Санскр.) Философия Йоги; одна из шести Даршан, или
Школ, Индии.
ПАТАНДЖАЛА
ПАТАНДЖАЛА
Источник: Теософский словарь
Патанджали
(1) Вероятный автор Йога-сутры (III в. н.э.). (2) Индийский грамматик (II в. до .э.), комментатор Панини.
Источник: Словарь религий, обрядов и верований
ПАТАНДЖАЛИ
Санскр.) Основатель философии Йоги. Востоковеды
относят время его жизни к 200 г. до Р.Х.; оккультисты - ближе к
700, чем к 600 г. до Р.Х. В любом случае он был современником
Панини.
относят время его жизни к 200 г. до Р.Х.; оккультисты - ближе к
700, чем к 600 г. до Р.Х. В любом случае он был современником
Панини.
Источник: Теософский словарь
ПАТАНДЖАЛИ
1) Автор знаменитого "Великого комментария" ("Махабхашья") на грамматику Панины (II в. до н. э.), текста, фундаментального не только для грамматики, но и для индийской образованности вообще.
2) Автор "Йога-сутр", осн. сочинения традиции санкхъя-йоги; вероятно, III в. н. э.
Проводимое иногда отождествление авторов этих двух текстов мало убедительно. Изображаются оба Патанджали часто в виде человека со змеиным туловищем, с молитвенно сложенными руками.
А. Парибок
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
ПАТАНДЖАЛИ,
создатель др.-инд. филос. системы йоги и ее систематизатор (не вполне ясно отношение П. к знаменитому языковеду Патанджали). В качестве даты жизни чаще всего указывают 2 в. до н. э. Автор «Йогасутры» (или «П.-сутры»), первого и наиболее авторитетного руководства по философии йоги; особое внимание уделено в нем целям йоги, различным способам их достижения (пути устранения страдания и факторов вызывающих страдание, средства к сосредоточению - самадхи), описанию йогич. сил и возможностей, формам освобождения. Эти идеи развивались и углублялись в комм. к «Йогасутре», написанных Вьясой, Вачаспати и др.
Источник: Советский философский словарь
ПАТАНДЖАЛИ
Индийский мудрец и ученый (предп. II в. до н.э. — II в. н.э.) Не установлено, был ли один великий Патанджали или существовали два однофамильца, один из которых был грамматистом, комментатором грамматики санскрита, написанной Панини, а второй — автором четырехтомной «Йога-сутры», в которой систематизированы сведения о различных практиках, изложенные в виде интегральной йоги, называемой йогой Патанджали, или аштанга-йогой. К труду Патанджали обращаются современные исследователи. В нем описаны способы получения достоверного знания (прама, прамана), приведены классификации видов ума (читта), методики работы с мантрами, рассуждения о психических силах и об освобождении (кайвалья). Изложены методика раджа-йоги и практика одновременного совершения трех действий, концентрации, сосредоточения и созерцания (саньяма, самьяма). Указаны препятствия, которые следует преодолеть на пути к высшему состоянию транса (самадхи). Приведены правила выполнения йогических поз (асана). Изложены основы дыхательных упражнений (пранаяма) и медитации (дхьяна). Описана восьмистадийная йога (аштанга-йога). Представлена концепция существования множества разумов различного уровня. Перечислены сверхъестественные способности (сиддхи), которыми не рекомендуется увлекаться, так как они отвлекают человека от главной цели, освобождения души от оков материи. Отмечены достоинства позиции наблюдателя (драшта) и т.д.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003