, живопись, виды декоративного искусства и даже на мировозренческие основы восточных боевых искусств. В тибето-монгольском, в т. ч. российском, буддизме шуньята — одна из главных категорий философской теории и религиозной практики.
Источник: Новая философская энциклопедия
ШУНЬЯТА
(санскр. sunyata–, тиб. stong pa nyid, пустота, пустотность) — краеугольная философская категория махаянского буддизма, являющаяся, во-первых, символом неописуемого абсолютного единства реальности, во-вторых, понятием, передающим значения всеобщей относительности, обусловленности, взаимосцеплённости мироздания, отсутствия в нём какой бы то ни было самостоятельной, независимой сущности, и, в-третьих, объектом высших практик медитации. Термин «Ш.» встречается уже в суттах палийского канона, а также в текстах хинаянских школ, обозначая, как правило, отсутствие вечной души (Атман) в индивидах и нетленных начал во вселенной. Так, «Маха-суньнята-сутта» («Маджджхима-никайя», 12) не только целиком посвящена понятию пустотности, но и обучает практическому её созерцанию. В сутрах Махаяны Ш. интерпретировалась как отсутствие самосущего в дхармо-частицах потока сознания, которые в Хинаяне обозначали подлинную и дискретную реальность. Категорией Ш. сделала школа мадхьямиков, планомерно подвергавших деструкции все другие категории индийской философской мысли. Доказывая их несовершенство, недостоверность и абсурдность, Нагарджуна и его последователи тем самым обращали их в «пустые», не достойные внимания. Результаты полемико-теоретического опустошения сферы философского дискурса применялись в занятиях йогической медитацией, количество видов которых постоянно росло (в VIII в. было известно уже 20 видов пустотности). Но мадхьямики и йогачары (в этом вопросе полностью разделявшие взгляды первых) вовсе не стремились установить категорию Ш. вместо других категорий: поскольку пустотность свойственна всему, она свойственна и самой себе (или пустота пустотности). Нагарджуна учил («Ратна-авали», IV, 86–87, см. Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны… C. 244–245; Он же. Буддийская классика… C. 249): «Согласно Великой колеснице, пустотность есть невозникновение (дхармочастиц), Согласно же другим [из Малой колесницы], она есть исчезновение. Почему же не усматриваете [вы] одинаковости Исчезновения и невозникновения на уровне высшей истины? // Пустотность и величие Просветлённого на уровне рассудочного знания (санскр. yukti, тиб. rigs pa) Следует рассматривать точно так же [одинаково непостижимо]. Почему же мудрецы никак не могут соединить Высказывания Великой колесницы и остальных [школ Малой колесницы]?» Согласно Аджитамитре: «Если всё пусто (лишено самосущего), то возникает вопрос: кто познаёт? Ответ на него имеет значение только с точки зрения условностей. Возможен ли он с точки зрения наивысшей цели? Об этом уже сказано (Нагарджуной), что ум пребывает в желании соединиться с наслаждением, и если он пребывает в желании постоянно, то вторым умом (т.е. чайттой), сосуществующим с первым постоянно, познается, что это желание невозможно осуществить. Считается, что два ума не возникают вместе из-за бессмысленности (такого предположения) и из-за гибельности такой связи и всего, что порождается совместно (как взаимозависимая пара), ибо в таком случае пусты и воспринимаемое умственное содержимое, и воспринимающий ум» (комментарий к «Ратна-авали», IV, 64, см. Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны… C. 239–240; Он же. Буддийская классика… C. 421). Во всех своих аспектах Ш. изучалась и развивалась буддистами Китая, Японии, Кореи и Вьетнама, более того, её дальневосточное истолкование оказало влияние на даоско-конфуцианскую философию, а также на многие формы культуры: поэзию, живопись, виды декоративного искусства и даже на мировозренческие основы восточных боевых искусств. В тибето-монгольском, в том числе российском, буддизме Ш. — одна из главных категорий философской теории и религиозной практики.