Сакральная география

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Сакральная география
модель восприятия пространства как проявления духовной, божественной структуры реальности, насыщенной символизмом.

Источник: Философия политики: глоссарий

САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ
сакра лизованное восприятие сторон света в соответствии с этноцентристской мировоззренческой парадигмой. Принцип сакрализации оси Восток — Запад соотносится с визуальной фиксацией движения Солнца. Восток в русской историософской мысли определяется территорией Эдема, землей Духа. С Востоком связывается также популярная мифологема о Шамбале (Агарте, Беловодье, граде Китеже), сокрытой цивилизацией посвященных в высшее таинство, координирующих ход мировых процессов. Запад же определяется противоположными характеристиками, как «страна смерти», «мир мертвых», «царство изгнания» и т. п. Апробированный А. Г. Дугиным термин «анти-Восток» подчеркивает тенденцию абсолютизации разрушительных черт западной цивилизации в традиционалистской литературе. Принцип конструирования мифологической оси Север — Юг предопределило северное расположение России, что при этноцентристском мышлении приводило к инициациональной сакрализации первого и контринициалиционной инфернализации второго. Сакральная география соотносит Север с духом, светом, вечностью. Популярностью пользуются предания об арктическом происхождении человечества либо, по крайней мере, нордическом формировании культуры ариев. Разлагающий северную чистоту Юг интерпретируется как царство материи, жизни, биологии и инстинктов. Вместо континентов современной науки о Земле сакральная география оперирует метаконтинентами, вместо биологических рас метафизическими, спиритуальными расами. Таким образом, преподнося стороны света как географическую и цивилизационную данность, сакральная география возвращается к рассмотрению земного пространства в виде плоскостной поверхности. При этом стороны света выступают весьма условной категорией, не имеющей объективных границ и варьирующейся в различных исторических эпохах и культурах. Эзотерический символизм ландшафта выступает в качестве критерия конструирования политических и социальных институтов. Идея сохранения в горах осколков древних рас и цивилизаций отражена в том, что именно там расположены сакральные центры традиции. При этом горные страны имеют ореол жертвенности и не выступают источником завоевательных экспансий. Синтезом жреческой традиции гор и царственной равнины стала символика холма как аллегории царской власти, возвышающейся над светским уровнем степи, но не выходящей за пределы державных интересов. Сообразно с мифологической традицией столицы великих империй располагаются непременно на холме или группе холмов (чаще всего семи или пяти). Ради концептуальной системности в сакральной географии производятся перемещения географического расположения отдельных городов и даже стран. Например, с целью противопоставления южного средиземноморского круга радиусной стрелой Нила северному гиперборейскому кругу Днепра «Святая Русь» идентифицируется с «великой Швецией». Источ.: Багдасарян В. Э. Проблема мифологизации истории в отечественной литературе 1990-х гг. М., 2000; Дугин А. Мистерии Евразии. М., 1996; Он же. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М., 1997.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
125.26 кб

Сакральная география и топонимия Валаама

Михайлова Лариса Владимировна
Проведенное исследование определило смысловые соотношения реального и сакрального пространства Валаама, где реальным являются монастырские постройки, хозяйственная деятельность монастыря, географические объекты, расположенные на о
Читать PDF
508.92 кб

Сакральная география ижемцев Нижнего Приобья

Ермакова Елена Евгеньевна, Лискевич Нина Александровна
На основе полевых материалов рассматривается практика ритуального освоения пространства у коми Нижнего Приобья, материальными маркерами которой являются обетные и придорожные кресты.
Читать PDF
281.67 кб

Подворья Архангельска в сакральной географии поморья

Попова Людмила Дмитриевна
В статье предпринята попытка выделить сублокальные доминанты паломнических посещений, осуществляемых через подворья Архангельска.
Читать PDF
391.24 кб

Основные понятия, образы и символы сакральной географии Н. С. Гумилева

Раскина Елена Юрьевна
Статья посвящена образам, символам, темам и мотивам сакральной географии в произведениях Н. С. Гумилева.
Читать PDF
197.30 кб

Модель взаимодействия географического, культурного и сакрального ландшафтов

Лавринова Наталия Николаевна
Рассмотрено взаимодействие географического, культурного и сакрального ландшафтов. Проанализирована категория «ландшафт» и подчеркнут ее междисциплинарный характер.
Читать PDF
1.27 мб

«Сакральное пространство» и «Сакральная география» как семиотические концепты

Худяев А.С.
В статье в оптике семиотического подхода исследуются концепты «сакральное пространство» и «сакральная география», сущность которых автор связывает с механизмами выражения архаических пространственных образов посредством религиозны
Читать PDF
650.21 кб

Сакральная география как система ориентаций в этнокультурном ландшафте ненцев

Худяев Андрей Сергеевич
В статье представлена попытка построения модели сакральной географии в традиционной культуре ненцев. Описаны три типа пространственных ориентаций, лежащих в ее основе.
Читать PDF
374.96 кб

Новгородская колонизация Вятки в контексте сакральной географии русского Севера

Десяткова Ольга Владимировна
Статья посвящена изучению символического освоения пространства Вятской земли русским населением.
Читать PDF
126.53 кб

«Свое» и «Чужое» в современном российском городе: еврейская сакральная география

Носенко-Штейн Елена Эдуардовна
В этой статье автор рассматривает некоторые аспекты трансформации культурной памяти у евреев в постсоветской России.
Читать PDF
7.53 мб

Кладбище в Гридине как выдающийся объект сакральной географии Карельского Поморья

Алексей Конкка
Читать PDF
271.84 кб

Сакральная география южновятских городов: на пересечении языческой и христианской картины мира

Десяткова Ольга Владимировна
The article studies cultural landscape semantics of medieval towns of the southern Vyatka.
Читать PDF
307.00 кб

Сакральная топонимия Республики коми и ее параллели в географических названиях русского Севера, Урал

Петров Дмитрий Дмитриевич
Рассматривается отражение народной религии жителей Республики Коми в системе географических названий (природных объектов, населенных пунктов, а также мест, где остались следы пребывания древнего населения).
Читать PDF
314.57 кб

Геософия и сакральная география как проектно-ориентированные направления исследования в области этно

Теребихин Николай Михайлович
В статье представлены приоритетные концептуально-методологические направления исследований Центра сравнительного религиоведения и этносемиотики в области геофилософии и сакральной географии народов Северной Евразии.
Читать PDF
247.37 кб

География сакральных локусов социально-культурных ландшафтов в полиэтничном регионе (на примере Симб

Аксенова М. Ю., Федоров В. Н., Идиатуллов А. К.
Социально-культурный ландшафт представляет собой сложную систему взаимосвязанных компонентов сакральных локусов, образующих пространственный каркас регионального социума.
Читать PDF
1,002.44 кб

Сакральная география в Казахстане: коммеморативная политика государства и локальные практики в публи