ВСЕОБЩЕЕ (ОБЩЕЕ) ОСОБЕННОЕ ЕДИНИЧНОЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ, ОБЩЕЕ (ВСЕОБЩЕЕ)
философские категории, выражающие соотношение между бесконечным многообразием предметов и явлений окружающего мира и универсальностью управляющих ими законов. В любом объекте реально соединены и единичное (его неповторимая индивидуальность), и общее (закон, управляющий им). Соединение единичного и общего дает особенное. Поэтому в процессе познания только опыт, опирающийся на конкретные факты, и теория, формулирующая закон, двигаясь навстречу друг другу, помогают всесторонне постигать действительность.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ВСЕОБЩЕЕ (ОБЩЕЕ) ОСОБЕННОЕ ЕДИНИЧНОЕ
универсальные философские категории (принципы), выражающие устойчивые типы взаимосвязей бытия, духа, человеческой жизни.
В истории познания наибольшую трудность вызывало понимание категории всеобщего. Имеется несколько теоретических моделей всеобщего. Реализм - общее существует помимо единичных вещей как их первопричина. Номинализм - общее существует лишь в языке как его свойство. Концептуализм - общее существует лишь как свойство абстрагирующего мышления, Репрезентативизм - общее существует лишь как свойство отдельных единичностей представлять сущность класса однородных вещей.
В количественном плане категория всеобщего отражает свойство, присущее каждому экземпляру класса вещей («все»); категория особенного - свойства, присущие части экземпляров данного класса вещей; категория единичного выражает свойства, присущие лишь отдельным экземплярам («отдельное», «исключение»).
В качественном плане всеобщее выражает закон бытия и развития совокупности единичных вещей, закон их организации в систему; особенное обозначает проявление этого закона в многообразных условиях, а единичность выражает синтез множества взаимодействующих законов п условий. Единичное существует и само по себе как субстанция, и как проявление всеобщего, и как источник-носитель всеобщего. В этом смысле категория единичного сближается с категориями целостности, конкретности, обозначая самодостаточные. самодовлеющие элементы, монады мира. Познание предметного многообразия мира идет от изучения единичных явлений, условий, определяющих их специфику, к обнаружению их общих, закономерных отношений, а затем - к теоретическому объяснению единичностей сточки зрения закона, общего.

Источник: Краткий философский словарь 2004