ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
Преемственность
особенность культуры, способность передаваться во времени, приобретая новые качества.
Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.
Преемственность
свойство культуры передаваться во времени, приобретая новые качества, процесс критического анализа и творческого преобразования ценностей, унаследованных от предков.
Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
основа связи настоящего, прошлого и будущего в развитии научного, культурно-исторического процесса; связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. Обозначает также всю совокупность действия традиций. Сохранение преемственности в науке – одно из важнейших условий ее развития, развития ее кадрового потенциала. Проблема преемственности тесно связана и с вопросами воспроизводства научных кадров, тех, кто будет продолжать и развивать лучшие традиции данной научной школы, научного направления. Именно поэтому, в процессе познания постоянно возвращаются к истории науки, ее методологии, чтобы выстроить культурную преемственность развития исследовательского типа деятельности.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
Преемственность
устойчивость (сохранение) сущего в процессе развития через единство нового и старого. Развитие предполагает смену качеств, но дабы сущее не перестало быть именно этим сущим или не выпало бы из определенного множества сущих, необходимо сохранение определенных базовых качеств. Ультрарадикалы или эклектики типа постмодернистов абсолютизируют новое и всегда готовы разорвать «связь времен», кого-то или что-то «сбросить с корабля современности». Консерваторы, напротив, абсолютизируют устойчивость, сохранение традиций. Чтобы пройти по лезвию бритвы между этими крайностями, необходимо знать объективный и субъективный характер направленности развития ( тенденции и целеустремленность), задающий критерии отрицания старого и премственности по отношению к нему.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 246-250; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 98-101.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 246-250; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 98-101.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, одна из наиболее существенных черт закона отрицания отрицания. В отличие от метафизики, материалистическая диалектика переносит центр тяжести на изучение процессов поступательного развития в природе, об-ве и мышлении. Уже генезис форм движения материи показывает, что каждая более высокая форма движения, будучи преемственно связана с низшими, не отменяет их, а включает и подчиняет себе, поднимая развитие на качественно новую ступень. Диалектически понятое отрицание предполагает не только ликвидацию старого, но сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального, что было достигнуто на предыдущих ступенях, без чего невозможно движение вперед ни в бытии, ни в познании. Правильное понимание процессов П. имеет особое значение для анализа закономерностей общественного развития, прогресса науки, искусства, для борьбы как с некритическим отношением к достижениям прошлого, так и с нигилистическим отрицанием культурного наследия.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ,
связь между различными этапами или ступенями развития, сущность к-рой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отд. его характеристик при переходе к новому состоянию. П. выступает как одна из важнейших сторон закона отрицания отрицания.
В истории философии для тех метафизич. концепций, к-рые сводят развитие к плоскому эволюционизму или круговороту и рассматривают его как воспроизведение относительно неизменных форм, характерно гипертрофирование П. Концепции типа теории катаклизмов, напротив, недооценивают или даже отрицают П., гипертрофируя изменения, различия в объекте при переходе его к новым состояниям.
Развернутый теоретич. анализ П. в связи с диалектич. концепцией развития впервые был проведен Гегелем, к-рый рассматривал П. как существ. сторону диалектически понятого отрицания.
Диалектич. материализм различает П. при количеств. изменениях, когда ее осн. содержание составляет сама структура, организация объекта (напр., биологич. воспроиз-во в рамках одного вида), и П. при качеств. изменениях, когда структура объекта трансформируется, а содержанием П. являются отд. элементы и характеристики объекта.
Принципиальное значение имеет выявление специфики П. в обществ. развитии. Одна из осн. проблем возникающих здесь - проблема взаимозависимости П. различных форм обществ. жизни. С одной стороны, «история есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 44-45); следовательно, главной в развитии общества является П. материального произ-ва, определяющая П. и различных форм духовной Жизни. С др. стороны, эти последние, будучи обусловлены уровнем экономич. развития, в то же время непосредственно зависят от мыслительного материала, накопленного предшествующими поколениями.
В силу сложности и внутр. противоречивости социального развития П. здесь может носить либо прогрессивный, либо реакц. характер в зависимости от того, каково отношение ее содержания к социальному прогрессу. Борьба с П. консервативных взглядов, традиций, привычек составляет важное условие эффективного идеологич. руководства обществом.
Особой проблемой является соотношение П. и классовости в развитии духовной жизни общества. С т. зр. вульгарного социологизма (А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев и др.) эти понятия взаимоисключают друг друга. Но на деле П.- необходимый атрибут развития духовной культуры классового общества, т. к. не все ее компоненты являются классовыми и тем более реакционными.
В науч. познании П. основывается на том, что в каждой относит. истине содержатся зерна абс. истины. В философии П. выражается в относит. устойчивости осн. принципов разрешения фундаментальных проблем онтологии, гносеологич. социологии, этики и эстетики.
В истории философии для тех метафизич. концепций, к-рые сводят развитие к плоскому эволюционизму или круговороту и рассматривают его как воспроизведение относительно неизменных форм, характерно гипертрофирование П. Концепции типа теории катаклизмов, напротив, недооценивают или даже отрицают П., гипертрофируя изменения, различия в объекте при переходе его к новым состояниям.
Развернутый теоретич. анализ П. в связи с диалектич. концепцией развития впервые был проведен Гегелем, к-рый рассматривал П. как существ. сторону диалектически понятого отрицания.
Диалектич. материализм различает П. при количеств. изменениях, когда ее осн. содержание составляет сама структура, организация объекта (напр., биологич. воспроиз-во в рамках одного вида), и П. при качеств. изменениях, когда структура объекта трансформируется, а содержанием П. являются отд. элементы и характеристики объекта.
Принципиальное значение имеет выявление специфики П. в обществ. развитии. Одна из осн. проблем возникающих здесь - проблема взаимозависимости П. различных форм обществ. жизни. С одной стороны, «история есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 44-45); следовательно, главной в развитии общества является П. материального произ-ва, определяющая П. и различных форм духовной Жизни. С др. стороны, эти последние, будучи обусловлены уровнем экономич. развития, в то же время непосредственно зависят от мыслительного материала, накопленного предшествующими поколениями.
В силу сложности и внутр. противоречивости социального развития П. здесь может носить либо прогрессивный, либо реакц. характер в зависимости от того, каково отношение ее содержания к социальному прогрессу. Борьба с П. консервативных взглядов, традиций, привычек составляет важное условие эффективного идеологич. руководства обществом.
Особой проблемой является соотношение П. и классовости в развитии духовной жизни общества. С т. зр. вульгарного социологизма (А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев и др.) эти понятия взаимоисключают друг друга. Но на деле П.- необходимый атрибут развития духовной культуры классового общества, т. к. не все ее компоненты являются классовыми и тем более реакционными.
В науч. познании П. основывается на том, что в каждой относит. истине содержатся зерна абс. истины. В философии П. выражается в относит. устойчивости осн. принципов разрешения фундаментальных проблем онтологии, гносеологич. социологии, этики и эстетики.
Источник: Советский философский словарь
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
связь между различными этапами или ступенями развития, сущность к-рой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отд. сторон его организации при изменении целого как системы. П. выступает как одна из важнейших сторон отрицания отрицания закона. В истории философии для тех метафизич. концепций, к-рые сводят развитие к плоскому эволюционизму или круговороту и рассматривают его как воспроизведение относительно неизменных форм, характерно гипертрофирование П. Концепции типа теории катаклизмов, напротив, недооценивают или даже отрицают П., гипертрофируя изменения, различия в системе при переходе ее к новым состояниям. Развернутый теоретич. анализ П. в связи с диалектич. концепцией развития впервые был проведен Гегелем, к-рый рассматривал П. как существ. сторону диалектически понятого отрицания: "... другое есть по существу не пустое отрицательное, не ничто,... а другое первого, отрицательное непосредственного; оно, следовательно, определено как опосредствованное, – содержит в себе вообще определение первого. Первое, стало быть, по существу, также сбережено и сохранено в другом. – Удерживать положительное в его отрицательном, содержание предпосылки – в ее результате, это – самое важное в разумном познании" (Соч., т. 6, М., 1939, с. 307–08). Диалектич. материализм различает П. при количеств. изменениях, когда ее осн. содержание составляет сама структура, организация объекта (напр., биологич. воспроизводство в рамках одного вида), и П. при качеств. изменениях, когда структура объекта трансформируется, а содержанием П. являются отд. элементы, составляющие, связи объекта. Во втором случае каждый последующий этап снимает в себе структуру предшествующего, причем такое снятие может выступать либо в форме преобразований структуры (когда уровень, порядок организации остается прежним), либо в форме перехода к организации иного порядка. Принципиальное значение имеет выявление специфики П. в обществ. развитии. Одна из осн. проблем, возникающих, здесь, – это проблема взаимозависимости П. различных форм обществ. жизни. С одной стороны, "история есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 44–45); следовательно, главной в развитии общества является П. форм материального произ-ва, определяющая П. и различных форм духовной жизни. С др. стороны, эти последние, будучи обусловлены уровнем экономич. развития, в то же время, подчиняясь имманентным законам развития, непосредственно зависят от мыслит. материала, накопленного предшеств. поколениями. В силу сложности и внутр. противоречивости социального организма П. в обществ. развитии может носить либо прогрессивный, либо реакц. характер в зависимости от того, каково отношение ее содержания к социальному прогрессу. Учет П. консервативных взглядов, традиций, привычек составляет важное условие эффективного идеологич. руководств" обществом. Особой проблемой является соотношение П. и классовости в развитии духовной жизни общества. С т. зр. вульгаризаторов марксизма эти понятия исключают одно другое. Но на деле П. – необходимый атрибут развития духовной культуры классового общества, ибо отнюдь не все ее компоненты являются классовыми и тем более реакционными. В сфере мыслит. деятельности различают позитивную П., основанную на критич. переработке и использовании результатов, достигнутых прошлыми поколениями, и негативную П., когда те или иные выводы достигаются вопреки и в противовес ранее сделанным. В науч. познании П. основывается на том, что в каждой относит. истине содержатся зерна абс. истины. Будучи общим законом науч. познания, П. в каждой науке имеет специфич. черты. Напр., в физике она обнаруживается в форме принципа соответствия (см. Соответствия принцип) и ряде др. форм взаимосвязи физич. теорий. В философии П. основывается на относит. устойчивости осн. принципов разрешения фундамент, проблем онтологии, гносеологии, социологии, этики и эстетики. Лит.: Маркс К., Морализующая критика и критизирующая мораль, Соч., 2 изд., т. 4; Ленин В. И., Успехи и трудности Сов. власти, Соч., 4 изд., т. 29; его же, Задачи союзов молодежи, там же, т. 31; Шалютин С. М., Диалектич. отрицание и проблема П. в обществ. развитии, в сб.: Нек-рые проблемы диалектич. и историч. материализма, М., 1958 ("Уч. зап. АОН при ЦК КПСС", вып. 43); Баллер Э. ?., Проблема П. в развитии культуры, "ВИМК", 1961, No 5; Яxот О. О., Отрицание и П. в историч. развитии, "ВФ", 1961, No 3; Кедров Б. М., О повторяемости в процессе развития, М., 1961; Кузнецов И. В., Взаимосвязь физич. теорий, "ВФ", 1963, No 6; ?оуnbее ?., A study of history, 2 ed., v. 9, L., 1955; Ralph Ph., The story of our civilisation, L., 1957; Bagby P., Culture and history, L., 1958; Die Idee des Fortschritts, M?nch., 1963; Miller H., Progress and decline; the group in evolution, Oxf., 1963. Э. Баллер. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.