Общее

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ОБЩЕЕ
сходное; свойственное всем, касающееся всех; охватывающее все в какой-нибудь области. Противоположность — единичное (отдельное, индивидуальное).

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ОБЩИЙ
(generell; от лат. generalis — «относящийся к роду») — родовой, всеобщий, иногда означает также беглый (неточный), схематичный. Противоположность — конкретный, индивидуальный.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Общий
Общее противополагается частному; будучи шире по объему, общее содержит под собою частное; например, понятие цветка содержит под собою различные виды цветов — розу, тюльпан, гвоздику и т. д.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Общее
философская категория, выражающая свойства и связи, присущие определенному множеству предметов (явлений, процессов). Общее может быть определено и как повторяющиеся стороны, свойства, признаки предметов, процессов, явлений. Общее близко по содержанию категориям закона, необходимости, сущности.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Общее
принцип бытия всех единичных вещей, явлений, процессов; закономерная форма их взаимосвязи в составе целого. Общее выражает определенное свойство или отношение, характерное для данного вида предметов, событий, а также закон существования и развития всех единичных форм бытия, материальных и духовных явлений.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

Общее

/D/ Allgemeinheit /E/ Universal /F/ Generell /Esp/ Lo general
Философская категория, служащая для отражения отношений сходства, тождественности, единства субъекта и объекта, свойств, сторон, моментов в рамках системы или взаимодействующих систем. Центральная категория принципа монизма, исходящего из признания единства многообразия бытия, в основе которого лежит единое начало.

Источник: Философия, практическое руководство

Общее
То, что касается широкой совокупности (рода) или большинства ее элементов. Противостоит особенному (касающемуся менее широкой совокупности – виду), частному (относящемуся лишь к части совокупности) и, наконец, единичному (касающемуся одного индивидуума или одной группы). Не следует путать общее с универсальным, относящимся ко всем родам или ко всем индивидуумам одного и того же рода. Например, речь есть общий атрибут человечества (ведь есть индивидуумы, которые не говорят), но универсальная черта народов. А запрет на инцест, являющийся универсальной нормой, пользуется общим уважением.

Источник: Философский словарь.

ОБЩИЕ
последователи «Общего упования»), «акинфьсвцы» ответвление молокан, возникшее в Саратовской губ. в 30-х гг. 19 в., одна из форм крестьян. соц.-утонич. движений в России. Основатель секты - крестьянин Михаил Акинфьевич Попов (1790-1873). В «Уставе общего упования», разработанном Е. Я. Филимоновым и М. А. Поповым, были определены осн. принципы вероучения, церк. обществ, жизни, религ. культа О. Центр, место в нем занимало положение об общности имущества как «деле, угодном богу». Гл. внимание уделялось обеспечению духовного единства, внутр. согласия между членами общины (коммуны), к-рая трактовалась как «тело Христово». При этом утверждалось, что составлявшие ее верующие спасутся во время «страшного суда» и будут наследниками тысячелетнего царства Христа на земле. Свои соц. утопии О. пытались реализовать в жизни: общий труд, совместное питание и проживание и т. д. В общине существовали контроль за поведением верующих и целая система наказаний за «грехи». Для религ. культа О. были характерны хилиастические проповеди, пророчества, глоссолалии, коллективные и индивидуальные посты. В наст. вр. сохранились отд. представители О. в Азербайджане.

Источник: Атеистический словарь

ОБЩЕЕ,
всеобщее, принцип бытия всех единичных вещей, явлений, процессов; закономерная форма их взаимосвязи в составе целого. О. выражает определ. свойство или отношение, характерные для данного класса предметов, событий, а также закон существования и развития всех единичных форм бытия материальных и духовных явлений. Как сходство признаков вещей О. доступно непосредств. восприятию; будучи закономерностью, оно отражается в форме понятий и теорий. В мире нет как двух абсолютно тождественных, так и двух абсолютно различных вещей, не имеющих между собой ничего общего. Отдельные, единич. явления связаны между собой, взаимодействуют, зависят и обусловливают друг друга: они имеют (и не могут не иметь) нечто соизмеримое, общее. О.- это единое во многом. О. как закономерность выражается в единичном и через единичное, а всякая новая закономерность вначале выступает в виде единичного исключения из общего правила. При этом в О. превращаются такие единичные исключения, к-рые соответствуют тенденции развития.
Для объективного идеализма характерны отрыв О. от единичного, абсолютизация и превращение его в нечто «демиургическое»: О. предшествует единичному и творит его (Платон, Гегель). Взгляд на действительность как на множество независимых друг от друга единичностей характерен для узкого эмпиризма, считающего единичное исходной категорией, а О., всеобщее, - лишь производной абстракцией. Диалектич. материализм, отвергая идеалистич. толкования О., исходит из признания объективности и единства единичного, особенного и О.

Источник: Советский философский словарь

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
108.19 кб

Когнитивные категории «истинность» и «достоверность»: общее и различное

Панченко Надежда Николаевна
В статье анализируется соотношение между такими коммуникативно значимыми концептами, как истинность и достоверность, предлагается разграничивать данные категории как общее частное, объективное субъективное, абстрактное конкретно-в
Читать PDF
391.50 кб

Поведенческая и деятельностная адаптация: общее и особенное

Чешев Владислав Васильевич
Рассматриваются формы адаптивного поведения, имеющие фундаментальное значение для социогенеза, т. е. эволюционного процесса, в ходе которого формировались когнитивные способности человека.
Читать PDF
109.13 кб

Миф в философии Э. Кассирера и Ф. В. Шеллинга: общее и особенное

Исаева Анна Вячеславовна
Исследуется проблема трансцендентальной интерпретации мифа. В указанном проблемном поле выявляются общие и отличающиеся положения, разработанные в концепциях Э. Кассирера (неокантианская марбургская школа) и Ф.В.
Читать PDF
335.24 кб

Керкегор, Витгенштейн: сближающее, общее в размышлениях о христианстве

Родин Кирилл Александрович
Рассмотрены религиозные взгляды «позднего» Л. Витгенштейна. Показано, что огромное влияние на Л. Витгенштейна оказал С. Керкегор. Записи дневника философа 1930-1932 и 1936-1937 гг.
Читать PDF
1.85 мб

Антрополого-педагогическое наследие Н. И. Пирогова и В. И. Несмелова: общее и специфическое

Шпак Алексей Павлович
Читать PDF
184.55 кб

Индивидуальное и общее в интерпретации интерсубъективности

Маркова Л. А.
Читать PDF
357.97 кб

Проблема общественного идеала у вл. Соловьева и классиков идеализма: общее и особенное

Е. М. Амелина
Читать PDF
377.45 кб

Н. Ф. Федоров и Л. Н. Толстой: «Общее дело» против «Не-делания» (грани философской критики идеи нена

Гельфонд М. Л.
Рассматривается проблема логической реконструкции и систематического анализа религиозно-философской критики толстовской этики ненасилия в трудах Н.Ф.
Читать PDF
224.83 кб

Индивидуальное и общее в практике

Золотухин В. М., Овчаров А. А., Корнев В. В.
Рассматривается проблема историчности системы социальной деятельности в рамках социальной онтологии.
Читать PDF
119.05 кб

«Сходное» и «Общее». Псевдопонятие и понятие

Ильин В. В.
В центре внимания автора формирование универсально-номологических признаков предметности, фиксируемых понятием.
Читать PDF
97.68 кб

Общее представление о строении и динамике современного социокультурного пространства часть 3

Шакирова Елена Юрьевна
Данная статья третья из цикла статей, посвященных проблеме устроения и динамике современного социокультурного пространства.
Читать PDF
319.60 кб

Этика и эстетика в творчестве Д. С. Мережковского: общее и особенное

Пчелина О.В.
Статья посвящена анализу взаимосвязи этических и эстетических концепций Д.С. Мережковского. Показано, что этические воззрения Д.С. Мережковского тесно связаны с его эстетикой, а основанием взаимосвязи послужило утверждение Д.С.
Читать PDF
428.16 кб

Мережковский и К. Г. Юнг: общее и особенное

Пчелина О.В. Д.С.
Зарождение и становление русского символизма одного из самых ярких литературно-художественных течений и явлений религиозно-философского движения XIX начала XX века в России связано с творческой и общественной деятельностью Д.С.
Читать PDF
71.88 кб

Метафизика в обществознании: общее как сплошное и прерывное

Щербинин Михаил Николаевич
В данной статье рассмотрены некоторые социокультурные явления с позиций метафизики. Предложено обратиться к опыту сплошного и прерывного в интеллектогенезе (в истории интеллекта).
Читать PDF
1.59 мб

Платоновская идея "sophrosyne" в современном контексте: хрестоматийное "общее" и актуализированное с

Мисюров Н.Н.
Рассматриваются концептуальные положения, общие «сократические» особенности и специфика художественной методологии ранних диалогов Платона; проблематика учения о мудрости и «правильном знании» представляет собой главный предмет ис

Похожие термины:

  • ОБЩЕЕ БЛАГО

    - в социальной философии: все необходимое для обеспечения полноценной жизни каждого человека и сообществ, в которых он участвует; в томизме и католической социальной доктрине - цель существования
  • ОБЩЕЕ ЧУВСТВО

    ощущение, являющееся следствием общего телесно-душевного состояния человека: голода и жажды, усталости, удовольствия, подавленности и т.п. По В. Вундту, общее чувство - это "тотальное чувство, в кото
  • ОБЩЕЕ ДЕЛО

    (в философии Н. Ф. Федорова) – задача сохранения, совершенствования и восстановления жизни; борьба со смертью, возвращения жизни отцам, т.е. их воскрешение; совокупнобратскоотечественное действо в
  • ЕДИНИЧНОЕ и ОБЩЕЕ

    в логике и философии единичное — признак конкретного предмета, отличный от признаков всех предметов, входящих в некоторый фиксированный класс, общее — признак этого предмета, сходный с признаком
  • ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ и ОБЩЕЕ

    категории диалектики, в к-рых отражается взаимосвязь и относительная обособленность отд. предметов или явлений, их сторон, свойств, отношений. 1) Е. выражает дискретность, отграниченность друг от д
  • ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ

    см. Понятие.
  • Общее суждение

    см.: Суждение.
  • ИМЯ ОБЩЕЕ

    выражение, обозначающее класс предметов. Сравните: «животное», «частица», «человек».
  • ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ, ОБЩЕЕ

    онтологические категории, отражающие структуру определенности любого суцщего в аспекте объективной реальности. Об. – тождественные свойства различных. сущих. Ос. – свойства, отличающие сущие др
  • ВСЕОБЩЕЕ, ОБЩЕЕ

    1) в традиционном, идущем от Аристотеля смысле – признак, сходный с признаками всех предметов фиксированного класса; 2) закономерная форма связи вещей, явлений и процессов в составе целого (т. наз. п
  • Знание общее

    Под "общим знанием" я имею в виду знание истинности или ложности предложений, содержащих слово "все", или слово "некоторые", или логические эквиваленты этих слов. Может показаться, что слово "некотор
  • Единичное общее особенное и всеобщее

    категории диалектики, отражающие объективные связи мира и характеризующие его познание. Единичное – категория, отражающая уникальность некоторых предметов, процессов, явлений, их качественную и
  • ВСЕОБЩЕЕ (ОБЩЕЕ) ОСОБЕННОЕ ЕДИНИЧНОЕ

    универсальные философские категории (принципы), выражающие устойчивые типы взаимосвязей бытия, духа, человеческой жизни. В истории познания наибольшую трудность вызывало понимание категории все