НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

Народность искусства
эстетическая категория, выражающая и обобщающая совокупность многообразных взаимоотношений между искусством и народом, проявляющихся прежде всего в том, что подлинное искусство прямо или косвенно воплощает эстетические идеалы народа, его понимание справедливости и красоты, пафос революционной борьбы народа за свободу и счастье. Н. и. — понятие историческое, его содержание определяется конкретными условиями и этапами развития об-ва, местом и ролью в нем искусства. Народ является, по словам Горького, первым по времени, красоте и гениальности творчества художником, истинным создателем всемирной культуры. Художественное творчество — важная область деятельности трудовых масс. Коллективное творчество народа — основа и постоянный арсенал профессионального искусства, из к-рого черпают темы, идеи, образы лучшие произв. искусства. В отличие от формалистических и натуралистических направлений, реалистическое искусство предполагает народность как свой оси. отличительный признак. Народность в творчестве художника проявляется в том, что оно впитывает в себя мудрость народа, отражая его борьбу за освобождение. Все великие художники принадлежат народу, т. к. своим творчеством, подчас этого не сознавая, помогают народным массам в их борьбе. «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно... массам и любимо ими»; это положение Ленина является одним из основополагающих принципов социалистического искусства. Тезис марксистско-ленинской эстетики о единстве народности и партийности искусства получил глубокое и всестороннее освещение в выступлениях Н. С. Хрущева на встречах с деятелями советского искусства в декабре 1962 и марте 1963. На июньском (1963) Пленуме ЦК КПСС еще раз было подчеркнуто, что советское искусство создается для народа. Оно должно поднимать, воодушевлять, вдохновлять миллионы людей на строительство нового об-ва, объединяя волю и разум масс.

Источник: Философский словарь. 1963

НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА
категория эстетики, выражающая совокупность взаимоотношений худож. творчества и народа. Проблема Н. и. имеет ряд аспектов, гл. из к-рых следующие: народ как субъект и объект иск-ва; глубина и адекватность отражения интересов народа в иск-ве; социальная и эстетическая доступность иск-ва широким народным массам. Народ является создателем, носителем, хранителем языка и культуры, в поле к-рых только и могут осуществляться худож. процесс, его социальные результаты. Именно народ вырабатывает в своей практике и хранит в исторической памяти социально-эстетические предпосылки иск-ва, благодаря чему условность худож. образов, изобразительно-выразительные средства оказываются всеобще значимыми и понятными для представителей разных эпох и этносов. Народная сущность иск-ва прямо проявляется на мифологическом уровне его развития (Мифология, миф), а также в более поздних его фольклорных формах, повествующих о народе с т. зр. народа и создающихся народом для народа. Не случайно просветители (Вико, Гердер, Гумбольдт и др.), одними из первых начавшие теоретическую разработку категории Н. и., верно подчеркивали связь профессионального искусства с народным мышлением, фольклором, из арсенала к-рого художники-профессионалы черпают свою образную систему. Однако Н. и.— категория конкретно-историческая, ее содержание социально-исторически обусловлено. Порой в истории эстетики смысл Н. и, трактовался весьма примитивно, когда «народное» сводилось к «простонародному». Неоправданность, порочность такого понимания Н. и. показали представители рус. революционно-демократической эстетики, связавшие категорию «Н. и.» с отражением в иск-ве существенных сторон жизни народа, с борьбой за его интересы и придавшие тем самым этой категории социальную определенность. Иными словами, не в предмете изображения заключен осн. критерий Н. и. Чтобы обладать качеством народности, иск-во совсем необязательно должно, по мысли Белинского, делать предметом своего изображения «мужиков и баб, бородатых купцов и мещан», воспевать армяки и сарафаны. Важно иное — чтобы интересы народа определяли жизненную и творческую позицию художника, его эстетические взгляды, чтобы художник, как точно заметил Добролюбов, умел прочувствовать все тем простым чувством, каким обладает народ. Поскольку народ предстает и как осн. адресат, потребитель (реципиент) произв. иск-ва, непременным условием Н. и. является его доступность народным массам, предполагающая, однако, не упрощение образной системы худож. произв., а ее соответствие строю народного мышления. Идея Н, и, противостоит сословной замкнутости, элитарности иск-ва (Элитарное искусство). Раздвоение в буржуазном об-ве худож. творчества на элитарное и массовое (Массовая культура) — одно из проявлений искажения народной сущности иск-ва. Буржуазное иск-во для масс становится все более псевдонародным, предлагая по большей части упрощенные, вульгаризированные эрзац-произв. Иной характер должно носить иск-во в социалистическом об-ве. Воплощая в жизнь мысли Ленина о том, что иск-во «должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс», что «оно должно быть понято этими массами и любимо ими», «должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их», социалистическое об-во стремится создать необходимые условия для широкого приобщения народа к высоким достижениям культуры и иск-ва, способствует преодолению раздвоения худож. деятельности на элитарную и массовую. Воедино слитая с партийностью искусства, Н. и. становится неотъемлемым принципом социалистического иск-ва. При этом об-во видит призвание художника не в том, чтобы идти за аудиторией, всегда и во всем подстраиваясь к ней, а в том, чтобы быть впереди, поднимая худож. восприятие публика на новый уровень, воспитывая у народа высокие эстетические вкусы.

Источник: Эстетика: Словарь

НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА,
одно из осн. понятий марксистско-ленинской эстетики, означающее связь иск-ва с народом, обусловленность художеств. явлений жизнью, борьбой, идеями, чувствами и стремлениями трудящихся, выражение в иск-ве идеалов, интересов и психологии нар. масс.
В процессе историч. развития Н. и. приобретала различные формы. Художеств, творчество в первобытнообщинном строе еще не обособилось в самостоят. сферу деятельности и, будучи непосредственно «вплетено» в социальную практику коллектива, обслуживало всю массу общества. Эта первоначальная примитивная форма Н. и. выступает как исходный пункт развития т. н. нар. творчества - иск-ва, непосредственно создаваемого трудящимися в условиях классовых обществ. С развитием разделения труда и постепенным обособлением проф. иск-ва как особой формы духовной культуры - процессом, к-рый окончательно завершается только в эпоху капитализма, формируются новые формы Н. и. На исходе эпохи Возрождения нар. творчество впервые отчетливо расходится с «ученым» иск-вом, ориентирующимся на «образованную» верхушку общества, но концентрирующим в себе осн. потенции эстетического прогресса. Осмысление этого процесса привело к возникновению теории Н. и. в эпоху Просвещения.
Просветители указали на связь «ученого» иск-ва с нар. мышлением, с образным и метафорич. характером нар. языка, с нар. эпосом и мифологией (Вико, Гердер, Гумбольдт и др.). Центр. место занимает идея Н. и. в эстетике романтизма, где она органически связывается с проблемой национальности в художеств. творчестве. Однако большинство представителей романтич. школы подчеркивало преим. патриархальный характер нар. иск-ва, противопоставляло его как нечто бессознательное и естественное проф. иск-ву как искусственному и индивидуалистическому.
Наиболее глубоко в домарксистской эстетике теория Н. и. была разработана рус. революц. демократами, особенно Белинским и Добролюбовым. Подвергнув критике романтическипатриархальное понимание Н. и. славянофилами, они сумели связать идею Н. и. не только с жизнью и интересами масс, но и с освободит. борьбой трудящихся. В просвещении и раскрепощении народа они видели условие освоения художественных достижений широкими массами, преодоления той ограниченности распространения профессионального иск-ва только в среде «образованных классов», к-рая заставила Толстого подвергнуть острой критике отрыв иск-ва от народа.
Анализ и критика противоречий капиталистич. цивилизации стали исходным пунктом марксистского понимания Н. и. К. Маркс и Ф. Энгельс не только глубоко охарактеризовали нар. основы ряда художеств. явлений (антич. художеств. мифологии, ср.-век. нар. поэзии, Шекспира), но и раскрыли причины обездоленности нар. масс в сфере иск-ва в бурж. обществе, показали, что путем к преодолению этих антагонизмов является социалистич. революция.
Теория Н. и. была поднята на высшую ступень В. И. Лениным. На основе опыта социалистич. революции и начального этапа строительства социалистич. культуры в СССР Ленин раскрыл диалектику превращения иск-ва в общенар. достояние как один из центр. моментов культурной революции. Он подчеркнул, что лишь в условиях социализма, ликвидирующего антагонистический разрыв между художественной культурой и миллионами трудящихся, совершается процесс возвращения художественных ценностей народу. Н. и. для Ленина - решающий критерий оценки во всех вопросах как эстетической теории, так и художеств. политики.
Бурж. эстетика оказалась неспособной указать пути преодоления противоречий эстетич. сознания, порожденных антагонизмами классового общества. Эти противоречия практически разрешаются в ходе строительства социалистич. культуры, руководствующегося, в частности, мыслью Ленина о том, что «искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их»

Источник: Советский философский словарь

НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА
одно из осн. понятий марксистско-ленинской эстетики, означающее связь иск-ва с народом, обусловленность художеств. явлений жизнью, борьбой, идеями, чувствами и стремлениями трудящихся, выражение в иск-ве идеалов и интересов нар. масс. В условиях социализма Н. и. выступает как тесная связь художеств. культуры с широчайшими массами трудящихся, идейной основой к-рой являются коммунистич. партийность, идеалы коммунизма. В процессе историч. развития Н. и. приобретала различные формы. Искусство первобытнообщинного строя создается самими трудящимися, обслуживает всю массу общества, будучи непосредственно "вплетено" в социальную практику коллектива. Эта первоначальная примитивная форма Н. и. выступает как исходный пункт развития т.н. "народного творчества" – иск-ва, непосредственно создаваемого трудящимися в условиях классовых эксплуататорских обществ. В условиях развития разделения труда и материальной и духовной экспроприации трудящихся, постепенного отделения от нар. творчества профессионального иск-ва – процесса, к-рый окончательно завершается только в эпоху капитализма, формируются новые формы народности художеств. культуры. В античном обществе на почве рабовладельч. демократии расцветает иск-во, народность к-рого заключается в выражении идеалов и интересов коллектива свободных граждан классич. полиса. При этом производит. класс – рабы – остается практически за пределами развития эстетич. сознания общества. Рабы лишь обеспечивают это развитие, создавая для него необходимые материальные предпосылки. художеств. идеология ср.-век. феод. общества, особенно на ранних стадиях, вбирает в себя эстетич. сознание крестьянской общины, а позднее и трудящихся города. В этом основа народности ср.-век. иск-ва, к-рое даже в условиях подчинения религии и церкви было тысячью нитей связано с укладом жизни и образом мышления трудящихся. Новая пора наступает с эпохи Возрождения. Иск-во здесь получает возможность освободиться от примитивности и патриархальности средневековья на основе широкого развития историч. самодеятельности масс. Но вместе с тем здесь назревает и новое противоречие. На исходе этой эпохи нар. творчество впервые резко расходится с профессиональным иск-вом, отныне концентрирующим в себе осн. потенции эстетич. прогресса общества. Вследствие задавленности нар. масс профессиональное иск-во становится все менее доступным народу. Отсюда нередко рождается протест против художеств. завоеваний своего времени (Савонарола, Карлштадт, нидерландские "иконоборцы"). Однако на протяжении всей последующей истории нар. творчество, непосредственно выражающее идеалы трудящихся масс, их эстетич. вкусы, составляет важнейший пласт художеств. культуры, из к-рого нередко черпает и профессион. искусство. Вместе с тем формируются направления в иск-ве, к-рые, не будучи прямым выражением эстетич. сознания трудящихся, отражают борьбу за интересы народа, объективно выступают как форма идеологии трудящихся классов. Наиболее яркие примеры передового художеств. сознания, отражающего "рассудок" нар. масс, дает эпоха демократич. освободит. движения. Здесь Н. и. проявляется в том, что иск-во выражает идеалы и связанные с ними действительные интересы трудящихся, а не уровень их массового сознания. Таково иск-во Лессинга и Гойи, Бернса и Шелли, Бетховена и Гейне, Гюго и Домье, Некрасова, Толстого, Репина и Мусоргского. Н. и. проявляется и в творчестве таких художников, к-рые сами не являются идеологами трудящихся масс, но к-рые благодаря глубине и правдивости своего творчества сумели отразить существеннейшие стороны жизни и потребности своего народа, почувствовать величие его историч. творчества. В этом раскрывается внутр. единство Н. и. и реализма, что отчетливо может быть прослежено у таких великих нац. поэтов, без к-рых немыслимо представить себе обществ. самосознание отд. наций: у итальянцев – Данте, у англичан – Шекспир, у немцев – Гете, у русских – Пушкин. Демократич. движения эпохи бурж. революций дают возможность впервые осмыслить нар. характер иск-ва, его связь с жизнью народа, с характером каждой нации, с борьбой, к-рую массы ведут за свободу. Основные теории Н. и. возникают в эстетике Просвещения. Просветители указывали на связь профессионального иск-ва с народным мышлением, с образным и метафорич. характером нар. языка, с нар. эпосом и мифологией (Вико, Гердер, В. Гумбольдт и др.). Особенное внимание идее Н. и. уделяется в эстетике романтизма, где Н. и. органически связывается с проблемой национальности в художеств. творчестве. Однако представители романтич. школы (Ваккенродер, Арним, Брентано – в Германии, Шевырев – в России) подчеркивали гл. обр. исконный, патриархальный характер Н. и., противопоставляли Н. и. как нечто бессознательное и естественное профессиональному иск-ву как искусственному и индивидуалистическому. Более глубокое понимание народности в иск-ве высказали писатели-реалисты Пушкин, Гоголь, В. Гюго, Стендаль, к-рые видели основу Н. и. в нар. жизни, в "духе" народа, где преломляется историч. опыт данной нации. Наиболее всесторонне и глубоко в домарксистской эстетике теория Н. и. была разработана у рус. революц. демократов, особенно у Белинского и Добролюбова. На основе критики романтически-патриархального понимания Н. и. славянофилами они сумели связать идею Н. и. не только с жизнью и интересами масс, но и с освободит. борьбой трудящихся. Резюмируя понимание Белинским Н. и., Чернышевский писал: " ...В сущности, о ней нечего и заботиться народу, имеющему нравственные силы. Она так же неотъемлема и несокрушима, как физиологические особенности народа, потому что и сама, подобно им, врождена от природы. Мнимая борьба человеческого с национальным, ... в сущности, есть только борьба нового со старым, современного с отжившим" (Полн. собр. соч., т. 3, 1947, с. 291). По мысли Добролюбова, истинный поэт должен быть по-настоящему народен, а для этого "...надо проникнуться народным духом, прожить его жизнью, стать вровень с ним, отбросить все предрассудки сословий, книжного учения и пр., прочувствовать все тем простым чувством, каким обладает народ..." (Избр. филос. произв., т. 1, 1948, с. 169). Вместе с тем демократы были далеки от сентиментальной идеализации народа, в просвещении и раскрепощении к-рого они видели условие распространения художеств. достижений в широких массах, преодоление той ограниченности распространения профессионального иск-ва только "образованными классами", к-рое заставило Л. Толстого дать острую критику отрыва иск-ва от народа. Анализ и критика противоречий капиталистич. цивилизации стали исходным пунктом марксистского понимания Н. и. Маркс и Энгельс не только глубоко охарактеризовали нар. основы ряда художеств. явлений (антич. художеств. мифологии, ср.-век. нар. поэзии, Шекспира), но и раскрыли причины художеств. ограбления нар. масс в бурж. обществе, показали, что пути к преодолению этих антагонизмов лежат в социалистич. революции. Подвергнув критике вульгарное понимание связи иск-ва с интересами "низших классов" (критика романа Э. Сю "Парижские тайны", поэзии "истинного социализма" и т.д.), Маркс и Энгельс показали, что в основе подлинной Н. и. лежит объективное, глубоко правдивое художеств. освоение действительности, соответствие эстетических идеалов реальному содержанию исторического развития Н. и. Если бурж. социология усматривает народность только в тех художеств. явлениях, к-рые являются эстетич. "эквивалентом" определ. состояния народа, то Маркс и Энгельс всегда подчеркивали значение реалистич. иск-ва как орудия пробуждения и революционизирования нар. сознания. Теория Н. и. была поднята на высшую ступень В. И. Лениным. На основе опыта социалистич. революции и начального этапа строительства социалистич. культуры в СССР Ленин раскрыл диалектику превращения иск-ва в общенародное достояние как один из центр. моментов культурной революции. Он подчеркнул, что лишь в условиях социализма, ликвидирующего антагонизм художеств. культуры и миллионов трудящихся, совершается процесс возвращения художеств. ценностей народу. Говоря о Л. Толстом, Ленин указывал, что "Толстой-художник известен ничтожному меньшинству даже в России. Чтобы сделать его великие произведения действительно достоянием в с е х, ...нужен социалистический переворот" (Соч., т. 16, с. 293). В социалистич. гос-ве иск-во становится орудием воспитания миллионов, мощным средством формирования коммунистич. сознания. Н. и. для Ленина – решающий критерий оценки во всех вопросах как эстетич. теории, так и художеств. политики. Ленин был непримирим к любым тенденциям, мешающим иск-ву обрести всю полноту народности, в частности ко всяким проявлениям субъективизма и формализма. Не случайно бурж. эстетика 20 в., обосновывая история. право на существование модернистских течений в иск-ве, развивает теории антинародности всякого якобы "прогрессивного" художеств. движения. Народ для этих реакц. апологетов отрыва иск-ва от масс – сила косная, неспособная понять аристократия, дух элиты с ее "высоким" художеств. вкусом. Модернизм развертывает борьбу не только против демократического народного содержания иск-ва, но и против демократической доступности формы, ставшей в 19 веке одним из программных требований Н. и. Характерным представителем подобных концепций был Ф. Ницше. Извечную отсталость массового эстетич. сознания проповедовали в 1910-х гг. Бердяев, в 1920-х – X. Ортега-и-Гасет, апологет "элитарности" модернизма, в 1930-х – Т. Элиот, в 1950-х гг. – A. Мальро. Бурж. реакц. эстетика оказалась неспособной указать пути преодоления противоречий массового эстетич. сознания, с одной стороны, и лишенного народной почвы модернистского иск-ва, с другой. Эти противоречия решаются в ходе строительства социалистич. культуры, иск-ва социалистич. реализма, одной из основ которого является мысль B. И. Ленина о том, что "искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их" (цит. по кн.: Цеткин К., Воспоминания о Ленине, М., 1959, с. 11). Уже в передовом сов. иск-ве складываются черты, предвосхищающие его всенародность, к-рую классики марксизма-ленинизма считали важнейшей особенностью коммунистич. культуры. Коммунистич. идеалы становятся основой истинно последовательной Н. и. в методе социалистического реализма. Пути утверждения Н. и. в условиях развернутой подготовки перехода к коммунизму теоретически глубоко разрабатываются в документах партии, в решениях XX и XXII съездов, в Программе КПСС. В них подчеркивается неразрывное единство коммунистич. партийности и Н. и., указывается на необходимость непримиримой борьбы с буржуазной художественной идеологией, в корне противоречащей интересам и идеологии народных масс, строящих коммунизм. Лит.: В. И. Ленин о литературе и искусстве, 2 изд., М., 1960; Добролюбов ?. ?., О степени участия народности в развитии русской литературы, Собр. соч. в трех томах, т. 1, М., 1950; Горький об иск-ве, М.–Л., 1940; Ванслов В. В., Народность иск-ва, в кн.: Вопросы марксистско-ленинской эстетики, М., 1956; Heедлы Зд., За народную и национальную культуру. Статьи об иск-ве, Л.–М., 1960, с. 487–502; Служение народу – высокое призвание советского художника, в кн.: Художник и современность. Ежегодник Академии художеств СССР, М., 1961; Ильичев Л. ?., Иск-во принадлежит народу, М., 1963; Siegmund-Schultze W., ?ber den Begriff der Volkst?mlichkeit in der Kunst, Halle, 1960 (Diss.). Г. Недошивин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
98.69 кб

Русская культура и принцип народности искусства

Маслин М.А.
Читать PDF
338.45 кб

К. С. Аксаков о народности искусства: становление концепции

Бондаренко Елена Олеговна, Храмов Валерий Борисович
На базе первоисточников реконструирована и проанализирована концепция народности искусства К.С. Аксакова, осмыслен ее генезис от построений в духе Гегеля до создания оригинального учения.