НИКИФОР ХУМН
Никифор Хумн
между 1250 и 1255 -18 января 1327) — византийский философ, богослов, писатель и государственный деятель. В центре его философских сочинений — выяснение отношения к Платону и Аристотелю с точки зрения христианской догматики. Критическому анализу платоновских диалогов «Тимей» и «Парменид» посвящен трактат «О том, что ни материя не существует прежде тел, ни эйдосы не существуют обособленно, но то и другое выступает в единстве» (´Отд. |Л.Т|Т? t| vkr про tcov стоцатсоу, |if| те та e´!5r| %copi
НИКИФОР ХУМН
между 1250 и 1255 — 18 января 1327) — византийский философ, богослов, писатель и государственный деятель. В центре его философских сочинений — выяснение отношения к Платону и Аристотелю с точки зрения христианской догматики. Критиче-скому анализу платоновских диалогов «Тимей» и «Парменид» посвящен трактат «О том, что ни материя не существует прежде тел, ни эйдосы не существуют обособленно, но то и другое выступает в единстве». Однако Никифор Хумн не является и последовательным аристотеликом, в целом он — эклектик, соединяющий платонизм и аристотелизм. В соч. «Опровержение Плотина относительно души» ( 1835.— Plotini opera omnia, ed. F. Creuzer. Oxonii 11 (MPG, v. 140), посвященном критике неоплатонической концепции «предсушествования» души, Никифор выступил как защитник христианского понимания трансцендентальных судеб личности. В то же время этот трактат — проявление серьезного интереса к наследию неоплатонизма. Ряд сочинений посвящен физико-космологической проблематике: «О мироздании и его природе» ( неопубл.), «О воздухе» ( ) и др. Представляет интерес полемика Никифора Хумна с Феодором Метохитом, затрагивавшая широкий круг философских, космологических и эстетико-литературных проблем и обусловленная, по-видимому, политическими разногласиями.
Источник: Новая философская энциклопедия
НИКИФОР ХУМН
????????? ? ???????) (р. между 1250 и 1255 - ум. 18 янв. 1327) - визант. философ, богослов, писатель и гос. деятель. В центре филос. соч. Н. X. стоит выяснение отношения к Платону и Аристотелю с т. зр. христ. догматики. Критич. анализу платоновских диалогов "Тимей" и "Парменид" посвящен трактат Н. X. "О том, что ни материя не существует прежде тел, ни эйдосы не существуют обособленно, но то и другое выступает в единстве"??? ???? ? ??? ??? ??? ???????, ???? ?? ???? ?????, ???´ ???? ?????, в кн.: J. F. Boissonade, Anecdota nova, P., 1844; там же "Письма" - ?????????). Однако ?. ?. не является и последоват. аристотеликом, в целом он - эклектик, соединяющий платонизм и аристотелизм. В своем соч. "Опровержение Плотина относительно души" (??????????? ???? П???????, 1835, в кн.: Plotini opera omnia, ed. F. Creuzer, Oxonii и в кн.: Mignе, PG, v. 140), посвященном критике неоплатонич. концепции "предсуществования" души, Н. X. выступил как защитник христ. понимания трансцендентальных судеб личности. В то же время этот трактат - проявление серьезного интереса к наследию неоплатонизма. Ряд соч. Н. X. посвящен физико-космологич. проблематике: "О мироздании и его природе" (???? ?????? ??? ??? ???´ ????? ??????, неопубл.), "О воздухе" (???? ??? ?????, в кн.: J. F. Boissonade, Anecdota Graeca, v. 3, P., 1831) и др. Представляет интерес полемика ?. ?. с Феодором Метохитом, затрагивавшая широкий круг филос, космологич. и эстетико-литературных проблем, обусловленная, по-видимому, политич. разногласиями. Соч.: ??????????? ???? ???? ????? ??????..., в кн.: Boissonade J. F., Anecdota Graeca..., v. 3, P., 1831. Лит.: Verpeaux J., Niciphore Choumnos. Homme d´?tat et humaniste byzantin (ca 1250/1255-1327), P., 1959 (th?se); Sevcenko I., La vie intellectuelle et politique ? Byzance sous les premiers Paliologues. Etudes sur la polimique entre Thiodore Mitochite et Niciphore Choumnos, Brux., 1962 (Corpus Bruxellense Historiae Byzantinae, Subsidia, 3). С. Аверинцев. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.