САНКХЬЯ КАРИКА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

САНКХЬЯ КАРИКА
Санскр.) Труд Капилы, содержащий его афоризмы.

Источник: Теософский словарь

"САНКХЬЯ-КАРИКА"

        ("(Сочинение по) санкхъе (в форме) стихотворных афоризмов") — первый текст классической санкхьи, написанный Ишваракришной (III в. н. э.), состоит менее чем из 100 стихов размером арья; авторы важнейших комментариев — Гаудапада (VI в.), Вачаспати (IX в.).
А. Парибок

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

"САНКХЬЯ-КАРИКА"
один из осн. лит. источников древнейшей школы индийской философии санкхья. Автором "С.-к." считается мудрец Ишвара Кришна (4–5 вв.). "С.-к." состоит из 72 двустиший, в лапидарной форме излагающих осн. положения учения санкхьи. Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

«САНКХЬЯ-КАРИКА»
санскр. Samkhya-karika) - канонический текст санкхьи, составленный, вероятно, в 4—5 вв. Ишваракришной — брахманом из Кошалы (Северо-Восточная Индия) или странствующим аскетом. «Санкхья-карику», содержащую от 69 до 73 стихов (у различных комментаторов) в сложном метре арья, можно считать уникальным опытом конденсированной экспозиции доктрин философской системы в совершенной поэтической форме. Карики 1—2 констатируют порабощенность индивида тремя видами страдания (от себя, живых существ и «свыше») и задачу освобождения от них. В кариках 3—7 кратко «записываются» все 25 начал санкхьи (через формальную атрибуцию им возможности и невозможности модифицироваться и быть модификациями), учение санкхьи об источниках знания и сферах их применимости. Карики 8—20 представляют онтологию санкхьи: учение о причинности (саткарья-вада}, характеристики проявленного и непроявленного уровней трехгунной реальности, самих трех гун, обоснование Пракрита в качестве причины мира, существования Пуруши как «чистого субъекта» и его множественности, а также их ложной вэаимоассимиляции. Карики 21—27. 38 посвящены космологии — эманации «проявленных» начал мира из Непроявленного. В кариках 28—37 классифицируются и иерархизируются 10 перцептивных и моторных способностей и 3 «внутренние способности» (антахкарат). Предмет карик 39—55 — механизм трансмиграции тонкого тела (сукшма-шарира) и диспозиции сознания (бхавы), определяющие результаты трансмиграции. Тема карик 56— 61 — целеполагающее служение «бессознательной» Пракрита интересам пуруш. Карики 62—68 посвящены «освобождению» Пуруши от мира страданий, которое начинается с реализации истинного знания (здесь же даются рекомендации по созерцательной практике) и завершается последним развоплошением. В последних стихах «Санкхья-карики» излагаются основные «исторические» вехи трансляции учения санкхьи.
Лит.: Лунный свет санкхьи. Ишваракришна, Гаудапада, Вачаспати Мкшра, им. подготовлено В. К. Шокин. М., 1995.
В. К. Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия