ПРАДЖНЯ-ПАРАМИТА-СУТРА
"ПРАДЖНЯ-ПАРАМИТА-СУТРА"
(санскр. prajna-pa–ramita-su–tra, тиб. shes rab kyi pha rol tu phyin paI mdo, или текст «Совершенствования мудрости») — название отдельных сутр и цикла из махаянской канонической литературы (чаще во мн. ч. – сутры). Наиболее ранние образцы этих текстов Великой колесницы датируются I в. до н. э. В I–II вв. Махаяна уже имела свои сложившиеся священные тексты — агамы, написанные на «смешанном» санскрите. В «П.-п.-с.» используется в целом уже разработанный терминологический аппарат, общепринятый в религиознофилософской культуре Индии. Единство цикла подчёркивается тем, что большинство его сутр имеют в названиях число строк. Например, самыми известными и доктринально определяющими являются «Восьмитысячная-» («Ашта-сахасрика-»), «25-тысячная-» («Панча-вимшати-сахасрика-») и «100-тысячная Сутра Совершенствования мудрости» («Щата-сахасрика-П.-п.-с.»). Первая из названных сутр была переведена на китайский язык Локакшемой уже в 178–180 гг. Но сохранились и «малые» варианты от 300 до 800 строк, к ним относится, например, «Алмазная сутра», «Сутра Сердца» и др. В этих произведениях впервые излагались идеи, доктрины, практики и идеальные образцы поведения, составившие основоположения Махаяны, отличавшие её от Малой колесницы. Относительно происхождения этих сутр существует миф, что Будда Шакьямуни проповедовал их при жизни, как и прочие сутры, но тексты «Совершенствования мудрости» были поняты только бодхисаттвами, богами и нагами (змее-драконами народной мифологии). Именно последние и сохранили их в своих подводных дворцах. Нагарджуна (II–III вв.) был первым человеком, который специально спустился в эти дворцы, чтобы прочесть и постичь смысл данных сутр. Он осознал их значение, принёс в земной мир и стал их распространять, истолковывать, защищать излагаемые доктрины в полемике и т.д. Поэтому его называют Вторым Буддой. Как жанр «П.-п.-с.» продолжали создаваться и после Нагарджуны: самые поздние тантрические образцы датируются XII в. Авторам этих текстов была известна теория дхармического анализа. Термин «дхарма» в них многозначен, как и в стхавира-сарвастиваде, основные же значения: «буддийское Учение» и частица «потока сознания». В сутрах не критикуется Абхидхарма, хотя и приводятся иные списки дхармо-частиц, которые понимаются здесь существующими вне индивидуального потока сознания, куда они попадают в процессе мышления (манас). Творцы «П.-п.-с.» разрабатывали важное учение о созидательной функции человеческого сознания — кальпане. Согласно им, взаимообусловленное и непрерывно изменяющееся эмпирическое сознание спонтанно порождает дхармо-частицы и создаёт их новые комбинации, которые в свою очередь становятся причинами последующих сочетаний. Активная роль мышления и мыслесозидания оценивается буддийскими авторами негативно, поскольку такого рода психическая деятельность препятствует успокоению дхармо-частиц, необходимому для Просветления. Тексты «П.-п.-с.» рекомендуют относиться к возникающим мыслям и чувствам, т.е. к дхармическим состояниям и отдельным дхармо-частицам, как к «пустым» (шуньята) или «незначимым» для духовного роста. Но главные идеи «П.-п.-с.» состоят в другом. Вся вселенная есть только Абсолют, Дхарма, а то, что мы различаем в ней, и многое другое является иллюзией (майя), маревом проявлений Тела Закона. Самым высоким из этих проявлений можно считать Тело Будды, умопостигаемое в цветах и формах (рупа-кайя), которое даётся либо в виде будд созерцания (дхьяни-будды) мастерам йоги, либо в виде живых будд-учителей, например Шакьямуни, воспринимаемых даже обыденным сознанием. Но стоит лишь вспомнить о единстве сущего, об Абсолюте, становится ясно, что между подлинной реальностью и иллюзией, между нирваной и сансарой нет никакого различия. Дхарма и состояние Будды всегда здесь, сейчас и в каждом из существ. Необозримо много в «П.-п.-с.» и будд. Считается, что состояния Будды (буддхатва) может достичь каждый. В писаниях Великой колесницы эта доктрина получила значительное развитие. Здесь Будда — высший принцип единства всего сущего, он есть везде, всегда и во всём, в том числе в каждом из бесчисленных существ, которые в результате обретения Закона и духовного совершенствования во многих жизнях в конце концов станут буддами. В то же время Будда — это и есть все мироздание, которое рассматривается как Тело Будды (буддха-кайя) или Тело Закона (дхарма-кайя). Любого рода множественность является лишь иллюзией (майя), например иллюзорна множественность существ в сансаре, ибо каждое из них воистину будда и, следовательно, существо нирваны.