ПАРАМИТА

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПАРАМИТЫ
санскр. - высш. совершенство, путь перехода на др. сторону) — обеты, принимаемые в махаяне верующими: «дана» -щедрость; «вирья» - решимость идти по пути добродетели; «дхья-на» - йогич. сосредоточение сознания; «праджна» - высш. мудрость, интуигивн. познание мира дхарм.

Источник: Атеистический словарь

Парамита
будд.) – «средство перехода на противоположный берег» – перечень качеств, необходимых для достижения нирваны. В буддийских текстах перечисляют 6 (иногда 10) качеств: щедрость (дана), нравственность (шила), терпеливость (кшанти), мужественность (вирья), способность к созерцанию (дхъяна), мудрость (праджня).

Источник: Мифологический словарь

ПАРАМИТА
санскр.; букв. «переправа», «средство спасения») — совершенство. К б совершенствам — ступеням, к-рые должен пройти адепт, чтобы достичь состояния бодхисаттвы: милостыня (дана), обеты (шила), терпение (кшанти), старание (вирья), медитация (дхьяна) и мудрость (праджня) — в нек-рых будд. школах добавляли еще 4: помощь другим (упая), глубокое желание давать просветление другим (пранидхана), совершенствование десяти сил (бала), применение трансцендентного знания (джняна). Н. А. К.анаева

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

ПАРАМИТА
Буквально «совершенство», но обычно это слово истолковывается в духе народной этимологии как «переход на другой берег»; то есть путь парамит — это путь совершенств, переводящих на другой берег существования. Обычно в текстах дается набор из шести парамит: дана-парамита (совершенство даяния), кшанти-парамита (совершенство терпения), вирья-парамита (совершенство усердия), шила-парамита (совершенство соблюдения обетов), дхьяна-парамита (совершенство созерцания) и праджня-парамита (совершенство премудрости, или премудрость, переводящая на другой берег существования). Единство всех парамит есть пробуждение, обретение состояния Будды.
Путь бодхисаттвы также называется «путем парамит».

Источник: Буддизм. Энциклопедия.

ПАРАМИТА
сс. Переправа. Средство для достижения другого берега. В архаичных культурах водораздел символизирует самую серьезную преграду, отделяющую человека от неизвестного, другого, трансцендентного. В буддизме парамитами называют совершенства, которые обретаются адептом на пути к святости. Обычно называются шесть, десять или более совершенств: духовная щедрость (дана), нравственность (шила, сила), терпение (кшанти, кханти), рвение, усердие, прилежание (вирья, вирийя), правильное созерцание (дхьяна), мудрость (праджня, пання), совершенные средства, методы (упайя), обеты, ритуал (пранидхана), силы, овладение силами (бала), совершенные знания (джняна), самоограничение (неккхамма), искренность, правдивость (сатъя, сачча), решимость, целеустремленность (адхидхана, адхиттхана), любящая доброта (метта), уравновешенность, невозмутимость (упекша, упеккха). Особое значение обладанию совершенствами придается в практике бодхисаттвы.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

ПАРАМИТЫ
(слово «парамита» означает «совершенство », но в традиции оно обычно истолковывается в духе народной этимологии как «переход на другой берег»). В буддизме парамиты осмысляются как трансцендентные совершенства или «совершенства, переводящие на другой берег [существования]». Как правило, в текстах дается набор из шести парамит: дана-парамита (совершенство даяния), кшанти-парамита (совершенство терпения), вирья-парамита (совершенство усердия), шилапарамита (совершенство соблюдения обетов), дхьяна-парамита (совершенство созерцания) и праджня-парамита (совершенство премудрости или премудрость, переводящая на другой берег существования; запредельная премудрость). В этом списке пять первых парамит относятся к группе искусных средств (упая), а шестая парамита сама образует целую группу - группу праджни (мудрости). Единство всех парамит, осознаваемое как единство метода и мудрости, есть пробуждение, обретение состояния Будды. Праджня-парамита занимает особое место в этом списке, ибо она оказалась единственной парамитой, ради которой была создана особая группа сутр, получившая название праджня-парамитских сутр, или литературы праджня-парамиты. Если в Хинаяне праджня понимается как умение распознавать дхармы, то в Махаяне это некая особая способность непосредственно воспринимать реальность, как она есть. В буддийской терминологии она обозначается словом татхата, дословно — таковость (от слова «татха» и суффикса «та», аналогичного русскому «ость»). В таковом качестве Запредельная Премудрость именуется «матерью всех Будд» и символически олицетворяется образом богини, воплощающей в себе суть Совершенства Премудрости (ср. с образом Софии в восточнохристианской и гностической традиции; об этой параллели специально писал английский буддолог Э. Конзе).

Источник: Буддизм. Карманный словарь

ПАРАМИТЫ
санскр. paramita — совершенства) — иерархизация добродетелей и достижений адепта в буддизме. Во введении к палийскому собранию джатак сообщается о брахмане Сумедхе (будущий Будда), который обещал и себе, и своему учителю практиковать 10 добродетелей, ведущих к состоянию Будды. Среди них: 1) щедрость, 2) нравственное поведение в целом, 3) мироотвержение, 4) мудрость, 5) усердие, 6) воздержанность, 7) правдивость, 8) решительность, 9) сорадование, 10) равнодушие (Джатаки 1.19—28). В неканоническом буддизме стала исключительно популярной несколько иная схема парамит, разработанная в «Бодхисаттва-бхуми», «Махапраджняпарамита-шастре» (5 в.), «Бодхичарьяватаре» Щантидэвы (7 в.) и других текстах и маркирующая продвижение по «пути бодхисаттвы». Это — 1) щедрость (дана), 2) нравственное поведение в целом (шила), 3) терпение (кшанти), 4) усердие (вирья), 5) медитативная практика (дхьяна), 6) мудрость (праджня), 7) искусность в средствах обращения людей (упая), 8) верность обету (пранидхана), 9) могущество (бала), 10) истинное знание (джняна). Как видно из сравнения двух иерархий парамит, во второй больший удельный вес принадлежит внеэтическим добродетелям, связанным с успехом в медитации и достижением «сверхсил». Эти различия порождены установкой на ускоренный метод достижения «освобождения» в «пути бодхисатгаы». Различия между версиями учения о парамитах в каноническом и неканоническом буддизме не сводятся лишь к классификационным предпочтениям. В обоих случаях признаются и предписания, и альтруистический идеал, но различны «пропорции» этих двух компонентов, и если в первой версии акцент ставится на первом (ср. «талмудическая» калькуляция обетов), то во второй — на втором. Стремящийся «стать бодхисаттвой» может нарушить любые нравственные предписания, если «инсайт» подскажет ему, что так он надежнее переправит других через океан сансары.
Лит.: Daval H. The Bodhisattva Doctrine in Buddhist Sanskrit Literature. L, 1932.
В. К. Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия

ПАРАМИТА
(санскр. pa–ramita–, тиб. pha rol tu phyin pa, phar phyin, переправа, переход к совершенству, совершенствование) — понятие учения об освобождении, характеризующее способы духовного роста бодхисаттвы. В раннем буддизме и особенно в Джатаках они лишь упоминались как качества Будды Шакьямуни, проявленные им в предыдущих рождениях Бодхисаттвой и рекомендованные последователям в качестве духовных практик. Их конкретизировали в десяти пунктах как добродетели, совершенствующие тело речь и ум: 1) даяние, щедрость; 2) нравственное поведение; 3) отторжение всех мирских интересов; 4) мудрость; 5) усердие на Пути; 6) воздержание; 7) правдивость; 8) решимость следовать к Просветлению, не взирая на трудности; 9) любовь ко всем существам; 10) невозмутимость, равное беспристрастное отношение. За соблюдение этих добродетелей (фактически за каждый акт) буддисту были обещаны заслуги (пунья), которые накапливались, увеличивая благую карму и гарантируя следующее благоприятное рождение. В Великой колеснице парамиты рассматривались как главные практики для тех, кто стремится к Просветлению (Бодхи). Первые махаянские сутры (I в. до н. э. — II в. н. э.) и Нагарджуна называли шесть видов такого совершенствования: 1) даяние (дана); 2) нравственность (щила); 3) терпимость (кшанти); 4) усердие и решимость (вирья); 5) созерцание (дхьяна) и проникновенная мудрость (праджня), к которым добавляли 6) сострадание (каруна). В III–IV вв. этот список пополнился ещё четырьмя П.: 7) искусность в способах Срединного Пути (упайя, упайя-каушалья); 8) обеты и молитвы о благе других существ (пранидхи); 9) духовные силы (бала); 10) совершенство интуитивного знания (джняна). Они служат воспитанию идеала беспредельного альтруизма, любви, беспристрастия и дружественности ко всем существам. Каждый из видов П. конкретизировался в махаянских сутрах и трактатах. В наиболее кратком толковании практика совершенствования имеет три разновидности по каждой П. Дана-П. — это даяние Законоучения, даяние пищи и вещей, даяние любви (майтри) и дружбы. Щила-П. есть накопление добродетели и знания, обретение духовного плода и нравственные поступки во благо существ. Кшанти-П. — это терпеливость в созерцательном постижении Закона, терпеливое перенесение страданий и терпение в обучении Закону других существ. Вирья-П. есть решимость и готовность добродетельно действовать, усердие в занятиях духовными практиками и решимость овладеть интуитивным Знанием (джняна). Дхьяна-П. — это созерцательное раздумье над устранением ошибок, проступков, созерцательное пребывание в радости (сукха) и созерцание украшенной цветами и формами сферы рупа-дхату. ПраджняП. есть мудрость слушающего, размышляющего и созерцающего. УпайяП. — включает в себя способы обучения всех существ Закону, способы медитации ради блага существ и способы достижения блаженства и Просветления. Пранидхи-П. есть обеты и молитвы, осуществляемые в сакральном месте, ради блага существ и очищающие небесные страны Будд (буддха-кшетра). Бала-П. — это, прежде всего, сила, исправляющая последствия прежних деяний, кармы, искореняющая омрачения (клеща), излечивающая от высокомерия и других пороков. Джняна-П. есть Знание, свободное от вымыслов и домыслов, пробуждающее равное отношение к понятиям и идеям, а также Знание тайных средств достижения истинной цели (сатья-артха). В иконографии известны символические изображения групп шести, десяти и двенадцати П. Общий атрибут всех иконографических персонажей групп П. — это штандарт с драгоценностью (чинта-мани), который они держат в правой руке. Остальные особенности представлены следующим образом: 1) ратна-П. — «совершенствование, подобное драгоценности»: тело красного цвета, в левой руке — диск луны на лотосе; 2) данаП. — «совершенствование даяния»: тело красного цвета, в левой руке — колосок злака; 3) шила-П. — «совершенствование нравственности, добродетели»: тело белого цвета, в левой руке — цветочный диск; 4) кшанти-П. — «совершенствование терпимости»: тело жёлтого цвета, в левой руке — белый лотос; 5) вирья-П. — «совершенствование решимости»: тело изумрудного цвета, в левой руке — синий лотос; 6) дхьяна-П. — «совершенствование созерцания»: тело небесно-голубого цвета, в левой руке — белый лотос; 7) праджня-П. — «совершенствование проникновенной Мудрости»: тело жёлтого или золотого цвета с четырьмя руками, две главные руки в позе дхарма-чакра-правартана-мудры, в правой боковой руке — штандарт с драгоценностью чинта-мани, в левой боковой — книга на лотосе; 8) упайя-П. — «совершенствование способов и средств освобождения»: тело зелёного цвета, в левой руке — ваджра на лотосе; 9) пранидхана-П. — «совершенствование обетов и молитв»: тело синего цвета, в левой руке — меч на лотосе; 10) бала-П. — «совершенствование духовных сил»: тело красного цвета, в левой руке — книга; 11) джняна-П. — «совершенствование интуитивного знания»: тело белого цвета, в левой руке — древо Бодхи с плодами из драгоценностей; 12) ваджра-карма-П. — «совершенствование деяния, подобного алмазу»: тело зелёного цвета, в левой руке — сдвоенная ваджра на лотосе.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

Похожие термины:

  • ДАНА-ПАРАМИТА

    (санскр. da–na-pa–ramita–, тиб. sbyin paI pha rol tu phyin pa, совершенствование даянием) — первое из шести или десяти способов духовного развития на махаянском Пути, которое для большинства верующих зачастую являе
  • ПРАДЖНЯ-ПАРАМИТА

    (санскр. praj na-pa–ramita–, тиб. shes rab kyi pha rol tu phyin pa, совершенствование мудрости) — 1) высший вид духовного совершенства в ранней Махаяне; 2) название цикла махаянских сутр; 3) йидам женского облика — воплощ
  • ПРАДЖНЯ-ПАРАМИТА-СУТРА

    (санскр. prajna-pa–ramita-su–tra, тиб. shes rab kyi pha rol tu phyin paI mdo, или текст «Совершенствования мудрости») — название отдельных сутр и цикла из махаянской канонической литературы (чаще во мн. ч. – сутры). Наиболее