РАСА
РАСА
группа людей, объединенная общностью происхождения, различающаяся по чисто внешним — биологическим — признакам: цвету кожи, волос и т.п.
РАСА
в антропологии группа людей, в которой характерный внешний облик обусловлен общими наследственными конституционными признаками (цветом кожи, формой головы, формой лица и носа, формой и цветом волос, размерами тела и т. д.). Осн. человеческие расы - европеоидная, негроидная и монголоидная. В широком смысле слова раса представляет собой форму, в которой характер человека находит выражение в его внешних признаках, в частности в форме головы и лица.
Источник: Философский энциклопедический словарь
РАСА
Санскр.) Обрядовый танец, исполняемый Кришной и его гопи,
пастушками, в ежегодных празднествах, проходящих и по сей день,
особенно в Раджастане. Астрономически это Кришна - Солнце -
вокруг которого вращаются планеты и знаки Зодиака, которых
символизируют гопи. То же, что и "хоровод" амазонок вокруг
приапического образа, и танец дочерей Силомских ("Книга Судей",
XXI), и также танец Царя Давида вокруг ковчега. (См. "Раз.
Изида", II, с. 52, 384 и 385.)
пастушками, в ежегодных празднествах, проходящих и по сей день,
особенно в Раджастане. Астрономически это Кришна - Солнце -
вокруг которого вращаются планеты и знаки Зодиака, которых
символизируют гопи. То же, что и "хоровод" амазонок вокруг
приапического образа, и танец дочерей Силомских ("Книга Судей",
XXI), и также танец Царя Давида вокруг ковчега. (См. "Раз.
Изида", II, с. 52, 384 и 385.)
Источник: Теософский словарь
Раса
от франц. race) — в антропологии исторически сложившаяся группа людей, в которой характерный внешний облик обусловлен общими наследственными признаками (цветом кожи, глаз, волос, формой черепа, ростом и т. д.). Основные человеческие расы — европеоидная, негроидная и монголоидная. К этим расам некоторые ученые добавляют еще две — американских индейцев (америндов) и австралоидов. Все расы абсолютно равноценны в биологическом и психическом отношениях и находятся на одном и том же уровне эволюционного развития.
РАСА
группа людей, объединенная общностью происхождения, различающаяся по чисто внешним – биологическим – признакам: цвету кожи, волос и т п. На Земле существуют три основные расовые группы – монголоидная, негроидная и европеоидная. Отличительные черты монголоидной расы – желтоватая кожа, прямые черные волосы, специфический разрез глаз; негроидной расы – темная кожа, курчавые волосы, черные глаза; европеоидной – светлая кожа. Сегодня доказано наличие единого генотипа у всех рас. Возникновение и развитие рас происходило под влиянием прежде всего географических условий, в которых жили люди, но при этом они оставались представителями единого человеческого рода. Косвенное влияние на процессы расообразования оказывали социально-культурные и языковые факторы, а также демографические процессы. Расу не следует смешивать с другими общностями людей – родом, племенем, народностью, нацией, которые различаются социальными, а не биологическими признаками.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
РАСА
(вкус, сок) — 1) Понятие индийской эстетики, особое переживание, возникающее при созерцании художественного произведения. 2) В кришнаизме Р. — один из типов любовного отношения к Кришне, а также один из типов эмоциональных состояний, соответствующих им. В этом смысле понятие Р. совпадает с понятием бхакти. В школе гаудия выделяются 12 Р.: пять основных и семь дополнительных. Основные Р. таковы: нейтральная, возникающая при переживании Кришны как Абсолюта; восторженное рабское служение; дружелюбие; родительская любовь; «сладостная» любовь (мадхурья), соответствующая любви пастушек к Кришне. Дополнительные Р.: смех, чудесные видения, отвага, жалость, гнев, ужас и отчаяние. Основные Р. образуют своего рода лестницу степеней приближения к Кришне: чем ближе бхакга к Кришне, тем теснее, глубже становятся их взаимоотношения, достигая вершины в мадхурье. Идеальная Р. — у влюбленной в Кришну PadxiL С точки зрения своего содержания, Р. глубоко эзотерична и не может быть понята вне традиции. Каждому бхакте рекомендуется избрать какую-либо одну Р., подходящую к его темпераменту, и углублять ее на своем пути преданного служения. 3) В индийской алхимии (расаяна) Р. — квинтэссенция вещей, жизненный сок, сущность, главный компонент эликсира бессмертия. Отождествляется с Шивой.
Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм
РАСА
(букв. сок, вкус) — древнее театральное понятие, составившее основу ср.-век. литературных теорий и через эстетич. учение Абхинавагупты (X—XI вв.) усвоенное теологией кришнаитского бхакти. В эстетике Абхинавагупты Р. понималась как особое переживание, к-рое формируется в процессе восприятия произведения искусства и является результатом приобщения воспринимающего к миру произведения, и прежде всего к чувствам действующих в нем героев. Целиком принадлежа эстетич. сфере, Р., по Абхинавагупте, тем не менее соотносима с обычным (жизненным) чувством, поскольку последнее, с одной стороны, составляет предмет художеств. изображения, а с другой — включено в эмоциональный опыт воспринимающего и т. обр. участвует в формировании эстетич. переживания. Это дает основание для разделения Р. на виды. Следуя более ранним классификациям, Абхинавагупта различает 9 Р., выступающих в кач-ве эстетических соответствий 9 основных чувств (бхава) — любви, веселья, скорби, отваги, гнева, страха, отвращения, удивления и покоя. В трудах ученика Чайтаньи Рупы Госвамина (XVI в.) и его последователей учение Абхинавагупты преобразуется в теорию религиозного переживания. Согласно Рупе, Р., или бхакти-Р., есть чувство, рождающееся у верующего по мере его вживания в события кришнаитского мифа и в чувства окружающих Кришну персонажей. Подчеркиваемая т. обр. аналогия между религиозной и эстетич. ситуацией отчетливо выявляет характерное для кришнаитов восприятие мифа как реальности не только религиозной, но также жизненной и художественной. Соответственно и Р. в толковании Рупы предстает переживанием одновременно религиозным, эстетическим и жизненным. Рупа сохраняет классификацию рас, однако вносит в нее ряд изменений. Во-первых, к традиционным 9 расам добавляются еще 3. Во-вторых, из 12 рас 5 выделяются в кач-ве главных: сладостная (соответствующая любви пастушек к Кришне), родительская (соответствующая любви к Кришне Яшоды и Нанды), дружеская (соотносимая с чувством друзей Кришны), восторженная (аналог рабской привязанности, к-рую испытывают к Кришне не столь близко стоящие к нему персонажи) и спокойная, связанная с переживанием Кришны как Абсолюта. Хотя Кришна — гл. герой мифа, в глазах бхактов он является не столько носителем, сколько объектом чувства. Поэтому все без исключения Р. соотносятся с эмоциями его окружения. Поскольку же все, кто окружают Кришну в мифе, исполнены любви к нему, Р. сущностно есть всегда переживание любви, лишь варьируемое, с одной стороны, естественными модификациями этого чувства, а с другой — его сочетанием с иными, ситуационно обусловленными эмоциями (напр., страхом за Кришну, гневом на его противников и т. д.). Классификация Р. имела не только теоретич. значение, но рассматривалась и как своего рода инструкция для верующих. Считалось, что каждый бхакт должен выбрать из пяти гл. видов бхакти-Р. тот, к-рый ближе его эмоциональному складу, и, сосредоточившись на соответствующем переживании, культивировать его вплоть до экстатич. слияния с мифической реальностью.
Ю. Алиханова
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
РАСЫ
человеческие (от итал. razza) – исторически сложившиеся группы людей, характеризующиеся общностью наследственно закрепленных морфологич. (телесных) особенностей и имеющие общее происхождение. Совр. человечество принято разделять на 3 большие Р. (или "Р. первого порядка"): негроидную, монголоидную и европеоидную. В основу подобного разделения кладутся след. признаки: цвет кожи, форма волос, степень развития волосяного покрова на теле, особенности формы и строения мягких частей лица (нос, губы). Негроидная Р. – темная кожа, курчавые (спирально закрученные) волосы, среднее развитие волосяного покрова на теле, прогнатизм (выступание верхней челюсти), умеренное выступание скул, широкий нос, толстые губы. Монголоидная Р. – желтоватая кожа, прямые волосы, слабый волосяной покров на теле, сильное выступание скул, умеренно толстые губы, наличие т.н. "монгольской складки" верхнего века (эпикантуса). Европеоидная Р. – светлая кожа, волнистые волосы, сильный волосяной покров на теле, ортогнатизм (отсутствие выступания верхней челюсти), слабое выступание скул, узкий нос, тонкие губы. Внутри больших Р. обычно выделяют более дробные расовые группы ("Р. второго порядка"), различающиеся между собой по форме головы (головной указатель), росту, пигментации волос и глаз и др. второстепенным особенностям. Напр., в пределах европеоидной Р. выделяют северную, альпийскую, средиземноморскую, балтийскую и др. Р., негроидной – негрскую, негрилльскую, меланезийскую, бушменскую и др., монго-лоидной – центральноазиатскую, байкальскую, южносибирскую и т.д. Поскольку Р. представляют собой группы, входящие в состав вида совр. человека (Homo sapiens), в бурж. антропологии широко распространено представление, согласно к-рому Р. человека аналогичны подвидам животных. Сов. антропологи убедительно доказали несостоятельность этого мнения. Принципиальное отличие Р. человека от подвидов животных заключается в том, что расовые признаки человека в наст. время не имеют приспособительного (адаптитивного) значения и не подвергаются действию естеств. отбора. Хотя первоначально Р. возникли в процессе приспособления к определ. географич. среде, все совр. Р. живут в самых разнообразных природных условиях. В то время как подвиды животных в процессе приспособит. дифференциации могут превращаться в новые виды, Р. человека не могут дать начало новым видам (вследствие того, что естеств. отбор полностью прекратил свое действие в человеч. обществе). Обществ. развитие обусловливает все более интенсивное смешение Р., что приводит постепенно к стиранию расовых различий. Все Р. совр. человека находятся на одном и том же уровне эволюц. развития. Расовые различия касаются лишь внешних признаков человека и не затрагивают жизненно важных морфологич., физиологич. и психич. его особенностей. Утверждения о наличии психич. различий между человеч. Р. (см. Расизм) противоречат данным совр. науки. Уровень развития культуры различных народов обусловлен не биологическими (расовыми), а социально-историч. факторами. Лит. см. при ст. Расизм. М. Урысон. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
РАСЫ
человека (франц., ед. ч. race), исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанных единством происхождения, к-рое выражается в общих наследственных морфологич. и физиологич. признаках, варьирующих в определ. пределах. Т. к. групповая и индивидуальная изменчивость этих признаков не совпадает, Р. являются не совокупностями особей, а совокупностями популяций, т. е. терр. групп людей, объединяемых брачными связями. Р. - внутривидовые таксономич. (систематич.) категории, находящиеся в состоянии динамич. равновесия, т. е. изменяющиеся в пространстве и во времени во взаимодействии с окружающей средой и вместе с тем обладающие определ., генетически обусловленной устойчивостью. По всем основным морфологич., физиологич. и психологич. особенностям, характерным для совр. людей, сходство между всеми Р. велико, а различия несущественны. Лишены всякого фактич. основания реакц. концепции о существовании «высших» и «низших» Р. (см. Расизм). Данные антропологии и др. наук доказывают, что все Р. происходят от одного вида ископаемых гоминид. Неограниченные возможности смешения между всеми Р., полная биологич. и социально-культурная полноценность смешанных групп служат веским доказательством видового единства человечества и несостоятельности расизма.
В 18-20 вв. были предложены многочисл. классификации Р., основанные гл. обр. на внешних морфологич. особенностях. Одна из удачных классификаций принадлежит Ж. Деникеру (1900). Наиболее отчетливо в составе совр. человечества выделяются три осн. группы Р. - негроидная, европеоидная и монголоидная; их часто наз. большими Р. К монголоидным Р. по происхождению и мн. признакам близки амер. индейцы. Но не все популяции совр. человечества могут быть отнесены к трем осн. группам Р. На Ю.-В. Азии, в Океании и Австралии широко расселены популяции, по нек-рым признакам близкие к негроидам Африки, но и сильно отличающиеся от них. Эти популяции одни ученые рассматривают как четвертую осн. группу Р. - австралоидную, другие же объединяют с негроидами в большую экваториальную (негро-австралоидную) расу.
Согласно одной из т. зр., Р. начали складываться у древнейших людей в неск. центрах Африки, Европы и Азии, согласно другой (ее разделяют большинство сов. ученых) - расовая дифференциация происходила позднее, уже после образования человека совр. вида в Вост. Средиземноморье и соседних областях Юж. Европы, Сев. и Вост. Африки и Зап. Азии. Вероятно, первоначально у людей совр. вида возникли два очага расообразования: западный - на С.-В. Африки и на Ю.-З. Азии и восточный - на В. и Ю.-В. Азии. Позднее различные популяции людей, расселяясь по земному шару, смешивались между собой и, приспосабливаясь к различным естеств.-географич. условиям, распадались на совр. Р. Многие расовые признаки, возникшие первоначально путем мутаций, приобрели приспособит. значение и под действием естеств. отбора на ранних этапах расогенеза закреплялись и распространялись в популяциях, живших в разной географич. среде. С развитием производит. сил общества и созданием в процессе коллективного труда искусств. культурной среды роль естеств. отбора в расогенезе постепенно уменьшалась.
По мере развития экономич., социального и культурного, а также биологич. взаимодействия между различными народами, границы расовых ареалов все больше и больше стираются, возникают новые местные сочетания различных расовых признаков единого человечества.
В 18-20 вв. были предложены многочисл. классификации Р., основанные гл. обр. на внешних морфологич. особенностях. Одна из удачных классификаций принадлежит Ж. Деникеру (1900). Наиболее отчетливо в составе совр. человечества выделяются три осн. группы Р. - негроидная, европеоидная и монголоидная; их часто наз. большими Р. К монголоидным Р. по происхождению и мн. признакам близки амер. индейцы. Но не все популяции совр. человечества могут быть отнесены к трем осн. группам Р. На Ю.-В. Азии, в Океании и Австралии широко расселены популяции, по нек-рым признакам близкие к негроидам Африки, но и сильно отличающиеся от них. Эти популяции одни ученые рассматривают как четвертую осн. группу Р. - австралоидную, другие же объединяют с негроидами в большую экваториальную (негро-австралоидную) расу.
Согласно одной из т. зр., Р. начали складываться у древнейших людей в неск. центрах Африки, Европы и Азии, согласно другой (ее разделяют большинство сов. ученых) - расовая дифференциация происходила позднее, уже после образования человека совр. вида в Вост. Средиземноморье и соседних областях Юж. Европы, Сев. и Вост. Африки и Зап. Азии. Вероятно, первоначально у людей совр. вида возникли два очага расообразования: западный - на С.-В. Африки и на Ю.-З. Азии и восточный - на В. и Ю.-В. Азии. Позднее различные популяции людей, расселяясь по земному шару, смешивались между собой и, приспосабливаясь к различным естеств.-географич. условиям, распадались на совр. Р. Многие расовые признаки, возникшие первоначально путем мутаций, приобрели приспособит. значение и под действием естеств. отбора на ранних этапах расогенеза закреплялись и распространялись в популяциях, живших в разной географич. среде. С развитием производит. сил общества и созданием в процессе коллективного труда искусств. культурной среды роль естеств. отбора в расогенезе постепенно уменьшалась.
По мере развития экономич., социального и культурного, а также биологич. взаимодействия между различными народами, границы расовых ареалов все больше и больше стираются, возникают новые местные сочетания различных расовых признаков единого человечества.
Источник: Советский философский словарь
РАСА
определение группы людей, которая выделяется на основе как исторически возникших и наследственно обусловленных биологических особенностей, так и на основе социально конструируемого восприятия, возникшего в ходе европейской колонизации мира и европоцентристских научных концепций (см. Европоцентризм). В традиционной науке принято деление человечества на три «большие расы» (европеоидная, монголоидная и экваториальная, или негро-австролоидная) и расовые подтипы (В. П. Алексеев, В. В. Бунак, М. М. Герасимов). В основу этих классификаций были положены внешние физические признаки (цвет кожи, свойства волос, строение лица и др.). Современные классификации включают большее число генетических систем, в т. ч. группы крови, белков сыворотки, ферментов и др. (Т. И. Алексеева, А. А. Зубов, А. Г. Козинцев). Современная расовая таксономия основывается на трех постулатах относительно фенотипического разнообразия человеческого вида: естественном отборе, селекции через изоляцию и генетический дрейф, а также социальной и культурной селекции. Т. о., многие расовые характеристики представляют собой адаптацию к особому типу природных условий, т. е. раса есть Своего рода отражение климата. Однако и в данном случае расовое деление крайне условно, и тем более необоснованно относить к расовым типам определенные этнические общности, а также индивидов однородных групп к разным расовым типам.
В науке было много споров по поводу использования понятия «раса» и того, что составляет человеческую расу Этот термин всегда носил условный и многозначный характер, что, однако, не мешало использовать его в целях социальной дискриминации. Было создано огромное число мифов для обоснования естественной иерархии человеческих групп на основе физических и культурных особенностей ее членов, а идеология и практика расового неравенства и дискриминации назътаетсярасчзмом. Эти мифы продолжают воздействовать на общественное сознание, а расизм существует даже в расово-однородных обществах. Современная наука отвергает представления о превосходстве одних рас над другими. Принято много международно-правовых документов, осуждающих и запрещающих идеологию расизма. Существуют антирасистские национальные правовые нормы и общественные организации, движения. Однако это не устраняет расовых предубеждений и дискриминационных практик в целом ряде государств. Именно по морально-политическим причинам современные ученые, как правило, осторожно пользуются понятием «раса», особенно в качестве одной из классификационных характеристик этнических общностей (народов).
Более признанным является взгляд, что градация фенотипов представляет определенный континуум и расовые категории являются произвольными. Генетические взаимосвязи не позволяют выделить определенный набор объективных критериев для разделения людей по расовым типам. Понимание расы как комплекса генетически предопределенных черт фактически отвергнуто современной наукой. Раса рассматривается скорее как одна из форм социальной классификации, которая используется в том или ином обществе. В то же время существует бесспорная биологическая реальность фенотипического разнообразия. Это разнообразие отражает прежде всего способность любых форм жизни к эволюции и именно через эти эволюционные механизмы возникает разнообразие человеческих типов, давшее основание для понятия «раса». Концепция расы используется физическими (биологическими) антропологами как средство различения основных феиотипических подразделений человеческого вида и как средство исторических реконструкций при изучении древних популяций и культур. Некоторые ученые определяют расу как социальную классификацию, основанную на мнимых физических характеристиках, а этничность — как классификацию на основе культурных черт. Все более распространенным становится понимание расы как варианта этичности: расовая группа — это этническая группа, члены которой рассматриваются как физиологически отличные от других, если не самими членами группы, то по крайней мере, другими. В целом очень немногие из существующих обществ являются в расовом и этническом отношениях гомогенными.
Лит.: Алексеев В. П. Историческая антропология. М., 1979; Он же. Этногенез. М., 1986; Сунак В. В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М.; Дебец Г. Ф. Расы, языки, культуры.— В кн.: Наука о расах и расизм. М.—Л., 1938; Расы и общество, под ред. Ю. В. Бромлея. М., 1982; Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Антропология. М., 1963; GouMS.J. The Mismeasure of Man. N.Y, 1981; Gregorys; SanjekR. (eds). Race. New Brunswick, 1994; Harris M. Palterns of Race in ihe Americas. N. Y., 1964; Montagu A. (ed.). The Concept f Race. N.Y, 1964.
В. А. Тишков
В науке было много споров по поводу использования понятия «раса» и того, что составляет человеческую расу Этот термин всегда носил условный и многозначный характер, что, однако, не мешало использовать его в целях социальной дискриминации. Было создано огромное число мифов для обоснования естественной иерархии человеческих групп на основе физических и культурных особенностей ее членов, а идеология и практика расового неравенства и дискриминации назътаетсярасчзмом. Эти мифы продолжают воздействовать на общественное сознание, а расизм существует даже в расово-однородных обществах. Современная наука отвергает представления о превосходстве одних рас над другими. Принято много международно-правовых документов, осуждающих и запрещающих идеологию расизма. Существуют антирасистские национальные правовые нормы и общественные организации, движения. Однако это не устраняет расовых предубеждений и дискриминационных практик в целом ряде государств. Именно по морально-политическим причинам современные ученые, как правило, осторожно пользуются понятием «раса», особенно в качестве одной из классификационных характеристик этнических общностей (народов).
Более признанным является взгляд, что градация фенотипов представляет определенный континуум и расовые категории являются произвольными. Генетические взаимосвязи не позволяют выделить определенный набор объективных критериев для разделения людей по расовым типам. Понимание расы как комплекса генетически предопределенных черт фактически отвергнуто современной наукой. Раса рассматривается скорее как одна из форм социальной классификации, которая используется в том или ином обществе. В то же время существует бесспорная биологическая реальность фенотипического разнообразия. Это разнообразие отражает прежде всего способность любых форм жизни к эволюции и именно через эти эволюционные механизмы возникает разнообразие человеческих типов, давшее основание для понятия «раса». Концепция расы используется физическими (биологическими) антропологами как средство различения основных феиотипических подразделений человеческого вида и как средство исторических реконструкций при изучении древних популяций и культур. Некоторые ученые определяют расу как социальную классификацию, основанную на мнимых физических характеристиках, а этничность — как классификацию на основе культурных черт. Все более распространенным становится понимание расы как варианта этичности: расовая группа — это этническая группа, члены которой рассматриваются как физиологически отличные от других, если не самими членами группы, то по крайней мере, другими. В целом очень немногие из существующих обществ являются в расовом и этническом отношениях гомогенными.
Лит.: Алексеев В. П. Историческая антропология. М., 1979; Он же. Этногенез. М., 1986; Сунак В. В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М.; Дебец Г. Ф. Расы, языки, культуры.— В кн.: Наука о расах и расизм. М.—Л., 1938; Расы и общество, под ред. Ю. В. Бромлея. М., 1982; Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Антропология. М., 1963; GouMS.J. The Mismeasure of Man. N.Y, 1981; Gregorys; SanjekR. (eds). Race. New Brunswick, 1994; Harris M. Palterns of Race in ihe Americas. N. Y., 1964; Montagu A. (ed.). The Concept f Race. N.Y, 1964.
В. А. Тишков
Источник: Новая философская энциклопедия
РАСА
санскр. rasa, буквально – вкус) – одно из осн. понятий др.-инд. эстетики; означает настроение, характеризующее восприятие произв. иск-ва. Начиная с древнейшего эстетич. трактата Натьяшастра, инд. теории иск-ва различают восемь видов Р.: любви, веселья, горя, гнева, героизма, страха, отвращения, удивления. Каждый из этих видов Р. соответствует определ. чувству (bh?va), но не совпадает с ним; проблема их соотношения послужила предметом дискуссии между комментаторами "Натьяшастры", из к-рых одни (как Шанкука) признавали Р. имитацией чувства, другие же устанавливали более сложные связи между чувством и Р. Согласно концепции, впервые изложенной в "Натьяшастре", Р. возникает благодаря сочетанию трех факторов: возбудителей (vibh?va), симптомов (anubh?va) и второстепенных чувств (vyabhic?ribh?va). Возбудителями считаются условия, способствующие пробуждению чувств; в свою очередь, они делятся на главные (напр., герои) и второстепенные (напр., обстоятельства времени и места, различные предметы, явления природы, цвета и т.п.). Симптомами считаются проявления чувств, также подробно классифицируемые. Второстепенных чувств насчитывается тридцать три (к ним, напр., относятся радость, стыд, отчаянье, смерть и т.д.); они не могут быть главными ни в одном произв. Характер психологич. процесса, посредством к-рого образуется Р. при восприятии произв. иск-ва, по-разному интерпретировался представителями разных филос. школ. Шанкука, являвшийся последователем школы ньяя, исследовал в свете учения Дхармакирти соотношение между логич. выводом и эстетич. восприятием, при к-ром не проводится различия между истинным и ложным. Бхатта Лоллата, представитель школы миманса, развивал мысль о естеств. происхождении Р., объясняемом тремя осн. факторами. Бхатта Найака (10 в.), принадлежавший к школе санкхья, считал, что Р. связана с саттва – источником добра и блаженства; Р. достигается благодаря наличию у поэтич. слова наряду с осн. функцией – выражения, второй функции – осуществления, заключающейся в устранении умств. инертности и затемненности. Различные концепции Р. были подвергнуты критич. рассмотрению в трактате последователя философии веданта Абхинавагупты (10–11 вв.) "Абхинавабхарати", где Р. связывается с состоянием всеобщности, благодаря к-рому уничтожаются характеристики времени, места и т.п., сопутствующие обычным чувствам, и слушатель (или читатель) испытывает наслаждение, связанное с отсутствием заинтересованности. Суть Р. заключается в универсализации объекта и субъекта, к-рый обращается к самопознанию. Возникновение Р. объясняется пробуждением безначальных скрытых впечатлений, истоки к-рых лежат в цепи перерождений. Концепции Р. и дхвани оказываются у Абхинавагупты слитыми воедино, и дхвани, скрытый смысл слова, рассматривается как гл. источник Р. – в противоположность Маммате (11 в.), к-рый связывает дхвани не только с Р., но и с поэтич. фигурами и содержанием. Вишванатха (14 в.), сторонник философии веданта, видел в Р. сходство с состоянием созерцания божества; обращая особое внимание, как и др. теоретики Индии, на языковое воплощение Р., он определял поэзию как "речь, душа которой – раса". Учение о Р. как истинной сущности поэзии, намеченное уже в соч. Анандавардханы (9 в.) "Дхваньялока" и развитое Абхинавагуптой и Вишванатхой, было развернуто в трактате Джаганнатхи (17 в.) "Расагангадхара". Инд. концепции Р. как преодоления ограниченности обычных чувств обнаруживают значит. сходство с концепцией иск-ва как катарсиса у Аристотеля, продолжаемой и в новейших эстетич. учениях (см., напр., Л. С. Выготский, Психология искусства, М., 1965). Теория возбудителей чувств может быть сопоставлена с концепцией прописи, преподносимой в произв. иск-ва, в работах по психологии выразительности С. М. Эйзенштейна. Теория двух функций слова находит аналог в совр. теории поэтич. слова (Р. О. Якобсон и др.), в частности устранение инертности в поэтич. слове можно сравнить с теорией "остранения" в рус. формальной школе (или "эффектом отчуждения" у Б. Брехта). Лит.: История эстетики. Памятники мировой эстетич. мысли, т. 1, М., 1962, с. 387–423; Щербатской Ф. И., Теория поэзии в Индии, в сб.: Избр. труды рус. индологов-филологов, М., 1962; Эрман В. Г., Теория драмы в древнеинд. классич. лит-ре, в сб.: Драматургия и театр Индии, ?., 1961; Гринцер П. ?., Теория эстетич. восприятия ("Р.") в др.-инд. поэтике, "Вопр. лит-ры", 1966, No 2; Lindenau M., Beitr?ge zur altindischen Rasalehre, Lpz., 1913; Mukarji S. C., Le Rasa, essai sur l´esth?tique indienne, P., 1928; Sankaran ?., Some aspects of literary criticism in Sanskrit or the Theories of Rasa and Dhvani, Madras, 1929; Gnoli R., The aesthetic experience according to Abhinavagupta, Roma, 1956; Krishnamoorthy K., "Rasa" as a canon of literary criticism, "Aryan path", 1959, v. 30, No 11; ?dgerton F., Indirect suggestion in poetry: a Hindu theory of literary aesthetics, "Proceedings of the American Philosophical Society", 1936, v. 76, No 5. В. Иванов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
РАСА
санскр. rasa, букв. — вкус) — основополагающая категория индийской эстетики; особого рода эмоциональное переживание, которое испытывает наделенный восприимчивым сердцем слушатель поэзии или театральный зритель. Концепция расы была детально разработана уже в эпоху Натьяшастры («Наука театра», компендиум, сформировавшийся ко 2— 3 вв.). В трактате описано восемь видов расы: наслаждение (SnigSra), смех (hasya), горе (karuna), гнев (raudra), героизм (vTra), страх (bhayanaka), отвращение (bibhatsa) и удивление (adbhuta) (Натьяшастра 6.15). Одна из рас выбиралась в качестве главного чувства драмы и становилась своего рода результирующей эмоцией, которую в определенный момент должны были испытать все находящиеся в театре зрители.
Сравнивая с европейскими жанрами можно сказать, что древнеиндийская драма Напоминала трагедию, если ее расой была каруна, возбуждавшая в зрителях чувство горя, в случае смеховой расы — хасьи — представление было ближе к комедии, а раса героизма — вира неизбежно придавала действию черты героической драмы и т. д.
Основной целью создателя театрального представления (а позднее и автора поэтического текста) было не столько развитие действия или сюжета, сколько поэтапное усиление чувства и создание определенного эмоционального образа. Данной цели служили все выразительные средства, которые рассматривались как своего рода основа, «тело» драмы, полностью подчиненные «душе», или расе. В Натьяшастре подробно описаны приемы воссоздания расы, предстающей как естественный результат взаимодействия различных элементов спектакля. В первую очередь следовало заботиться о т. н. причинах (vibhava) и проявлениях (anubhava), являющихся внешними предпосылками создания расы (типа костюма, грима, верно выстроенной мизансцены и т. д.). Их соединение способствовало возникновению особых душевных состояний — бхав, непосредственно ответственных за возбуждение расы. Саттвика бхавы представляли собой непроизвольные проявления эмоционального состояния героя, типа румянца, обморока или слез, и служили для достоверной передачи изображаемых эмоций. Вьябхичари бхавы интерпретировались как преходящие или неустойчивые психологические состояния. Возникая ненадолго, они выполняли ответственную роль, продвигая действие вперед и создавая определенный эмоциональный фон. И наконец, восемь стхайи бхав, или устойчивых психологических состояний, полностью совпадали с восемью расами и при определенных условиях в них переходили. Данная иерархия представляет как бы «технические» характеристики достижения расы, трактуя ее как элемент драматической структуры.
В Натьяшастре есть и другое описание расы, характеризующее ее воздействие на зрителей и раскрывающее ее рецептивный аспект. Сюда относится все то, что касается процесса возникновения расы из стхайи бхавы, установления символики цветовых соотношений и ряда богов-покровителей, а также толкования самого названия расы, проводимого на основе сравнения с наслаждением знатока от умело приготовленной пищи. Примечательно, что прямо значение расы как «вкуса» в Натьяшастре нигде не объясняется. Ее сущность не раскрывается в точных определениях, а устанавливается по интуитивно найденным аналогиям. Утверждается, что подобно тому, как вкус возникает из совокупности различных специй, трав и приправ, так возникает раса из сочетания различных бхав. И как шесть вкусов (горький, сладкий и т. д.) воспроизводятся патокой и другими приправами, так стхайи бхавы достигают качества расы, будучи обогащенными разными бхавами. Другая аналогия: подобно тому, как вкус пищи нельзя установить никак иначе, как только попробовав ее, так и расу невозможно воспринимать на слух или Визуально, а лишь специфическим образом — в процессе вкушения. Каким же образом в реальности достигалось это театральное вкушение? Этот вопрос волновал и создателя Натьяшастры, поскольку он непосредственно задал его в тексте трактата. Однако вопрос остался без ответа, поскольку подлинная сущность расы практически невыразима и постигаема интуитивно, по типу озарения или догадки. Раса возникает как совершенно новое качество, представляющее собой нечто иное, отличное от того, что ее породило. Строго говоря, расу нельзя было создать, ее можно было лишь вызвать, предугадать ее появление, верно сочетая разнообразные бхавы, точно так же как гурман предугадывает и создает вкус пищи, добавляя в нее те или иные специи. Именно поэтому попытка уточнить, как появляется раса, приводит в Натьяшастре лишь к установлению еще одной аналогии — сравнению с царем (стхайи бхавой) и окружающей его свитой (другими бхавами), призванной в первую очередь продемонстрировать чрезвычайно высокий статус расы.
По-видимому, данное описание расы, построенное на намеках и недоговоренностях, свидетельствует об изначальном ритуальном происхождении данной категории. Это предположение объясняет и свидетельство Натьяшастры, указывающей божество-покровителя и цветовые ассоциации для каждой из рас, но в то же время не связывающей ни с чем сверхъестественным другие категории. Данное предположение позволяет также лучше понять изначальное взаимоотношение восьми стхайи бхав и рас. И те и другие принадлежали к условному миру сцены, лишь имитирующему действительность. Однако стхайи бхавы являлись как бы естественным и непосредственным результатом воспроизведения жизни на сцене (и в этом смысле они значительно ближе современному представлению об эстетическом воздействии), а совпадающие с ними расы возникали как следствие перехода бхав в иное качество, как явление надличностного мира, скорее не иллюзорное и внушаемое, а мистическое и вкушаемое. Истоки подобного понимания расы следует искать в наиболее раннем периоде формирования драмы, когда она представляла собой ритуальное действо, своеобразное литургическое обрамление жертвенного акта и была частью культовой церемонии: Естественно, что главная цель обрядовой драмы — раса — находилась за гранью повседневного, обыденного переживания, наделялась сверхъестественными чертами и охранялась божествами-покровителями. В Натьяшастре это раннее толкование расы подверглось переосмыслению. Раса классической санскритской драмы, достигшей уровня разработанного литературного произведения, оказалась иной, нежели раса мистериального театра, и во многом утратила свои первоначальные сакральные черты, став всего лишь формальным элементом драматической структуры. Однако ритуальные коннотации расы продолжали сохраняться и позднее. Возможно, именно древность данной категории определила малое внимание к ней со стороны теоретиков 7—8 вв. (т. н. школы аланкариков), рассматривавших расу весьма узко и считавших ее одним из признаков тех или иных поэтических фигур. Подлинное возрождение расы было связано с именем крупнейшего теоретика кашмирского шиваизма — Абхинавагупты, написавшего комментарий на Натьяшастру и предложившего собственное толкование, во многом подменившее изначальную концепцию трактата.
Лет.: DeS. К. History of Sanskrit poetics. 1—2. Calcutta, 1900; SankaranA. Some Aspects of Literary Criticism on Sanskrit of the Theories of Rasa and Dhvani. Madras, 1929; Raghavan V. The Number of Rasas. Madras, 1940; /» R. The Aesthetic Experience According to Abhinavagupta. Roma, 1956; Varna K. M. Seven Wwds in Bharata. What Do They Signify Bombay 1958; MassonL L„ Palwardhan M. N. Aesthetic Rapture. The Rasadhyaya of the Natyasasira, v. 1, Text; v. 2, Notes. Poona, 1970; KaneP. V. History of Sanskrit Poetics. Delhi—Patna—^ranasi, 1971; GerowE. Indian Poetics. Wiesbaden, 1977; UpadhyayA. The Kavyanusasana ofAcarya Hemachandra. A Critical Study. Ahmedabad, 1987.
Я. Р. Лидова
Сравнивая с европейскими жанрами можно сказать, что древнеиндийская драма Напоминала трагедию, если ее расой была каруна, возбуждавшая в зрителях чувство горя, в случае смеховой расы — хасьи — представление было ближе к комедии, а раса героизма — вира неизбежно придавала действию черты героической драмы и т. д.
Основной целью создателя театрального представления (а позднее и автора поэтического текста) было не столько развитие действия или сюжета, сколько поэтапное усиление чувства и создание определенного эмоционального образа. Данной цели служили все выразительные средства, которые рассматривались как своего рода основа, «тело» драмы, полностью подчиненные «душе», или расе. В Натьяшастре подробно описаны приемы воссоздания расы, предстающей как естественный результат взаимодействия различных элементов спектакля. В первую очередь следовало заботиться о т. н. причинах (vibhava) и проявлениях (anubhava), являющихся внешними предпосылками создания расы (типа костюма, грима, верно выстроенной мизансцены и т. д.). Их соединение способствовало возникновению особых душевных состояний — бхав, непосредственно ответственных за возбуждение расы. Саттвика бхавы представляли собой непроизвольные проявления эмоционального состояния героя, типа румянца, обморока или слез, и служили для достоверной передачи изображаемых эмоций. Вьябхичари бхавы интерпретировались как преходящие или неустойчивые психологические состояния. Возникая ненадолго, они выполняли ответственную роль, продвигая действие вперед и создавая определенный эмоциональный фон. И наконец, восемь стхайи бхав, или устойчивых психологических состояний, полностью совпадали с восемью расами и при определенных условиях в них переходили. Данная иерархия представляет как бы «технические» характеристики достижения расы, трактуя ее как элемент драматической структуры.
В Натьяшастре есть и другое описание расы, характеризующее ее воздействие на зрителей и раскрывающее ее рецептивный аспект. Сюда относится все то, что касается процесса возникновения расы из стхайи бхавы, установления символики цветовых соотношений и ряда богов-покровителей, а также толкования самого названия расы, проводимого на основе сравнения с наслаждением знатока от умело приготовленной пищи. Примечательно, что прямо значение расы как «вкуса» в Натьяшастре нигде не объясняется. Ее сущность не раскрывается в точных определениях, а устанавливается по интуитивно найденным аналогиям. Утверждается, что подобно тому, как вкус возникает из совокупности различных специй, трав и приправ, так возникает раса из сочетания различных бхав. И как шесть вкусов (горький, сладкий и т. д.) воспроизводятся патокой и другими приправами, так стхайи бхавы достигают качества расы, будучи обогащенными разными бхавами. Другая аналогия: подобно тому, как вкус пищи нельзя установить никак иначе, как только попробовав ее, так и расу невозможно воспринимать на слух или Визуально, а лишь специфическим образом — в процессе вкушения. Каким же образом в реальности достигалось это театральное вкушение? Этот вопрос волновал и создателя Натьяшастры, поскольку он непосредственно задал его в тексте трактата. Однако вопрос остался без ответа, поскольку подлинная сущность расы практически невыразима и постигаема интуитивно, по типу озарения или догадки. Раса возникает как совершенно новое качество, представляющее собой нечто иное, отличное от того, что ее породило. Строго говоря, расу нельзя было создать, ее можно было лишь вызвать, предугадать ее появление, верно сочетая разнообразные бхавы, точно так же как гурман предугадывает и создает вкус пищи, добавляя в нее те или иные специи. Именно поэтому попытка уточнить, как появляется раса, приводит в Натьяшастре лишь к установлению еще одной аналогии — сравнению с царем (стхайи бхавой) и окружающей его свитой (другими бхавами), призванной в первую очередь продемонстрировать чрезвычайно высокий статус расы.
По-видимому, данное описание расы, построенное на намеках и недоговоренностях, свидетельствует об изначальном ритуальном происхождении данной категории. Это предположение объясняет и свидетельство Натьяшастры, указывающей божество-покровителя и цветовые ассоциации для каждой из рас, но в то же время не связывающей ни с чем сверхъестественным другие категории. Данное предположение позволяет также лучше понять изначальное взаимоотношение восьми стхайи бхав и рас. И те и другие принадлежали к условному миру сцены, лишь имитирующему действительность. Однако стхайи бхавы являлись как бы естественным и непосредственным результатом воспроизведения жизни на сцене (и в этом смысле они значительно ближе современному представлению об эстетическом воздействии), а совпадающие с ними расы возникали как следствие перехода бхав в иное качество, как явление надличностного мира, скорее не иллюзорное и внушаемое, а мистическое и вкушаемое. Истоки подобного понимания расы следует искать в наиболее раннем периоде формирования драмы, когда она представляла собой ритуальное действо, своеобразное литургическое обрамление жертвенного акта и была частью культовой церемонии: Естественно, что главная цель обрядовой драмы — раса — находилась за гранью повседневного, обыденного переживания, наделялась сверхъестественными чертами и охранялась божествами-покровителями. В Натьяшастре это раннее толкование расы подверглось переосмыслению. Раса классической санскритской драмы, достигшей уровня разработанного литературного произведения, оказалась иной, нежели раса мистериального театра, и во многом утратила свои первоначальные сакральные черты, став всего лишь формальным элементом драматической структуры. Однако ритуальные коннотации расы продолжали сохраняться и позднее. Возможно, именно древность данной категории определила малое внимание к ней со стороны теоретиков 7—8 вв. (т. н. школы аланкариков), рассматривавших расу весьма узко и считавших ее одним из признаков тех или иных поэтических фигур. Подлинное возрождение расы было связано с именем крупнейшего теоретика кашмирского шиваизма — Абхинавагупты, написавшего комментарий на Натьяшастру и предложившего собственное толкование, во многом подменившее изначальную концепцию трактата.
Лет.: DeS. К. History of Sanskrit poetics. 1—2. Calcutta, 1900; SankaranA. Some Aspects of Literary Criticism on Sanskrit of the Theories of Rasa and Dhvani. Madras, 1929; Raghavan V. The Number of Rasas. Madras, 1940; /» R. The Aesthetic Experience According to Abhinavagupta. Roma, 1956; Varna K. M. Seven Wwds in Bharata. What Do They Signify Bombay 1958; MassonL L„ Palwardhan M. N. Aesthetic Rapture. The Rasadhyaya of the Natyasasira, v. 1, Text; v. 2, Notes. Poona, 1970; KaneP. V. History of Sanskrit Poetics. Delhi—Patna—^ranasi, 1971; GerowE. Indian Poetics. Wiesbaden, 1977; UpadhyayA. The Kavyanusasana ofAcarya Hemachandra. A Critical Study. Ahmedabad, 1987.
Я. Р. Лидова
Источник: Новая философская энциклопедия