СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
(от франц. sentiment — чувство) — художественное направление, характеризующееся вниманием к душевной жизни человека, особой чувствительностью и идеализированным изображением людей, жизненных ситуаций, природы.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Сентиментализм
фр. sentiment – чувство) – направление в литературе и искусстве 2-й половины ХVIII – нач. ХIХ вв. Возник как реакция на промышленный переворот ХVIII в. в Англии, а затем во всех европейских странах. Провозглашал культ естественного чувства природы, идеалистической патриархальной деревни, апеллировал к религиозному чувству. Воспевал тихие радости семейной жизни, воспитывал у читателей чувствительность, которая якобы способна устранить всякую несправедливость.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
(от фр. sentiment - чувство) – течение в европейской и американской литературе и искусстве второй пол. 18 – нач. 19 века. Отталкиваясь от просветительского рационализма объявил доминантой «человеческой природы» не разум, а чувство, путь к идеальной личности, высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Отсюда больший демократизм и открытие сентиментализма богатого духовного мира простолюдина. Сентиментализм предваряет романтизм, но в отличие от романтизма связан с просветительскими идеями. Главные представители: С.Ричардсон, Л.Голдсмит, Т.Смоллетт; в России вершина сентиментализма – «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
фр. sentiment — чувство) — художественный метод, возникший в Англии в середине 18 в. и получивший распространение гл. обр. в европейской литературе (Дж. Ричардсон, Л. Стерн — в Англии; Руссо, Л. С. Мерсье — во Франции; Гердер, Жан Поль — в Германии; Н. М. Карамзин и ранний В. А. Жуковский—в России). Будучи последним этапом в развитии Просвещения, С. по своему идейному содержанию и художественным особенностям противостоял классицизму. В С. нашли свое выражение общественные устремления и настроения демократической части “третьего сословия”, ее протест против феодальных пережитков, против усиливающегося социального неравенства и нивелирования личности в складывающемся буржуазном об-ве. Но эти прогрессивные тенденции С. существенно ограничивались его эстетическим кредо: идеализацией естественной жизни на лоне природы, как свободной от всякого принуждения и угнетения, лишенной пороков цивилизации; антирационализмом.

Источник: Философский энциклопедический словарь

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
от фр. senti ment — чувство) — худож. течение в западноевроп., амер. и рус. лит-ре, изобразительном искусстве и музыке, сложившееся в конце эпохи Просвещения (Просвещения эстетика). Идейные предпосылки С,— разочарование в позитивной роли цивилизации, сомнения в самой возможности «царства разума», декларируемого идеологами Просвещения. В Англии, в связи с опережающим развитием буржуазных отношений, черты С. обнаруживаются уже в 30— 40-х гг. XVIII в. (С, Ричардсон, Л. Стерн, О. Голдсмит, Т. Дж. Смоллетт, Дж. Рейнольдс, Т. Гейнсборо); во Франции — в период подготовки и особенно после поражения буржуазной революции (Руссо, Дидро, Ж. Б. Грез, Ж. О. Фрагонар). Рус, С. опосредствованно отразил наступление внутриполитической реакции и разочарованность в результатах фр. буржуазной революции. С. противопоставил разуму культ чувства, отводя ему главенствующую роль в познании и творчестве. В этом смысле кредо С. точно передают слова Руссо: «Разум может ошибаться, чувство— никогда». Эстетические принципы С. не нашли законченного и целостного выражения в теории; не выработал он и собственного творческого метода, проявляясь в иск-ве как особое умонастроение: меланхолическая мечтательность, склонность к уединенным размышлениям, чувствительность. Обращаясь к картинам природы и «естественной» жизни поселян, художники обнаруживают там гармонию, простоту и чистоту нравов, противопоставляя эти качества испорченности цивилизованного об-ва. Будучи одним из течений в рамках позднего Просвещения, С., в сущности, не противоречит др. худож. направлениям той эпохи: классицизму, просветительскому реализму, раннему романтизму. С классицизмом С. сближает утверждение должного как существующего, рационализм худож. мышления, хотя характер утверждаемого С. эстетического идеала — антитеза действенной, героической, ориентированной на античность образности классицизма. Стилистика С. тяготеет к динамичным формам барокко. С просветительским реализмом его сближает интерес к «простой» натуре, искренность переживаний, стремление к естественности выражения. Рус. С. родствен просветительскому реализму в обращении к темам народной жизни и национальной истории (Карамзин). В исторической перспективе С.— предшественник романтизма, его первая историческая фаза. Родство с романтизмом проявляется в перенесении внимания на индивидуальное состояние духа, интерес к сложным характерам, изменчивым переживаниям. Истоки иск-ва приверженцы С., как и романтики, ищут не в культуре и разуме, а в стихийно-творческих силах природы, носителем к-рых выступает поэт-художник.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
0.00 байт

Элизабет Мэддок Диллон сентиментальная эстетика

Галинская И. Л.
Dillon E.M. Sentimental aesthetics // Amer. lit. Durham, 2004. Vol. 76, N 3. P. 495-523.
Читать PDF
0.00 байт

Эмоциональный источник моральных суждений: спор рационалистов и сентименталистов

Абрамова Анастасия Владимировна
Классический этический рационализм теорий кантианского образца не выдерживает критики при соотнесении его основных положений с живым нравственным опытом, что, как считает автор данной статьи, является основной проблемой нормативно
Читать PDF
0.00 байт

Сентименталистские и рационалистские теории о роли эмоций в морали: достоинства и недостатки

Абрамова А.В.
В статье подвергнуты анализу теории этического сентиментализма и рационализма, которые либо преувеличивают, либо преуменьшают значение эмоций в морали: рационалисты безаргументированно постулируют иррационализм эмоций, выводя их з

Похожие термины:

  • СЕНТИМЕНТАЛИЗМ ЭТИЧЕСКИЙ

    традиция в новоевропейской этике, представители которой полностью или частично основывали мораль на моральном чувстве (или чувствах, эмоциях). Считается, что термин «моральное чувство» («moral sense»)
  • НАИВНОЕ И СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ,

    филос. эстетич. понятия, предложенные Шиллером («О наивной и сентиментальной поэзии» - «Uber naive und sentimentalische Dichtung», 1795) для характеристики двух противоположных типов художеств. творчества и миросозер
  • СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ

    тип характера, для которого характерны эмоциональность, неактивность и наличие глубокого личностного отклика на происходящие с нами события - «вторичный» характер (например, Руссо).
  • СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬ

    (фр. sentiment – чувство) – чувствительность, чрезмерная нежность в выражениях чувств; чрезмерная, до слез, сострадательность.
  • НОВАЯ СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬ

    (new sentimentality). Направление в современной литературе (с 1970-х годов), обусловленное развитием и преодолением постмодернизма; представлено Венедиктом Ерофеевым, Д. Приговым, Л. Рубинштейном, Т. Кибировы