МЕТОДИКА
МЕТОДИКА
совокупность методов и приемов целесообразного проведения какой-либо работы.
Литература: [118].
Литература: [118].
Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013
Методика
(от греч. methodike) – 1) совокупность методов практического выполнения чего-либо; 2) учение о методах преподавания определенной науки.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
МЕТОДИКА
конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа существования; совокупность способов и приемов познания.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
Методика
(от греч. methodike) – совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы. В социологии – это совокупность способов выявления конкретных социальных фактов и средств получения и обработки социологической информации.
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
Методика
наука, занимающаяся разбором методов научного исследования. Методика входит в состав логики. Методика в педагогии занимается способами обучения, куда относится изложение, преподавание и объяснение предмета обучения, словом, всеми средствами, на какие указывают наука и опыт, направленными к тому, чтобы ученик как можно лучше понял и усвоил предмет преподавания. Поэтому к методике педагогической относится и порядок изложения, и форма преподавания изустного и письменного, и способ обучения.
МЕТОДИКА
наука обучения какой-либо дисциплине. Считается, что она относится исключительно к образованию, но потребность в М. остро ощущается и в научном сообществе. Научный диалог и дискурс предполагают взаимопонимание, а добиваются его посредством методических приемов. Давно подмечено, что научная компетентность есть необходимое, но недостаточное условие умения доходчиво и ясно передавать свои мысли слушателям. К сожалению, М. не в почете у ученых, а методисты часто не блещут научной компетентностью. Ситуация явно нуждается в улучшении.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.
МЕТОДИКА
фиксированная совокупность приемов практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату. В научном познании методика играет важную роль в эмпирическом исследовании (наблюдении и эксперименте). В отличие от метода в задачи методики не входит теоретическое обоснование полученного результата, она концентрируется на технической стороне эксперимента и на регламентации действий исследователя.
Методическая корректность исследования обеспечивает воспроизводимость результата исследования, возможность его контроля и проверки любым коллегой. В современных условиях, когда оборудование и техника эксперимента неизмеримо усложнились, практическая реализация этих требований часто невозможна или связана с огромными затратами, тем большее значение приобретает скрупулезное описание методической стороны исследования.
Расширение инструментальной и расчетной базы естественных и социальных наук резко обострило внимание к методике как обеспечивающей сфере научного познания. Это проявилось прежде всего в стандартизации методик и появлении методических справочников как специального жанра научной литературы. Практически все рутинные исследования должны проводиться по стандартным методикам, описанным в справочниках, с обязательным указанием процедуры. Отклонение от стандартизованных методик требует специального обоснования.
В этой связи в методологическом арсенале отдельных дисциплин появилась новая область — обсуждение и критика методического инструментария соответствующей дисциплины. Развитие этой сферы методологической деятельности вносит свой вклад в интеграцию науки, поскольку методики, разработанные в одной дисциплине, часто приобретают универсальный характер. Напр., радиоуглеродная датировка, некогда разработанная в геофизике, в настоящее время успешно применяется в ряде исторических дисциплин (палеонтологии, палеоботанике и др.). Это дает ряду методологов основание утверждать, что в современной эмпирической науке методика выполняет функцию универсального языка междисциплинарного общения, подобно функции математики как языка теоретического естествознания.
Методическая корректность исследования обеспечивает воспроизводимость результата исследования, возможность его контроля и проверки любым коллегой. В современных условиях, когда оборудование и техника эксперимента неизмеримо усложнились, практическая реализация этих требований часто невозможна или связана с огромными затратами, тем большее значение приобретает скрупулезное описание методической стороны исследования.
Расширение инструментальной и расчетной базы естественных и социальных наук резко обострило внимание к методике как обеспечивающей сфере научного познания. Это проявилось прежде всего в стандартизации методик и появлении методических справочников как специального жанра научной литературы. Практически все рутинные исследования должны проводиться по стандартным методикам, описанным в справочниках, с обязательным указанием процедуры. Отклонение от стандартизованных методик требует специального обоснования.
В этой связи в методологическом арсенале отдельных дисциплин появилась новая область — обсуждение и критика методического инструментария соответствующей дисциплины. Развитие этой сферы методологической деятельности вносит свой вклад в интеграцию науки, поскольку методики, разработанные в одной дисциплине, часто приобретают универсальный характер. Напр., радиоуглеродная датировка, некогда разработанная в геофизике, в настоящее время успешно применяется в ряде исторических дисциплин (палеонтологии, палеоботанике и др.). Это дает ряду методологов основание утверждать, что в современной эмпирической науке методика выполняет функцию универсального языка междисциплинарного общения, подобно функции математики как языка теоретического естествознания.
Источник: Новая философская энциклопедия