ПОСЛАНИЯ
ПОСЛАНИЯ
вид раннехрист. литературы: письма, приписываемые церк. традицией обычно апостолам и адресованные общинам, частным лицам или всем христианам. Из множества П. в состав Нового завета включены 21: 14 приписываемых Павлу, 3 - Иоанну, 2 - Петру, 1 - Иакову и 1 - Иуде. Кроме того, до нас дошли П., приписываемые «мужам апостольским»: Игнатию, Поликарпу, Клименту, Варнаве и др. Группа П., приписываемых Павлу, составлена в основном в первой пол. II в. В них, как и в др. П., затрагиваются вопросы вероучения, орг-ции и быта раннехрист. общин. Характерной чертой Павловых П. является тенденция отказа от бунтарских настроений «Откровения Иоанна», примирения с императорскими властями и с рабством. В этих П. четко выражена также линия т. н. паулинизма на разрыв христианства с иудаизмом и на превращение его в универсальную религию, не связанную с к.-л. одним народом. Наиболее поздними в этой группе П. являются т. н. пастырские (к Тимофею и к Титу), в к-рых речь идет о функциях епископов. Монархич. епископат возник в христианстве не ранее сер. II в., примерно такова и датировка «пастырских П.». 7 проч. канонич. П. составлены не позже нач. II в. группой лиц, стоявших на позициях т. н. не тринизма (от имени Петра), т. е. стремившихся сохранить в христианстве иудейские элементы. Эти П. обращены прежде всего к христианам из иудеев. Впоследствии иудео-христ. тенденция была осуждена церковью как еретическая. Неканонич. П. Игнатия, Поликарпа и Климента посвящены гл. обр. укреплению епископата как опоры зарождавшейся церк. орг-ции. В целом П. по времени составления предшествуют евангелиям. В них отсутствуют ссылки на «речения господни», а Иисус представляется, хотя и «сыном божьим», но не еванг. «богочеловеком».