ПРАВОСЛАВИЕ САМОДЕРЖАВИЕ НАРОДНОСТЬ
ПРАВОСЛАВИЕ САМОДЕРЖАВИЕ НАРОДНОСТЬ
осн. положение теории «официальной народности:», сформулированной в нач. 30-х гг. 19 в. министром народного просвещения России князем С. С. Уваровым. «Офиц. народность» ставила гл. задачей упрочение позиций самодержавных обществ. порядков, подор ванных восстанием декабристов, освободит, движением крепостных крестьян и революц. событиями в Европе. Видными апологетами теории «офиц. народности» были писатель и историк М. П. Погодин, литературовед С. П. Шевырев, философ и богослов Ф.Ф. Сидонский. В издававшемся Погодиным с 1841 по 1856 журн. «Москвитянин» публиковались философские, богословские, историко-социологич., литературовед., естественно-научн. статьи, порочащие демократии. мысль и благословляющие самодержавно-крепостнич. порядки. В программной статье С П. Шевырева «Взгляд русского на образование Европы» рус. народу приписывались такие особенности, как стойкая верность учению правосл. церкви, полная покорность царю, чувство национальной исключительности. Типичн. представителем рус. души Шевырев объявил гоголевского кучера Селифана - забитого, покорного, бессловесного слугу, готового терпеливо переносить любую несправедливость власть имущих. Определяющей силон государств. развития России представители «офиц. народности» объявили волю монарха, а государств, единства провиденциальную цель. Все это якобы и обусловило особый путь развития рус. истории, принципиально отличный н даже противоположный историч. развитию европ. стран, образовавшихся в процессе кровопролитных войн, территор. захватов, неприкрытого насилия. Рус. народ, по утверждению Погодина, в силу своей природной терпимости не склонен к клас. борьбе, к обострению социальных конфликтов. Охранительная теория «офиц. народности» была подвергнута всесторонней критике рус. революц. демократами. В памфлете «Педант» (1842) Белинский В. Г. показал подлинную сущность православно-монархич. воззрений Шевырева, его искаженных представлений о смирении и покорности рус. людей. Революц. демократы раскрыли реакционность «офиц. народности» в оценке науки, просвещения, литературы, философии и истории.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7