Биологически определенная группа внутри одного вида животных (в отношении растений принято говорить не о породах, а о разновидностях). Например, известны различные породы ослов или лошадей: осел Пуату или арабский чистокровный скакун отличаются от нубийского осла или першерона некоторым числом наследственных признаков, общих для породы, но четко различимых внутри вида. На первый взгляд то же самое относится и к человеческим существам – с той разницей, что в приложении к ним мы употребляем не слово «порода», а слово «раса». Признавать, что скандинавы чаще всего обладают определенным числом общих наследственных признаков, отличающих их от японцев или пигмеев, вовсе не значит быть расистом.
Помимо меньшего масштаба, порода (раса) отличается от вида способностью при скрещивании давать плодовитое потомство: самец и самка осла, принадлежащие к разным породам, но к одному и тому же виду, обычно дают плодовитое потомство (их потомки также способны к воспроизводству плодовитого потомства), тогда как на двух представителей разных видов это не распространяется. На самом деле, представители двух соседних видов в принципе могут скрещиваться (хотя в «дикой» природе это практически никогда не происходит), но их потомство за редким исключением бывает бесплодным. Так, от скрещивания осла и кобылицы родится мул, от скрещивания ослицы и жеребца – лошак. Но ни мул ни лошак не способны к воспроизводству.
Понятие породы в основном дескриптивно, однако, употребляемое по отношению к домашним животным или конкретной среде, оно приобретает нормативный смысл, а то и характер предписания. Яркий тому пример – такие понятия, как чистопородный жеребец или породистая собака. Подобными категориями пользуются специалисты по разведению и торговле животными.
Слово «раса», употребляемое по отношению к человеку, выглядит всегда подозрительно. Это происходит не только потому, что чистых рас не существует (различные группы людей, почти наверняка имеющих общее происхождение, с тех пор беспрестанно смешивались между собой), но и потому, что отличительные признаки рас (цвет кожи, рост, форма носа и т. д.) слишком поверхностны, чтобы быть рассмотренными всерьез кем‑либо, кроме расистов и дураков. Последние достижения генетики также подтверждают единство человеческого вида (геном человека на 99,99 % одинаков для всех) и неуместность биологического концепта расы (в генетическом отношении два представителя одной расы могут отстоять друг от друга дальше, чем два представителя различных рас). Но каким бы отрадным ни представлялся этот факт, преувеличивать его значение в борьбе с расизмом все‑таки не стоит. Даже если бы человеческие расы различались между собой гораздо значительнее, вплоть до приобретения различных способностей (как это происходит в мире животных), это ни в коей мере не означало бы, что следует поставить под сомнение принцип равного уважения к каждому человеческому существу. Расизм – не только заблуждение ума, в первую очередь это нравственное прегрешение.