СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
(от франц. sentiment — чувство) — художественное направление, характеризующееся вниманием к душевной жизни человека, особой чувствительностью и идеализированным изображением людей, жизненных ситуаций, природы.
Сентиментализм
фр. sentiment – чувство) – направление в литературе и искусстве 2-й половины ХVIII – нач. ХIХ вв. Возник как реакция на промышленный переворот ХVIII в. в Англии, а затем во всех европейских странах. Провозглашал культ естественного чувства природы, идеалистической патриархальной деревни, апеллировал к религиозному чувству. Воспевал тихие радости семейной жизни, воспитывал у читателей чувствительность, которая якобы способна устранить всякую несправедливость.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
(от фр. sentiment - чувство) – течение в европейской и американской литературе и искусстве второй пол. 18 – нач. 19 века. Отталкиваясь от просветительского рационализма объявил доминантой «человеческой природы» не разум, а чувство, путь к идеальной личности, высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Отсюда больший демократизм и открытие сентиментализма богатого духовного мира простолюдина. Сентиментализм предваряет романтизм, но в отличие от романтизма связан с просветительскими идеями. Главные представители: С.Ричардсон, Л.Голдсмит, Т.Смоллетт; в России вершина сентиментализма – «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
фр. sentiment — чувство) — художественный метод, возникший в Англии в середине 18 в. и получивший распространение гл. обр. в европейской литературе (Дж. Ричардсон, Л. Стерн — в Англии; Руссо, Л. С. Мерсье — во Франции; Гердер, Жан Поль — в Германии; Н. М. Карамзин и ранний В. А. Жуковский—в России). Будучи последним этапом в развитии Просвещения, С. по своему идейному содержанию и художественным особенностям противостоял классицизму. В С. нашли свое выражение общественные устремления и настроения демократической части “третьего сословия”, ее протест против феодальных пережитков, против усиливающегося социального неравенства и нивелирования личности в складывающемся буржуазном об-ве. Но эти прогрессивные тенденции С. существенно ограничивались его эстетическим кредо: идеализацией естественной жизни на лоне природы, как свободной от всякого принуждения и угнетения, лишенной пороков цивилизации; антирационализмом.
Источник: Философский энциклопедический словарь
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
от фр. senti ment — чувство) — худож. течение в западноевроп., амер. и рус. лит-ре, изобразительном искусстве и музыке, сложившееся в конце эпохи Просвещения (Просвещения эстетика). Идейные предпосылки С,— разочарование в позитивной роли цивилизации, сомнения в самой возможности «царства разума», декларируемого идеологами Просвещения. В Англии, в связи с опережающим развитием буржуазных отношений, черты С. обнаруживаются уже в 30— 40-х гг. XVIII в. (С, Ричардсон, Л. Стерн, О. Голдсмит, Т. Дж. Смоллетт, Дж. Рейнольдс, Т. Гейнсборо); во Франции — в период подготовки и особенно после поражения буржуазной революции (Руссо, Дидро, Ж. Б. Грез, Ж. О. Фрагонар). Рус, С. опосредствованно отразил наступление внутриполитической реакции и разочарованность в результатах фр. буржуазной революции. С. противопоставил разуму культ чувства, отводя ему главенствующую роль в познании и творчестве. В этом смысле кредо С. точно передают слова Руссо: «Разум может ошибаться, чувство— никогда». Эстетические принципы С. не нашли законченного и целостного выражения в теории; не выработал он и собственного творческого метода, проявляясь в иск-ве как особое умонастроение: меланхолическая мечтательность, склонность к уединенным размышлениям, чувствительность. Обращаясь к картинам природы и «естественной» жизни поселян, художники обнаруживают там гармонию, простоту и чистоту нравов, противопоставляя эти качества испорченности цивилизованного об-ва. Будучи одним из течений в рамках позднего Просвещения, С., в сущности, не противоречит др. худож. направлениям той эпохи: классицизму, просветительскому реализму, раннему романтизму. С классицизмом С. сближает утверждение должного как существующего, рационализм худож. мышления, хотя характер утверждаемого С. эстетического идеала — антитеза действенной, героической, ориентированной на античность образности классицизма. Стилистика С. тяготеет к динамичным формам барокко. С просветительским реализмом его сближает интерес к «простой» натуре, искренность переживаний, стремление к естественности выражения. Рус. С. родствен просветительскому реализму в обращении к темам народной жизни и национальной истории (Карамзин). В исторической перспективе С.— предшественник романтизма, его первая историческая фаза. Родство с романтизмом проявляется в перенесении внимания на индивидуальное состояние духа, интерес к сложным характерам, изменчивым переживаниям. Истоки иск-ва приверженцы С., как и романтики, ищут не в культуре и разуме, а в стихийно-творческих силах природы, носителем к-рых выступает поэт-художник.
Источник: Эстетика: Словарь