Методика виртуальный лабиринт
Методика «виртуальный лабиринт»
методика, предназначенная для определения степени девиртуализации виртуальной реальности телесности, для определения возникновения феномена удвоения телесности. Методика разработана Т.В. Носовой. Ребенку дают карандаш. В присутствии ребенка на листе бумаги рисуется лабиринт (см. рисунок). Инструкция: «Это (указывая на линию) – очень высокие стены, через которые невозможно перелезть и сквозь которые нельзя пройти. Стены все поворачиваются и поворачиваются, образуя длинный, извилистый коридор. Здесь стоит девочка (в центре, в месте начала линии рисуется девочка), а здесь – воздушный шарик (вне лабиринта рисуется воздушный шарик). Девочке нужно взять шарик. Помоги ей, пожалуйста, добраться до шарика. Проведи дорожку для девочки по этому лабиринту». Есть три типа выполнения задания: 1) дорожка рисуется внутри лабиринта, не пересекая стены, доводится до шарика; 2) дорожка рисуется хаотичными кругами, пересекающими стены, и не доводится до шарика, иногда возвращается к девочке; 3) дорожка рисуется от девочки к шарику, напрямую, пересекая стены (см. рисунок). Различимость реальностей (наличие феномена удвоения реальности телесности) ведет к выполнению задания по первому типу. Если к шести годам ребенок выполняет тест по второму или по третьему типу, то это свидетельствует о проблемах психического развития, о затруднении процесса девиртуализации реальности телесности. Для ребенка, из собственного опыта знающего о невозможности прохождения сквозь стены, при обращении к мыслимому, представляемому процессу, т.е. осуществляемому в реальности сознания, невозможно соотнести две реальности – телесности и сознания. И в плане воображения, «мышления» все становится возможным, законы существования там иные, нежели в реальном мире. Соотношение реальностей для ребенка невозможно. В процессе освоения реальности сознания ребенок все более уверенно начинает различать реальность сознания и реальность телесности, реальность мыслимого и физического, что и ведет к сознаванию «условностей», к возможности оперировать с реальными предметами на мыслимом уровне, с сохранением всех свойств реальных предметов (Н.А. Носов, Словарь виртуальных терминов).
Источник: Теория и практика разрешения виртуального конфликта, Практико-ориентированная монография