САНКХЬЯ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

САНКХЬЯ
одна из ортодокс. школ др.-инд. философии. Учение изложено в Санкхья-карике и Санкхья-сутре. С. считает, что мир имеет 2 первоначала: первомате-рию (пракрити), к-рой присущи 3 качества - саттва (ясность, свет), тамас (тяжесть, инертность), раджас (активность), и духовное начало, пуруша (сознание). Взаимодействие пракрити и пуруши является началом развития Вселенной и индивида.

Источник: Атеистический словарь

САНКХЬЯ
одна из шести ортодоксальных систем индийской философии. Основателем считают мудреца Капилу. Пракрити (праматерия) рождает пурушу (душу), не способную ни к каким действиям. Жизнь - страдания. Освобождение от круга перерождений происходит благодаря сознанию. Каждое живое существо состоит из трех частей: пурушу(душа), тонкого тела и грубого тела. Контакт пракрити с пурушей обуславливает начало эволюции индивида и вселенной. Санкхья является дополнением к йоге.

Источник: Тематический философский словарь

Санкхья
(санскр. число, соображение, счисление). Так называется одно из древнейших индийских учений, приписываемое Ка- пиле. Было в Индии и другое древнее учение с таким же названием Санкии. Для отличия обоих учений, первое называли Санкиа Нирисвара, т. е. безбожное, а второе — Санкиа-Сесвара — с Богом. Первая Санкиа названа безбожною, потому что в ней божество сливается с миром и носит характер слепой физической силы, а вторая — божественною или с Богом, так как в ней Божество признается существом, зиждущим мир и промышляющим о нем.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

САНКХЬЯ
Санскр.) Философская система, основанная Риши Капилой,
системой аналитической метафизики, и одна из шести Даршан или
школ философии. Она занимается численными категориями и значением
двадцати пяти татв (сил природы различных степеней). Эта
"атомистическая" школа, как некоторые называют ее, объясняет
природу с помощью взаимодействия двадцати четырех элементов
с пурушей (духом), модифицируемого тремя гунами (качествами);
учит вечности прадханы (извечной, однородной материи), или
само-преображению природы и вечности человеческих Эго.

Источник: Теософский словарь

САНКХЬЯ
(Sankhya) [Samkhya] — одна из 6 классических (ортодоксальных) систем индийской философии; санкхья — мистический и пессимистически-дуалистический реализм, сформировавшийся между 750 и 500 до н. э. и исходящий из принципов пракрити (активная материя) и пуруша (дух). Пракрити деятельна, созидательна; пуруша — покоящееся и созерцающее начало; (активная) первоматерия вырабатывает душу, не способную ни к каким действиям; следуя строгому порядку, она вновь выделяет из себя мир (в котором незаметны действия какого-либо личного божества) и создает возможность снова включить в себя этот мир. Вся сознательная жизнь — страдание; кажущаяся радость сопровождается болью или имеет ее своим следствием. Освобождение от всего этого происходит благодаря тому, что человек познает абсолютное отличие души от материи, из которой только и рождается страдание. Если душа благодаря этому познанию достигает для-себя-бытия, то уничтожается внутренний орган, принадлежащий ей до момента освобождения; чувствительное, нежное тело, обусловливавшее до сих пор цикл существования, снова трансформируется в первоматерию; жизнь прекращается.
R. V. Garbe. Die S.-Philos., 1894; H. v. Glasenapp. Die Philos, der Inder, 1949, 1985(KTA 195); A. Sen Gupta. Classical Samkhya. Delhi, 1982.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

САНКХЬЯ
(санскр. - число, перечисление) - одна из шести древнеиндийских ортодоксальных философских школ, признающих авторитет Вед, создание которой приписывается мудрецу Капиле (VII в. до н. э.). Санкхья основывается не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте к размышлении. В центре учения - теория эволюции, выводящая все многообразие мира из взаимодействия двух независимых друг от друга и активно взаимодействующих начал: пуруши и пракрит Пуруша - духовное начало, порождающее формы материального мира от атомов до человека. Пракрит» - бессознательная первичная материя и неисчерпаемая энергия, первопричина мира, состоящая из трех элементов (гун). Первая гуна (сапва) - благое светлое начало, рождающее мудрость и счастье, ведущее к гармонии и покою. Вторая (раджас) - активное страстное качало, толкающее к действию. Третье (тамас) - косное, пассивное начало, порождающее безразличие и обман. Космическая эволюция начинается с соединения пуруши и пракркти и при взаимодействии гун порождает весь феноменальный мир. Цель философии саикхьи - помочь в освобождении пуруши из плена материи, избавить человека от необходимости перерождений и кармы и обрести состояние блаженства (мокши). Санкхья оказала значительное влияние на развитие других философских систем, особенно йогу и буддизм.

Источник: Краткий философский словарь 2004

САНКХЬЯ
1. Одна из концепций, изложенных в древнеинд. эпосе “Ма-хабхарата”, в основе к-рой лежит идея высшего интуитивного знания о душе и психике человека. Служит дополнением к йоге. 2. Одна из ортодоксальных систем древнеинд. философии, сложившаяся около 1 в. н. э. С. признает существование во вселенной двух первоначал: материального — пракрити (материя, природа) и духовного — пуруши (сознание). Пуруша не является ни высшим богом — творцом, ни мировым духом. Это вечный, не меняющийся принцип индивидуальности, сознание, созерцающее как ход жизни живого существа, в к-ром оно находится, так и процесс эволюции вселенной, взятой в целом. Пракрити находится в постоянном изменении и развитии, подчинена закону причинно-следственной связи. Все видоизменения пракрити зависят от того, в каком соотношении в ней представлены три гуны (осн. тенденции существования материального мира): саттва (ясность, чистота), тамас (инертность) и раджас (активность). Сочетания этих гун приводят к появлению всего многообразия природы. Контакт пракрити с пурушей обусловливает начало эволюции индивида и вселенной. Каждое живое существо состоит из трех частей: пуруши, тонкого тела и грубого тела. Тонкое тело состоит из интеллекта, органов чувств и связанных с ними элементов и чувства “Я”. Тонкое тело является средоточием кармы (Индуизм) и следует за пурушей, пока последняя не достигнет полного освобождения от воплощения в к.-л. существо. Грубое тело состоит из материальных элементов и гибнет со смертью существа. Основание системы С. приписывается легендарному мудрецу Капиле, однако первое систематическое изложение учения С.— санкхья-карика — было дано Ишваракришной в первые вв. н. э.

Источник: Философский энциклопедический словарь

САНКХЬЯ
(число; рассуждение) — одна из древнейших систем индийской философии, теоретическое основание йоги Патанджали. Основателем С. в традиции считается легендарный мудрец Капила. Хотя С, по-видимому, существовала уже во времена раннего буддизма (V-IV вв. до н. э.), первое из дошедших до нас произведений С. относится только к V в. н. э. («Санкхья-карики» Ишваракришны). Своего расцвета эта система достигает во второй половине I тыс. н. э., оказав существенное влияние на развитие постклассических систем йоги, а также на тантризм. Ранняя, классическая С. постулирует существование двух вечных и не зависимых друг от друга основ бытия—духовного, неизменного Пуругии и материальной, изменчивой пракрити; утверждает, что следствие в скрытом виде содержится в причине. Таким образом, С. является дуалистической системой. С. признает цикличность существования мироздания. Эволюционный процесс происходит благодаря нарушению внутреннего равновесия между качествами (гуны), из которых состоит пракрита, что приводит к выделению из непроявленной пракрити все новых и новых ступеней бытия (таттв). Вначале из пракрити появляется ступень «великого» (махат), зародыш будущего универсума. В индивиде ей соответствует интеллект (буддхи). Из буддхи формируется принцип индивидуальности (ахамкара), из ахамкары образуется рассудочное начало (манас), пять органов чувств и пять органов действия. Параллельно этому процессу образуется пять «семян» (танматр) — основ звука, формы-цвета, вкуса, запаха и осязаемого, а из них — пять первостихий (эфир, воздух, огонь, вода, земля). Потом непосредственно развертывается космический универсум. Эволюция мира совпадает с закабалением Пуруши. Освобождение (кайвалья) заключается в отсоединении Пуруши от продуктов пракрити и возвращении его к своему исконному состоянию. Этому помогает йогическая практика. Ранняя С. — атеистическая система, не нуждавшаяся в постулировании особого божественного принципа. Примерно с конца I тыс. н. э. в С. проникают элементы теизма; под влиянием йоги С. оснащается принципом Ишвары, функция которого заключается в соединении и разъединении Пуруши и пракрити. В Средние века С. как отдельная философская система практически исчезает.

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм

Санкхья
Одна из наиболее популярных ортодоксальных философских школ древней Индии. Ее основателем является мудрец Капила (VI–V вв. до н. э.), о котором, к сожалению, известно очень мало. Не сохранилось также какихлибо трудов других древних авторов, так что первое систематическое изложение этого учения – «Санкхьякарики» – принадлежит философу Ишваракришне, жившему уже в начале нашей эры. Этот текст и поныне считается основным. К нему на сегодняшний момент набралось большое количество комментариев, авторами которых были, в частности, Гаудапада, Вачаспати Мишра.
Санкхья рассматривает общую картину мира, исходя из двух основных общемировых начал: единой, но изменчивой материи (природы) – пра́крити, и вечной, но неизменной духовной сущности – Пу́руши. Пуруша, хотя и выступает в качестве духовного начала, тем не менее не является богомтворцом. Его, скорее, можно отождествить с сознанием, индивидуальностью, воплощающейся в живых существах. Пракрити, как бессознательная материя, постоянно видоизменяется, развивается, преобразуется. Она состоит из трех основных элементов – гун:
1. Саттва – чистота, ясность; благое светлое начало, приводящее к гармонии, покою, счастью и мудрости.
2. Раджас – активность, страстность, действенность; начало, порождающее динамику мира.
3. Тамас – инертность, пассивность, бездеятельность; начало, вызывающее безразличие, косность и обман.
Все мировое природное многообразие возникло из сочетания и взаимодействия этих трех гун. Что же касается развития (эволюции) мира, природы и человека, то этот процесс начинается при соединении Пуруши с пракрити. При этом всякое живое существо (не только человек), согласно Санкхье, имеет три уровня существования: собственно Пурушу (сознание), тонкое тело и грубое тело. Тонким телом является интеллект и органы чувств, дающие при взаимодействии самоощущение, «Я». Здесь, в тонком теле, зарождается кармическое начало живого существа. Грубое тело – это, собственно, материальное тело, физическая оболочка Пуруши и тонкого тела. Оно гибнет и разлагается со смертью организма.
Целью Санкхьи является разработка и помощь в деле отыскания путей духовного освобождения, отделения духа (Пуруши) от материи, от грубого тела. Это позволит человеку избавиться от необходимости постоянного перерождения и подчинения законам кармы, что приведет к состоянию вечного блаженства и счастья – мокше. Санкхья оказала большое влияние на развитие и становление многих философских учений Индии, а со временем стала теоретической базой Йоги.

Источник: Философия. Краткая история.

САНКХЬЯ

        (размышление, исчисление) — одна из ортодоксальных даршан, весьма популярная в древности. Основатель — легендарный Катила (до VI в. до н. э.). Произведения ранних авторов Панчашикхи, Варшаганы и др. утрачены, отчасти известны из медицинских трактатов, "Махабхараты" и др. текстов. Самое раннее из дошедших сочинений — "С.-карика" Ишваракришны (III в. н. э.). Важный ее комментарий подготовлен Вачаспати. "С.-правачана-сутра" псевдо-Капилы относится к XIV в. Труд Виджнянабхикшу (XVI в.) притягивает С. к теистической веданте. Классическая С. — система онтологического дуализма. Есть два вечных начала: единая и вечно изменчивая материя-природа (пракрити) и множество вечно неизменных индивидуальных духов (пуруш). Последствие уже скрытым образом содержится в причине (теория саткарьявада), развитие есть проявление потенциального. Основа всего мира — непроявленная (бесструктурная) пракрити. Она разворачивается в ряд типов сущего (таттв), что происходит при нарушении равновесия трех ее сил — гун: ясности, активности, инертности, в нач. каждого мирового периода (признается цикличность существования мира). Первая таттва — великий (махат), его аналог в индивидууме — интеллект; затем — ахамкара — чувство индивидуальности. Далее при господстве гуны ясностъ-саттва из ахамкары порождается рассудок (манас), по пять индрий (органов) познания и действия. Параллельно этому при преобладании гуны инертности-гаалшся образуются "пять зародышей" элементов-стихий (зримого, слышимого и др.). Из них далее возникают физические элементы, составляющие тела живых существ и неодушевленные вещи. Итого насчитывается 25 типов сущего вместе с пракрити и Пурушей. Пуруша, т. е. дух, понимается как бездействующий зритель материальных, в т. ч. психических, процессов, понимаемых как преобразования гун. В мирском индивидууме наличествует смешение, неразличение интеллекта и духа. Духовной целью является осознание действительной несвязанности их, порождение в сознании их различения. Это возможно с помощью чистого умозрения, а также йоги. Типов правильного познания три: восприятие, вывод и авторитет. Виды активности сознания делятся на познание (вновь, впервые, правильное и неправильное), память, сон и оперирование словами. В неклассич. вариантах С. вводится 26-я таттва — господь бог, что явно излишне для самой системы. С. является теоретич. фундаментом йоги Патанджали; в истории философии большое значение сыграли ее споры с представителями школы ньяя и буддистами по проблеме причинности. После XVI в. традиция С. прекращается, последователей ее нет.
А. Парибок

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

САНКХЬЯ
сс. Цифра. Число. Счет. Одна из шести религиозно-философских систем (шад-даршана), признающих авторитет вед как священного писания, откровения. Основателем считается Капила (VII—V вв. до н.э.). Школа создала универсальную классификацию основных категорий (таттва). Бог в учении санкхьи признается недоказуемым началом. Двадцать пять категорий соответствуют видам бытия, сущность и имена которых .до проявления (вьякти) в эмпирическом мире пребывают в непроявленном (авьякта) состоянии. Первоначалами всех вещей и явлений мира считаются дух (Пуруша) и материя (пракрити). Дух постоянно стремится к освобождению от оков материи. Напряженность, возникающая между ними, порождает нарушение равновесия между тремя составляющими протоматерии, тремя Гунами. Волнение гун при доминировании одной из них вызывает трансформацию в образуемых ими таттвах и развертывание (удбхава) их в мир, эволюцию (паринама) таттв с образованием новых видов объектов. После завершения эволюции начинается инволюция (тиробхава) мира и свертывание (анудбхава) всех процессов. Гуны успокаиваются, и все снова возвращается в непроявленное состояние. Трактовка существования мира как проявления волнения гун в санкхье и дхарм в буддизме, сближает эти учения. Циклический характер волнения гун обусловливает циклическое существование мира. Гуны вечны, но то проявляются, то переходят в непроявленное состояние. Пуруша вечен абсолютно и непоколебимо (кутастха-ньята). В непроявленном мире вечно все (сарвам нитьям). Первый продукт эволюции, аналог буддхи, представлен в санкхье как махат. Это тонкая субстанция интеллекта, ментальный процесс на грани проявленного и непроявленного. Второй продукт эволюции — самость, самосознание (аханкара, ахамкара). Затем появляются десять индрий, разум (манас) и пять тонких субстанций (танматра), выступающих как потенции, носители информации о звуке, запахе, форме, вкусе, осязании. Следующий продукт эволюции, первоэлементы материи (бхута), непосредственно участвуют в формировании проявленного мира, — это эфир (акаша), воздух, огонь, вода и земля. Индивидуальная душа (джива), с которой связаны чувства, присутствует в теле каждого человека, как и индивидуальный дух (пуруша). Они могут существовать и отдельно от неё Освобождение (кайвалья) может произойти при жизни тела (дживанмукти) или после его смерти. Санкхья классифицировала виды страдания, исследовала познавательную способность. Учение называют методологией знания. Оно оказало большое влияние на многие религиозно-философские системы, особенно на йогу, которую называют методологией действия. Их содружество выражает словосочетание «санкхья-йога». Как школа санкхья прекратила свое существование в XVI в.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

САНКХЬЯ
санскр., букв.- число, перечисление, рас­чет), одна из шести др.-инд. ортодоксальных (брахман­ских) филос. школ, признающих авторитет Вед. Вмес­те с тем С. основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении. В этом смыс­ле С. объединяется с ньяей, вайшешикой и йогой и про­тивостоит веданте и мимансе. Название С. («число») объясняется, видимо, тем, что С. строится как аналитич. перечисление элементов космоса в их становлении от исходных принципов до всего многообразия мира объектов. Основателем С. по традиции считается Ка­пила (7 в. до н. э.); соч. его и учеников (Асури, Панчашикха, Гаргья, Улука) до нас не дошли. Древнейший из сохранившихся источников С.- «С.-карика» Ишваракришны. Из др. текстов наиболее авторитетны «С.-карика-бхашья» Гаудапады, «Таттвакаумуди» Вачаспати и «С.-сара» Виджнянабхикшу.
Исходный пункт метафизики С.- учение о наличии следствия в причине; следствие и причина понимаются как два состояния (выявленное и невыявленное) од­ной и той же субстанции. Это приводит С. к поиску первопричины, не связанной непременно с богом (де­миургом), и к теории эволюции - инволюции в объяс­нении мира. Вместе с тем в отличие от адвайтаведанти, считающей переход причины в следствие лишь видимостью, последователи С. говорят о реальном превра­щении причины в следствие. С. исходит из признания двух исходных реальностей - пракрита (материаль­ная первопричина) и пуруша («Я», дух, сознание). Пракрити независима и активна, но лишена сознания; она - единство противоположностей, основа и перво­причина существования любых объектов. Пракрити состоит из трех гун (субстанцийсил, а не атрибутов или качеств. как в нек-рых др. системах), находящихся в равновесии. Пуруша («Я») пассивен, но обладает созна­нием, составляющим его сущность. При соприкоснове­нии пуруши с пракрити исконное равновесие гун нару­шается; в недрах пракрити начинается волнение, гуны дифференцируются с тем, чтобы, соединяясь в разных комбинациях и пропорциях, образовать весь мир объ­ектов.
Первый продукт развития - махат, «великое» (един­ство), основа всего материального, он же - буддхи, тонкая субстанция всех умств. процессов, интеллект; сознающий различие объекта и субъекта. Из махата возникает второй продукт эволюции - аханкара (мое, «Я»), принцип индивидуальности, самосознания. В за­висимости от преобладания той или иной гуны или аханкары возникают 5 органов восприятия, 5 органов действия, манас (ум как орган познания и действия; как сложный продукт пракрити; соприкасаясь с чув­ствами, он преобразует неопредел. чувств. восприятия, полученные от органов чувств. в определ. восприятия с конкретной - положит. или отрицат.- оценкой вос­принятых объектов), 5 тонких элементов (танматры, т. е. потенции звука, осязания, цвета, вкуса и запаха); из к-рых в свою очередь возникают 5 материальных эле­ментов - акаша (эфир), воздух, огонь, вода, земля. Все эти начала образуют сложную цепь, в к-рой пракри­ти - причина всего, кроме пуруши; махат, аханкара и танматры - следствия одних начал и причина других; чувства и материальные элементы - только следствия.
Особое место в процессе эволюции занимает джива- «Я», предполагающее связь чувств с определ. телом и потому подверженное страданиям, лежащим в основе всякого телесного бытия. Освобождение от страданий достигается через возвращение к собственному «Я» из его видимого смешения с «не-я» (тело, чувства, ум), осознание их нетождественности,, разъединение пуруши (познающего) и пракрити (познаваемого), приво­дящее к прекращению эволюц. игры, к выходу из кру­говорота рождений и смертей (сансара). «Я» становится бесстрастным по отношению к внеш. миру и, следова­тельно, свободным. Теория познания С. признает три независимых источника достоверного познания - вос­приятие с помощью чувств. логич. умозаключение и свидетельства авторитетов. С. в целом свойственно убеждение в недоказуемости бытия бога: бог как пер­вопричина и первотворец только дублировал бы пракрити (хотя существуют и теистич. интерпретации С., при к-рых бог рассматривается как совершенный дух, соприсутствующий миру и побуждающий материю тво­рить).
С. оказала значит. влияние на др. филос. системы. Так, йога заимствовала из С. метафизику и теорию познания. Много общего с С. у буддизма: учение о стра­дании и освобождении, цепи причин и следствий, отри­цание крайнего аскетизма и др. Особое значение С. в истории инд. мысли определяется теорией эволюции, предполагающей выводимость всего мира из взаимо­действия двух естсств. начал, учением о наличии след­ствия в причине и тенденцией к плюрализму.

Источник: Советский философский словарь

САНКХЬЯ
санскр., букв. – число, счет, рассуждение через перечисление принципов бытия, истинное значение и т.п.) – одна из самых ранних, наиболее разработанных и влият. школ индийской философии. Основателем С. считается мудрец Капила, однако его сутры до нас не дошли. Первые сведения об отд. элементах учения С. встречаются уже в Упанишадах и в источниках раннего буддизма. Полнее учение С. представлено в эпосе Махабхарата (т.н. эпическая С.), здесь оно тесно смыкается с йогой. Идеи С. широко используются в др.-инд. мед. трактатах Чараки и Сушруты, в религиозно-правовых кодексах (особенно в "Законах Ману") и др. Изложение С. в этих памятниках составляет древний период ее истории. Наивысшего этапа своего развития С. достигает в раннее средневековье (с 3–4 до 8–9 вв. н.э.) (т.н. "классическая санкхья"). В этот период создаются ее осн. источники: Санкхья-карика Ишвара Кришны, комментарии к ней Гаудапады ("Санкхья-карикабхашья", 5 в.), Вачаспати Мишры ("Санкхья-таттвакаумуди", 9 в.), Нараяна Тирхти ("Санкхья-чандрика", 9 в.) и др. Поздняя С. представлена работами "Санкхья-сутра" (или "Санкхья-правачана-сутра"), к-рая приписывается самому Капиле, но написана не ранее 14 в., и комментариями на нее Анируддхи ("Санкхья-сутра-вритти", 15 в.) и Виджняна Бхикшу ("Санкхья-правачана-бхашья", 16 в.); в этих источниках учение С. сближается с ведантой и растворяется в ней. Центр. место в философии классич. С. занимает учение о пракрити (материи), к-рая является субстанциальной основой бытия, о ее развитии и трансформации (паринама). Сама пракрити описывается как особо тонкая, невоспринимаемая чувствами субстанция, природа к-рой раскрывается в ее производных, в возникшем из нее предметном мире, являющемся ее следствием. Причем следствие (карья) существует (сат) (вернее предсуществует) в своей причине, причина же сохраняется в своем следствии; т.о., причина и следствие по сути тождественны. В своей трансформации пракрити проходит ряд последоват. этапов психич. и материального порядка. Первым этапом этого развития является махат или буддхи, представляющий собой чистое сознание, нечто вроде субстрата всех индивидуальных сознаний. Из него возникает ахамкара – самость, "Я", к-рое в свою очередь порождает, с одной стороны, одиннадцать органов (индрий) (пять воспринимающих, пять действующих или исполнительных и одиннадцатый связующий и управляющий орган – ум, манас), а с другой стороны, пять тонких, невоспринимаемых зародышей веществ. элементов (танматры). Все это образует внутр. основу эмпирич. индивида, его материальную душу – лингам. Танматры порождают из себя пять грубых, веществ. элементов (бхуты) – эфир (или пространство – акаша), воздух, огонь, вода, земля; из их различных комбинаций образуется весь чувственно-воспринимаемый мир объектов, как органический, так и неорганический. Т.о., в. С. насчитывается 24 категории, к-рые охватывают собой всю реально существующую действительность. Признание принципа развития первопричины мира составляет отличит. черту С. Но хотя буддхи, ахамкара и органы чувств и возникают, по С., до веществ. элементов, из комбинации к-рых образуется предметный мир, однако в своем реальном функционировании эти духовно-психич. способности человека не стоят над миром объектов, а, напротив, обусловлены им, и только он является источником человеч. знания. С. признает три средства познания (прамана) действительности: чувств. восприятие (пратьякша), логич. вывод или умозаключение (анумана) и словесное свидетельство авторитетного источника (шабда); под последним подразумевалось сообщение мудреца (учителя) или священное писание (Веды). "Основным средством познания является чувственное восприятие, ибо остальные два покоятся на нем" (комментарий Вачаспати Миширы на карику 4). Однако С. не уделяет особого внимания проблемам познания, принимая в общем теорию познания и логику школы ньяя. Несмотря на трактовку пракрити как единств. причины реальной действительности, С. признает наряду с ней и независимо от нее духовное начало – пурушу, являющуюся 25-й категорией в этой системе. Пуруша играет роль фактически только в этич. сфере: якобы по незнанию своей полной отчужденности от пракрити пуруша отождествляет себя с эмпирич. душой (лингам), а через нее как бы вовлекается в круговорот мирского существования (самсара); но увидев пракрити во всех ее модификациях, пуруша "осознает" свою полную непричастность к ним и обретает свое имманентное состояние абс. свободы (мокша). В онтологии и гносеологии С. понятие пуруши привлекается для объяснения тех филос. проблем (источник движения материи, переход от материи к осознанию и т.п.), к-рые не могли получить убедительного решения с позиций метафизич. материализма. Эта непоследовательность С. дает повод многим исследователям характеризовать ее взгляды как дуалистические. Однако гл. принципы системы С. – ее учение о пракрити как материальной причине и субстанции мира, о неотделимости пространства и времени от пракрити, о заложенной в ней способности к саморазвитию, в процессе к-рого возникают сознание и психика человека и т.д., дают гораздо больше оснований отнести ее к материалистич. направлению. Лит.: Лунный свет С. – истины, пер. с санскр. Р. Гарбе, рус. пер. и предисл. Н. И. Герасимова, М., 1900; Махабхарата, [вып.] 2–7 (пер. с санскр., введение, послесловие, примечание В. Л. Смирнова), Аш., 1956–63; Аникеев Н. П., О материалистических традициях в индийской философии, М., 1965; Kарila, The s?nkhya aphorisms of Kapila, transl. by J. Ballantyne, 3 ed., L.–Edin., 1885; Iswarakrishna. Sankhya-karikas. Ed. by Pandit Sri Hariram Shukla, Banaras, 1932; The S?mkhya philosophy with the commentary of Gawdap?d?c?rya (Critically ed. with introduction, translations and notes) by Har Dutt Sharma, Poona, 1933; Vacaspati Mishra, The tattvakaumudi on the sankhya-karikas. Transl. by G. N. Jha, Poona, 1934; Vij? ?nabhiksu, The s?mkhya-pravacana-bhasya, ed. by R. Garbe, Camb. (Mass.), 1943; Sastri N. S., Bibliography of Sankhya system, "Journal of Sri Venkateswara Oriental Institute", [s. l.], v. 13, No 1; The sankhya-karika of Iswara Krishna. An exposition of the system of Kapila, 2 ed., Calcutta, 1957. H. Аникеев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

САНКХЬЯ
санскр. samkhya — то, что от исчисления) — древнейшее и влиятельнейшее направление индийской философии, разрабатывавшее специфическую модель онтологического и космического дуализма, методом которого была калькуляция тех объективации, которые противопоставляются «чистому субъекту».
Первый период истории санкхьи — с 5 в. до н. э. по 1 в. н. э. — эпоха параллельных «атомарных» учительских традиций, разрабатывавших эзотерическую медитацию на исчисляемые начала мира и индивида и вместе с тем подвергавших их классификационному анализу и систематизации — в двуединстве гаосиса и философии. Основные источники по этому периоду — «средние» Упанишады, дидактические тексты «Махабхараты», поэма Ашвагхоши «Жизнь Будды». Одна из этих традиций восходит к учителю Будды Алара Каламе, стоявшему у истоков и будущей йоги, вторая — к странствующему философу Панчашикхе, но было много и других учителей. Каждый предлагал свои калькуляции «начал», которых они насчитывали и 17, и 20, и 27, и 30, при наибольшей популярности числа 25. В «горизонтальных» исчислениях (оказавших значительное влияние на буддийские калькуляции дхарм) субъект-Пуруша коррелировался с компонентами соответствующего ему психофизического агрегата (тпеллекг-буддхи, эготнзм-аханкара, ум-манас, индрии, материальные элементы бхуты), в «вертикальных» с теми же компонентами, но уже в их космологических «ипостасях», замыкавшихся «непроявленным» (авьякта; см. Вьякта — мьякта) первоначалом мира (см. Пракрита). Положение санкхьи двойственно: она явно близка буддизму и другим «диссидентствующим» течениям (см. Пакудха Каччаяна), признание же Аммана и разработка космологических схем с соответствующей иерархией ступеней созерцания сближают ее с брахманизмом.
Пять столетий — с 1 по 5 в. — отмечены расхождениями и спорами: параллельные учительские традиции превращаются в конгломерат конкурирующих и дискутирующих друг с другом школ, о которых свидетельствует «Юктчдипика» и буддийские источники. Среди «схолархов» выделяются Паурика, подвергший сомнению даже положение о единстве Пракрити, Панчадхикарана и Патанджали (не-йогин), Варшаганья и целая «свита Варшаганьи», наконец, Виндхьявасин (4— 5 вв.), переосмысливший многие идеи санкхьи. Предметами расхождений были число эонов Первоматерии-Пракрити, порядок их генезиса, способы классификации познавательных способностей индивида, «тонкое тело» (см. Сукшма-шарира), соотношение ноуменов воспринимаемости (см. Танматры). Санкхья успешно полемизирует с буддистами, занимает уже признанное место в индуизме, но не может создать собрание сутр — этому препятствует «неуправляемый» плюрализм, ибо каждая из школ создает свои авторитетные тексты (см. *Шаштитантра»}.
Когда этот плюрализм поставил санкхью на грань распада, она выдвинула выдающегося систематизатора и одновременно незаурядного версификатора Ишваракришну (4—5 вв.), который унифицировал ее доктрины и создал «ортодоксальную» версию ее учения в семидесятистишье (подробнее см. «Санюсья-карика»), Произведение Ишваракришны пользовалось огромным признанием. В 6 в. буддийский монах Парамартха переводит на китайский язык санскритский комментарий к нему «Суварна-саптати-вритти». Оригиналу Пармартхи близки два других, открытых в 1970-е гг.: «Саптативритти» (6 в.) и «Санкхья-саптати-вритти» (6—7 вв.); все три принадлежали к классу «учебных» комментариев. В 7 в. Гаудапада (неведантист) составляет нормативное толкование «Санкхья-карика-бхашья», а неизвестный автор — самый основательный комментарий «теоретического» типа «Юкгидипику». К числу «теоретических» комментариев принадлежала и анонимная «Джаямангала», уделявшая специальное внимание источникам знания (7—8 вв.). Частые ссылки на религиозные тексты свидетельствуют о желании автора другого комментария, «Матхара-вритти» (8 в.), основательно индуинизировать санкхью — вероятно, учитывая настойчивые попытки Шанкары доказать ее гетеродоксальность. В 9 в. появляется самый авторитетный комментарий к «Санкхья-карике» — «Таттвакаумуди» Вачаспати Мишры, в котором представлена концепция отражения «внутреннего инструментария» (антахкарана} в Пуруше и целое исследование по теории познания.
10—14 вв. — эпоха стагнации санкхьи: хотя продолжают появляться новые комментарии Ишваракришны, полемические пассажи оппонентов санкхьи (прежде всего тексты ньяя-вайшешики и веданты) свидетельствуют о том, что за весь период она не представила ничего существенно нового и заметно стала сдавать позиции. Одновременно некоторые шиваитские и ведантийские школы — прежде всего Рамануджи и Мадхвы — начинают использовать идеи санкхьи в разработке собственных систем. Для выживания ей необходимо было: создать корпус «настоящих» сутр; доказать последователям Шанкары свою лояльность »ортодоксии»; обстоятельно ответить хотя бы основным оппонентам; модернизировать доктрину, используя достижения других систем эпохи высокой схоластики.
Эти задачи были частично решены в 14—15 вв., когда санкхьяики одновременно создают две коллекции сутр от имени древнего риши Капилы: предельно краткую «Таттва-самасу» (23 краткие номинации принципов санкхьи) и очень подробные — в шести разделах — «Санкхья-сутры» (527 положений). Если первая (типологически близкая к перечням Абхидхармы) была предназначена преимущественно для учебных целей, то вторая — для восстановления статуса санкхьи в индийской философии. «Новые санкхьяики» вводят традиционную сотериологию в контекст общеиндийской концепции яуруимртхч, пытаются в лояльности шрути превзойти самих ведантистов, заимствуют у них конкретные концепции (тпаупадхи или индивидуальной души — дживатмаиа) и целые философские модели (типа различения двух уровней истины) и одновременно полемизируют со всеми остальными школами по актуальным проблемам современной им философии (вплоть до природы ошибочного познания и универсалий). В 16 в. создается самый обстоятельный текст за всю историю санкхьи — комментарий Виджням Бхикшу к «Санкхья-сутрам», который ознаменовал начало синкретической ассимиляции санкхьи, йоги и веданты.
К особенностям философствования санкхья относятся: специфическая модель дуализма, реализующаяся и в основоположениях ее сотериологии; онтологический конструктивизм; особая трактовка причинности. Дуализм санкхьи отличен от других систем индийского дуализма (у джайнов, последователей Мадхвы и т. д.), а также и неиндийского (типа картезианского) тем, что сфера субъекта, противопоставляемого миру объективации, значительно сужена и «стягивается» в световую точку. К сфере же объективации относятся не только внешний мир и тело индивида, но и все ментальные функции и состояния последнего; в результате чего субъекту-Пуруше остается быть лишь «свидетелем» (сакшин) функционирования проявлений трех гун, свидетелем, который, по Гаудападе, причастен всему опыту индивида не более, чем случайно зашедший на поле аскет работе местных крестьян. Корреляция Пуруши с бытийно инородным ему психоментальным аппаратом индивида описывается поэтому как их зеркальное отражение друг в друге, а не как реальная связь. «Освобождение» же мыслится как избавление не от реальных кармических последствий действий, совершенных в настоящем и прошлом (как у джайнов, найяиков, вайшешиков или мимансаков), но как осознание полной непричастности Пуруши временным удовольствиям и постоянным страданиям ложно соотносимой с ним серии инкарнаций; само «освобождение» и обеспечивающее его различительное знание также относятся к инородной ему сфере Пракрита.
Особенность онтологического мира санкхьи в том, что в нем отсутствуют различия субстанции, качеств и действий (как у реалистических индийских систем), поскольку его реальные ноумены — три гуны — включают все три модальности бытия одновременно. Их собственные взаимоотношения составляют особый тип реляций, отличный и от контакта различных вещей, и от соотношения вещи и ее свойств (что различалось в ньяя-вайшешике), который можно описать как взаимоотрицание во взаимонераздельности. Космические начала не столько обладают определенными характеристиками, сколько генерируются ими. Трехгунность с атрибутами иметь причину, быть невечным, невездесущим, мобильным, множественным, опирающимся на другое, а потому и растворяющимся в конце мировых периодов дает класс «проявленного» (вьякта), в который включаются 23 начала. Трехгунность с атрибутами противоположными — непроявленную первопричину мира (авьякта) Пракрита. Трехгунность же «нулевая» — духовного субьекга-Пурушу.
Учение санкхьи о причинности как доктрина непроявленного и реального предсуществования следствия в причине (см. Па ринама-вада) призвана обосновать ее основополагающий «догмат» — о Пракрита как единой и непроявленной первоматерии, которая манифестируется в бесчисленных феноменализациях мира. С другой стороны, для санкхьи характерно снятие различий между материальной, инструментальной и целеполагающей причинами (сохраняющихся в ньяя-вайшешике или мимансе): все они объединяются в активной и «альтруистичной», хотя и (вопреки логике) бессознательной, первоматерии мира.
Лит.: Лунный свет санкхьи. Ишваракришна, Гаудапада, Вачаспати Мишра, изд. подготовлено В. К. Шохиным. М., 1995; Сутры философии санкхьи. Татва-самаса, Крама-дипика, Санкхья-сутры, Санкхья-сутра-вритти, изд. подготовлено В. К. Шохиным. М., 1997; Garbe R. Die Samkhya-Philosophie. Lpz., 1897; Keith А. В. The Samkhya System. Calcutta, 1924; Jonston E. Early Samkhya. L., 1937; Larson G. J. Classical Samkhya. An Interpretation of its History and Meaning. Delhi, 1979; Shiv Kumar. Samkhya Thought in the Brahmanical Systems of Indian Philosophy Delhi, 1983; Encyclopedia of Indian Philosophies, v.4, Samkhya. A Dualist Tradition in Indian Philosophy, ed. by G.J. Larson and R. Sh. Bhattacharya. Princeton, 1987.
В. К. Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия

Похожие термины:

  • САНКХЬЯ КАРИКА

    Санскр.) Труд Капилы, содержащий его афоризмы.
  • САНКХЬЯ-СУТРЫ

    санскр. Samkhya-sutrani) — собрание сутр санкхьи, сложившееся в окончательном виде не ранее 14 в. Составитель «Санкхья-сутры» опирается на тематику «Санкхья-карики», но создает новую редакцию системы санк