НИКИФОР ВЛЕММИД

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

НИКИФОР ВЛЕММИД
1197/98, Константинополь — ок. 1269/72, Эфес) — византийский писатель, философ и богослов. Вместе с семьей был вынужден перебраться из Константинополя, захваченного в 1204 крестоносцами, в Вифинию (в Малой Азии), где и занялся науками, в частности медициной, философией и богословием. Затем, благодаря патриарху Герману II, был назначен анагностом («чтецом»), диаконом и логофетом (1224—25). Постригшись в монахи ( 1235), через десять лет стал игуменом обители 1ригория Чудотворца в Эфесе, а в 1248 основал собственный монастырь ок. Эфеса, ставший впоследствии метохом Галесийского монастыря (ок. 1273). Никифор прославился как педагог. Основной сферой его деятельности было аристотелианское толкование философских и богословских проблем. Участвовал в переговорах по поводу церковной унии (1234 и 1250). В своих сочинениях об исхождении Св. Духа пытался выработать примирительную догматическую формулу, чем и подготовил базу Лионской унии (1274). Составил краткие курсы логики и физики. Среди его литературного наследия — автобиография (в двух редакциях), написанная в апологетических тонах с элементами агиографического жанра. Автор аскетических произведений, трактата «О вере» (для своей братии), комментариев к псалмам (не изданы). Из естественнонаучных трудов следует отметить «Краткую географию» и «Историю земли вкратце» (где выдвигал идею о шарообразности Земли), «Слово о душе» и «Слово о теле», вводные курсы «О логике» и «О физике». Последние сочинения — сводка аристотелевской натурфилософии.
Соч.: MPG, t. 142; Nicephori Blemmydae Curriculum vitae et carmina, ed. A. Heisenberg. Lipsiae, 1896. Лит.: Барвинок В. Никифор Влеммид и его сочинения. К., 1911; Tsouyopoulos N. Das Atiierproblem und die Physikabhandlung des Nikephoros Blemmydes.— Rechenpfennige (Festschrift K. Vogel). Munch., 1968, S. 69-89.
M. В. Бибиков

Источник: Новая философская энциклопедия

НИКИФОР ВЛЕММИД
????????? ? ?????????) (1197 – ок. 1272) – визант. философ, ученый и обществ.-политич. деятель, последователь Михаила Пселла. Получил образование в Никее и преподавал там. Основал высшее учебное заведение в Смирне и в 1248 – монастырь вблизи Эфеса, где также открыл высшую школу. В религ.-филос. полемике по вопросу об отношении к зап. церкви склонялся, гл. обр. по политич. соображениям (получение помощи Запада), к унии с папским престолом. В его "Трактате по логике и физике" (1 ч., "Изложение логики" – ??????? ???????, 2 ч., "Изложение физики" – ??????? ???????) прослеживается влияние Порфирия и философа 6 в. Давида Армянского. Трактат по физике основан в значит. степени на комментариях Симпликия, Олимпиодора, Филопона к соч. антич. философов. Наибольшее значение сам Н. В. придавал своему трактату по логике. В нем он рассматривал проблему универсалий (см. Migne, PG, v. 142, col. 693), проблему материи (см. тамже, col. 1037, 1040) и др. В мировоззрении Н. В. отразилась борьба номинализма и реализма, происходившая в Византии в 11–12 вв., причем сам Н. В. склонялся к номинализму. Политич. взгляды Н. В. тесно связаны с его педагогич. теориями, особенно в вопросе о воспитании гражд. добродетелей. По мнению Н. В., ни семья, ни общество не имеют такого значения в деле воспитания, какое имеет гос-во, просвещенный правитель, глубоко постигший философию (см. тамже, col. 658–74). В трактате "О добродетели" (???? ??????) ?. В. излагал свои взгляды на нравств. воспитание, считая, что разум с помощью науки способен поднять моральный уровень людей. Соч. Н. В. (в основном собранные у Миня) были широко распространены на Западе в лат. переводах и являлись проводниками влияния визант. философии на зап.-европейскую, в т.ч. и на мировоззрение деятелей итальянского Возрождения. Лит.: Барвинок В. И., Н. В. и его соч., К., 1911; Андреева ?. ?., Очерки по культуре византийского двора в XIII в., Прага, 1927; Heisenberg ?., Nicephori Blemmydae curriculum vitae et carmina, Lipsiae, 1896; Tatakis В., La philosophie byzantine, P., 1949; Соdellas P. S., Nicephoros Blemmydas´ philosophical works and teachings. Proceedings of the tenth International Congress of Philosophy, v. 1, Amst., 1949; Вrehier L., Le monde byzantin, [v. ] 3 – La civilisation byzantine, P., 1950. Б. Горянов. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.