ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ АТЕИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Найдено 1 определение
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ АТЕИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
необходи мая связь между предшествующими и последующими атеистич. идеями, в более широком смысле — между этапами развития атеизма, а также между атеистич. учениями и прогрес. элементами всей духовной культуры человечества. Атеизм несовместим с нигилистич. отрицанием культурных достижений прошлого. П. а. у. выражается в поступат. развитии атеизма: каждое атеистич. учение, опираясь на сумму знаний, вносит элементы нового в осмысление религии и методы ее критики. П. а. у. опирается на материалист, концепцию самодостаточности и вечности природы, развивающуюся исторически от допущения невмешательства бога в дела природы и общества до последоват.-материалистич. отрицания сверхъестественного. П. а. у. выявляется, напр., в вопросе о происхождении религии. Осн. мысль, проходящая через всю историю атеизма, - идея земного, естеств. происхождения религии. До марксизма эта идея имела гл. обр. пси-хологич. обоснование: религия -продукт страха, невежества и обмана. Марксизм, не отрицая этих факторов, совершил переворот во взглядах на религию и ее происхождение, увидев причины религии прежде всего в несвободе человека по отношению к окружающему миру, порожденной его бессилием перед природой и процессом обществ, развития. Мысли о связи религии с соц. факторами, с господством одних и угнетением других высказывались и до Маркса (напр., Фейербахом), но носили стихийный характер. Более систематическими являлись положения революц. демократов о связи религии с соц. факторами. П. а. у. обнаруживается и в вопросе о роли религии в об-ве, о путях ее преодоления. Совр. марксист, атеизм - закономерный результат предшеств. развития атеистич. мысли.

Источник: Атеистический словарь