НАРОДНОСТЬ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

НАРОДНОСТЬ
общность людей, исторически складывающаяся из племенных союзов.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Народность
тип этноса; исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, выросшая из союза племен и предшествующая образованию нации. Возникновение народностей связано с развитием производительных сил общества, распадом первобытно-общинных отношений, заменой племенных, родственных связей связями территориально-экономическими.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

Народность
Под народностью разумеются все черты, все особенности физические, умственные и нравственные, которыми один народ отличается от другого. Народность, как сознанная самым народом, предполагает значительное образование и умение сообщить ей образованные черты. Народность — не то, что национальность. Национальность (natio) может иметь и что-нибудь иностранное, но усвоенное народом, тогда как народностью устраняется все иностранное, инонародное.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

НАРОДНОСТЬ
общность людей, исторически складывающаяся из племенных союзов (добровольно или в результате завоевания одних племен другими). Возникновение народностей связано с процессом расширения межплеменных хозяйственных и культурных контактов на основе общей территории и языка. Первые народности сформировались в период разложения первобытнообщинных отношений и складывания рабовладельческого общества (древнеегипетская, древнеэллинская и др.). В Европе период завершения формирования народностей совпал с периодом становления феодальных отношений (французская, русская, польская и др.). Процесс складывания народностей способствовал появлению у них единого языка и самосознания, а также упрочению государственности.

Источник: Тематический философский словарь

Народность
по [2] - "одна из форм общности людей, которая исторически следует за родоплеменной общностью и формируется в процессе слияния, консолидации различных племен в условиях смены первобытнообщинного строя частнособственническими отношениями, появления и развития классов. Для народности характерны замена прежних кровнородственных связей территориальной общностью, племенных языков - единым языком наряду с существованием ряда диалектов.
Каждая народность имеет свое собирательное название, внутри нее возникают элементы общей культуры".
Определение достаточно невнятное, но во второй части несколько соответствует тому образу, который позволяет размышлять на "народные темы". Особенно - то место, которое касается общей культуры.
Превращению племени в народность, народности в нацию и народ способствует накопление духовных, материальных и общественных ценностей, а также масштабный и временной факторы.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

НАРОДНОСТЬ
одна из форм общности людей, к-рая исторически следует за родо-племенной общностью и формируется в процессе слияния, консолидации различных племен в условиях смены первобытнообщинного строя частнособственническими отношениями, появления и развития классов. Для Н. характерны замена прежних кровнородственных связей территориальной общностью, племенных языков — единым языком наряду с существованием ряда диалектов. Каждая Н. имеет свое собирательное название, внутри нее возникают элементы общей культуры. Н. типична как для рабовладельческого (древнеегипетская. древнегреч. и др. Н.), так и для феодального строя (древнерус., фр. и др. Н.). С развитием капиталистических отношений возникает новая историческая форма общности людей — нация. Процесс этот сложный и осуществляется в различных формах и разными темпами. К тому же он охватывает не все Н.; нек-рые из них, преимущественно из-за малочисленности, недостаточной развитости, не смогли завершить процесс консолидации в нации. Существующие в социалистическом об-ве Н. органически включаются в общий процесс развития национальных отношений.

Источник: Философский энциклопедический словарь

НАРОДНОСТЬ,
исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономич. и культурная общность людей, предшествующая нации. Начало формирования Н. относится к периоду консолидации племенных союзов; оно выражалось в постепенном смешении племен, замене прежних кровнородств. связей территориальными. Первыми сложились Н. рабовладельч. эпохи (древнеегипетская, древнеэллинская и др.). В Европе процесс образования Н. завершился в основном в период феодализма (древнерус., польск., франц. и др. Н.). В остальных частях света этот процесс продолжался и в последующие эпохи. Н. обычно складывались из неск. племен, близких по своему происхождению и языку (польская - из слав. племен: полян, вислян, мазовшан и др.), или из разноязычных племен, смешавшихся в результате завоевания одних племен другими (французская - из галльских племен, рим. колонистов и герм. племен: франков, вестготов, бургундов и др.). В процессе складывания Н., по мере усиления связей между отд. ее частями, язык одного из этнич. компонентов (более многочисленного или более развитого) превращается в общий язык Н., а остальные племенные языки низводятся до роли диалектов, а иногда совсем исчезают; формируется территориальная, культурная и хоз. общность с общим самоназванием. Становление гос-ва способствовало упрочению Н., но в процессе историч. развития Н. могли не совпадать с гос-вом ни территориально, ни по языку.
С развитием капиталистич. отношений и усилением экономич. и культурных связей Н. превращаются в нации. Н., оказавшиеся разделенными на части гос. границами, могут дать начало неск. нац. образованиям (португальцы и галисийцы, немцы и люксембуржцы и др.), Древнерус. Н. явилась общим корнем рус., укр. и белорус. Н., сложившихся впоследствии в нации. Не менее часты случаи, когда в формировании одной нации участвовали или участвуют неск. Н. В СССР нек-рые Н. (туркменская, киргизская и др.) превратились в нации, минуя капиталистич. стадию развития. Многие Н. (особенно мелкие), отставшие по ряду причин в своем развитии, могут и не превратиться в нации; с течением времени они вступают в тесные связи с другими, более развитыми Н. и нациями, усваивают их культуру и язык и постепенно сливаются с ними.
Распад колон. системы империализма и завоевание мн. странами Азии и Африки гос. независимости ускорили процессы этнич. консолидации и рост нац. самосознания. Из племенных территориальных этнич. групп формируются новые Н. и нации.

Источник: Советский философский словарь

НАРОДНОСТЬ
исторически сложившаяся на базе рабовладельч. и феод. строя языковая, территориальная, экономич. и культурная общность людей, предшествующая нации. Определяющим критерием для различения этнич. общностей является характер экономич. строя. Образование союзов племен, сопровождавшееся усилением межплеменных хозяйств. и культурных связей, военные столкновения, миграции населения, вызванные увеличением его численности, возникновением частной собственности и классов, – все это приводило к постепенному смешению племен, к замене прежних кровнородств. связей территориальными связями и появлению новой формы этнич. общности – Н. Начало формирования Н. относится к периоду консолидации племенных союзов. Первыми сложились Н. рабовладельч. эпохи (древнеегипетская, древнеэллинская и др.). Процесс образования Н. в Европе завершился в основном в период феодализма (древнерус. польская, франц. и др. Н.). В остальных частях света этот процесс продолжался и в последующую эпоху. Н. обычно складывались из неск. племен, близких по своему происхождению и языку (польская – из слав. племен: полян, вислян, мазовшан и др.; немецкая – из герм. племен: швабов, баварцев, алеманов и др.), или из разноязычных племен, смешавшихся в результате завоевания одних племен другими (французская – из галльских племен, римских колонистов и герм. племен: франков, вестготов и бургундов и т.п.). В процессе складывания Н., по мере усиления связей между отд. частями ее, язык одного из этнич. компонентов (более многочисленного или более развитого) превращается в общий язык H., a остальные племенные языки низводятся до роли диалектов, а иногда совсем исчезают; формируется территориальная, культурная и экономич. общность, не имеющая зачастую устойчивого характера. Одним из показателей новой общности является собирательное имя, под к-рым Н. становится известной соседям. Становление гос-ва способствовало упрочению Н., но в процессе историч. развития Н. могли не совпадать с гос-вом ни территориально, ни по языку. На востоке Европы, где создание централизованных гос-в происходило в феод. эпоху, в их состав был включен целый ряд Н.; руководящую роль в этих гос-вах играли наиболее развитые в политич. и эконо-мич. отношении Н. (напр., русская). С развитием капиталистич. отношений усиливаются экономич. и культурные связи, ликвидируется хозяйств. раздробленность данной Н., происходит ее превращение в нацию. Все признаки, характеризующие Н., получают новую качеств. форму. Нации обычно являются дальнейшим этнич. развитием тех или иных Н. и сохраняют их названия, однако территориальные рамки тех и других могут не совпадать. Н., оказавшиеся разрезанными на части гос. границами, могут дать начало неск. нац. образованиям (португальцы и галисийцы, немцы и люксембуржцы и др.). Древнерус. Н. явилась общим корнем рус, укр. и белорус. Н., сложившихся впоследствии в нации; не менее часты случаи, когда в формировании одной нации участвовали или участвуют неск. Н. (так, индонезийская нация формируется из яванцев, сундов, мадурцев и др. Н.). Мн. Н. при капитализме не успели стать нациями; с победой социализма они складываются в социалистич. нации. Процесс превращения Н. в нацию не универсален. Мн. Н. (и особенно мелкие), отставшие по ряду причин в своем развитии, могут и не превратиться в нации. С течением времени они вступают в тесные связи с другими, более развитыми Н. и нациями, утрачивают свои особенности в области культуры и быта, усваивают культуру др. народов, воспринимают их язык и постепенно сливаются с ними. Такие ассимиляционные процессы имеют место во многих районах земного шара. Распад колониальной системы империализма и нац.-освободит. борьба в колониальных и зависимых странах, получение ими гос. независимости, освобождение нац. экономики от иностр. зависимости, рост городов, мероприятия по переводу кочевых племен на оседлость – все это способствует ускорению процессов этнич. консолидации и росту нац. самосознания. Из племенных и локально-территориальных этнич. групп формируются новые Н. и нации. Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1, с. 137–38; Вопросы формирования рус. народности и нации. Сб. ст. под ред. H. M. Дружинина и Л. В. Черепнина, М.–Л., 1958; Сатыбалов ?. ?., Историч. типы общности людей, Л., 1959; Москаленко В. ?., Племя, народность, нация как историч. формы общности людей, М., 1960; Минуя капитализм (О переходе к социализму республик Средней Азии и Казахстана). [Сб. ст. ], М., 1961; Алексеев В., Род, племя, народность, нация (Историч. формы общности людей), М., 1962; Численность и расселение народов мира, под ред. С. И. Брука, в серии: Народы мира. Этнографич. очерки, под общ. ред. С. П. Толстова, М., 1962. С. Брук. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
424.96 кб

«Православие-народность- самодержавие» в историософии ранних славянофилов

Скороходова С.И.
В статье предпринята попытка раскрыть связь между центральным элементом славянофильской триады «православие-народность-самодержавие» православием, с одной стороны, и народностью и самодержавием, с другой.
Читать PDF
188.19 кб

Соотношение принципов личной свободы, народности и соборности в славянофильской социальной философии

Широкова Марина Алексеевна
Статья посвящена выяснению специфики концепции свободы личности в философии классического («раннего») славянофильтва. Автор полемизирует с мнением об отсутствии в славянофильском учении такой ценности, как свобода.
Читать PDF
127.45 кб

«Метафизика народности» Н. Г. Дебольского

Шарова Марина Алексеевна
Анализируется этическая часть философской системы Н.Г. Дебольского -феноменального формализма, в рамках которой мыслитель рассматривал проблемы национально-нравственной философии.
Читать PDF
338.45 кб

К. С. Аксаков о народности искусства: становление концепции

Бондаренко Елена Олеговна, Храмов Валерий Борисович
На базе первоисточников реконструирована и проанализирована концепция народности искусства К.С. Аксакова, осмыслен ее генезис от построений в духе Гегеля до создания оригинального учения.

Похожие термины:

  • НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА

    эстетическая категория, выражающая и обобщающая совокупность многообразных взаимоотношений между искусством и народом, проявляющихся прежде всего в том, что подлинное искусство прямо или косве
  • ПРАВОСЛАВИЕ САМОДЕРЖАВИЕ НАРОДНОСТЬ

    осн. положение теории «официальной народности:», сформулированной в нач. 30-х гг. 19 в. министром народного просвещения России князем С. С. Уваровым. «Офиц. народность» ставила гл. задачей упрочение по
  • Теория официальной народности

    учение, провозглашающее формулу «Православие. Самодержавие. Народность» специфичной для России и обеспечивающей гармоничное единство царской власти и народа.
  • НАРОДНОСТНО-НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ

    один из историч. типов религий. К их числу относятся иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др. Н.-н. р. генетически связаны с родо-племен. религиями, образы и элементы культа к-рых они переработа