МОДЕРНИЗМ

Найдено 25 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Модернизм
общее направление искусства и литературы, характеризующееся разрывом с традициями реализма.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

МОДЕРНИЗМ
философская, мировоззренческая, научная и художественная практика, основанная на ключевых принципах модерна (см.). М. может рассматриваться как идеология модерна.

Источник: Философский глоссарий

Модернизм
направление в искусстве и литературе 20 века, характеризующееся: разрывом с историческим опытом художественного творчества; стремлением утвердить новые начала искусства; условностью стиля; непрерывным обновлением художественных форм.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

МОДЕРНИЗМ
(от франц. moderne — современный, новый) — общее название разных направлений в искусстве кон. XIX — нач. XX вв. (экспрессионизм, кубизм, конструктивизм и т.д.), провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

МОДЕРНИЗМ
направление в искусстве конца XIX – первой половине XX вв., противопоставляющее себя искусству прошлых веков, классическому европейскому искусству. Направление объединяло множество своеобразных идейно-художественных систем (абстракционизм, кубизм, сюрреализм и т.д.), отошедших от традиций «внешнего подобия», то есть от изображения окружающего мира в формах этого мира.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

МОДЕРНИЗМ
относящиеся примерно к нач. 20 в. попытки католич. ученых прийти к соглашению между учением о вере и требованиями современной жизни; церковь отвергала такой модернизм. В истории философии "модернистским движением" называют виталистический иррационализм, основой которого является прагматизм и который уходит корнями к соч. Уильяма Джемса, Ф. К. С. Шиллера и Анри Бергсона.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Модернизм
фр. modernisme) – 1) общее название направлений в искусстве и литературе XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики, опора на условность стиля, поиск новых эстетических принципов, разрыв с реализмом; 2) одна из форм приспособления религии к новым условиям ее существования; модернизм пересматривает устаревшие традиционные религиозные представления и понятия, вступившие в очевидное противоречие с новыми научными представлениями верующих, с их изменившимся сознанием.  

Источник: Словарь по культурологии

МОДЕРНИЗМ
(Modernismus) — относящиеся примерно к 1900 стремления, попытки католических ученых прийти к соглашению между учением о вере и требованиями современной жизни; церковь отвергала этот модернизм. В истории философии «модернистским движением» называют виталистический иррационализм, основой которого является прагматизм и который уходит корнями к сочинениям Уильяма Джеймса, Ф. К. С. Шиллера и Анри Бергсона. В переносном смысле термин применяется и для характеристики течений современного искусства.
Mausbach. Der Eid wider den M. und die kathol. Wiss., 1911 ; M. J. Lagrange. Loisy et le M., Juvisy, 1932; G. Martini. Cattolicesimo e storicismo. Napoli, 1951; R. Schaeffler. Der M.-Streit als Herausforderung an das philos.-theolog. Gespräch heute, in: Theolog. Philos., 55 (1980).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

МОДЕРНИЗМ
франц. - новейший, современный) - обобщающее наименование ряда художественных течений, характеризующихся разрывом с традициями реализма (фовизм, кубизм, футуризм, акмеизм и т.д.), поиском новых форм и средств выражения.
Большинство современных исследователей рассматривает модернизм как направление в литературе и искусстве рубежа XIX - ХХ веков.
При этом нереалистические тенденции в художественной культуре, поиск новых выразительных приемов в последующий период означают термином "авангард".
Однако некоторые авторы соотносят понятие модернизм с художественной культурой всего ХХ века, отмечая преимущественное развитие традиций модернизма в архитектуре и музыке.

Источник: История и теория культуры

МОДЕРНИЗМ
(фр. modernisme — новейший, современный) — направление в изобразительном искве, прикладном иск-ве и архитектуре конца XIX — начала XX вв., противопоставляющее себя иск-ву прошлого. Худ.-эстет. система, сложившаяся в 1920-е гг., объединяющая мн-во худ. направлений (кубизм, футуризм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм, абстракционизм и др.), отошедших от традиций внешн. подобия и утверждающих новый подход к изображению соц. бытия. М. открыл и освоил мн. новые худ. средства (поток сознания, коллаж, ассоциативный монтаж и др.), оказавшие существенное влияние на последующее развитие эстетики. Большое влияние на практику М. оказали идеи иррационалистич. волюнтаризма А.Шопенгауэра и Ф.Ницше, учение об интуиции А.Бергсона и Н.Лосского, психоанализ З.Фрейда и К.Г.Юнга, экзистенциализм М.Хайдеггера, Ж.-П.Сартра и А.Камю, соц. теории Франкфуртской шк. Т.Адорно и Г.Маркузе. М.М.Новикова

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Модернизм
(лат. moderne – современный) – направление в европейской культуре и искусстве XIX в., противопоставлявшееся позитивистскому реализму и натурализму. Основанием возникновения модернизма был кризис культуры, морали (что нашло выражение в декадентстве), утрата веры в незыблемые системы ценностей, трактовка искусства как единственной аутентичной и не затронутой угрозами ценности (лозунг «Искусство для искусства»), а также решительное осуждение мещанского быта (богема, «цыганское» искусство и пр.). Эти чувства хорошо понимали А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, которые создали теоретическую базу модернизма. Деятели литературы и искусства искали в модернизме новые формы для передачи художественного образа (импрессия, ассоциативное), состояний души, Монадология мистического восприятия мира, гаммы иррациональных, чувственных и эмоциональных впечатлений. Появились такие течения в искусстве, как импрессионизм, неоромантизм, символизм и пр. Модернизм рассматривают также как направление в католицизме, стремившееся к обновлению вероучения, к «согласованию» его с современным научным познанием и его результатами.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

МОДЕРНИЗМ

- понятие, использующееся в науке (наиболее активно его применяли в советской эстетике и искусствознании) для обозначения всего комплекса авангардных явлений с позиции их предвзятой негативной оценки. В основном - это позиция консервативной линии в традиц. культуре по отношению ко всему новаторскому; в советской науке она, в первую очередь, определялась партийно-классовыми идеол. установками. Авангард, обозначенный как М., является объектом не столько научного анализа, сколько всеобъемлющей, часто огульной критики. Критиковали М. за отход от традиц. (в рамках традиции 19 в., прежде всего) культуры - за антиреализм, эстетство, отход от социально-политич. ангажированности, за смыкание с мистикой, абсолютизацию художественно-выразит. средств, апелляцию к иррац. сфере, алогизм, абсурдность и парадоксальность, пессимизм и апокалиптику, формализм, стирание грани между искусством и жизнью и т. п. Отсюда и термин зап. науки "Postmoderne" (=Transavangarde), обозначающий комплекс процессов в худож. культуре последней трети нашего столетия, явившихся своего рода реакцией на авангард, в отеч. науке был переведен как постмодернизм, т.е. термин, имеющий заведомо оценочно-негативную окраску, к-рой нет в соответствующих терминах зап. языков.
Лит.: Модернизм: Анализ и критика основ, направлений. М., 1980;1987.
В. В. Бычков

Источник: Культурология. XX век. Энциклопедия

модернизм
одно из главных направлений в европейской культуре сер. ХIХ – нач. ХХ вв., последняя по времени монологичная культурноисторическая эпоха с отчетливо выраженной системой иерархическиценностных установок, проявляющейся во всех сторонах человеческой деятельности. Абстракционизм – модернистское течение в искусстве 20 века, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Авангардизм – совокупность экспериментальных, модернистских, подчеркнуто необычных, поисковых начинаний в искусстве 20 века. Поп-арт – направление в изобразительном авангардистском искусстве 1950-1960-х годов, "раскрывающее эстетические ценности" образцов массовой продукции. Образ, заимствованный в массовой культуре, помещается в иной контекст: изменяются масштаб и материал; обнажается прием или технический метод; выявляются информационные помехи и др. Сюрреализм – направление в литературе и искусстве 20 века, сложившееся в 1920-х годах. Общими особенностями искусства сюрреализма являются: фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость и изменчивость образов (С.Дали, Р.Магрит). Кубизм – авангардистское направление в изобразительном искусстве первой четверти 20 века, представители которого изображают предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объемов: куба, шара, цилиндра, конуса (П.Пикассо, Барк).

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

МОДЕРНИЗМ

(от лат. modernus - новый, современный) - течение католической мысли начала ХХ в., предпринявшее попытку примирить вероучение и современную ему мысль. Его теологические итоги получили резкую оценку "компендиума всех ересей" (Папа Пий Х). Основные представители: Л.Лабертонье, Л.Луази, Э.Ле-Руа, Дж.Тиррел и др. Католическую Церковь они любили, считали ее местом жизни по истине. Основные идеи: "Евангелие вошло в мир не как законченная абсолютная доктрина, а как живая вера, конкретная и многогранная" (А.Луази). Истина не входит в душу человека сразу в готовом виде, а медленно созидается в нас. Дух всегда в движении и наше понимание истины меняется вместе с нами. Она всегда неполно выражается, а значит допустимо говорить о догматическом развитии вероучения. Л.Лабертонье противопоставлял отвлеченное понимание Бога в античной философии и рационалистической католической теологии живому Богу христианского реализма, Богу, активно входящему в жизнь человеческого духа. Религиозные истины бесполезны, когда они не приносят плодов в жизни христианина. Напр., истина о грехопадении Адама - не информация о давно минувшем, а то, что есть в нас самих, в обществе, в истории. Истина о Воплощении Христовом должна восприниматься сердцем как спасительная для каждого человека и всего мира. Это означает, что в естественный порядок бытия проникает благодать, которая становится его внутренней жизнью, процессом, - здесь Лабертонье разошелся с томизмом. Проникнуть в такой внутренний процесс можно интуитивно, а не рационально, и при условии нравственного действия, где и открывается, считал Э.Ле-Руа, Бог: "Утверждение Бога есть утверждение реальности морали - первичной, независимой и не сводимой ни к чему в нашем мире реальности". Верить в Бога - значит жить нравственно, настаивал он, а догматы следует понимать как символы того, что таится в глубине морали. Моралистическая тенденция примечательна для этого течения.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Модернизм
фр. modernisme) понятие, которое используется для обозначения всего комплекса авангардных направлений искусства и литературы конца Х1Х – ХХ вв. Основные черты модернизма – антиреализм, мистицизм, абсурдность, парадоксальность, апокалиптизм и др. Основные направления – кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, абстракционизм, экспрессионизм и др. 1) общее название направлений в искусстве и литературе XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики, опора на условность стиля, поиск новых эстетических принципов, разрыв с реализмом; 2) одна из форм приспособления религии к новым условиям ее существования; модернизм пересматривает устаревшие традиционные религиозные представления и понятия, вступившие в очевидное противоречие с новыми научными представлениями верующих, с их изменившимся сознанием. ............ ? понятие, использующееся в науке (наиболее активно его применяли в советской эстетике и искусствознании) для обозначения всего комплекса Авангардных явлений с позиции их предвзятой негативной оценки. В основном — это позиция консервативной линии в традиц. культуре по отношению ко всему новаторскому; в советской науке она, в первую очередь, определялась партийно-классовыми идеол. установками. Авангард, обозначенный как М., является объектом не столько научного анализа, сколько всеобъемлющей, часто огульной критики. Критиковали М. за отход от традиц. (в рамках традиции 19 в., прежде всего) культуры — за антиреализм, эстетство, отход от социально-политич. ангажированности, за смыкание с мистикой, абсолютизацию художественно-выразит. средств, апелляцию к иррац. сфере, алогизм, абсурдность и парадоксальность, пессимизм и апокалиптику, формализм, стирание грани между искусством и жизнью и т. п. Отсюда и термин зап. науки “Postmoderne” (=Transavangarde), обозначающий комплекс процессов в худож. культуре последней трети нашего столетия, явившихся своего рода реакцией на авангард, в отеч. науке был переведен как постмодернизм, т.е. термин, имеющий заведомо оценочно-негативную окраску, к-рой нет в соответствующих терминах зап. языков. Лит.: Модернизм: Анализ и критика основ. направлений. М., 1980; 1987. В. В. Бычков. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

МОДЕРНИЗМ
либерализм (от франц. modern - современный, лат. liberalis - относящийся к свободе, допускающий свободу) - направление в протестантском и католич. богословии, ставящее целью приспособление религ. вероучения к достижениям совр. науки, к знаниям и идеям, к-рые стали достоянием широких масс. М. вызван стремлением религ. идеологов укрепить позиции религии, ощутимо подорванные наукой XIX—XX вв., прогрессом естествознания, успехами библ. критики, сравнит. изучения религий и пр. Ради сохранения осн. догм христ. вероучения, а главное - ради сохранения самой религ. веры, М. проявил готовность критически относиться к Библии и догматам, отвергая представление об их непогрешимости, допускать применение принципа эволюции к самой религии, рассматривая «откровение» как продолжающийся процесс, ставить под сомнение не только божественность, но и историчность Христа, а вместе с тем и учение об «искуплении». Наука истолковывается М. как часть религии, как средство, к-рым пользуется «человеч. дух» для «приближения к богу». Для модернистов характерны пантеистич. тенденции, В социальной области М. выступает в облике «социального евангелия» и «христ. социализма».
Следует отметить, что М. никогда не составлял ск.-н. единой «школы», в нем много течений. Католич. М. появился во второй пол. XIX в. в Италии, затем во Франции, Австрии, Бельгии, Англии. Расцвет католич. М. приходится на конец XIX - нач. XX в., когда в Италии с идеями М. выступили Р. Мурри и А. Фогаццаро, во Франции - Э. Леруа, Л. Дюшен, А. Луази, М. Блондель, Э. Миньо, в Англии - Ф. фон Хюгель, ирл. иезуит Дж. Тиррелл, в Германии - Г. Шелль и др. Католич. модернисты испытали сильное влияние со стороны иррационалистич. философии А. Бергсона, У. Джемса и др. Католич. церковь в лице Ватикана решительно отвергла попытку модернизировать христ. учение, опасаясь, что его пересмотр может не укрепить, а наоборот, еще больше подорвать позиции религии и церкви. Папа Пий X проклял М. как «синтез всех ересей», осудив его в 1907 вторым Силлабусом (спец. декретом Конгрегации свягц. канцелярии «LamentabiН», в к-ром перечислены 65 модернистских «заблуждений») и энцикликой «Pascendi». Модернисты из числа духовенства были отлучены от церкви. В 1910 папская курия предписала брать антимодернистскую клятву у всех подозреваемых в «заблуждениях» католич. священнослужителей. Сочинения модернистов были включены в Индекс запрещенных книг. Однако в католицизме по-прежнему существуют группы, добивающиеся приспособления учения и практики церкви к новым условиям.
Ватикан, особенно в последнее время, вынужден идти навстречу таким требованиям, чтобы не лишиться влияния на массы верующих. Это наглядно проявилось в работе II Ватиканского вселенского собора. Протестантский М. складывался в Германии, где испытал значит. воздействие нем. идеализма, а также в Англии и США, где он развивался в связи с влиянием идеи унитариев. Все видные лютеранские и реформатские теологи второй пол. XIX в. - А. Ритчль, Э. Трельч, А. Гарнак и др. - были в той или иной степени модернистами. Д. Штраус в своей последней работе «Старая и новая вера» (1872) отверг учение о троице и божественности Христа.
В англиканстве основоположником М. был кембр. проф. Ф. Хорт, видными представителями - У. Индж, еп. Э. У. Барнс. В 1898 в англиканстве был создан Модернистский союз священников, издававший журн. «Либеральный священник» (1904 - 1908) и «Модернистский священник» (1911—1956). В США возникновение М. было связано гл. о. с унитаризмом. В числе америк. модернистов XX в. - философы и теологи Г. Уимен, Д. Макинтош, Дж. Будин, Э. Брайтмэн, У. Хоккинг. Как модернисты выступили также баптист У. Кларк, конгрегационалист Г. Кинг, квакер Р. Джонс, баптист Г. Фосдик и др. Как и в католицизме, модернистские попытки примирить религию с наукой в протестантизме вызвали возражения в среде самих религ. идеологов. Протестантский М. не мог быть уничтожен решением к.-л. органа за отсутствием такового в протестантизме. Но он нашел сильных противников в течениях фундаментализма и диалектич. теологии, требующих держаться ортодоксии в религ. учении. Православие, считающее важнейшим способом сохранения влияния среди ворующих традиционализм и внешнюю обрядовость, менее др. христ. вероисповеданий подверглось модернистским веяниям. Модернистские течения с теми же целями - приспособления религии к условиям современности для упрочения позиций религии - возникли во второй пол. XIX в. также в иудаизме и в исламе.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

МОДЕРНИЗМ
неклассический тип философствования, радикально дистанцированный от классического интеллектуальным допущением возможности плюрального моделирования миров и - соответственно - идеей онтологического плюрализма. Таким образом, проблема природы "вещи-в-себе" выступает в М. псевдопроблемой, что задает в культуре западного образца вектор последовательного отказа от презумпций метафизики (см. Метафизика, Постметафизическое мышление). К предпосылкам формирования идей М. может быть отнесено: 1) конституирование комплекса идей о самодостаточности человеческого разума (элиминация из структур соответствующих философских рассуждений трансцендентно-божественного разума как основания разума в его человеческой артикуляции); 2) складывание комплекса представлений о креативной природе Разума, с одной стороны, и о его исторической ограниченности - с другой; (Идея абсолютности, универсальности и тотальности Разума была поставлена под сомнение еще Кантом, выдвинувшим стратегию "критики" различных - "чистого" и "практического" - разумов - см. Kritik.) 3) позитивистские идеи (начиная от Конта), согласно которым человеческий разум по своей природе контекстуален и способен трансформировать социальную реальность (в соответствии с правилами социологии как дисциплинарно организованной науки), и аналогичная этим идеям программа, предложенная в рамках марксизма, согласно которой разум полагался исторически изменчивым и способным к заблуждениям (идеология как "ложное сознание"); задача философской рефлексии усматривалась в "изменении мира" ("Тезисы о Фейербахе" Маркса). Таким образом, идеал отражения действительности и когнитивный пафос классического мировоззрения замещался установкой на социальный конструктивизм; 4) традиция художественного символизма, очертившая пространство и задавшая механизмы абстрактного моделирования возможных миров. Таким образом, тезисы исторической изменчивости разума во всех его измерениях (от политического до художественного), социального конструктивизма через посредство осмысленной деятельности человека, позитивности "разрыва" с классической традицией составили основу М. как особого типа философствования. В качестве основных характеристик М. могут быть зафиксированы: 1) отказ от моноонтологизма, презумпция на принципиальную открытость системы мира: психологическая артикуляция бытия у Шопенгауэра, лингво-математическая у Куайна, экзистенциальная у Сартра и т.п. (см. Онтология); 2) интенция на инновацию (при перманентной смене критериев новизны), нашедшие свое выражение в педалированном акцентировании в М. метафоры "молодость"; акцентированный антитрадиционализм (вплоть до постулирования значимости воинствующего эпатажа, перманентного бунта и поворотных разрывов с предшествующей традицией); 3) пафосный отказ от классической идеи "предустановленной гармонии" (инициированный сомнениями по поводу амбиций разума), в рамках которого отсутствие гармонии полагается неизбывной характеристикой существования человеческого рода (см. Хаос, Хаосмос); 4) преодоление трактовки человека как "слепка" Бога и отказ от монистического гуманизма (плюральные версии гуманизма в экзистенциализме, марксизме, неофрейдизме и т.д.; переосмысление сущности и направленности гуманизма как такового: идея "сверхчеловека" Ницше, "негативный гуманизм" Глюксмана и др.), что вылилось в социальный конструктивизм, породивший разнообразие плюральных стратегий формирования "нового человека", предельное свое выражение обретших в радикализме марксистского революционизма (см. Сверхчеловек, Ницше); 5) подчеркнутый антинормативизм, основанный на рефлексивном осмыслении того обстоятельства, что люди живут по нормам, ими же самими и созданными, исторически преходящими и релятивными, и в перспективе приводящий к отказу от идеала традиции; 6) идея плюральности и конструктивности Разума, выводящая на программы трансформации ("перекодирования") культуры, что, в свою очередь, порождало потребность в новом художественном языке. Стратегия обновления языка оказывается, таким образом, соразмерной возможным трансформациям социального мира, - понятия мыслятся не как предзаданные "истинной" природой онтологии, а как конструируемые: от трактовки творчества как процедуры самовыражения художника - до идеи о невозможности и немыслимости бессубъектной онтологии; 7) идея вариативности разворачивания процессуальности: многовариантность становится для М. типичным и атрибутивным параметром культуры: три финала в "Трехгрошовой опере" Б.Брехта, четыре рассказчика в "Шуме и ярости" у У.Фолкнера, четыре версии легенды о Прометее в "Прометее" Кафки, несколько развитии сюжета из одного зачина у Э.Хемингуэя в "Посвящается Швейцарии" - расхожая формула "возможны варианты" становится знамением времени - с течением этого времени это приведет к формированию идеи пустого знака, открытого для вариативного означивания (см. Пустой знак, Означивание). В общем разворачивании традиции философии западного типа М. выступает важнейшим этапов конституирования постмодернистской парадигмы в философии (см. Постмодернизм).

Источник: История Философии: Энциклопедия

МОДЕРНИЗМ
от фр. moderne — новейший, совр.) — худож.-эстетическая система, сложившаяся в 20-х гг. XX в. как своеобразное отражение духовного кризиса буржуазного об-ва, противоречий буржуазного массового и индивидуалистического сознания. М. объединяет множество относительно самостоятельных идейно-худож. направлений и течений, различных по социальному масштабу и культурно-историческому значению (экспрессионизм, кубизм, футуризм, конструктивизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт и др.), каждое из к-рых имеет определенную идейно-эстетическую и худож.-стилевую специфику, но вместе с тем обладает принципиальной философско-мировоззренческой и социокультурной общностью с др. Становление М. как законченной худож.-эстетической системы и соответствующего типа миросозерцания было подготовлено такими его стадиями, как декадентство и авангардизм, Названные стадии и формы М. были своеобразным протестом по отношению, с одной стороны, к социально-деструктивным процессам и тенденциям в буржуазном об-ве и его духовной жизни, а с др.— к таким характерным для худ. культуры позднего капитализма явлениям, как эпигонское повторение канонизированных форм и стилей, выработанных реализмом и романтизмом XIX в.; пассивное, поверхностное копирование действительности, заявленное натурализмом; отмеченные печатью содержательного и формального разрушения академизм и салонность худож. творчества. Протестуя против таких тенденций М., однако, обнаруживает стремление не к их преодолению, а к трагически-болезненной эстетизации. Ощущая дисгармонию мира, антигуманность отношений в буржуазном об-ве, отчуждение личности, несвободу и нестабильность положения художника в мире капитала, М. отрицает при этом возможности предшествовавшей культуры не только противостоять силам разрушения, но и выразить свое отношение к ним, адекватно их запечатлеть в иск-ве. Отсюда резкий, а подчас и воинствующий антитрадиционализм М., подчеркнутый эстетический антинормативизм, приобретающий нередко бун-тарско-эпатирующий и экстравагантно-декларативный характер, к-рые заявляются как осн. творческие принципы в эстетических программах и манифестах М. и реализуются художниками-модернистами на практике. Фило-софско-мировоззренческой основой М. послужили идеи иррационалистиче-ского волюнтаризма Шопенгауэра и Ницше, интуитивизма Бергсона, феноменологии Э. Гуссерля, психоанализа Фрейда и Юнга, экзистенционализма Хайдеггера, позднее Сартра и Камю, социальной философии Франкфуртской школы (прежде всего Адорно и Г. Мар-кузе). В худож. произв., эстетических трактатах и публицистических декларациях М. мир чаще всего предстает жестоким и абсурдным, противоречия и конфликты — неразрешимыми и безысходными, человек — одиноким и обреченным, его действия и поступки бессмысленными и бессильными, а обстоятельства, в к-рые он заключен,— враждебными ему и непреодолимыми. Преобладание мрачного колорита, пессимистических настроений и тревожных, томительных предчувствий, сознание непознаваемости и неизменности бесчеловечного мира — таков эмоциональный настрой произв. М. в лит-ре (Ф. Кафка, Дж. Джойс, А. Камю и др.) и театре (Э. Ионеско, С. Беккет, Ж- П. Сартр и др.), в изобразительном искусстве (О. Кокошка, С. Дали, О. Цадкин и др.) и музыке (А. Шенберг, П. Булез, К. Шток-хаузен, К. Пендерецкий и др.), ярко характеризующий трагедию отчуждения личности, саморазорванности ее сознания, некоммуникабельности, крушения гуманизма, исторического тупика, застоя или движения по замкнутому кругу. Даже те произв. М., где доминируют светлые, элегические или даже радостные эмоции (напр., у Кандинского, М. Шагала, П. Мондриана, И. Стравинского, О. Мессиана, М. Пруста, Элиота и др.), проникнуты мотивами утраты связей с реальностью, культурой, природой, об-вом, миром вещей; одиночество и иллюзорная свобода художника, замкнутого в пространстве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций или умозрительных конструкций. Эти общие тенденции для различных направлений и течений М. не исключают разнообразия их стилевых поисков. В крайнем своем воплощении формальные искания М. направлены на абстрактное отрицание предшествовавших худож. форм и осн. эстетических принципов: изобразительности — в изобразительном искусстве (абстракционизм, поп-арт); звуковой организованности (мелодии, гармонии, полифонии) — в музыке (конкретная и электронная музыка); осмысленности худож. речи — в словесном иск-ве (дадаизм, сюрреализм), логики развертывания драматического действия — в театре (театр абсурда, хэппенине) и т. д. Стилевое новаторство становится самоцелью даже у самых талантливых представителей М. Отсюда нередкая тенденция смены стилей одним и тем же художником (П. Пикассо, И. Стравинский, Дж. Джойс). Открытие и освоение М. ряда новых худож. средств (поток сознания, коллаж, ассоциативный монтаж и др.) определило известное влияние М. на крупных художников-реалистов XX в. Формальные же изыски позднейших представителей М. (т. наз. постмодернизм) нередко приводили к размыванию грани между эстетическим и внеэстетическим, прекрасным и безобразным, иск-вом и неиск-вом. Т. обр., М. в крайних своих проявлениях объективно приходит к самоотрицанию себя как иск-ва, эстетики, как явления культуры.

Источник: Эстетика: Словарь

Модернизм
от фр. moderne - современный, общее название художественных течений, возникших на рубеже XIX и XX вв. Возникновение в истории культуры и, в частности, художественной культуры новых школ, стилей, направлений, совпадало с разными периодами утверждения человеческой индивидуальности. Художественные направления, возникающие в рамках модернизма в конце XIX - начале XX века, отражают черты оторванности, одиночества человека в мире. Основными причинами появления модернизма был кризис западной культуры, имевший под собой глубокие социально-экономические основания и вызвавший стремление художников уйти от подражания реальности, такому стремлению в немалой степени способствовало появление кино и фотографии (которые отобразили действительность как она есть лучше, чем кто-либо из художников). Модернизм включал ряд направлений: Кубизм (родина - Франция, теоретики - поэт Г. Аполлинер, живописцы Ж. Меицен-же, А. Глез. Великий художник этого направления - Пабло Пикассо (Возможны два ударения так как он по происхождению -испанец, можно на втором слоге, но он же и парижанин, жил в Париже - ударение на последнем слоге). Началом кубизма считают картину Пикассо «Авиньонские девицы» (или «Авиньонские красавицы»). Для кубизма характерен жанр натюрморта (так же, как для импрессионистов - природа). Его отличает отказ от передачи атмосферы, света, трехмерного пространства: разработка новых форм неглубокой многомерной перспективы, позволяющей увидеть и представить объект в виде множества пересекающихся полупросвечивающихся плоскостей (разнообразных многоугольников), сосредоточенных вдоль различно расположенных осей. По мнению кубистов, полотно должно изображать не внешний вид объекта, а представлять знание о нем. Кубисты указывали на схожесть всех предметов в мире. На первом этапе в кубизме преобладал аналитический характер, на втором, с 1912 г.- синтетический, когда стали более абстрактными натюрморты, более яркими и контрастными цвета. Экспрессионизм (от слова «выражение, выразительность») —направление европейского искусства 10-20 гг. XX века. Философскими основами выступают интуитивизм Бергсона, феноменология Гуссерля. Цель направления - не изображение действительности, а «ВЫРАЖЕНИЕ» ее сути. Родина -Германия. Социально-психологические причины - урбанизация, мировая война, революционная ситуация, неустойчивость мира, пессимизм, отчаяние. Мир - беспокойное движение, хаотическое столкновение с силами, враждебными человеку. Экспрессионизм идеологически не однороден. Одно крыло аполитично, другое - революционно, исповедовавшее надежду на революционное обновление мира. Стилистика экспрессионизма — стилистика «антиклассичности», отказ от гармонических форм, от ясности, тяготения к абстрактному обобщению, яростной экспрессии, взвинченности художествеппой интонации, устремленность к сознательной деформации. Экспрессионизм проявился во всех видах искусства (например, в кино -«Кабинет доктора Калигари» Р. Вине. Фейдт К., в литературе - Ф. Кафка). В изобразительном искусстве развитие получила графика - О. Кокошка, Э. Нольде, IL Клее, Э. Кирхнер, М. Бекман, Кандинский, Мунк. Абстракционизм - возник в начале XX века (Россия, Франция). Его характеризует отказ от изображения форм реальной действительности. Ярким представителем его явля- ется русский художник Василий Кандинский. Абстракционизм включал два основных направления: стремление к гармонизации бесформенных цветовых сочетаний и создание геометрических абстракций. Первое направление (В. Кандинский) довело до логического конца поиски экспрессионизма и фо-визма. Главное - выразительная ценность цвета, музыкальныы ассоциации цветовых сочетаний (Кандинский находится у истоков цвето-музыки). С помощью цвета можно выразить «истины бытия», «космические сущности». Второе направление последовательно представляет творчество П. Мондриана. Родоначальники направления — постимпрессионисты, в частности — Сезанн. Для них характерно сочетание всевозможных геометрических форм. Разновидности абстракционизма: районизм (лучизм) М. Ларионова, супрематизм Малевича. Другие представители: Дж. Поллак; Де Кунинг; Ротко; Горки. Сюрреализм: 20-е годы (Франция). Идейные основы: философия интуитивизма; восточные, мистико-религиозные учения; фрейдизм; идея дзен-буддизма. Предтечи — Г. Апол-линар, художник Дж. Кирико. Наиболее известный художник—Сальвадор Дали. Другие представители: X. Миро, И. Танги, М. Эрнст, А. Массой. Эстетика сюрреализма изложена в «Манифестах сюрреализма» А. Бретона (1896—1966). В качестве сверхзадачи и художественного манифеста выступает требование освобождения человеческого «я» от логики, разума, морали, традиционной эстетики. Подлинные истины находятся в сфере бессознательного. Искусство призвано выявить эти истины. Для данного направления характерны: опора художника на сновидения, галлюцинации, бред; воспоминания младенческого возраста; мистические видения; обострение приемов алогичности, парадоксальности, неожиданности; соединение несоединимого. В сюрреализме нет абсолютного отхода от образности, изобразительности, как, например, в абстракционизме, но всегда представлена особая, ирреальная художественная данность. Сюрреализм — один из самых популярных, принятых и понятных направлений модернизма. Другие направления: фовизм (в основном искусство цвета — Матисс), дадаизм (основа -детские рисунки); футуризм (цвет, движение, в России — Филонов); конструктивизм (Татлин); неопримитивизм: пуантилизм (точечные мазки).

Источник: Человек и общество. Культурология

МОДЕРНИЗМ
франц. modernisme) в и с к у с с т в е – обозначение течений в бурж. иск-ве 20 в., характеризующихся разрывом с художеств. формами, выработанными классич. искусством. Констатируя кризис личности в позднебурж. обществе, М. подвергает сомнению все попытки его положит. разрешения. Если в классич. иск-ве, исходящем из возможности органич. связи человеч. индивидуальности с окружающим ее миром, изображение кризиса сознания было лишь одним из частных моментов, а преодоление этого кризиса выступало как общеобязательный закон художеств. формы, то в М. разорванность сознания предстает как картина обществ. состояния, а обнаружение этой разорванности – как осн. задача иск-ва. Поскольку само внутр. единство личности (образующее исходную предпосылку классич. иск-ва) становится в М. проблемой, адекватное раскрытие внутр. мира во внеш. образах утрачивает свой смысл в иск-ве М. и сменяется аналитич. фиксацией реакций человека, выявляемых как нечто отчужденное от человеч. личности, не аутентичное ей. Рассматривая все попытки преодоления этой дисгармонии как проблематичные и иллюзорные, М. отказывается от позитивного изображения идеала, к-рый выступает в иск-ве М. лишь в форме отрицания. В М. исчезает завершенное единство классич. художеств. произведения, гармонич. слияние всех частей в единое целое; фрагментарность становится осн. принципом художеств. формы. Бурж. идеалистич. философия истолковывает М. как выражение извечной абсурдности человеч. существования (см. Камю, Кафка, Экзистенциализм), как "дегуманизацию искусства" (Ортега-и-Гасет), как "чистое" проявление "стиля", преодолевающего действительность (Мальро) и т.п. Сов. эстетика рассматривает М. как выражение кризиса бурж. культуры (см. Капитализм, раздел Капитализм и буржуазная культура), отмечая в то же время сложный и противоречивый характер отд. его проявлений. В религии – церк.-богословское направление, утверждающее необходимость приспособления религ. догматов и всего вероучения к уровню совр. науч. знания. В к а т о л и ч. богословии М. открыто выступил в конце 19 – нач. 20 вв. в работах проф. Парижского католич. ин-та Л. Дюшена и аббата А. Луази, в к-рых признавалось право науч. исследования истории церкви и догматов и проводилось различие между вечным духом догмы и конкретно-историч. формой его выражения. Одновременно с этим появились модернистские соч. Дж. Тиррелла, Ф. фон Хюгеля, Г. Шелля и др. Филос. позиции М. характеризовались отрицат. отношением к схоластич. "интеллектуализму" и ориентировкой на интуитивизм Бергсона, прагматизм Джемса и "философию действия" Блонделя. Основываясь на антиинтеллектуализме этих филос. школ, М. освобождал себя от безнадежных попыток "гармонизировать" догматы христианства с данными науки и здравого смысла. Он провозгласил приемлемыми для себя выводы историч. библейской критики и в нек-рых вопросах занял даже более радикальные позиции, чем те, на к-рых стояли левые протестантские библеисты. Ватикан в лице папы Пия X категорически осудил M. в качестве "синтеза всех ересей". В дальнейшем основоположники М. были отлучены от церкви. Официально католич. церковь осуждает М., однако фактически постепенно сама эволюционирует в сторону М. Протестантский М. возник в эпоху Просвещения под влиянием бурж. либерализма, филос. рационализма и деизма. В теологии протестантизма проявляется критич. отношение к догматике, подмена супранатуральной религии с ее откровением, чудесами, таинствами и пророчествами "естественной религией"; возникает специфически протестантская форма историч. библейской критики. Нем. протестантский M. ведет свое начало от рационализма X. Вольфа. В дальнейшем филос. основой нем. М. стал идеализм Канта и Гегеля: первый провозгласил "религию в границах только разума", второй усматривал в религии несовершенное осознание тождества бога и абс. идеи. Вершиной протестантского М. в Германии явилась деятельность тюбингенской историко-критич. школы в теологии. Во 2-й пол. 19 в. и в начале 20 в. все крупные нем.-протестантские теологи в той или иной мере примыкали к М. (Ричль, Трельч, Гарнак). Осн. моментами развития протестантского М. в Англии явилось основание "Модернистского союза священников", начало выхода журналов "Liberal Churchman" ("Либеральный священник", 1904–08, [т. ] 1–3) и "Modern Churchman" ("Модернистский священник", выходит с 1911). В США начало протестантского М. положили амер. Просвещение и деизм. В 1-й пол. 20 в. протестантский M. вызвал сильную ответную реакцию со стороны фундаментализма и т.н. неоортодоксии. В рус. православной церкви М. безусловно осуждается. Нек-рые робкие попытки приближения к М. имели место в т.н. обновленческом движении, но и там они ограничивались требованием изменения социально-политич. ориентации церкви, переходом на григорианский календарь, а также нек-рыми реформами в организации церкви – ликвидацией монашества и безбрачия духовенства и т.д. В настоящее время, несмотря на в общем консервативную позицию рус. православной церкви в вопросах догматики и культа, все же намечается и ее эволюция в направлении М. Лит.: Спекторский Е., Происхождение протестантского рационализма, Варшава, 1914; Совр. течения религ.-филос. мысли во Франции, П., 1915; Леруа Э., Догмат и критика, М., 1915; Ершов M. H., Проблемы религ.-филос. мысли в соврем. Франции, Каз., 1916; The programme of modernism, N. Y., 1908; Lilley A. L., Modernism: a record and a review, [L. ], 1908; ?etre M. D., Alfred Loisy. His religious significance, Camb., 1944. A. Чанышев, И. Ирывелев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МОДЕРНИЗМ
франц. modernisme, от moderne -новейший, современный), главное направление бурж. иск-ва эпохи его упадка. Первым признаком начинающегося падения художеств. культуры в наиболее развитых капиталистич. странах было академич. и салонное повторение прежних стилей, особенно наследия Ренессанса, превратившегося в школьную азбуку форм. Такое эпигонство заметно в иск-ве сер. и 2-й пол. 19 в. Однако на смену бессильному повторению традиц. форм приходит воинственное отрицание традиции - явление, аналогичное новым течениям в бурж. политике и философии. На место мещанской морали становится декадентский аморализм, на место эстетики бесплотных идеалов, извлеченных из художеств. культуры античности и Возрождения - эстетика безобразия. Прежняя вера в «вечные истины» сменяется релятивизмом, согласно к-рому истин столько же, сколько мнений, «переживаний», «экзистенциальных ситуаций», а в историч. мире каждая эпоха и культура имеют свою неповторимую «душу», особое «видение», «коллективный сон», свой замкнутый стиль, не связанный никаким общим художеств. развитием с др. стилями, одинаково ценными и просто равными. М. исторически сложился под знаком восстания против высокой оценки классич. эпох, против красоты форм и реальности изображения в иск-ве, наконец, против самого иск-ва. Это абстрактное отрицание является наиболее общим принципом т. н. авангарда. Можно различно оценивать это движение, но существование определ. грани, отделяющей новый взгляд на задачи художника от традиц. системы художеств. творчества, общепризнано. Спорят лишь о том, где пролегает эта грань - в 60-80-х гг. 19 в., т. е. в эпоху франц. декадентства, или позднее, в эпоху кубизма (1907-14). Литpa модернистского направления оценивает эту грань как величайшую «революцию в иск-ве». Марксистская литpa, напротив, уже в кон. 19 в. (П. Лафарг, Ф. Меринг, Г. В. Плеханов) заняла по отношению к М. отрицат. позицию, рассматривая его как форму разложения бурж. культуры.
Эта оценка как бы противоречит двум фактам. Во-первых, основателями М. в 19 в. были поэты и художники большого таланта. Однако логика разложения иск-ва на почве М. действовала неотвратимо. Ценность художеств. произведений, созданных модернистскими школами, находится в обратном отношении к расстоянию от начала этого процесса. Во-вторых, оценке М. как явления упадочной бурж. идеологии противоречит, на первый взгляд, его антибурж. тон. Уже в сер. 19 в. первые демонстрации модернистского новаторства носили ярко выраженный анархич. характер. Поэтыдекаденты и основатели новых течений в живописи были нищими бунтарями или, по крайней мере, аутсайдерамиодиночками, как наиболее влият. мыслитель этого направления Ницше. Но положение менялось от десятилетия к десятилетию, и совр. практика модернистского «авангарда» прочно вошла в экономич. и культурный быт капитализма. К сер. 20 в. громадная машина спекуляции и рекламы подчинила себе художеств. жизнь капиталистич. стран. Игра на выдвижении сменяющих друг друга модных школ сливается с общей лихорадочной стихией совр. капитализма. Массированная реклама создает ложные потребности, искусств. спрос на обществ. фантомы, обладание к-рыми, часто совершенно номинальное (напр., обладание траншеей, вырытой художником «земляного» направления в пустыне Невады), стало вывеской богатства. Парадоксально, что бунтарский характер М. при этом растет, напр. в «антииск-ве» 60-х гг. 20 в., связанном с движением «новых левых». Суть дела в том, что совр. бурж. идеология не могла бы сохранить свое владычество над умами без широкого развития внутренне присущего ей духовного анархизма как оборотной стороны традиц. системы обществ. норм. Антибуржуазный характер модернистских течений свидетельствует о кризисе этой системы, но, по признанию таких теоретиков «авангарда», как Маркузе, весь этот бунт в искусстве без особых трудностей «интегрируется» господствующей системой.
И все же М. не является простым созданием капиталистич. экономики и пропаганды. Это явление имеет глубокие корни в социальной психологии эпохи империализма. Чем меньше выходов для свободной самодеятельности людей, чем больше скопившейся в общестие не находящей себе разрядки массовой энергии, тем больше потребности в различных формах «отдушины» и «компенсации». Совр. эстетич. теории, объясняющие этой потребностью значение иск-ва вообще, несостоятельны, но они отчасти применимы к модернистским течениям, в к-рых мнимая свобода художника ломать реальные формы окружающего мира во имя своей творч. воли действительно является психологич. «компенсацией» полного безволия личности, подавленной громадными отчужденными силами капиталистич. экономики и гос-ва. Начинается серия формальных экспериментов, с помощью к-рых художник надеется подчинить своей воле поток уродливой «современности», а там, где это становится уже невозможным, примирение иск-ва с жизнью достигается отрицанием всех признаков реального бытия, вплоть до отрицания изобразительности вообще (абстрактное иск-во), отрицания самой функции иск-ва как зеркала мира (попарт, опарт, миниарт, бодиарт и т. п.). Сознание отрекается от самого себя, стремясь вернуться в мир вещей, немыслящей материи.
В теории М. принцип отражения жизни считается устаревшей схемой, а в практике его иск-во теряет изобразит, черты, превращаясь в систему знаков, выражающих только позицию художника. И знаки эти должны быть как можно менее похожи на зрит. иллюзию. В поэзии слово теряет значение экрана для передачи духовного содержания, приобретая ценность материального факта - звукового воздействия. В музыке устраняется разница между муз. тоном и обычным шумом жизни.
Будучи явлением бурж. идеологии, М. выражает прежде всего настроения мелкобурж. слоя, страдающего от материального и духовного гнета, однако само по себе анархич. бунтарство не выходит за пределы бурж. горизонта. Подлинная культурная революция не имеет ничего общего с разрушением старой культуры и созданием модернистской «антикультуры». Самое прочное сплочение художеств. интеллигенции с народом, столь необходимое для победы демократич. культуры во всем мире, может быть достигнуто только под знаменем социалистич. реализма.

Источник: Советский философский словарь

Модернизм
фр. — modernisme, от moderne — современный, англ. — modernism) Неоднозначное понятие, использующееся в науке в нескольких смыслах. В наиболее широком из них оно употребляется в западной эстетике и искусствознании XX в. для обозначения большого круга явлений культуры и искусства авангардно-модернизаторского характера, возникших под влиянием НТО в техногенной цивилизации втор. пол. XIX — перв. пол. XX в. (или даже несколько шире), начиная с символизма и импрессионизма и кончая всеми новейшими направлениями в искусстве, культуре и гуманитарной мысли XX в., включая все авангардные движения (см.: Авангард), вплоть до его антипода — постмодернизма. Среди главных теоретических предтеч М. часто называют Лессинга, Канта, романтиков; к непосредственным теоретическим лидерам относят Ницше, Фрейда, Бергсона и многих неклассических философов и мыслителей XX в., в частности, экзистенциалистов и структуралистов. В качестве главных особенностей М. указывают на эстетическую стратегию автономии искусства, принципиальной независимости от каких-либо внехудожественных контекстов (социального, политического, религиозного и т.п.); на предельное затушевывание или полный отказ от миметического принципа (см.: Мимесис) в искусстве; акцент на художественной форме (тенденция достигшая логического предела в формализме любого толка — и художественного, и исследовательского), понимаемой в качестве сущностной основы произведения искусства и тождественной его содержанию; и в результате всего этого — на абсолютизацию визуальной (или аудио) репрезентации произведения в качестве принципиально нового кванта бытия, самобытного и самодостаточного. В российско-советской эстетике и искусствознании понятие М. чаще всего применяли для обозначения всего комплекса авангардно-модернистских явлений (см.: Авангард) с позиции предвзято негативной оценки. В основном — это позиция консервативной линии (см.: Консерватизм) в традиционной культуре по отношению ко всему новаторскому; в советской науке она, в первую очередь, определялась партийно-классовыми идеологическими установками. М. являлся объектом не столько научного анализа, сколько всеобъемлющей, часто огульной критики. Критиковали М. за отход от традиционной (в рамках традиции XIX в., прежде всего) культуры — за антиреализм, эстетство, отход от социально-политической ангажированности, за смыкание с мистикой, за абсолютизацию художественно-выразительных средств, за апелляцию к иррациональной сфере, алогизм, абсурдность и парадоксальность, за пессимизм и апокалиптику, за формализм, за стирание грани между искусством и жизнью и т.п. Более строгим представляется суженное значение термина «М.» как одного из трех главных этапов развития искусства в XX в.: авангарда, М. и постмодернизма (см. также: Художественная культура XX века). Типологически и феноменологически М., наряду с главными особенностями, перечисленными в первом (широком) семантическом модусе, наследует многие достижения и находки собственно авангарда, но отказывается от его бунтарского, эпатажного, скандалезного манифестаторства. М. — это как бы академизировавшийся авангард; он утверждает многие из авангардных новаторских художественно-эстетических находок уже в качестве как бы само собой разумеющейся классики. Для М. кубизм, абстракционизм, экспрессионизм, сюрреализм, конструктивизм, додекафония, литература Джойса — это классика, органично продолжившая многовековую историю мирового искусства. Хронологически апогей М. приходится где-то на поздние 40 — 70-е гг., то есть частично захватывает и поздний авангард, и ранний постмодернизм, являя собой как бы некое посредствующее звено между ними. Если авангард во многом довел до логического предела (часто до абсурда) автономизацию средств и способов художественного выражения традиционных искусств, как правило, еще в их рамках (живописи, музыки, скульптуры, литературы) и только наметил некие принципиально новые поисковые ходы арт-презентации (реди-мейд Дюшана, пространственные коллажи, фотомонтажи и т.п.), то М. в основном разрабатывал именно эти нетрадиционные для классического искусства страте-гии) арт-продуцирования. Начиная с поп-арта, кинетизма, минимализма, всевозможных акций, инсталляций, концептуального искусства (см.: Концептуализм), энвайронментов художники М. выводят арт-объекты за рамки собственно искусства в традиционном понимании, разрушают границы между искусством и окружающей действительностью, часто активно вовлекают реципиента в процесс творчества-созерцания-участия в арт-проектах (см.: Хэппенинг). Создатели модернистских объектов и концептуальных пространств или акций, как Правило, отказываются от традиционной для искусства эстетической (= художественной) значимости и констатируют только их самобытное и уникальное бытие в момент презентации-рецепции. Парадоксы, абсурдные ходы, алогичные сочетания вроде бы несочетаемых элементов и т.п. приемы, выполненные методом сборки на основе коллажа-монтажа часто из далеких от традиционных для искусства материалов (обычно бывших в употреблении вещей обихода и их фрагментов, отслуживших машин, механизмов, приборов индустриальной цивилизации, реже — заново созданных неких технологических неутилитарных симулякров, не имеющих реальных прообразов и какого-либо функционального назначения), призваны активизировать восприятие реципиента и рассчитаны на очень широкую и субъективную смысловую полисемию. С М. в сфере художественной культуры начинает формироваться энвайронментальная эстетика, и в нем заключены основные истоки ПОСТ-культуры (см: ПОСТ-); в ряде своих арт-направлений М. с 60—70-х гг. перетекает в постмодернизм. Лит.: Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 1980; The Gender of Modernism. An Anthology. Ed. B.K.Scott. Bloomington, 1990; Eysteinsson A. The Concept of Modernism. Ithaca, 1990; Stevenson R. Modernist Fiction. An Introduction. N.Y., London, 1992; Drucker J. Theorizing Modernism. Visual Art and the Critical Tradition. N.Y., 1994; Nicholls P. Modernism. A Literary Guide. London, 1995; From Modernism to Postmodernism. An Antology. Ed. L.E.Cahoone. Cambridge/Mas., Oxford, 1996. В.Б.

Источник: Художественно-эстетическая культура XX века

МОДЕРНИЗМ
фр. Moderne - новейший, современный) - общее название художественно-эстетического движения в культуре 20 в., во многом определившего пути развития современного искусства. М. объединяет множество относительно самостоятельных направлений, различных по социальному масштабу и культурно-историческому значению (экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт и др.). Некоторые из них противоречат друг другу в понимании средств и способов выражения реальности, но вместе с тем обладают принципиальной философско-мировоззренческой и социокультурной общностью. Своим появлением М. обязан французскому символизму и декадансу. Часто отождествляемый со своей ранней фазой - авангардизмом, М. может рассматриваться в конкретных хронологических рамках (условно с 1890 по 1968) или как вневременной феномен в широком историческом контексте неклассического искусства вообще, в русле протестанствую-щей традиции европейской культуры (Барокко - Романтизм - Модернизм), выступающей по отношению к социуму как культура отрицания. Главное, что позволяет включить М. в эту традицию - это воинствующий антитрадиционализм, подчеркнутый эстетический антинормативизм, нередко приобретающий бунтарско-эпатирующий и экстравагантно-декларативный характер. М. свойственны принципиальный разрыв с устоявшимся художественным опытом в лице канонизированного реализма, салонного искусства, академической культуры как условие обновления искусства и ощущение переломного кризисного характера этих явлений. Остро переживая дисгармонию мира, представшего перед авангардистами как жестокий и абсурдный, антигуманность общественных отношений, отчуждение личности, саморазорванность ее сознания, несвободу и нестабильность положения художника в обществе, М. отрицает возможности предшествующей культуры в познании и адекватном отражении этих коллизий. Восприняв от романтиков идею Zeitgeist ("духа времени"), модернисты попытались решить задачу перекодирования культуры, связанного с утверждением нового порядка, выразить новое мировоззрение. Следствием явились поиски нового языка, создание его "грамматики", желание превратить творчество из способа самовыражения художника в способ познания мира и его преобразования. Стратегия обновления языка символизирует для М. возможную трансформацию мира. Философско-мировоззренческой основой М. послужили идеи Ницше, Шопенгауэра, Кьеркегора, Бергсона, Фрейда, позднее - Ортеги-и-Гассета, Камю, Адорно и др. Можно выделить следующие характеристики М: активность, динамизм, энтузиазм, страсть к движению; непримиримость: настоятельная потребность действовать против чего-либо или против кого-либо; нигилизм: без колебаний преодолевать традиционные преграды, презирать общепринятые ценности; культ молодости и новизны, устремленность в будущее; эпатажность и революционность (в культурном смысле, ибо хотя авангардизм неустанно воспроизводит тип художника-оппозиционера, экстремистский радикализм в области искусства не обязательно предполагает политическую активность; союз авангардистов с революционным пролетариатом носил случайный и временный характер (например, в России), поскольку сознание художника-авангардиста склонно оценивать в качестве конгениального именно идеал анархизма); экспериментализм, стилевое новаторство. М. отказался от эстетики реализма, от узких рамок традиционной конкретности сюжета, от ренессансной оптической системы и продуцировал кардинальные технические инновации, отвечающие духу технической цивилизации. Исконная понятийность словесной речи подверглась существенным трансформациям вплоть до разрушения синтаксиса, отрицания правописания во имя возвращения языку его подлинных первичных значений. Так, А. Арто, В. Хлебников, С. Малларме и др. поэты почувствовали и выразили настоятельную потребность в очищении подлинной сущности человека от нормативных наслоений языка и культуры, в освобождении, автономизации субъекта посредством языковой революции. Современная эстетика немыслима без художественных средств, изобретенных модернистами ("поток сознания", ассоциативный монтаж, коллаж, "освобождение" цвета). Постоянная смена критериев новизны отчасти объясняет нередкую смену стиля одним и тем же художником (П. Пикассо, И. Стравинский, Дж. Джойс). М. стоит у истоков поэтики "открытого произведения", включив зрителя, читателя в процесс творчества, активизировав его восприятие. Для М. характерен программный концептуализм, преобладание поэтики над произведением. М. - первая художественная культура, столь плотно насыщенная теоретическими сочинениями, ибо "коммуникационный вакуум", образовавшийся в результате отказа от прежних выразительных средств, потребовал вербального пояснения, подключения зрителя к тому конвенциональному языку, которым оперирует данный автор. Понятийное мышление становится составной частью творческого процесса, более того - концептуальное искусство вводит "первичную рефлексию глаза" и систематическую теоретическую рефлексию в саму структуру произведения. Потребность в метатексте рождается искусством, которое открывает свои заколы, вырабатывает систему новых художественных методов и новую оценочную шкалу. Возникновение М. было обусловлено всем ходом исторического развития (так же, как и его неизбежная трансформация в "китч"). Постмодернизм осознал и воспринял факт врастания авангарда в отрицаемую им культуру, его поглощения обществом потребления и слияния с традиционными институтами. Необходимый М. пафос негативизма был легитимирован открытыми обществами как локальный, вполне безобидный и даже полезный всплеск эмоций, способствующий перманентному процессу обновления и развития. Значение М. заключается в том, что он выступил особой формой самопознания культуры, предопределил современные формы бытия искусства, раскрепостил художественное сознание, обнаружив возможности новой семантики, переставил акценты во взаимоотношениях искусства с обществом, предвосхитил (что представляет особый интерес для современной философии) глубокий интерес к бессознательным структурам языка. К числу наиболее известных модернистов, работы которых эстетически радикальны и способствовали оформлению модернистской традиции, относятся следующие авторы: Дж. Джойс, М. Пруст, Кафка, Р. Музиль, Камю, Т. Манн и др. (в прозе); А. Стриндберг, Л. Пиранделло, Б. Брехт, Э. Ионеско, С. Беккет и др. (в драматургии); А. Арто, В. Хлебников, С. Малларме, P.M. Рильке, Г. Аполлинер и др. (в поэзии); И. Стравинский, А. Шенберг, П. Булез, К. Штокхаузен и др. (в музыке); В. Кандинский, М. Шагал, К. Малевич, П. Пикассо, С. Дали, X. Миро, П. Клее, П. Мондриан, Р. Магритт и др. (в живописи).
А.Р. Усманова

Источник: Новейший философский словарь

МОДЕРНИЗМ
от франц. moderne — новейший, современный) — общее наименование в первую очередь художественных течений и практик, формировавшихся с кон. 19 в.; порвав с принципом гуманистически окрашенного реализма, они тем самым бросили вызов преобладавшим эстетическим нормам эпохи, равно как и самой ее морали. Возникающий в это время новый реализм (Э. Мане, Ш. Бодлер, Э. Золя и др.) даже при известной преемственности формы наполнен необычным содержанием, эпатировавшим общественный вкус: предметом изображения — как живописного, так и литературно-поэтического — становится «низкое», то, что прежней эстетикой относилось скорее к сфере безобразного (знаменитая «Олимпия» Мане, изображавшая публичную женщину, или стихотворение Бодлера «Падаль»). Настоящего пика модернизм, понимаемый указанным образом, достигает в авангардных опытах нач. 20 в. (кубизм, футуризм, позднее абстракционизм, сюрреализм и др.; ср. Авангард), в которых фигуративность подвергается наиболее полному и последовательному преодолению. Подобный взрыв беспредметности соответствовал изменению окружающего социального пространства, мощный технологизм которого не мог не сказаться на навыках коллективного восприятия (новую картину мира брутально утвердила реальность первой мировой войны). Носителем изменившегося восприятия отныне становятся массы — явление, типичное для 20 в. (см. X. Ортега-и-Гассет). Беспредметность имеет и свои литературные аналоги: она выражается во внутренней исчерпанности, а следовательно, перерождении традиционных жанровых форм (романа, автобиографии, рассказа, стихотворения и т. д.). Модернизм М. Пруста, к примеру, состоит в такой «литературности», которая является избыточной и дополнительной по отношению к «литературе» (фактически речь идет о литературе, рефлексивно обращенной на саму себя). В поэзии беспредметность проявляется, в частности, в смещении акцента на звуковую и графическую оболочку приобретающих отдельное существование слов.
Если следовать предложенной логике, то модернизм покрывает собой все последовательно сменяющие друг друга эксперименты с формой (а именно таким путем и движется современное искусство), и так понимаемый модернизм продолжается по сей день. Однако трудности в определении соотношения модернизма и постмодернизма (в неутихающих спорах последний термин распространяют на широкий круг «по-настоящему» современных явлений, пытаясь, не всегда удачно, обозначить их специфику) наводят на мысль о том, что контуры модернизма — как исторические, так и содержательные — начинают прорисовываться лишь ретроспективно, в той самой точке, где нынешнее культурное самосознание считает его реально или мнимо преодоленным.
Грань между модернизмом и постмодернизмом можно определить, если считать, что проблема формы затронула сами основы идентичности, которая составляется сегодня из гетерогенных разбросанных частиц (утрачены привычные социальные роли, поколеблены незыблемые оппозиции, в т. ч. «мужское — женское», реальность виртуализируется благодаря широкому распространению новейших технических средств). Несмотря на провозглашаемую постмодернизмом радикальность, он соткан из «модернистских» ожиданий, что в первую очередь проявляется в настойчивой потребности присвоить имя. Пытаясь поставить под сомнение многие из прежних установок, он не может отказаться от ностальгии по форме, какой бы переиначенной и неузнаваемой она ни становилась. Если модернизм доводит форму до апогея, до предела, когда она перестает быть равной самой себе, то постмодернизм отчаянно боится ее потерять (отсюда его «пустая» форма или компиляции всех и всяческих имевших место форм). Модернизм иногда отождествляется с тем, что принято называть «модернистским проектом» (Ю. Хабермас). В этом случае речь идет о просветительской ориентации на разум как синоним познаваемости мира и вещей. Даже авангард, предлагающий вернуться к истокам (к первослову, первообразу и т. д.) либо начать с чистого листа, отвергнув традицию как устаревшую и буржуазную (еще одна версия истины, ждущей искупления), вполне последовательно вписывается в эту парадигму. Так понимаемый модернизм сохраняет в себе романтическое представление о роли творца и в том случае, когда творец имеет дело со «вторичным» материалом (с постмодернистическими «цитатами»). В этом плане модернизм является эпохой последних «великих имен» и последних завершенных стилей (в первую очередь одноименного стиля модерн, ставшего вызовом утилитарности и явной данью системе). Поэтому модернизм в его зрелых формах выступает своеобразной попыткой переформулировать исходные понятия, вдохнуть в них новую жизнь, но не отказаться от порождающей их логики. Наследуя основные предпосылки и постулаты классического мышления, модернизм вместе с тем обнаруживает признаки того релятивизма, который постмодернизм сочтет своей неотъемлемой чертой, и т. о. порождает зерна принципиально иного видения и понимания реальности.
Е. В. Петровская
ПОНЯТИЕ МОДЕРНИЗМА, в социологических трудах близкое к «модернизации» и вместе с последней обозначающее втягивание в Новое время, в начавшийся на северо-западе Европы 17 в. процесс ускоренной рационализации отношений человека и природы, в искусствоведении охватывает период перехода от Нового времени (modernity) к постмодерну (постсовременности; postmodemity) и к постмодернизму.
Предтечей модернизма, понимаемого как отрицание традиционных, устоявшихся форм, в России стал Ф. М. Достоевский. Его романы совершенно сознательно строились из разорванных, незавершенных фрагментов, смыкавшихся только в воображаемой эпической целостности. Пластически это целое не было выявлено, и каждый персонаж осмыслял его по-своему. Отказ от жесткой авторской точки зрения и мерцание целостной истины в репликах героев стал образцом для литературы 20 в. Примерно в это же время во Франции художники-импрессионисты, принципиально ограничиваясь зримым, преодолели иллюзию обособленности предмета; они писали единый свет, рождающий цвета и формы. Успех импрессионизма проложил дорогу целому ряду направлений, взламывающих традиционное для Нового времени понимание пространства, времени и материи, внося в них сознание и подсознание художника, субъективное — в объекты.
Модернизм — это попытка вырваться из дробности предметного мира к текучей цельности, поиски подлинного целого в субъективно пережитом вселенском, едином; это движение к единому, меняющему облики, ипостаси, но единосущному во всех из них, для которого музыка и лирика — только метафоры («музыка» — термин, пущенный в ход П. Верленом, — означает текучее, «волновое» в противоположность кристаллическому, «корпускулярному», нечто размытое в противоположность четкому, возможное и в поэзии, и в музыке, и в живописи). В этом плане модернизм может быть рассмотрен как кризис Нового времени, кризис «фаустовской цивилизации», перенос акцента с мира практики (необходимо делящей реальность на предметы и факты) на мир созерцания, в котором распредмеченная реальность иногда причудливо субъективна, но сквозь «транссубъективность» (Бердяев) раскрывается живое духовное целое.
Г. С. Помераиц

Источник: Новая философская энциклопедия

МОДЕРНИЗМ
(от фр. modernе — новый, новейший, современный) — в общем значении совокупность идеалов, воззрений, принципов, программ, выражающих необходимость обновления, коренных преобразований в социокультурной и в духовной сферах жизни общества, общая переориентация с традиции на инновации, сознательная направленность, установка на использование в этих целях результатов инновационной творческой деятельности, достижений науки и техники, а также новых материалов (см. Модернизация). С другой стороны, М. — общепринятое в теории культуры и эстетике понятие, обозначающее одно из общих направлений развития художественной культуры и искусства 1-й пол. ХХ в. Родиной М. принято считать Францию, а в нач. ХХ в. явления М. получили свое распространение в других странах Европы, в США и в России. Предпосылками развития М. следует считать кризис общепринятой в ХIХ в. философии позитивизма, утрату доверия к естественнонаучному знанию, идеям общественного прогресса, а также неприятие сложившихся форм жизни, самой ее реальности и обыденной предметности, окружающей человека. Мировоззренческой основой М. оказалось понимание коренных и необратимых перемен, которые принес с собой ХХ в., ставший эпохой войн, социальных потрясений, все возрастающей динамики научно-технического прогресса и социальной жизни, глубоких изменений в сознании людей и нарастания всеобщих процессов отчуждения. М. отозвался на потребность по-новому взглянуть на положение человека в мире, на открывшийся разрыв между личностью и природой, устоявшимися формами культуры, когда современный человек оказался во власти техники, машин, государства и массовых социальных процессов. М. развивался в общей атмосфере переживаемого частью интеллигенции острого чувства несвободы не только в социальной сфере, но и в области духа: «В то время как творческий подъем хочет создать новое бытие, в результате получается стихотворение, картина, научная или философская книга, творится новая форма законодательства, новая форма человеческих нравов» (Н.А. Бердяев). Поэтому М. характеризуется осознанием исчерпанности традиционных социальных форм жизни, классического культурного наследия и одновременно отказом от ценностей и идеалов современного мира, провозглашением ограниченности жизнеподобного реалистического объективного отображения жизни в художественной культуре во имя полного пересмотра традиционных отношений между искусством и действительностью. В связи с этим развитие М. характеризовалось его тесной связью с новейшими направлениями западной философской мысли: это учение А. Бергсона, фрейдизм, экзистенциализм, аналитическая психология К. Юнга, философия культуры Т. Адорно и Г. Маркузе. Общей отличительной особенностью всех этих учений было стремление выявить и понять новые важнейшие внутренние характеристики и индивидуальные особенности современного человека, его мировосприятия, не отвлекаясь от повседневных форм его существования в западном обществе. Наряду с этим философскими истоками М. общепринято считать концепции А. Шопенгауэра и Фр. Ницше, которые отказались признавать сферу разума единственно важной для человека и указали на значение иррационального и бессознательного как самостоятельных сфер духовной деятельности человека. В художественной культуре это вело к полному отрицанию реализма и возникновению М. как художественного мировоззрения и программы творчества, когда «реальной действительностью для эстетики является теперь не сама подлинная действительность, а то искусство, которое всегда выдвигалось как отражение подлинной действительности, и самые формы искусства, иной раз с полным игнорированием самой действительности, а иной раз и полным ее устранением» (А.Ф. Лосев). Поэтому М. оказался тесно связан с экспериментами в области художественной формы и превращением содержания внутреннего мира отдельной личности в единственный источник творчества. Для М. важнейшим становится обретение творческой свободы и самостоятельных целей искусства в сфере неограниченной внешними критериями внутренней жизни автора, когда именно само ее течение определяет художественную форму произведения. Таким образом, творчество признается самоценным психологическим и эстетическим процессом, и для М. чрезвычайно характерными становятся идеи и различные принципы бессознательности художественной деятельности (напр., «поток сознания», «автоматическое письмо», монтаж, коллаж) вплоть до совершенно формальных экспериментов с внеэстетическими бытовыми материалами и предметами (см. Авангардизм). Наряду с этим освобожденный от давления реальности духовный потенциал творческой личности должен помочь запечатлеть некие скрытые под покровами повседневности общие высшие и универсальные начала мира, восстановить средствами искусства его цельность и органичность. В этом случае реальные очертания предметного мира приобретают характер субъективных видений, общая картина жизни в произведении отличается фрагментарностью и мозаичностью, а события, образы и факты открывают свои символические, знаковые значения не в отношении к действительности, а прежде всего в общей модели художественного мира. Поэтому искусство и художественное творчество понимается М. как средство преодоления действительного мира, создания новой реальности, что ведет к различного вида мифологизации содержания произведений или к авторскому мифотворчеству и созданию новых индивидуальных моделей культурного пространства (литература, архитектура, скульптура). В 90-е гг. ХIХ и в начале ХХ в. на Западе и в России на основе общих тенденций М. в искусстве определилось стилевое направление под названием «модерн». Стиль «модерн» предложил новое понимание красоты, основанное на создании далекой от реальности особой декоративной целостности художественного образа или произведения, восприятие которых имеет прежде всего эмоционально-духовное значение. Своеобразная декоративность и живописность имела значение не сама по себе, а как система форм и знаков, обновляющих смысловое и духовное содержание художественной картины мира. Стиль «модерн» ориентировался на особый тип человека, для которого богатство и нюансы новой чувствительности должны находить адекватное неповторимое эстетическое выражение. Стилю «модерн» были присущи элементы авангардизма, что выражалось в попытках пересоздать не только мир искусства, но и реальное культурное и предметное окружение человека. Поэтому помимо живописи модерн наиболее полно проявил себя в архитектуре, декоративно-прикладном искуссстве (интерьер и внешнее оформление зданий, мебель, панно, витражи, одежда, театральные костюмы и декорации, книжные и журнальные иллюстрации и т.п.). В этом смысле модерн явился одним из проявлений эстетизма. Модерн отличался установкой на индивидульные конструктивные решения, отличавшиеся театральностью, декоративностью с использованием стилизованного растительного орнамента. В России модерн стал одним из самостоятельных явлений Серебряного века. В целом принято считать, что стиль «модерн» явился одним из истоков возникновения европейского авангардизма и М. В теории культуры и эстетике не сложилось единого мнения о соотношении понятий М. и авангардизма. В большинстве случаев их употребляют или как синонимы, или усматривают в авангардизме одну из разновидностей М. С другой стороны, иногда предлагается выделять «авангардистскую» раннюю ступень каждого отдельного течения М. Между тем в М. несомненно доминирует сосредоточенность на сфере собственно духовного и художественного творчества, на глубоком переживании субъективных моментов жизни человека и творчества, что сочетается с личностным осмыслением коренных вопросов индивидуального человеческого существования. На этом фоне авангардизм, помимо установки на эксперимент, отличается стремлением перейти от творчества в мире искусства к активному и иногда агрессивному вторжению в реальную жизнь во имя ее преображения. Если принять во внимание, что для всего ХХ в. было характерно обилие самых различных теорий, программ, направлений, течений и группировок авангардистской и нереалистической ориентации, то М. можно признать общепринятым условным понятием, обозначающим общие для всех этих явлений субъективистские формы миропонимания и неклассические принципы творчества. Недаром наиболее полно и общезначимо М. проявил себя в эстетике и в художественной культуре (литература, живопись, музыка, драма и театр). В настоящее время к М. относят достаточно разнородные по своим масштабам и направленности явления. Это, напр., характерное для искусства ХХ в. мифотворчество, литература экзистенциализма, произведения словесного и живописного творчества в духе фрейдизма и психоанализа, такие художественные направления, как экспрессионизм и сюрреализм, а также «театр жестокости», «драма абсурда», «новый роман». См. также Авангардизм.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Религиозный модернизм Серебряного века: В. С. Соловьев, Д. С. Мережковский

Красильникова Мария Юрьевна, Наумов Юрий Викторович
Статья нацелена на содержательное раскрытие основных принципов и ключевых проблем религиозного возрождения Серебряного века культурфилософского явления, связанного, прежде всего, с философией Владимира Соловьёва и его последовател
Читать PDF
0.00 байт

Ритуал и театр (проблема модернизации Китая). Ритуал и театр (проблема модернизации Китая)

Серова Светлана Андреевна
Формирование китайского театра, одного из важнейших для Китая феноменов культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Марксизм как ранний аналог концепции модернизации (философский анализ проблемы модернизации незападн

Трубицын Дмитрий Викторович
В статье в качестве раннего аналога концепции модернизации рассматривается социально-философская теория марксизма.
Читать PDF
0.00 байт

Категории «Праздность» и «Труд» в контексте модернизации русской культуры xviiiначала xx века

Шевцов В. В.
In the article is put problem of correlation and perceptions of categories «ease» and «labour» in the context of modernizations of russian culture XVIII a beginning XX centuries.
Читать PDF
0.00 байт

Традиционная религиозность в условиях модернизации общества

Николаев Эдуард Афанасьевич
В статье рассматривается проблема редукции традиционной религиозности в условиях модернизации обществ.
Читать PDF
0.00 байт

Конфликты модернизации и проблема легитимности власти в российском социально-политическом контексте

Цибулевская Е. А., Анкудинова К. А.
Рассмотрена специфика модернизационных процессов, характерных для переходного периода российского общества; в дискурсе транзитивного общества концептуализирована проблема власти, рассмотренная в российском социально-политическом к
Читать PDF
0.00 байт

Модернизация в свете анализа виртуальных аспектов современной экономики

Кирюшин Алексей Николаевич
В статье рассматривается ряд точек зрения мыслителей второй половины ХХ в. на современную экономику как виртуальный феномен.
Читать PDF
0.00 байт

Идея своевременности как часть контекста теорий персональной модернизации

Петренко Наталия Сергеевна
Читать PDF
0.00 байт

Культура правосудия в контексте толерантности и модернизации российского социума

Толпыкин Виктор Егорович
В статье рассматриваются проблемы формирования и развития культуры правосудия в контексте правового поля общества.
Читать PDF
0.00 байт

Концепция негативной позитивной свободы в эстетике модернизма

Коробейникова Лариса Александровна, Беликова Эллина Сергеевна
Проанализирован концепт негативной позитивной свободы на материале искусства модернизма, что позволило выявить необходимость изучения взаимосвязи двух составляющих сторон свободы, в отличие от их разделения в социальной философии.
Читать PDF
0.00 байт

Экологическая безопасность и модернизация в России

Русакова Юлия Анатольевна
В статье анализируются наиболее актуальные феномены современ-ности безопасность, экология и модернизация, в их взаимной обусловленности, взаимодействиях и взаимосвязях.
Читать PDF
0.00 байт

Смыслы и ценности «Народного духа» русской любви как аргументы в споре о модернизации России

Чайкина Татьяна Владимировна
Существует европейская традиция дифференциации на любовь ума и любовь тела. Языческое упоение телесностью стало парадигмой современного Запада, любовь понимается исключительно в романтическом ключе в противоположность сексу.
Читать PDF
0.00 байт

Проект модернизации Европейский соблазн

Матяш Т. П., Несмеянов Е. Е.
Историко-философский контекст модернизации, представленный в статье, позволяет рассматривать ее как не ограничивающийся технологическими достижениями культурноисторический процесс.
Читать PDF
0.00 байт

Проблемы модернизации геронтологической подготовки специалистов по социальной работе в высших учебны

Жданова Инна Валерьевна
Рассматриваются проблемы развития геронтологической подготовки в условиях модернизации современного высшего социально-гуманитарного образования.
Читать PDF
0.00 байт

Терроризм как побочный эффект модернизации в концепции модерна Юргена Хабермаса

Семашко И. М.
Дискуссия о судьбе проекта «модерн» продолжается в свете изменений современной геополитической расстановки сил: раскола Запада, угроз международного терроризма, нестабильной политической обстановки на Востоке, противостояния ООН и

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • МОДЕРНИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ

    один из способов приспособления религии к новым условиям ее существования. Идеологи М. р. стремятся «согласовать» осн. догматы религии с достижениями науки, осовременить традиц. понятия и предста
  • МОДЕРНИЗМ ПРАВОСЛАВНЫИ

    одна из форм приспособления православия к изменяющимся обществ.-историч. условиям, к особенностям сознания совр. верующего» Он сводится к обновлению всего религ. комплекса, включая и вероучит. при
  • Модерн модернизм модернистский модернизация

    эти понятия относятся к тому, что ново и современно. 1) Модерн - новое как противоположность старого и нововведенное как противоположность традиционному. 2) Модернизм - ярко выраженное и сознательно
  • ЭФФЕКТ ПОДРАЖАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ

    понятие, близкое экстраполяции. Стремление народов, образованного и правящего слоя достигнуть результатов деятельности высокоразвитых стран при игнорировании условий их достижения, например, н
  • Модели модернизации хозяйственной культуры

    специфические для данной страны пути и методы перехода от традиционного общества к индустриальному и постиндустриальному. 1. Англо-американская модель модернизации - это особая модель перехода о
  • МОДЕРНИЗАЦИЯ, МОДЕРНИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИЯ

    один из содержательных аспектов концепции индустриализации, а именно - теоретическая модель семантических и аксиологических трансформаций сознания и культуры в контексте становления индустриа
  • КУЛЬТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

    1) процесс развития культуры, соответствующий современным требованиям; 2) концепция, согласно которой фиксируются пути и способы совершенствования “опаздывающих” культур, вхождения их в мировое
  • МОДЕРНИЗАЦИЯ

    изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям. В современном обществе под такими усовершенствованиями подразумевают экономический рост, индустриализацию, урбанизацию и т. п
  • МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

    один из аспектов универсального процесса модернизации социальной, роль которого, первоначально подчиненная решению задачи экономического роста, постепенно усиливается до такой степени, что име
  • МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

    совокупность экономических, демографических, психологических и политических изменений, претерпеваемых обществом традиционного типа в процессе его трансформации в общество современного типа (с
  • Модернизация культуры

    культурная модернизация) – 1) резкое обновление («осмысливание») культуры в духе определенных ценностей, ее реакцию на какие-то требования времени и общества 2) работа по преодолению ее «запаздыва
  • Модернизация культурной жизни

    модернизация (фр. новейший, современный) имеет несколько значений: - модернизм – комплекс авангардных явлений в культуре первой половины ХХ в., - модернизм – одно из главных направлений европейско