МОДЕРНИЗМ ПРАВОСЛАВНЫИ
МОДЕРНИЗМ ПРАВОСЛАВНЫИ
одна из форм приспособления православия к изменяющимся обществ.-историч. условиям, к особенностям сознания совр. верующего» Он сводится к обновлению всего религ. комплекса, включая и вероучит. принципы; к введению в старую богосл. систему новых представлений и понятий типа «социальная активностью «богословие революции», «богословие мира» (см. Мирология), «коммунистическое христианство»; к пересмотру традиц. способов защиты религии, к отказу от мн. норм и требований, в том числе отлучений, предания анафеме, широко практиковавшихся в прошлом. М. п. не является организационно оформленным течением и представлен теми иерархами и группами духовенства, которые полагают, что обновленное православие лучше служит интересам верующих, нежели традиционализм и ортодоксия. Он обусловлен не субъект, стремлениями богословов и священнослужителей, а объект, причинами. Будучи ответом на изменения в сознании верующих, обновленные религ. представления оказывают стабилизирующее воздействие на это сознание и тем самым способствуют сохранению религии. Осн. задачей религ. модернизма является упрочение позиций религии в совр. мире, преодоление кризиса веры и противодействие разрушительному влиянию социального и научного прогресса. В рус. православии это нашло свое отражение в его социально-политич. ориентации, новом подходе к оценке глобальных проблем современности, более всего затрагивающих интересы человека, вопросы культурологии и социальной этики. Посредством модернизации традиц. религ. представлений церковь решает апологетические задачи, повышает свой обществ. престиж, усиливает свои мировоззренч. позиции. Поэтому в атеистич. работе необходимо анализировать не только традиционные, но и обновленные рели г. представления, верно оценивать не только более изощренные способы защиты религ. идеологии, но и ту политич. деятельность правосл. церквей и орг-ций, к-рая проникнута заботой о благе человека.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7