Символическое место обитания жизни, особенно – эмоциональной жизни. Эквивалент древнегреческого слова thumos (см., в частности, Платон, «Государство», IV). Сердце противопоставляется голове как месту обитания ума и утробе как месту обитания инстинктов. Тем самым сердце – неизменная метафора любви и храбрости.
У Паскаля порядок сердца и милосердия противостоит порядку плоти и порядку духа: сердце движимо своими резонами, недоступными разуму или брюху.
СЕРДЦЕ
Сердце
Источник: Философский словарь.
СЕРДЦЕ
библейское понятие, получившее дальнейшее развитие в религиозно-идеалистических учениях П.Д. Юркевича, П.А. Флоренского, Б.П. Вышеславцева и И.А. Ильина. В религиозной трактовке сердце - это средоточие душевной, духовной и телесной жизни человека. Оно объединяет в себе волю и желания. Свободный поступок и любовь совершаются как сердечные акты. В них сливается в единый поток разнообразие душевных чувств, волнений и страстей: оно радуется, печалится, болит, испытывает смущение и смятение. Сердце одновременно и центр нравственной жизни, в нем коренится любовь к Богу и людям; оно же является источником гнева, злобы ненависти и т.д. Сердце зависит от телесного самочувствования, и, наоборот, сердечная боль может угрожать здоровью и самой жизни человека. Сердце объединяет чувственное и рациональное, природное и культурное, мужское и женское, плотское и духовное. Сердце как источник духовной любви делает человека способным к созерцанию, то есть духовному видению, способному углублять наше чувственное зрение в познании сущности вещей. Созерцанию свойственна интенционалъностъ, оно сродни фантазии.
Источник: Тематический философский словарь
СЕРДЦЕ
(Herz) — помимо своего анатомического значения как центрального органа кровообращения, еще с древних времен воспринималось как местонахождение чувств, религиозных ощущений и мужества, Эмпедокл представлял сердце даже как местонахождение мыслительной силы. Согласно Аристотелю, сердце «неподвижный двигатель» тела, а также средоточие жизни; кроме того, выросшее семя отца, т. е. источник возникновения жизни. Это противоречило учению школы Гиппократа, которая считала, что источником жизни является мозг. По учению Августина Бог «написал» свой закон в сердце человека. У Паскаля сердце выступает как особый орган внутренних ощущений; оно является принципом непосредственной достоверности как философского, так и религиозного познания и, кроме того, вечной закономерностью («ordre du coeur», «logique du coeur» — «порядок сердца», «логика сердца») испытывания чувств любви, ненависти, которая ни в коей мере не сводится к интеллектуальной логике, но всегда носит субъективный характер. Спор об истинном «местонахождении» жизни тянется через всю историю натурфилософии вплоть до романтизма, и даже тогда (например, у Окена) сердце продолжает рассматриваться как местонахождение жизни.
R. Unger. Das Wort Herz und seine Begriffssphäre bei Novalis, 1937; F. Vonessen. Das Herz im Umkreis des Denkens, 1969.
R. Unger. Das Wort Herz und seine Begriffssphäre bei Novalis, 1937; F. Vonessen. Das Herz im Umkreis des Denkens, 1969.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
СЕРДЦЕ
символ человеческих взаимоотношений, любви между представителями различных полов, жизни вообще — как в физиологическом, так и духовном плане. Сердце — своеобразный барометр переживаний человека, изменений в его душе, вызываемых факторами внешнего и внутреннего характера. Предмет обыгрывания в творческих произведениях, сердце остается еще и предметом внимания со стороны исследователей, изучающих причины жизненного долголетия или, наоборот, скоропостижных смертей, вызванных нарушениями сердечных циклов. Сердце всегда оставалось объектом изучения и со стороны хиромантов, усматривающих в сердечных ритмах некие скрытые смысловые особенности, предопределяющие судьбу, объясняющие прошлое и настоящее того или иного человека. Существует огромное множество графических изображений сердца в зависимости от той или иной тематики, многие из которых служат символами для обозначения особенностей рода практической деятельности. Например, графическое изображение сердца, пронзенного стрелой, присуще заведениям, действующим в сфере интимных услуг. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997. Мифологический словарь. М., 1991; Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1993.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия
Сердце
(Heart).
Библейская психология. В иудаизме и христианстве представления о природе человека развивались в религиозном ключе; в Библии нет систематической научной психологии. Тем не менее стоит выделить некрые фундаментальные библейские идеи. (1) В ВЗ акцент сделан не на отдельной, а скорее на корпоративной личности, однако (2) А. Р. Джонсон показал, что одно из главных свойств в.з. антропологии сознание человеческой целостности. В ВЗ человек не делится на тело и душу, а являет собой единую живую силу, целостный психофизический организм. (3) Евреи считали, что на человека воздействуют внешние силы через злых духов, дьявола или Духа Божьего; в современной психологии акцент переместился на динамические факторы, действующие внутри человека (хотя в настоящее время внимание ученых вновь привлекли силы окружающего мира как возможные факторы, влияющие на человеческое поведение). (4) Изучение отдельных слов в ВЗ и НЗ с исчерпывающей полнотой объясняет основные представления о человеке, распространенные в иудаизме и христианстве.
В ВЗ. В ВЗ понятие "сердце" выражают слова lib и lebab. В обобщенном смысле сердце это средоточие, сокровеннейшая часть чеголибо: сердце морей (Пс 45:3); небес (Втор 4:11, в синод, пер.: "до самых небес "); дуба (2 Цар 18:14).
В физиологическом смысле сердце главный орган человека, средоточие его физической жизни. Так, сердце Иакова "смутилось" (Быт 45:26); сердце Илии "трепетало" (1 Цар4:13).
Как и другие антропологические терминыВЗ, "сердце" часто имеет психологическое значение это центр внутренней жизни человека, источник побуждений, средоточие страстей и процессов мышления, источник сознания. Сердце ассоциируется с тем, что сейчас называется познавательной, эмоциональной и волевой сферами человеческой жизни.
В этом отношении очень показательна Книга Притч. Из нее явствует, что сердце средоточие мудрости (2:10); веры (или уверенности) (3:5); усердия (4:23); порочности (6:14); злых помыслов (6:18); похоти (6:25); коварства (7:10); разумения (8:5); обмана (12:20); глупости (12:23); тоски (12:25); горечи (14:10); боли (14:13); отступничества (14:14); веселья (15:13); знания (15:14); радости (15:30); надменности (16:5); превозношения (18:12); благоразумия (18:15); капризности (19:3); зависти (23:17).
В НЗ. В НЗ употребляется слово кагdia. Оно тоже имеет широкое психологическое и духовное значение. Господь подчеркивает роль сердца в жизни человека. Чистые сердцем узрят Бога (Мф 5:8); грех совершается сначала в сердце (Мф 5:28); из сердца исходят злые помыслы и дела (Мф 15:19); прощать нужно от сердца (Мф 18:35); человек должен возлюбить Бога всем сердцем (Мф 22:37); слово Божье сеется и должно приносить плод в сердце (Лк 8:1115).
Сходным образом употребляет слово kardia an. Павел. Г.У. Робинсон подсчитал, что у ап. Павла в пятнадцати случаях сердце означает склад личности или внутреннююжизнь(напр., 1 Кор 14:25); в тринадцати средоточие ощущений и переживаний (Рим 9:2); в одиннадцати средоточие умственной жизни (Рим 1:21); в тринадцати средоточие воли (Рим 2:5). Чтобы полнее раскрыть свои представления о человеке, ап. Павел употребляет и другие слова: "ум", "душа", "дух", но, в целом, можно сказать, что н.з. слово kardia выражает и углубляет в.з. идеи, связанные с 1еЬ и lebab.
Евангелие обновленного сердца. Поскольку сердце центр внутренней жизни, источник всех желаний, побуждений и моральных критериев, т.е. всех аспектов человеческого поведения, Бог в обоих Заветах обращается именно к человеческому "сердцу".
Рассмотрим ключевые аспекты этой темы. В иудаизме сердце источник злых помышлений (Быт 6:5); оно поражено грехом, "лукаво и крайне испорчено" (Иер 17:110). Но Бог может очистить (Пс 50:10) и обновить сердце (Иез 36:26), написать на нем свой закон (Иер 31:33). Бог испытывает (Рим 8:27) и 03аряет "сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа" (2 Кор4:6). Чистые сердцем видят Бога (Мф 5:8). В ВЗ, в НЗ и в раввинистических сочинениях сердце человека, сокровеннейшие тайники его существа просвещаются, очищаются и обновляются словом Божьим. Тогда наступает внутреннее возрождение, или новое рождение.
Заключение. Представления о центральной роли сердца, высказанные в древнееврейской и христианской литературе, могут послужить уроком для современной психологии. Древние авторы полагали, что на человека действуют внешние силы, но при этом ясно сознавали, что нравственная и духовная брань ведется именно в сердце. Поэтому в своей молитве псалмопевец восклицает: " Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня... Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!" (Пс 18:13,15).
О. R. Brandon (пер. А. К.) Библиография: R. Bultmann, Theology of the NT, 1,22027; A. R. Johnson, The Vitality of the Individual in the Thought of Ancient Israel; W. D. Stacy, The Pauline View of Man; L. S. Thornton, The Comтоп Life in the Body of Christ; T. Sorg, NIDNTT, II, 180 ff.; R.Jewett, Pauls Anthropological Terms; F. Baumgartel et al., TDNT, III, 605 ff.; K. Rahner, Theological Investigations, 111,321 ff.
См. также: Человек (учение о hem).
Библейская психология. В иудаизме и христианстве представления о природе человека развивались в религиозном ключе; в Библии нет систематической научной психологии. Тем не менее стоит выделить некрые фундаментальные библейские идеи. (1) В ВЗ акцент сделан не на отдельной, а скорее на корпоративной личности, однако (2) А. Р. Джонсон показал, что одно из главных свойств в.з. антропологии сознание человеческой целостности. В ВЗ человек не делится на тело и душу, а являет собой единую живую силу, целостный психофизический организм. (3) Евреи считали, что на человека воздействуют внешние силы через злых духов, дьявола или Духа Божьего; в современной психологии акцент переместился на динамические факторы, действующие внутри человека (хотя в настоящее время внимание ученых вновь привлекли силы окружающего мира как возможные факторы, влияющие на человеческое поведение). (4) Изучение отдельных слов в ВЗ и НЗ с исчерпывающей полнотой объясняет основные представления о человеке, распространенные в иудаизме и христианстве.
В ВЗ. В ВЗ понятие "сердце" выражают слова lib и lebab. В обобщенном смысле сердце это средоточие, сокровеннейшая часть чеголибо: сердце морей (Пс 45:3); небес (Втор 4:11, в синод, пер.: "до самых небес "); дуба (2 Цар 18:14).
В физиологическом смысле сердце главный орган человека, средоточие его физической жизни. Так, сердце Иакова "смутилось" (Быт 45:26); сердце Илии "трепетало" (1 Цар4:13).
Как и другие антропологические терминыВЗ, "сердце" часто имеет психологическое значение это центр внутренней жизни человека, источник побуждений, средоточие страстей и процессов мышления, источник сознания. Сердце ассоциируется с тем, что сейчас называется познавательной, эмоциональной и волевой сферами человеческой жизни.
В этом отношении очень показательна Книга Притч. Из нее явствует, что сердце средоточие мудрости (2:10); веры (или уверенности) (3:5); усердия (4:23); порочности (6:14); злых помыслов (6:18); похоти (6:25); коварства (7:10); разумения (8:5); обмана (12:20); глупости (12:23); тоски (12:25); горечи (14:10); боли (14:13); отступничества (14:14); веселья (15:13); знания (15:14); радости (15:30); надменности (16:5); превозношения (18:12); благоразумия (18:15); капризности (19:3); зависти (23:17).
В НЗ. В НЗ употребляется слово кагdia. Оно тоже имеет широкое психологическое и духовное значение. Господь подчеркивает роль сердца в жизни человека. Чистые сердцем узрят Бога (Мф 5:8); грех совершается сначала в сердце (Мф 5:28); из сердца исходят злые помыслы и дела (Мф 15:19); прощать нужно от сердца (Мф 18:35); человек должен возлюбить Бога всем сердцем (Мф 22:37); слово Божье сеется и должно приносить плод в сердце (Лк 8:1115).
Сходным образом употребляет слово kardia an. Павел. Г.У. Робинсон подсчитал, что у ап. Павла в пятнадцати случаях сердце означает склад личности или внутреннююжизнь(напр., 1 Кор 14:25); в тринадцати средоточие ощущений и переживаний (Рим 9:2); в одиннадцати средоточие умственной жизни (Рим 1:21); в тринадцати средоточие воли (Рим 2:5). Чтобы полнее раскрыть свои представления о человеке, ап. Павел употребляет и другие слова: "ум", "душа", "дух", но, в целом, можно сказать, что н.з. слово kardia выражает и углубляет в.з. идеи, связанные с 1еЬ и lebab.
Евангелие обновленного сердца. Поскольку сердце центр внутренней жизни, источник всех желаний, побуждений и моральных критериев, т.е. всех аспектов человеческого поведения, Бог в обоих Заветах обращается именно к человеческому "сердцу".
Рассмотрим ключевые аспекты этой темы. В иудаизме сердце источник злых помышлений (Быт 6:5); оно поражено грехом, "лукаво и крайне испорчено" (Иер 17:110). Но Бог может очистить (Пс 50:10) и обновить сердце (Иез 36:26), написать на нем свой закон (Иер 31:33). Бог испытывает (Рим 8:27) и 03аряет "сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа" (2 Кор4:6). Чистые сердцем видят Бога (Мф 5:8). В ВЗ, в НЗ и в раввинистических сочинениях сердце человека, сокровеннейшие тайники его существа просвещаются, очищаются и обновляются словом Божьим. Тогда наступает внутреннее возрождение, или новое рождение.
Заключение. Представления о центральной роли сердца, высказанные в древнееврейской и христианской литературе, могут послужить уроком для современной психологии. Древние авторы полагали, что на человека действуют внешние силы, но при этом ясно сознавали, что нравственная и духовная брань ведется именно в сердце. Поэтому в своей молитве псалмопевец восклицает: " Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня... Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!" (Пс 18:13,15).
О. R. Brandon (пер. А. К.) Библиография: R. Bultmann, Theology of the NT, 1,22027; A. R. Johnson, The Vitality of the Individual in the Thought of Ancient Israel; W. D. Stacy, The Pauline View of Man; L. S. Thornton, The Comтоп Life in the Body of Christ; T. Sorg, NIDNTT, II, 180 ff.; R.Jewett, Pauls Anthropological Terms; F. Baumgartel et al., TDNT, III, 605 ff.; K. Rahner, Theological Investigations, 111,321 ff.
См. также: Человек (учение о hem).
Источник: Теологический энциклопедический словарь