НИКИФОР

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

НИКИФОР
2-я пол. 11 в., Ликия, Малая Азия- 1121, Киев) — митрополит Киевский, автор посланий и поучений. Родом из Византии. Учился в Константинополе, как мыслитель сформировался в интеллектуальной среде, в которой господствовали идеи Михаила Пселла. Под 1104 летопись сообщает о поставлении Никифора митрополитом Руси. До нас дошло пять произведений, принадлежащих перу Никифора: два адресованы Владимиру Мономаху («Послание о посте и о воздержании чувств», «Послание от Никифора, Митрополита Киевского, к Владимиру, князю всея Руси... о разделении церквей на восточную и западную»), одно — волынскому и муромскому князю Ярославу Святославичу («Написание на латыну к Ярославу о ересях»), одно — не названному по имени князю и одно поучение, приуроченное к неделе сыропустной. В «Послании о посте и о воздержании чувств» тема поста служит поводом для отвлеченных философско-богословских размышлений о проблемах онтологии, гносеолопт, психологии, этики и политики. В канву догматических рассуждений искусно вплетены экскурсы в античную мудрость. Касаясь соотношения души и плоти, телесного и бесплотного, Никифор исходит из принципа тесного взаимодействия души и тела, причем взаимодействия обоюдного. Душа взаимодействует с миром через слуг, коими являются пять чувственных телесных органов (очи, слух, обоняние, осязание и «вкушение»). На основании данных чувств «князь»-разум способен познать мир, а правильное использование разума ведет к разумению Бога. Источником знаний, в т. ч. и о божественном, оказываются чувства и разум. В послании создан идеальный образ государства, уподобленного некоей антропоморфной модели, где тело страны подчинено властной душе. Руководство осуществляет ум, символизирующий княжескую власть. Он действует через своих слуг, которые уподобляются органам чувств — глазам, ушам или рукам власти. В целом моделируется образ социального организма, действующего по законам живого, по общему с живыми разумными существами принципу гармонии духовного и плотского начал. Изд.: Калайдович К. Ф. Русские достопамятности. М., 1815, ч. 1; Он же. Памятники российской словесности 12 в. М., 1821; Макарий. История Русской Церкви, т. 2. СПб., 1868; Златоструй. Древняя Русь 10-13 вв. М., 1990.
Лит.: Безобразоеа М. В. Послание митрополита Никифора.— «Известия Отделения русского языка и словесности АН». СПб., 1898, т. 3, кн. 4; Голубинский Е. Е. История Русской Церкви, т. 1, 1-я пол. М., 1902; Громов М. Н. Об одном памятнике древнерусской письменности 12 в.— «Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия», 1975, №3.
В. В. Мильков

Источник: Новая философская энциклопедия

НИКИФОР
2-я пол. XI в. - 1121) - религиозный писатель и мыслитель, митрополит Киевский. Родом из Ликии (Малая Азия). На формирование его взглядов несомненно оказал влияние Михаил Пселл (1018-1096/1097), возглавлявший константинопольскую философскую школу, в то время, когда Н. проходил обучение в столице Византии. Творчество Н. несет на себе явный отпечаток платонизма, столь характерного для Пселла и его окружения. Следуя традициям теологического рационализма, Н. примирял философию с богословием, используя идеи древн. философов для обоснования доктрин православия. Н. вряд ли принадлежал к византийской элите, ибо получил хотя и важное в политическом плане, но непрестижное назначение в далекую, едва затронутую христианизацией страну. О деталях карьеры Н. на Руси мы имеем весьма скудные сведения. Будучи избран князем и собором епископов митрополитом в 1096 г. (до этого был епископом Полоцким), он до самой смерти выполнял обязанности верховного пастыря. До нас дошло пять принадлежащих перу Н. произв.: два адресованы Владимиру Мономаху ("Послание о посте и о воздержании чувств", "Послание от Никифора митрополита Киевского к Владимиру князю всея Руси... о разделении церквей на восточную и западную"), одно волынскому князю Ярославу Святополковичу ("Написание на латыну к Ярославу о ересях"), одно - неназванному по имени князю и одно поучение, приуроченное к неделе сыропустной. В целом это довольно цельная подборка наставлений, касающихся религиозного значения поста и опасности латинства. Вместе с тем творческую манеру Н. отличает не внешний риторический блеск и не назидания по множеству частных религиозных вопросов, но глубокая проработка доктринальных проблем, а также тонкий, витиеватый, понятный только подготовленному человеку ход мыслей. Так, в "Послании о посте и о воздержании чувств" тема поста служит лишь поводом для отвлеченных философско-богословских рассуждений, в канву к-рых искусно вплетены экскурсы в античную мудрость, "хитрословесные" рассуждения о соотношении души и тела, природе добра и зла. Решая проблему соотношения души и плоти, телесного и бесплотного, а в конечном счете, понимания божественного и земного, Н. развивает мысль о двойственности бытия. Разумное и духовное начало характеризуется им как божественное и бесплотное по своему естеству, плотское же начало наделяется неразумными греховными качествами. В отличие от довольно распространенной дуалистической церковной трактовки, сводившей оба начала к состоянию противоборства и изолированного самобытия, автор "Послания" исходит из принципа тесного их взаимодействия, уравнивающего материю и дух. Примером такого благодатного взаимодействия и является, по его мнению, пост, легкой пищей укрощающий телесные страсти и открывающий духу власть над телом. Сближая дух и плоть, Н. делает вывод, что проявление зла как качества тварного мира тесно перемешано с добром как свойством мира духовного. Зло и добродетель, по его убеждению, так же неразделимы в бытии, как в сущностном плане неразрывны материальное и духовное. Таким ходом мысли дуализм мироздания, на к-ром зиждется доктрина ортодоксальности христианства, в значительной степени преодолевается, и автор в соответствии с принципами платонизма встает на позицию гармонизированного восприятия бытия. Эта же онтология лежит в основе трактовки механизма познания. Душа, по Н., взаимодействует с миром через слуг, коими являются пять чувственных телесных органов (очи, слух, обоняние, осязание и "вкушение"). Бесплотная душа помещается в голове вместе с умом - "воеводой чувств и светлым разумным оком". "Князь" и "воевода" чувств - это образные уподобления разума, определяющие высшее качество души. На основании данных чувств "князь" - разум способен познать невидимый мир, а правильное использование разума ведет к разумению Бога. Механизм познания бестелесного и неосязаемого сводится к формуле - "по творению познай Творца". Источником знаний, в т. ч. и о божественном, оказываются чувства и разум. Характерно, что в тексте откровение вообще не фигурирует в качестве источника знания. В Послании Н. отразилось платоновское учение о трехчастной душе, к-рое позднее получило широкую известность на Руси благодаря творениям Иоанна Дамаскина. Высшая сила души представлена "словесным" началом, т. е. умом, к-рый руководит поведением человека. "Яростное", или чувственное, начало управляет страстями и эмоциями. Это требующий подавления источник низменных инстинктов, возбудитель злобы, зависти и др. осуждаемых с нравственных позиций страстей. "Желанное" начало отождествляется с волей, к-рая направляет человеческие действия. С помощью воли разумное начало управляет инстинктивной сферой "яростного", нуждающегося в подавлении. Хотя в иерархическом членении трех душевных сил разуму отводится верховное место, он определяется источником как благоверия, так и зловерия, обнажающего "болезнь разума". С др. стороны, не все "яростные" инстинкты порочны, напр., богоугоден праведный гнев, направленный против зловерия. Связующим звеном между высшими и низшими силами души является воля. Взаимодействие всех душевных сил направлено на гармонизацию бытия, на преодоление его разорванности. В оценках поступков и событий Н., по-видимому, склонялся к фатализму. Напр., рисуя в комплиментарных чертах высокий нравственный облик Мономаха, митрополит приписывает все его достоинства божественному предопределению. В Послании создан идеальный образ государства, уподобленного некоей антропоморфной модели, где тело страны подчинено властной душе. Руководство осуществляет ум, символизирующий княжескую власть. Он действует через своих слуг, к-рые уподобляются органам чувств. В основу идеального образа государственного организма Н. закладывает общий с живыми разумными существами принцип гармонизации духовного и плотского начал. Поэтому пост так же плодотворно может повлиять на совершенствование и исправление властной души (т. е. на поступки князя), как он влияет на очищение человеческих душ. Переключаясь с теории на конкретно-исторический план, Н. дает оценку правления Мономаха, анализирует конкретные действия власти, исходя из сформулированных им принципов. Автор предупреждает, что власть в грехе проявляет себя как грубая телесная сила, яростное начало к-рой призваны сдерживать религиозные предписания и советы духовных наставников. Античный след, оставленный Н. в культуре Древней Руси, - свидетельство причастности древнегреч. традиции к отечественной мысли. Мировоззренчески родственные "Посланию" Н. идеи содержались в логико-философских главах "Изборника 1073 года", в "Шестодневе" Иоанна, экзарха Болгарского, и ряде др. текстов. Они характеризовали веротерпимое, жизнеутверждающее, открытое знаниям течение мысли, враждебное дуалистическому, мистическому и иррационалистическому направлению в древнерус. христианстве.

Источник: Русская философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
119.08 кб

Никифор Феотокис и Образ «города добродетельных людей»

Глазков Александр Петрович
Статья посвящена исследованию представлений об идеальном обществе в историософских взглядах одного из значительных философов XVIII в. Никифора Феотокиса.
Читать PDF
87.33 кб

Никифор Влеммид и его «Логика»

Тоноян Л. Г.
В статье анализируется трактат византийского философа и богослова Никифора Влеммида «Сокращенная логика» с целью выяснить взаимовлияние западной и восточной схоластических логик, усилившееся в XIII в.
Читать PDF
221.10 кб

Митрополит Никифор: путь из Византии в Киевскую Русь

Ионайтис О.Б.
Читать PDF
90.36 кб

Творения митрополита Никифора. / изд. Подг. С. М. Полянским, Н. М. Громов, С. М. Полянский, общ. Ред

Максимович Кирилл Александрович
Рецензируемая книга представляет собой сборник исследований, текстов, переводов и комментариев, посвященный творчеству Киевского митрополита Никифора, грека по происхождению, занимавшего столичную кафедру в 1104-1121 гг.
Читать PDF
661.13 кб

Антропологические представления в религиозно-философском наследии митрополита Никифора Киевского и с

Т. В. Семикопова
Читать PDF
708.75 кб

А. Л. Никифоров против Карла Поппера: останутся ли идеи и теории Поппера в XXI и последующих веках?

Садовский В. Н.
Читать PDF
69.55 кб

Юбилей Александра Леонидовича Никифорова

Читать PDF
286.04 кб

Памяти Владимира Никифоровича Брюшинкина 26. 12. 1953 07. 06. 2012)

Полянский Дмитрий Викторович
Читать PDF
309.00 кб

Памяти Владимира Никифоровича Брюшинкина (26. 12. 1953 07. 06. 2012)

Дементьев Илья Олегович
Читать PDF
88.60 кб

Лоу С. Философский тренинг / А. Л. Никифоров, пер. М. : АСТ; Хранитель, 2007. 352 с. Лоу С. Философс

Шилов Евгений
Читать PDF
756.05 кб

ПОЧЕМУ А.Л. НИКИФОРОВ ЗАЩИЩАЕТ ДЬЯВОЛА, И ЧТО ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ

Тухватулина Лиана Анваровна
Данный текст представляет собой отклик на статью А.Л. Никифорова «Что наука нового времени дала человечеству», опубликованную в одном из недавних номеров журнала.
Читать PDF
325.58 кб

Памяти Владимира Никифоровича Брюшинкина (26. 12. 1953 07. 06. 2012)

Чередников Валентин
Читать PDF
284.32 кб

Памяти Владимира Никифоровича Брюшинкина (26. 12. 1953 07. 06. 2012)

Загирняк Михаил Юрьевич
Читать PDF
285.29 кб

Памяти Владимира Никифоровича Брюшинкина (26. 12. 1953 07. 06. 2012)

Попова Варвара Сергеевна
Читать PDF
242.73 кб

Памяти Владимира Никифоровича Брюшинкина (26. 12. 1953 07. 06. 2012)

Нурматова Анна

Похожие термины:

  • Никифор Грек

    2-я пол. ХI в - 1121) религиозный писатель и мыслитель, митрополит Киевский. Никифор примирял философию с богословием используя идеи древних философов для обоснования доктрин православия.
  • НИКИФОР ХУМН

    между 1250 и 1255 -18 января 1327) — византийский философ, богослов, писатель и государственный деятель. В центре его философских сочинений — выяснение отношения к Платону и Аристотелю с точки зрения хри
  • НИКИФОР ВАСИЛАКИ

    ????????? ? ?????????) (сер. 12 в.) – визант. богослов и ритор. Занимался публичной эксегесой евангелий; наряду с Сотирихом, Михаилом Солунским и др. выступил с рационалистич. трактовкой нек-рых догм христианст
  • НИКИФОР ВЛЕММИД

    1197/98, Константинополь — ок. 1269/72, Эфес) — византийский писатель, философ и богослов. Вместе с семьей был вынужден перебраться из Константинополя, захваченного в 1204 крестоносцами, в Вифинию (в Малой
  • НИКИФОР ГРИГОРА

    1290/91 или 1293/94, Ираклия Понтийская — между 1359 и 1361, Константинополь) — византийский энциклопедист, историк и философ. Ок. 1314/15 отправляется в Константинополь, где изучает логику и риторику у будущего
  • НИКИФОРОВ Александр Леонидович

    (р. 28.4.1940) — спец. в области логики и философии науки; д. филос. н. Р. в Москве. Окончил филос. ф-т МГУ (1967). Работает в ИФ РАН (прежнее название - ИФ АН СССР) с 1967; в наст, вр. вед. н. с. Одновременно преподавал
  • КАТКОВ МИХАИЛ НИКИФОРОВИЧ

    1818 - 1887) - известный реакционер. В молодости участвовал в кружке Станкевича, при чем особенно сошелся с Бакуниным и Белинским. В 1840 г. уезжает за-границу, где занимается преимущественно философией. П
  • МАСЛИН Александр Никифорович

    [р. 18 сент. (1 окт.) 1906 ] – сов. философ, д-р филос. наук (с 1960), профессор (с 1960). Чл. КПСС с 1931. Окончил обществ.-экономич. отделение Казанского пед. ин-та (1929) и филос. аспирантуру МИФЛИ (1937). С 1932 преподает фи
  • Плевако, Фёдор Никифорович

    1843 - 1908) - известный юрист, выступавший в качестве защитника в ряде сенсационных процессов (Качко, Кострубо-Корецкого, рабочих фабрики Коншина). На известном процессе игуменьи Митрофании, обвинявше
  • ПАНИБРАТОВ Виктор Никифорович

    Родился 3 января 1941 г. в с. Розгребли Большесолдатского района Курской области. Окончил философский факультет Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова (1970), аспирантуру Ленинг
  • ТЯПИН Игорь Никифорович

    Родился 25 сентября 1976 г. в г. Вологда. Окончил исторический факультет Вологодского государственного педагогического университета (1998), аспирантуру там же (2001). Проф. кафедры философии Вологодского
  • БРЮШИНКИН Владимир Никифорович

    (р. 26.12.1953) — спец. по логике, филос. логики, теории аргументации, истории филос, методол. построения интеллектуальных систем, переводчик англо- и немецкоязычной логической и филос. литературы; д. фил
  • СОЛОНИН Юрий Никифорович

    (р. 5.6.1941) — спец. в обл. истории филос, логики, филос. науки, культурологии; д. филос. н., проф. Р. в Тбилиси. Окончил филос. ф-т ЛГУ (1966) и асп. по кафедре логики (1969). Работал на филос. ф-те ЛГУ, затем (1980-89) на