СЕРДЦЕ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Сердце
Символическое место обитания жизни, особенно – эмоциональной жизни. Эквивалент древнегреческого слова thumos (см., в частности, Платон, «Государство», IV). Сердце противопоставляется голове как месту обитания ума и утробе как месту обитания инстинктов. Тем самым сердце – неизменная метафора любви и храбрости.
У Паскаля порядок сердца и милосердия противостоит порядку плоти и порядку духа: сердце движимо своими резонами, недоступными разуму или брюху.

Источник: Философский словарь.

СЕРДЦЕ
библейское понятие, получившее дальнейшее развитие в религиозно-идеалистических учениях П.Д. Юркевича, П.А. Флоренского, Б.П. Вышеславцева и И.А. Ильина. В религиозной трактовке сердце - это средоточие душевной, духовной и телесной жизни человека. Оно объединяет в себе волю и желания. Свободный поступок и любовь совершаются как сердечные акты. В них сливается в единый поток разнообразие душевных чувств, волнений и страстей: оно радуется, печалится, болит, испытывает смущение и смятение. Сердце одновременно и центр нравственной жизни, в нем коренится любовь к Богу и людям; оно же является источником гнева, злобы ненависти и т.д. Сердце зависит от телесного самочувствования, и, наоборот, сердечная боль может угрожать здоровью и самой жизни человека. Сердце объединяет чувственное и рациональное, природное и культурное, мужское и женское, плотское и духовное. Сердце как источник духовной любви делает человека способным к созерцанию, то есть духовному видению, способному углублять наше чувственное зрение в познании сущности вещей. Созерцанию свойственна интенционалъностъ, оно сродни фантазии.

Источник: Тематический философский словарь

СЕРДЦЕ
(Herz) — помимо своего анатомического значения как центрального органа кровообращения, еще с древних времен воспринималось как местонахождение чувств, религиозных ощущений и мужества, Эмпедокл представлял сердце даже как местонахождение мыслительной силы. Согласно Аристотелю, сердце «неподвижный двигатель» тела, а также средоточие жизни; кроме того, выросшее семя отца, т. е. источник возникновения жизни. Это противоречило учению школы Гиппократа, которая считала, что источником жизни является мозг. По учению Августина Бог «написал» свой закон в сердце человека. У Паскаля сердце выступает как особый орган внутренних ощущений; оно является принципом непосредственной достоверности как философского, так и религиозного познания и, кроме того, вечной закономерностью («ordre du coeur», «logique du coeur» — «порядок сердца», «логика сердца») испытывания чувств любви, ненависти, которая ни в коей мере не сводится к интеллектуальной логике, но всегда носит субъективный характер. Спор об истинном «местонахождении» жизни тянется через всю историю натурфилософии вплоть до романтизма, и даже тогда (например, у Окена) сердце продолжает рассматриваться как местонахождение жизни.
R. Unger. Das Wort Herz und seine Begriffssphäre bei Novalis, 1937; F. Vonessen. Das Herz im Umkreis des Denkens, 1969.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

СЕРДЦЕ
символ человеческих взаимоотношений, любви между представителями различных полов, жизни вообще — как в физиологическом, так и духовном плане. Сердце — своеобразный барометр переживаний человека, изменений в его душе, вызываемых факторами внешнего и внутреннего характера. Предмет обыгрывания в творческих произведениях, сердце остается еще и предметом внимания со стороны исследователей, изучающих причины жизненного долголетия или, наоборот, скоропостижных смертей, вызванных нарушениями сердечных циклов. Сердце всегда оставалось объектом изучения и со стороны хиромантов, усматривающих в сердечных ритмах некие скрытые смысловые особенности, предопределяющие судьбу, объясняющие прошлое и настоящее того или иного человека. Существует огромное множество графических изображений сердца в зависимости от той или иной тематики, многие из которых служат символами для обозначения особенностей рода практической деятельности. Например, графическое изображение сердца, пронзенного стрелой, присуще заведениям, действующим в сфере интимных услуг. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997. Мифологический словарь. М., 1991; Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1993.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Сердце
(Heart).
Библейская психология. В иудаизме и христианстве представления о природе человека развивались в религиозном ключе; в Библии нет систематической научной психологии. Тем не менее стоит выделить некрые фундаментальные библейские идеи. (1) В ВЗ акцент сделан не на отдельной, а скорее на корпоративной личности, однако (2) А. Р. Джонсон показал, что одно из главных свойств в.з. антропологии  сознание человеческой целостности. В ВЗ человек не делится на тело и душу, а являет собой единую живую силу, целостный психофизический организм. (3) Евреи считали, что на человека воздействуют внешние силы  через злых духов, дьявола или Духа Божьего; в современной психологии акцент переместился на динамические факторы, действующие внутри человека (хотя в настоящее время внимание ученых вновь привлекли силы окружающего мира как возможные факторы, влияющие на человеческое поведение). (4) Изучение отдельных слов в ВЗ и НЗ с исчерпывающей полнотой объясняет основные представления о человеке, распространенные в иудаизме и христианстве.
В ВЗ. В ВЗ понятие "сердце" выражают слова lib и lebab. В обобщенном смысле сердце  это средоточие, сокровеннейшая часть чеголибо: сердце морей (Пс 45:3); небес (Втор 4:11,  в синод, пер.: "до самых небес "); дуба (2 Цар 18:14).
В физиологическом смысле сердце  главный орган человека, средоточие его физической жизни. Так, сердце Иакова "смутилось" (Быт 45:26); сердце Илии "трепетало" (1 Цар4:13).
Как и другие антропологические терминыВЗ, "сердце" часто имеет психологическое значение  это центр внутренней жизни человека, источник побуждений, средоточие страстей и процессов мышления, источник сознания. Сердце ассоциируется с тем, что сейчас называется познавательной, эмоциональной и волевой сферами человеческой жизни.
В этом отношении очень показательна Книга Притч. Из нее явствует, что сердце  средоточие мудрости (2:10); веры (или уверенности) (3:5); усердия (4:23); порочности (6:14); злых помыслов (6:18); похоти (6:25); коварства (7:10); разумения (8:5); обмана (12:20); глупости (12:23); тоски (12:25); горечи (14:10); боли (14:13); отступничества (14:14); веселья (15:13); знания (15:14); радости (15:30); надменности (16:5); превозношения (18:12); благоразумия (18:15); капризности (19:3); зависти (23:17).
В НЗ. В НЗ употребляется слово кагdia. Оно тоже имеет широкое психологическое и духовное значение. Господь подчеркивает роль сердца в жизни человека. Чистые сердцем узрят Бога (Мф 5:8); грех совершается сначала в сердце (Мф 5:28); из сердца исходят злые помыслы и дела (Мф 15:19); прощать нужно от сердца (Мф 18:35); человек должен возлюбить Бога всем сердцем (Мф 22:37); слово Божье сеется и должно приносить плод в сердце (Лк 8:1115).
Сходным образом употребляет слово kardia an. Павел. Г.У. Робинсон подсчитал, что у ап. Павла в пятнадцати случаях сердце означает склад личности или внутреннююжизнь(напр., 1 Кор 14:25); в тринадцати  средоточие ощущений и переживаний (Рим 9:2); в одиннадцати средоточие умственной жизни (Рим 1:21); в тринадцати  средоточие воли (Рим 2:5). Чтобы полнее раскрыть свои представления о человеке, ап. Павел употребляет и другие слова: "ум", "душа", "дух", но, в целом, можно сказать, что н.з. слово kardia выражает и углубляет в.з. идеи, связанные с 1еЬ и lebab.
Евангелие обновленного сердца. Поскольку сердце центр внутренней жизни, источник всех желаний, побуждений и моральных критериев, т.е. всех аспектов человеческого поведения, Бог в обоих Заветах обращается именно к человеческому "сердцу".
Рассмотрим ключевые аспекты этой темы. В иудаизме сердце источник злых помышлений (Быт 6:5); оно поражено грехом, "лукаво и крайне испорчено" (Иер 17:110). Но Бог может очистить (Пс 50:10) и обновить сердце (Иез 36:26), написать на нем свой закон (Иер 31:33). Бог испытывает (Рим 8:27) и 03аряет "сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа" (2 Кор4:6). Чистые сердцем видят Бога (Мф 5:8). В ВЗ, в НЗ и в раввинистических сочинениях сердце человека, сокровеннейшие тайники его существа просвещаются, очищаются и обновляются словом Божьим. Тогда наступает внутреннее возрождение, или новое рождение.
Заключение. Представления о центральной роли сердца, высказанные в древнееврейской и христианской литературе, могут послужить уроком для современной психологии. Древние авторы полагали, что на человека действуют внешние силы, но при этом ясно сознавали, что нравственная и духовная брань ведется именно в сердце. Поэтому в своей молитве псалмопевец восклицает: " Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня... Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!" (Пс 18:13,15).
О. R. Brandon (пер. А. К.) Библиография: R. Bultmann, Theology of the NT, 1,22027; A. R. Johnson, The Vitality of the Individual in the Thought of Ancient Israel; W. D. Stacy, The Pauline View of Man; L. S. Thornton, The Comтоп Life in the Body of Christ; T. Sorg, NIDNTT, II, 180 ff.; R.Jewett, Pauls Anthropological Terms; F. Baumgartel et al., TDNT, III, 605 ff.; K. Rahner, Theological Investigations, 111,321 ff.
См. также: Человек (учение о hem).

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
409.13 кб

Многоаспектность понятия «Сердце» в философии Г. С. Сковороды

Голомонзина Виктория Викторовна
Анализируется философия сердца Г. С. Сковороды как одна из главных его антропологических идей. Сковорода представлен создателем метафизики сердца, которая стала важной составной частью русской философии.
Читать PDF
202.45 кб

Сердце как средство метанаучного познания космической Реальности

Лебеденко А. А.
Взаимодействие человека и Космоса в процессе познания. Космические истоки мифологической мысли. Восточные философские традиции о роли сердца в познании; метанаучные подходы к понятию сердца в русской философии.
Читать PDF
475.75 кб

Сердце тьмы: травматическая инклюзия

Неклесса Александр Иванович
Определена закономерность генезиса квазисуверенных территорий как постколониальных «травматических инклюзий», неспособных конструктивно вписаться в глобальный цивилизационный текст; выявлена социокультурная тенденция формирования
Читать PDF
391.22 кб

Ал-Газали. «о сердце человека, знании рациональном и религиозном и о причине ограниченности людей в

Насыров Ильшат Рашитович
Читать PDF
151.58 кб

Сердце как антропологический и культурологический феномен

Хубулава Григорий Геннадьевич
Статья посвящена анализу образа сердца в истории культуры и сердца как метонимии чувствования и понимания.
Читать PDF
221.57 кб

Сердце – средство метанаучного познания космической реальности

Лебеденко А. А.
Особенности процесса познания и системы сознания в истории развития человеческой мысли. Роль и место сердца в познании, отличия в западной, восточной и русской философской традициях.
Читать PDF
420.35 кб

Заметки о христианском сердце

Козлова Светлана Борисовна
Обзорно-аналитическая статья посвящена исследованию роли сердца с точки зрения философско-богословского антропологического синтеза с целью отражения диалектической взаимосвязи внутренних свойств человека, трансцендирующих к Абсолю
Читать PDF
273.30 кб

Российская традиция философии сердца и западная теория эмоциональной культуры

Хвастунова Юлия Викторовна
Исследуются современные представления в области философской гносеологии.
Читать PDF
642.92 кб

Этические измерения феномена сердца в отечественой философской культуре

Калугина С. А.
В статье обосновывается идея о том, что этика сердца является главной типологической характеристикой русской философской традиции. Очерковый характер основных философских концепций XIX-XX вв.
Читать PDF
311.04 кб

Между верой сердца и благочестием разума: как Кант не стал философом откровения

Судаков Андрей Константинович
На основе анализа первого раздела «Религии в пределах только разума» Канта предпринимается попытка показать, что в Kантовой философии религии, наряду с бросающейся в глаза перспективой автономистически-просвещенческой «религии раз
Читать PDF
153.61 кб

2007. 03. 032. Лебеденко А. А. Философия сердца в концепции гуманной педагогики. - М. : МГПУ, 2005.

Ремезова И. И.
Читать PDF
702.82 кб

«Лун мэнь синь фа» («Закон сердца/сознания традиции Лунмэнь»)

Ленков Павел Дмитриевич
Предисловие, перевод 1-й главы текста, примечания П.Д. Ленкова
Читать PDF
0.00 байт

Философия сердца, света и любви Б. П. Вышеславцева

Юсупова Ф. Н.
В статье дается философское понятие таинственной сущности человека через познание всей иерархической структуры ступеней бытия.
Читать PDF
209.02 кб

«Метафизика сердца» в европейской мысли: от византийского исихазма до философии Блеза Паскаля

Юсупова Ф. Н.
Статья посвящена анализу «метафизики сердца» в европейской философской мысли от византийского исихазма до учения выдающегося французского мыслителя Б.Паскаля.
Читать PDF
116.61 кб

Философия сердца Григория Сковороды: концепция цельности человека и мира

Лебеденко Анатолий Андреевич
Страницы биографии подвижника, мыслителя, учёного, поэта, музыканта и просветителя Г.С.Сковороды.

Похожие термины:

  • СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА

    - его духовное средоточие и глубинная сущность, "орган" высшего ведения и богопознания, сверхразумный исток желаний, мыслей и действий. "Высшие истины достигаются простыми и чистыми сердцами, а не д
  • СИНЬ-сердце

    кит., буквально— душа, дух, интеллект, мысль, разум, рассудок; желания, намерения, настроение; воля, устремленность; центр, сердцевина, середина) — категория традиционной китайской философии, получи
  • СВЯЩЕННОЕ СЕРДЦЕ

    В Египте - сердце Гора; в Вавилоне - бога Бэла; и растерзанное сердце Вакха в Греции и других местах. Его символом служила persea. Грушеподобные контуры ее плода и, особенно, ее сердцевины по форме напом
  • Сердце Христа

    Культ Сердца Христова возник относительно поздно, во Франции в XVII в., когда проповедники стали трактовать о пресвятом Сердце Христа. Одна нормандская крестьянка имела видение, в котором ей предст
  • НАРОДНОЕ СЕРДЦЕ

    (кит. минь синь) - понятие китайской этики, означающее особый тип интуитивного морального чувства, присущего народу (минь) как коллективному индивиду и постоянно пребывающего в его «сердце-уме» (си
  • ПОЮЩЕЕ СЕРДЦЕ: КНИГА ТИХИХ СОЗЕРЦАНИЙ

    произведение И.А.Ильина, изд. в Мюнхене (1958). В кон. 30-х - нач. 40-х гг. Ильиным были написаны три книги на нем. яз., связанные единым замыслом и внутренним содержанием: «Ich schaue ins Leben: Ein Buch dcr Besinnung» («Я всмат
  • СЕРДЦА МЕТАФИЗИКА

    духовное узрение феномена сердца и последующие размышления о нем в своеобразной метафизической форме. В рус. культуре, включая и философию, С. рассматривается как чрезвычайно насыщенный многообр
  • ТРИ СЕРДЦА

    распространенная даосская метафора, характеризующая три этапа процесса «внутренней алхимии» (см. Нэй-гун). Адепт, приступающий к духовному самосовершенствованию, обладает «человеческим» (или «бе
  • СУТРА СЕРДЦА

    (санскр. Hrdaya-sutra, тиб. snying kha mdo) — популярное название одного из коренных текстов не только ранней Махаяны, но и всех школ Великой колесницы. Сегодня она ежедневно распевается и читается как в традиц