САКРАЛЬНОЕ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

САКРАЛЬНОЕ

(от лат. sacrum - священное) - см.: СВЯЩЕННОЕ

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Сакральный
лат. sacer – священный) – относящийся к вере, религиозному культу, напр., обряд, запрет, предмет, текст и т.д.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Сакральный
в древних религиозных учениях и верованиях, культовой обрядности и ритуалах тайный, священный, закрытый от непосвященных.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

САКРАЛЬНЫЙ
лат. - священный) - относящийся к сфере возвышенного, божественного в противоположность профанному-обыденному, "светскому", "мирскому".

Источник: История и теория культуры

САКРАЛЬНЫЙ
священный, прежде всего, относящийся к религиозному культу и ритуалу. В общекультурном смысле употребляется в приложении к явлениям культуры, к духовным ценностям. Сакральными называют непреходящие для человека и человечества ценности, такие, которыми люди не могут и не хотят поступиться ни при каких обстоятельствах.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

САКРАЛЬНОЕ
(от лат. «посвящённое богам», «священное», «запретное») – святое, священное, принципиально отличное от обыденной реальности и исключительно ценное. Употребляется в значении сокрытости, неприкосновенности. Для религиозного сознания сакральное есть «совершенное иное», то, что «исполнено благодатной иночеловеческой силы». В религии как чудесное, сверхъестественное.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Сакральное
(от лат. — «посвященное богам», «священное», «запретное») — святое, священное, важнейшая мировоззренческая категория, выделяющая области бытия, воспринимаемые сознанием как принципиально отличные от обыденной реальности и исключительно ценные. В картине мира сакральность выполняет роль структурообразующего начала: в соответствии с представлениями о сакральности выстраиваются другие фрагменты картины мира и складывается их иерархия. В аксиологии сакральность задает вертикаль ценностных ориентации.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

Сакральное
(лат. sacrum – священное) – всё то, что имеет отношение к религиозному, потустороннему, иррациональному, мистическому, т. е. противоположное профанному, обыденному, мирскому, светскому. С. характеризуется особым видением мира, в котором любой объект распознаётся как образ, символ, сгусток духовной энергии, вызывающими в душе человека особый трепет, сопряжённый с широкой гаммой ярких и сильных переживаний – от захватывающего восторга и счастья до ужаса и горя.
Слово «ложь» в русском языке имеет следующую устойчивую сочетаемость: погрязнуть, утонуть, захлебнуться во лжи; стихия, море, океан лжи; уличить, изобличить во лжи, поймать на лжи, наказать за ложь; что‑то может содержать в себе ложь, что‑либо может быть замешено на лжи; ложь постыдна, возмутительна, предосудительна, гнусна; ложь может быть невинной, во спасение, во благо (48).

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

САКРАЛЬНОЕ
чувство религиозного. Как правило, понятие сакрального связывается с тем, что превосходит собой человека, вызывая у него не только уважение и восхищение, но и особенное рвение, которое Отто в сочинении «Сакральное» (1917) определяет как «чувство творческого состояния», или чувство «нуминозного», подразумевающего божественное величие. Сакральное включает в себя элемент «страха» перед абсолютным могуществом, причем это не страх перед опасностью, не тоска от неопределенности будущего; а также – элемент «тайны» непознаваемого; оно чемто напоминает чувство «громадного», в то время как его объект обладает :вполне определенной «чарующей» силой. В целом, страх, тайна и очарование будут тремя составляющими чувства сакрального. Любое религиозное чувство (греха, искупления и т.д.) разрастается вокруг этого центра. Сакральное противоположно профанному в той мере, в какой оно обладает «могуществом», которого профанное лишено.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

САКРАЛЬНОЕ
(от лат. sacrum - священное) - священное, противопоставленное мирскому, посюстороннему, тварному (т.е. сотворенному) миру. Сакрализация - наделение предметов, объектов, процессов и др. священным смыслом, связанным с особым проявлением Божественной волн. Сакральное - это то, что идет непосредственно от Бога, передает частицу Божественной сущности. Сакральное раскрывается в процессе освящения, а именно такой церемониальной процедуры, в ходе которой простые мирские действия обнаруживают скрытый Божественный смысл или замысел. На различных этапах культурно-исторического развития понимание сакрального было неодинаковым и запечатлевало форму конкретного типа религиозного сознания. Эпоха Просвещения в Европе знаменует быстрое развитие процесса секуляризации или десакраллзацни. Эго выражает определенный кризис религии как социального института и религиозной системы ценностей в контексте становления общества потребления на Западе. Культ прагматизма и индивидуализма, по существу, приходит на смену сакральным ценностям, что выражено в тезисе Ф. Ницше: «Бог умер!»

Источник: Краткий философский словарь 2004

САКРАЛЬНОЕ
чувство религиозного.Как правило, понятие сакрального связывается с тем, что превосходит собой человека, вызывая у него не только уважение и восхищение, но и особенное рвение, которое Отто в сочинении «Сакральное» (1917) определяет как «чувство творческого состояния», или чувство «нуминозного» (от лат. numen, подразумевающего божественное величие). Для определения чувства сакрального Отто использует метод негативной теологии, восходящий к Богу, исключая прежде всего то, что, не являясь сакральным, его напоминает. «Посмотрим, что же в насыщенной религиозной эмоции, не всегда совпадающей с верой в спасение, доверием или любовью, будет самым интимным и самым глубоким, что, если абстрагироваться от этих растущих чувств, в некоторые моменты наполняет нашу душу, трогает ее, создавая впечатление потрясающей силы. Затем попытаемся подойти к нему через симпатию, присоединившись к чувствам тех окружающих нас людей, что испытывают ее и живут ею. Затем попробуем поискать в сфере благочестия и сопровождающих его сильных эмоций, в торжественной тональности обрядов и культов, во всем том, что живет и дышит вокруг религиозных памятников, зданий, храмов и церквей. Все это можно выразить одним-единственным выражением: это чувство misterium tremendum — тайны, приводящей в трепет. Вызванное ею чувство может распространяться в душе, как тихая волна, и тогда это безмятежный покой отрешенности. Оно может также внезапно возникнуть в душе, приняв форму шока или конвульсий. Может вызвать странное возбуждение, вплоть до опьянения, исступления, экстаза. У него бывают дикие и демонические формы. Оно может деградировать и смешаться с дрожью и ужасом человека перед привидениями. У него бывают низшие ступени, животные и варварские проявления, и в то же время оно обладает способностью к развитию, когда оно утончается, очищается, становится возвышенным. Оно может превратиться в тихое и смиренное дрожание твари, чувствующей себя недостойной... в присутствии того, что, погруженное в несказанную тайну, превосходит всякую тварь». Итак, сакральное включает в себя элемент «страха» перед абсолютным могуществом, причем это не страх перед опасностью, не тоска от неопределенности будущего; а также — элемент «тайны» непознаваемого; оно чем-то напоминает чувство «громадного», в то время как его объект обладает вполне определенной «чарующей» силой. В целом, страх, тайна и очарование будут тремя составляющими чувства сакрального. Любое религиозное чувство (греха, искупления и т.д.) разрастается вокруг этого центра. Сакральное противоположно профанному в той мере, в какой оно обладает «могуществом», которого профанное лишено (см. Дюркгейм, «Элементарные формы религиозной жизни», 1912). См. Религия.

Источник: Философский словарь

САКРАЛЬНОЕ
от лат. sacrum - священное) - все то, что относится к культу, поклонению особо ценным идеалам. Сакраментальное - освященное, святое, заветное. С. противоположно светскому, профанному, мирскому. То, что признано святыней, подлежит безусловному и трепетному почитанию и охраняется с особой тщательностью всеми возможными средствами. С. является тождеством веры, надежды и любви, его "органом" служит человеческое сердце. Сохранение священного отношения к предмету культа в первую очередь обеспечивается совестью верующего, который ценит святыню больше собственной жизни. Поэтому при угрозе осквернения святыни истинный верующий встает на ее защиту без особых раздумий и внешнего принуждения; подчас он может ради этого жертвовать своей жизнью. С. в теологии означает подчиненное Богу.
Символом сакрализации выступает освящение, т. е. такая церемония, в результате которой обыденная мирская процедура обретает трансцендентный смысл. Посвящение - возведение лица посредством установленного таинства или церковного обряда в ту или иную степень духовного служения. Священник - лицо, состоящее при храме и совершающее все таинства, кроме священства. Святотатство - имущественное посягательство, направленное на священные и освященные предметы и принадлежности храма, а· также оскорбление религиозного чувства верующих; в более широком смысле оно означает покушение на святыню.
Помимо теологического понимания С. как производного от Бога существует расширительное его философское истолкование. Например, Э. Дюркгейм применил это понятие для обозначения естественноисторической основы подлинно человеческого бытия, его социальной сущности и противопоставил его понятию индивидуалистического (эгоистического) существования. Некоторые религиоведы рассматривают процедуру сакрализации как существенный отличительный признак всякой религии - пантеистической, теистической и атеистической: религия начинается там, где складывается система сакрализации особо ценных идеалов. Церковь и государство вырабатывают сложную и тонкую систему защиты и трансляции священного отношения людей к базовым идеалам сложившейся культуры. Трансляция осуществляется согласованными между собой методами и средствами всех форм общественной жизни. Среди них - жесткие нормы права и мягкие приемы искусства. Индивид с пеленок и до гробовой доски погружен в генерируемую семьей, родом, племенем и государством систему С. Он вовлекается в церемонии, ритуальные действия, совершает молитвы, обряды, соблюдает посты и множество иных религиозных предписаний. Сакрализации прежде всего подвергаются нормы и правила отношения к ближнему и дальнему, семье, народу, государству и абсолюту.
Система сакрализации состоит из. а) суммы священных для данного общества идей (идеология); б) психологических приемов и средств убеждения людей в безусловной истинности этих идей ?) специфических знаковых форм воплощения святынь, сакраментальных и враждебных символов; г) особой организации (например, церкви); д) специальных практических действий, обрядов и церемоний (культ). На создание такой системы требуется много времени, она впитывает в себя прошлые и вновь возникшие традиции. Благодаря сакральным традициям и актуально существующей системе сакрализации общество добивается воспроизводства определенной религии во всех своих горизонталях (социальные группы, классы) и вертикалях (поколения). Когда избранный объект сакрализован, в его реальность верят сильнее, нежели в эмпирически данные вещи. Высшая степень С. отношения - святость, т. е. праведность, благочестие, богоугодность, проницание деятельной любовью к абсолюту и освобождение себя от импульсов себялюбия. Всякая религиозность сопряжена с С., но не каждый верующий на практике способен стать святым. Святых немного, их пример служит ориентиром для обычных людей. Степени С. отношения - фанатизм, умеренность, индифферентизм. С. чувство цельно, и яд сомнения для него смертельно опасен.
Д. В. Пивоваров

Источник: Современный философский словарь

Сакральное
от лат. — “посвященное богам”, “священное”, “запретное”, “проклятое”. святое, священное, важнейшая мировоззренческая категория, выделяющая области бытия и состояния сущего, воспринимаемые сознанием как принципиально отличные от обыденной реальности и исключительно ценные. Во многих языках такой смысл заложен изначально в семантич. строе слова, принятом для наименования С.: лат. — sacer, древнеевр. — gadosh связаны со значением отделенности, сокрытости, неприкосновенности. Для слав. *svet-, восходящего к индо-европ. *k´wen-, устанавливаются значения “увеличиваться”, “набухать”, в более конкретном культурном контексте — “исполненное благодатной иночеловеческой силой”. В картине мира С. выполняет роль структурообразующего начала: в соответствии с представлениями о С. выстраиваются другие фрагменты картины мира и складывается их иерархия. В аксиологии С. задает вертикаль ценностных ориентаций. Исторически во всех без исключения культурах комплекс идей и чувств, предметом к-рых выступает С., нашел свое наиболее полное выражение в религ. духовности. Убеждение в существовании С. и влечение быть сопричастным ему составляет суть религии. В религии С. представлено в своем онтологическом аспекте как чудесное, Сверхъестественное; нем. теолог Р. Отто в классич. работе “Святое” (1917) указывал, что для религ. сознания С. есть “совершенно Иное”. В религ. культуре С. не просто иная реальность, но также реальность абсолютная, вечная и по отношению к тленному миру первичная, иначе говоря, С. мыслится субстанцией бытия. Этой субстанции предпосланы такие атрибуты, обычно взятые в превосходной степени, как разумность, нематериальность, духовность, могущество; в развитых религиях к ним прибавляется самодостаточность. Будучи для религ. онтологии “альфой” бытия, истоком и основой существования, С. одновременно оказывается и его “омегой” — на С. замыкается эсхатологич. перспектива тварного мира. Поэтому в контексте религиозной культуры С. исполнено сотериологич. смыслом: стяжание святости является непременным условием и целью спасения. Уже в древних культурах к восприятию С. как ценности онтологической и сотериологической присовокупляется восприятие С. как совершенной красоты и правды. При этом, однако, красота и правда не являются в древних культурах обязательными признаками С.: С. может оставаться вне позитивных этических и эстетических характеристик. Обособленность С. от превратностей профанного, земного бытия и наделения его качеством истинности ставит С. в положение незыблемого идеала, возвышенного и верного образца для подражания. В религ. духовности представления о С. конкретизируются посредством священных образов и священного слова, Логоса. При этом, однако, религ. ментальности свойственно глубокое убеждение, основанное на данных религ. опыта и подкрепленное идеей трансцендентности С., в невыразимости подлинной сути С. и опыта соприкосновения с ним путем прямого переложения знания на язык “посюсторонней” реальности. Поэтому при описании С. в религ. культурах принято пользоваться аллегориями и Символами — вербальными, муз., графич. и др. Стремление передать сложную гамму впечатлений от общения с С. подвигало одаренных в религ. и худож. отношении людей к совершенствованию форм выражения мыслей и чувств, к усложнению метафорич. приемов изложения, что в значит. мере обогащало язык и содержание культуры. Лит.: Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика. М., 1983; Франк С.Л. Соч. М., 1990; Винокуров В.В. Феномен сакрального, или Восстание богов // Социологос. Вып. 1. М., 1991; Бартелеми Д. Бог и его образ: Очерк библейского богословия. Милан, 1992; Шмеман А. Евхаристия: Таинство Царства. М., 1992; Бытие культуры: сакральное и светское. Екатеринбург, 1994; Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995; Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. М., 1995; Durkheim E. Les formes elementaires de la vie religieuse. P., 1912; Otto R. Das Heilige. Gotha, 1925; Leeuw G. van der. Einfuhmng in die Phanomenologie der Religion. Gutersloh, 1961; Zaehner R.C. Mysticism, Sacred and Profane. N. Y., 1961. А.П. Забияко. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

сакральное
СВЯТОЕ, священное, сакральное (лат. sacer, франц. sacre, англ. sacred) — категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему отношения. Представления о С. включают важнейшие характеристики сущего: онтологически С. — отличное от обыденного бытия и относящееся к высшему уровню реальности; гносеологически — заключающее истинное знание, в сути своей непостижимое; феноменологически — дивное, поразительное; аксиологически — абсолютное, императивное, глубоко чтимое. Представления о С. с наибольшей полнотой выражены в религиозном мировоззрении. С. — универсальная категория религиозного сознания, характеризующая фундаментальный уровень религии. С. — предикат тех сущностей, которые являются объектом поклонения. Убеждение в существовании С. и влечение быть ему сопричастным составляет суть религии. В развитом религиозном сознании С. — сотериологическая ценность высокого достоинства, поскольку стяжание святости выступает непременным условием и целью спасения. В философии религии 20 в. учение о С. как конституирующем элементе религии получает развернутое обоснование с различных религиоведческих позиций. Э. Дюркгейм в работе «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система з Австралии» (1912) подверг критическому пересмотру мысль о том, что религию следует определять из понятия божества или понятия сверхъестественного. Понятие божества, по Дюркгейму, не универсально и не объясняет всего многообразия религиозной жизни; понятие сверхъестественного возникает поздно — за пределами классической античности. Напротив, полагал франц. социолог, всем без исключения религиям уже на ранней стадии присуще разделение мира на две области — мирскую (профанную) и священную, — которые поставлены религиозным сознанием в положение антагонистов. Основанием такой оппозиции является, согласно Дюркгейму, важнейший признак С. — его неприкосновенность, отделенность, запретность. Запретность, табуированность С. есть коллективное установление. Это положение позволило Дюркгейму утверждать, что С. в сущности своей социально: общественные группы придают своим высшим социальным и моральным побуждениям облик священных образов, символов и норм поведения, добиваясь тем самым от индивида категорического подчинения коллективным требованиям. Подход Дюркгейма был поддержан М. Моссом, который, редуцируя С. к социальным ценностям, настаивал на том, что сакральные явления есть, в сущности, явления социальные, которые в силу их важности для той или иной группы объявлены неприкосновенными. В социологической концепции Т. Лукмана С. приобретает статус «страты значений», к которой повседневная жизнь отнесена как к конечной инстанции. Резко расходится с социологической трактовкой С. позиция нем. теолога и философа религии Р. Отто. Если Дюркгейм, опираясь на учение о коллективных представлениях, надеялся преодолеть в объяснении категории С. крайности априоризма и эмпиризма, то Отто, последователь И. Канта, построил свою книгу «Святое» (1917) на идее априорности категории С. Категория С. формируется, согласно Отто, в процессе синтеза рациональных и иррациональных моментов познания при первичности иррациональных начал. Обратившись к исследованию религиозного опыта, Отто обнаружил в «основании души» априорный источник категории С. и религиозности вообще — особую «настроенность духа» и интуицию С. «Настроенность духа», из развития которой вырастает категория С, нем. теолог и религиовед назвал «нуминозной», выделив важнейшие психологические составляющие нуминозного. Априоризм позволил Отто обосновать отказ от редукции категории С. (и религии в целом) к каким бы то ни было социальным, рациональным или этическим началам. По Отто, рационализация и этизация категории С. — плод позднейших приращений к нуминозному ядру, а нуминозная ценность — первоисток всех иных объективных ценностей. Исследование Отто внесло крупный вклад в становление феноменологического подхода к изучению категории С и в развитие феноменологии религии в целом. Голл. феноменолог религии Г. ван дер Леув в работе «Введение в феноменологию религии» (1925) в сравнительном ключе рассмотрел категорию С. в исторической перспективе от начальной архаической ступени до категории христианского сознания. Вандер Леув, как прежде до него Н. Зедерблом, акцентировал в категории святости значения силы и власти и сблизил категорию С. с заимствованным из этнологии термином «мана». Открыв посредством такого сближения широкий доступ к исторически конкретным архаическим реалиям, голландский религиовед задал теологическое («Бог»), антропологическое («святой человек»), пространственно-временное («священное время», «священное место»), ритуальное («священное слово», «табу») и др. измерения категории С. Дальнейшее развитие категория С. получила в работах М. Элиаде. В центре его внимания стоит иерофания — обнаружение С. в профанной, мирской сфере. В понятиях иерофании Элиаде интерпретирует религиозную символику, мифологию, ритуалы, картину мира религиозного человека. Идеи и обоснованность выводов Элиаде вызвали серьезную критику. Принципиально важно, что центральный тезис Элиаде об универсальности антагонизма «сакрального» и «профанного», сближающий его позицию с позицией Дюркгейма, не находит своего подтверждения в реальной истории религий. Психологизация категории святости, укоренение ее оснований в иррациональных пластах духовной жизни — характерная черта феноменологии религии. Однако феноменологический подход, особенно подход теологической феноменологии, подразумевает, что в акте религиозного опыта или в событии иерофании дает знать о себе некая трансцендентная реальность, которая выступает объективно сущей субстанцией С. В учении 3. Фрейда и в психоаналитическом религиоведении (Г. Рохайм и др.) категория С. не имеет иных оснований, кроме психологических. С. в своем происхождении и бытии есть для Фрейда «нечто такое, к чему нельзя притрагиваться»; священные образы олицетворяют, прежде всего, запрет, изначально — запрет инцеста («Человек Моисей и монотеистическая религия», 1939). У С, как его представил основоположник психоанализа, нет качеств, существующих независимо от инфантильных желаний и страхов, ибо С, по Фрейду, есть «длящаяся воля праотца» — длящаяся в психическом пространстве осознанного и бессознательного как некий «психический конденсат». Данные религиозного языка, вероучения, культовая практика разных религий свидетельствуют, что категория С, будучи универсальной категорией религиозного сознания, обладает в каждом из своих конкретно-исторических проявлений специфическим содержанием. Сравнительное изучение показывает, что исторические типы категории С. не могут быть описаны посредством подведения под какой-либо один сущностный признак («табуированное», «иное» и т.п.) или универсальную комбинацию признаков («повергающее в ужас и восхищающее» и др.). Содержательно категория С. столь же многообразна и подвижна, сколь своеобразны и динамичны этнорелигиозные традиции.         А.П. Забияко

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Сакральное без головы [Рец. На: Зенкин С. Н. Небожественное сакральное: теория и художественная прак

Гришин А. А.
Читать PDF
0.00 байт

Сакральное значение власти в философии культа П. А. Флоренского

Андрюшков А.
Читать PDF
0.00 байт

Явленное сакральное (numen)

Зенкин Сергей Николаевич
Анализируя и сопоставляя различные теории, предлагавшиеся в XX веке для объяснения явленного сакрального (Рикёр, Отто, Хайдеггер, Гумбрехт, Годелье, Фрейд, Жижек, Кайуа), автор выявляет оппозицию двух подходов: признания чистой фе
Читать PDF
0.00 байт

Повседневность: сакральное и профанное

Касавин Илья Теодорович
В статье рассматривается многомерность и динамичность явления повседневности, представляемой как сфера, которая характеризуется стандартными ситуациями и объяснимыми предсказуемыми решениями.
Читать PDF
0.00 байт

Насилие и сакральное в философии Жоржа Батая

Зыгмонт Алексей Игоревич
Читать PDF
0.00 байт

Социальное и сакральное в экзистенциальном пространстве больничного храма

Кантарюк Екатерина Анатольевна
В статье характеризуется взаимодействие социальных и сакральных начал в экзистенциальном пространстве православного больничного храма.
Читать PDF
0.00 байт

Рациональное и сакральное у Галена

Пролыгина Ирина Викторовна
Статья посвящена проблеме взаимоотношения во II-III в. н. э. медицинского искусства, основанного на рациональных принципах, и храмовой медицины с культом Асклепия на примере текстов Галена Пергамского.
Читать PDF
0.00 байт

Ускользающее сакральное: проблема амбивалентности сакрального и ее значение для «Сильной программы»

Куракин Дмитрий
Объяснительные возможности «сильной программы» культурсоциологии в значительной степени проистекают из дюркгеймовской теории сакрального.
Читать PDF
0.00 байт

«я» vs «Другой» - дискурс насилия в поле «Сакрального» (сакральное насилие и насилие именем «Сакраль

Ф. В. Тагиров
Читать PDF
0.00 байт

Общность механизмов высшей нервной деятельности в сакральном переживании и творческом «Озарении» (по

Мальчуков Валерий Алексеевич, Мальчукова Нина Валерьевна
Рассматривается проблема общности механизмов высшей нервной деятельности в сакральном переживании и творческом «озарении». Показана недостаточность физикалистских и редукционистских подходов к данной проблеме.
Читать PDF
0.00 байт

Феномен сакрального в условиях кризиса национально-цивилизационной идентичности

Глебец Владимир Иванович
Рассмотрен вопрос актуализации феномена сакрального в кризисном обществе. Проблема осмысления данного феномена и его роли в жизнедеятельности цивилизации.
Читать PDF
0.00 байт

Феноменология сакральной власти и жертвенности царя-героя в контексте античной культуры

Апрелева Виктория Александровна
Сопоставляются понятия сакрального и сакральной власти; рассматривается феномен сакральной власти на примере ритуальной фигуры царя-героя, характеризуется явление жертвенности Царя Эдипа, ставшее первой формой политического вменен
Читать PDF
0.00 байт

Аллегорическое и буквальное в герменевтике сакрального текста

Аванесов Сергей Сергеевич
В статье проведено исследование соотношения буквального и аллегорического содержания священного текста в герменевтическом ракурсе.
Читать PDF
0.00 байт

Становление модернистской герменевтики сакрального текста в Европе и в Индии

Арапов А. В.
В статье рассматриваются процессы перехода от средневековой к модернистской герменевтике сакрального текста и формирования современных парадигм в библейской и ведической герменевтике в Европе и в Индии.
Читать PDF
0.00 байт

Сакральная власть как способ гармонизации социума: историко-философский дискурс

Шульга Дмитрий Иванович
В статье сакральная власть показана как феномен, который по своей природе тесно связан с сакральным обществом, является символом, метафизическим синонимом властвующего, чистой идеей господства.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • НАСИЛИЕ И САКРАЛЬНОЕ

    La violence et le sacre". Paris, 1972) - книга Жирара, в которой впервые детально изложена его концепция "жертвенного кризиса" и проанализированы способы его разрешения. Книга состоит из одиннадцати глав и заключе
  • САКРАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ

    квинтэссенция идеального содержания культуры, характерное для религиозных культур и светских культур модернистского ("идеократического") типа. Религиозное С.О. "раскрывает сущность религии и ука
  • САКРАЛЬНОЕ, священное, святое

    лат. — sacer - священный) — 1) вымышленные, наделяемые сверхъестеств. качествами существа - персонажи религ. мифов; 2) религ. ценности — вера, «истины» вероисповедания, таинства, церковь; 3) совокупность
  • Сакральная цивилизация

    лат. "sacrum", "sacro", "священный", "святой", "освященный") - цивилизация, которая ставит во главу божественные культы, религиозные ценности и обряды, утверждает полный и общеобязательный приоритет сверхчел
  • Сакральная география

    модель восприятия пространства как проявления духовной, божественной структуры реальности, насыщенной символизмом.
  • САКРАЛЬНЫЙ ОБРАЗ

    - в религиозных культурах совокупность представлений об индивидуальной форме существования сакрального. В С.о. идея сакрального получает иконическое выражение и претворяется в чувственно доступ