Медитация
(от лат. meditatio – сосредоточенное размышление) – мысленное сосредоточение, концентрация на некоторой идее.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
Медитация
религиозная практика, применяемая в йоге и религиях Авраама, содержащая разнообразные подходы для достижения возвышенного духовного состояния. Нередко это состояние характеризуют, как общение с божественным, или (в буддизме) с трансбожественным.
Источник: Новые религиозные движения.
Медитация
лат. meditation – размышление) – умственное действие, цель которого – приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов.
Источник: Большой толковый словарь по культурологии
Медитация
(лат. meditatio – размышление) – умственное действие, цель которого – приведение психики в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов. Медитация играла важную роль в индийской философии и религии (особенно в йоге), а также в Древней Греции (в пифагореизме, платонизме и далее в неоплатонизме), частично в католицизме и в православии. Интерес к медитации проявляли представители психоанализа (К. Г. Юнг).
Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017
Медитация
состояние углубленной сосредоточенности. В психологическом смысле медитация характеризуется расслабленностью, умонастроение медитирующего — некоторой отрешенностью от внешнего мира. Медитация возникает в результате определенной последовательности умственных актов. Состояние самоуглубленности и уравновешенности ума, эмоциональной безмятежности достигается в результате различных технических приемов. Известна методика медитации в индийской и буддийской йоге, в православной «Иисусовой молитве», в «экзерциях» (духовных упражнениях иезуитов), в некоторых школах современного психоанализа.
Источник: Человек и общество. Культурология
МЕДИТАЦИЯ
(Meditation; лат.) — размышление, раздумывание, созерцание в философско-метафизическом или религиозно-мистическом смысле. Пример из философии: работа Декарта
«Méditations métaphysiques» («Метафизические размышления», т. е. «Размышления о первой философии»), 1641. В религиозно-мистическом смысле медитация — это погружение, средство глубинного познания. См. Контемпляция.
H. U. Rieker. Das Geheimnis der M., 1953; J. B. Lotz. Der Weg nach innen, 1954; W. Bitter. M. in Religion u. Psychotherapie, 1958, 1973; Lu K’uan Yue. Geheimnisse der chines. M., 1967; E. Benz. M., Musik und Tanz, 1976; P. J. Griffiths. On Being Mindless. Buddhist M. and the MindBody Problem. La Salle III, 1986.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
МЕДИТАЦИЯ
(лат. meditatio - размышление, обдумывание) - 1) углубленное размышление, относящееся к духовной истине и осуществляемое в благоговейном предстоянии и созерцании. В древней философии к медитации обращались, чтобы глубже войти в познание истин, относящихся к миру в целом и запредельному бытию, и достичь духовного единства с реальностью. 2) В христианстве: внутренняя молитва, соединенная с сосредоточением мысли на содержании молитвы. Это пути осуществления замысла Божия о спасении в данной конкретной ситуации и в более общем плане. Для медитации необходимы не только духовная пробужденность и способность отвлекаться от чувственного опыта, но и внутренне собранный и развитый ум, любовь к Богу. Это молитва не только сердца человека, но и его разума. Медитацию отличают от созерцания - высшего вида молитвы, когда нет нужды в мыслях и словах.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
МЕДИТАЦИЯ
лат. meditatio, meditor - размышляю, обдумываю) — психич. активность личности, целью к-рой является достижение состояния углубленной сосредоточенности. М. предполагает определенные изменения в протекании физиологич. и психич. процессов, что выражается в расслабленности человека, отрешенности от внешних объектов, понижении его реактивности. Существуют различные, разработанные гл. обр. на Востоке, методики М., включающие и психич. упражнения, способствующие достижению умств. сосредоточенности. Наиболее известная система М. — йога. М. широко применялась в различных религиях как способ отвлечения человека от эмпирич. мира и «приобщения» его к миру сверхъестеств., т. е. иллюзорному. Своеобразными проявлениями М. были, напр., «духовные упражнения» иезуитов, «учение о пути» в мусульм. суфизме. Широкое распространение М. получила в дзэн-буддизме.
Источник: Атеистический словарь
МЕДИТАЦИЯ
от лат. meditatio размышление) - интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т. д., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и др. напряжение). Восточный тип медитации (представленный всеми формами йоги в Индии, даосизмом в Китае) предлагает религиозно-мистическое растворение индивидуального сознания в безличностном, океаноподобном абсолюте - ситуация, реализуемая образами мотылька, сгорающего в пламени свечи, или соляной куклы, которая растворяется в воде моря. Др. религиозно-мистическое направление медитации, культивировавшееся христианством, трактовало ее как слияние двух личностей (человеческой и божественной). Вообще методы медитации разнообразны. Интерес к ней и ее психотерапевтическим аспектам характерен для некоторых течений психоанализа (Юнг).
Источник: Философский энциклопедический словарь
Медитация
четвертая необходимая форма интеллекто- и субъектооборазующей деятельности человека. Первые три хорошо известны:
1) рациональная - центры выработки умения мыслить, рационально постигать окружающий мир и приобщаться к миру знаний (академические институты и учебные центры); 2) сенсорная и сенсомоторная - воспитывающие чувства учреждения искусства спорта, где человек удовлетворяет свою потребность в зрелищах, в катарсисе (очищении души силой эмоциональной встряски, образных переживаний); 3) исповедальная - приобщение в храмах к вере, к светлым идеалам Абсолюта, к очищению совести пред ликом высшей нравственности и высшего судии; 4) отсутствующая институциональная форма, необходимая быть в обществе для осуществления процесса систематического укрепления воли, самообладания, выдержки человека путем сурового тренажа его внутреннего духовного мира во имя реализации тезиса Сократа "Познай самого себя" и погружение сознания в подсознание, в скрытые уровни координации движений (таковых специалисты насчитывают шесть); сосредоточенное размышление с погружением вглубь сознания, вслушивание в себя с полным отключением внимания на восприятие внешних явлений.
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
МЕДИТАЦИЯ
интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом, подсознанием в предмет, идею и пр., достигаемое путем сосредоточения на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное, интеллектуальное и другое напряжение). Прием психической тренировки, принимающий различные формы в зависимости от культурно-исторического окружения и целей медитирующего. Наибольшее число свидетельств о приемах медитации сохранилось на Востоке. Восточный тип медитации, представленный всеми формами йоги в Индии, в Тибете, даосизмом в Китае и др., предполагает религиозно-мистическое растворение индивидуального сознания в безличностном, океаноподобном абсолюте – ситуация, реализуемая образами мотылька, сгорающего в пламени свечи, или соляной куклы, которая растворяется в воде моря. Другое религиозно-мистическое направление медитации, культивировавшееся христианством, суфизмом трактовало ее как слияние в любви двух личностей – человеческой и божественной. В 20 в. методики медитации разрабатываются в некоторых школах психологии как системы психофизической и духовной тренировки, рассчитанные на терапевтический эффект и совершенствование личности.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Медитация
(от лат. meditor – размышляю, обдумываю) – процесс и результат приведения души в состояние внутренней сосредоточенности. Следует различать технику М. и её философский смысл как определенной формы существования. Категориальный статус этой формы бытия меняется в зависимости от степени углубления в субъективную реальность и характера сосредоточенности в ней. В любом случае М. предполагает отвлечение от любых внешних факторов. Тематическая М. заключается в сосредоточении на переживании определенного состояния субъективной реальности. На более глубоком уровне достигается сосредоточение на переживании собственного внутреннего мира как такового в отвлечении от любой тематики. И, наконец, на самом высшем уровне М. становится глубинным общением с трансцендентной реальностью (души с духом). Как правило, осмысление М. связывают с её религиозными и мистическими практиками: различными видами йоги, умным деланием в православии, достижением состояния сатори в дзен-буддизме, суфийскими практиками в исламе. Здесь легко потерять специфику именно философского осмысления проблемы, углубившись в чисто религиоведческие различения и споры. От этого также необходимо отвлечься, как и от осмысления техники М. Обвинения в «абстрактности» философского подхода здесь, увы, неизбежны, но в данном словаре мы работаем на категориальном уровне.
Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.
МЕДИТАЦИЯ
(лат. meditatio — размышление) — состояние глубокой сосредоточенности на избранном объекте, часто сопровождаемое необычными переживаниями в сознании и ощущениями в теле. Практики М. широко используются всеми религиознофилософскими системами Индии. Разум при М. «засыпает », что, однако, не означает погружение человека в сонное оцепенение. М. нельзя путать с гипнотическим и сомнамбулическим состоянием. На санскрите тот же самый смысл, что и слово М., имеют слова «дхьяна», «бхавана», «самадхи» и другие. В йоге М. играет определяющую роль: три последние, важнейшие ступени йоги Патанджали представляют собой уровни М. Для индийцев М. значима как внерациональный способ постижения реальности. В М. человек входит в очень тонкие и глубокие уровни сознания, в результате чего созерцаемый объект (в том числе и собственное «я») раскрывается во всей глубине. Объектом М. может быть все что угодно, поскольку М. прежде всего инструмент постижения, а не самоцель, но предпочитается М. на благочестивые объекты, такие как смысл священных изречений или мантр, изображения божества, его аспекты и т. п. В тантризме адепт медитирует, например, на тождестве себя и бога. Как правило, при М. замедляется дыхание, пульс, происходят другие физиологические и психологические изменения; также могут появляться необычные психические способности (сиддхи).
Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм
МЕДИТАЦИЯ
обобщающее условное название, данное европейскими учёными основным духовным практикам, ведущим к достижению главных целей буддизма, а именно: освобождения от череды рождений, нирваны, состояния архата и Будды и т.д. В буддийских трактатах описание практик М. тщательно разработано в особом разделе Закона (Дхарма). В нём предусмотрено несколько последовательных стадий углублённого самопознания и проникновения в сущность мироздания. Обязательными условиями являются, во-первых, прохождение подготовительной стадии, на которой практикующий обретает физическое, нравственное, умственное и духовное здоровье по буддийской шкале ценностей. Во-вторых, обязательно наличие учителя — мастера М., без которого не только не гарантирован успех применения описанных технических приемов той или иной практики, но и существует реальная опасность для ума практикующего. И вместо вожделенного свидания со «светом знания» он погрузится во «мрак сознания». Принято считать, что М. — это триединый комплекс внимания, сосредоточения и интуитивной мудрости, а также, в иной трактовке, сосредоточенного созерцания объектов, достойных памяти Будды, т.е. истин буддизма. Недостаток термина «М.» состоит как раз в его обобщающем характере, поскольку его используют при переводе десятков доктринальных понятий с различных языков буддизма и этим термином обозначают разные духовные практики, относящиеся к нескольким стадиям и уровням сложности (бхавана, дхьяна, самадхи, випащьяна, шаматха, самапатти и т.д.).
Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.
МЕДИТАЦИЯ
лат. meditatio, от meditor - размышляю, обдумываю), умств. действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности. В психологич. аспекте М. предполагает устранение крайних эмоциональных проявлений и значит. понижение реактивности. Соматич. состояние медитирующего характеризуется при этом расслабленностью, а его умонастроение - приподнятостью и нек-рой отрешенностью (от внеш. объектов и отд. внутр. переживаний).
В разных медитативных практиках (культовых, религиозно-философских, психотерапевтических, дидактикопропедевтических и т. п.) вызывание и протекание М., как правило, связаны с определ. последовательностью умств. актов, складывающихся в естеств. процесс. Поэтому почти во всех языках обозначение М. семантически связано с понятиями «ум» и «думание» одновременно - как природных способностей человека, не зависящих от его сознат. намерения (санскр. дхьяна, рус. думанье, греч - размышляю, англ. musing - дремотное мечтание и т. п.).
Методики М. различаются наборами технич. приемов и последовательностью ступеней достижения уравновешенности ума и нереактивности психики. Особое развитие М. получила в индийской и буддийской йоге, в антич. «филос. экстазе» платоников и неоплатоников (причем у первых она выступила как необходимая предпосылка теоретич. мышления, в частности математического), в православном «умном делании» («логос-медитация», или «Иисусова молитва»), в «экзерцициях» (духовных упражнениях) иезуитов, в учении о «пути» мусульмансуфиев, а также в нек-рых школах совр. психоанализа (Юнг), ставящих целью интеграцию личности.
Источник: Советский философский словарь
МЕДИТАЦИЯ
санскр. дхьяна) — внутр. сосредоточение сознания на опред. идее, обычно подкрепляемое созерцанием соответств. объекта и ведущее к успокоению, внутр. гармонии и предполагаемому прорыву на новый уровень понимания сущности бытия. Прорыв на уровень абсол. понимания именуется в инд. практике самадхи, в яп.— сатори и по сути близок к приближению к нирване. Согласно учению тхеравады, с помощью М. как бы просматриваются психологич. состояния любых существ, действий, явлений, психич. и моральные факторы, описанные в канонич. текстах, к-рые являются по существу компедиумом поступков людей и их мотиваций. Видение может быть истинным или ложным. Если увиденное медитатором соответствует содержанию канонич. текстов, то видение истинное, если нет, то ложное, порожденное невежестом, заблуждениями медитатора. Поэтому авторы абхидхармич. трактатов, к-рые создаются в процессе М., обязательно строго логически увязывают увиденные картины и образы с высказываниями Будды или его учеников. Осн. цель М.— освоить увиденное или воображаемое настолько, чтобы стать целителем, т. е. человеком, способным безошибочно установить диагноз любой болезни, ее причины и способы лечения,— в этом же суть просветления, достигаемого с помощью М. М. служит достижению 1) практич, цели (хиляр), 2) исчерпывающего познания (праджня), 3) конечной цели — просветления (бодхи) и нирваны. Считается, что в процессе М. развиваются 5 достоинств: вера в истинность учения Будды (саддха), энергия, вызванная решимостью следовать учению Будды (вирия); стремление быть истинным во всем (сати); желание предаваться созерцанию и размышлениям (самадхи и випассана);мудрость (праджня). В И. Корнев
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
МЕДИТАЦИЯ
от лат. "размышление") - сосредоточенное размышление о каком-либо предмете, в ходе которого достигается полная концентрация сознания, отвлечение от внешне-случайных обстоятельств, необычная ясность понимания сущностной стороны объекта. М., как правило, опосредуется вспомогательными процедурами: созерцанием определенного объекта (часто условного, не относящегося непосредственно к предмету М.), ритуальными действиями, использованием материальных средств медитационного сосредоточения (четки, мандала, янтра, символы, мантры и др.). В качестве способа познания М. наиболее широко распространена в разнообразных мистических школах философии, оккультных практиках, религиозной деятельности. Сам принцип М. тесно сопряжен с центральной гносеологической установкой философского мистицизма: познание сущности универсума возможно благодаря непосредственному проникновению в глубь собственного сознания. Практически все философские учения, так или иначе утверждающие иллюзорность, несубстанциональность феноменального мира, эзотерический характер первореальности, используют те или иные элементы М. для подготовки адептов, дисциплинирования чувственноэмоциональной сферы, интеллектуального тренинга. Особо важное значение М. имеет в теории и практике восточных (индийской, китайской, японской) типов философии. Принципиальные основания М. как мистико-познавательной и психотренинговой практики существенно отличны от иных, традиционных для религиозной философии, методов познания, таких как откровение (поскольку оно не зависит от какой бы то ни было активности субъекта), мистический экстаз (т. к. это состояние трансцендирования порой неподконтрольно интеллекту и сродни художественному вдохновению, инсайту), духовидение и др·. По сути, М. в сравнении с перечисленными способами познания представляет собой наиболее методически и теоретически обоснованный вариант, требующий специальных усилий, а не только предрасположенности субъекта. Некоторые элементы медитативных практик из арсенала восточной религиозной культуры используются в современное время вне всякой осмысленной связи с их происхождением в качестве средств психотренинга.
Е. В. Гутов
Источник: Современный философский словарь
медитация
МЕДИТАЦИЯ (от лат. meditatio — размышление; упражнение) — тип психотехники, продуцирующий измененные состояния сознания методами минимизации обычных форм психической деятельности, предельной концентрации внимания, строгой дисциплины мыслей и чувств, внутреннего (интроспективного) видения. Минимизация обычных форм психической активности предполагает в М. снижение реакций на внешние раздражители («отрешенность»), а также, как правило, приведение тела в статичное положение в определенной позе (в йоге — асана); однако в чань-буддизме заметное место заняли техники динамической М., получившие развитие не только в ритуальной деятельности, но и в боевых искусствах (стрельбы из лука, рукопашного боя и т.д.). В своем генезисе и длительном развитии М. связана с религиозными психотехниками. Наиболее архаические формы М. относятся к шаманским практикам, в которых они переплетены с визионерским опытом, трансом и идеей обретения магических способностей. В западных религиях элементы М. присутствовали в религиозном опыте неоплатонизма, средневековых мистиков, стремившихся к «dilatatio mentis» (лат. термин, означающий «расширение сознания»). К методам М. обращался Игнатий Лойола (1491—1556), описавший их в «Духовных упражнениях» («Exercitia Spiritualia»). В востосточном христианстве приемы М. присутствовали в исихазме, а также в др. духовных практиках избавления от «страстных» состояний и обретения внутреннего покоя. В иудаизме техники концентрации и интроспекции тоже включались в духовную практику (kawanah и др.). Во многих восточных религиях (напр., в йоге) М. приобрела значение основного пути к главным религиозным целям. В буддизме, где западный термин М. соответствует понятию «дхьяна», сложились детализированные техники М. и религиозно-философские системы, раскрывающие ее смысл, — напр., учения Васубандху (4—5 вв.), Буддагхоши (5 в.), определявшего М. как состояние концентрации, в котором образующие сознание элементы «пребывают уравновешенно и правильно на единственном объекте» (Visuddhimagga. Путь очищения. Ш.З). Восточные религии трактуют М. как важную составляющую «пути святости» и сопрягают ее с неукоснительным соблюдением строгих нравственных правил и аскезы. Адепт, достигший вершин М., избавляется от неведения, получает истинное знание («просветление»), мудрость и достигает спасения — напр., как учит буддизм, выходит из сансары и переходит в нирвану. Даосизм обещает мастеру М. сверхчеловеческие способности: свободно перемещаться в пространстве, становиться невидимым, неуязвимым, а в пределе — бессмертным. Современные научные исследования показывают, что М. способна продуцировать: 1) трансформации когнитивных моделей, в результате которых возникают эффекты «прямого», непосредственного видения сущности вещей, «пустотности» как истинного состояния бытия, расширения границ восприятия до «космического» масштаба и т.п. феномены, выходящие за границы обычных («базисных») состояний сознания; 2) интенсивные эмоциональные состояния гармонии чувств, радости, освобождения от страхов и заблуждений и др. позитивные переживания. В 20 в. М., прежде всего в ее «восточной» форме, стала популярна в массовой культуре Запада. Многие практики М. были существенно модифицированы с учетом особенностей западной культуры и конъюнктуры на рынке религиозных, а также психотерапевтических услуг. В этой трактовке смысл М. сводится к «раскрытию» новых ментальных горизонтов, к снятию стрессов, психическому оздоровлению. Типичным потребителем такой М. становится обыватель, а ее «философией» — практическая польза. Из «пути святости» М. превращается в секулярную психотехнику. АЛ. Забияко
Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки
МЕДИТАЦИЯ
лат. meditatio - размышлять, обдумывать, инд. аналог - дхиана, кит. - цинь лу - "размышление в тиши") - форма психической активности, обеспечивающая погружение человека в особые трансовые состояния. Физиологической основой М. является способность коры головного мозга человека под воздействием медитативной тренировки вырабатывать необычные сочетания очагов возбуждения и торможения, продуцировать яркие образы, вызывать посредством внушения материальные сдвиги в организме, оперировать эндорфинами (внутренними наркотиками) и гормонами, вырабатываемыми железами внутренней секреции человека. В религиозной практике М. применяется в контексте мистики с целью духовного лицезрения объектов веры и непосредственного общения с ними. Тем самым обеспечивается стремление всякой религии сделать символы своей веры чувственно воспринимаемыми. В качестве культурного феномена М. могут функционировать также в качестве духовных упражнений, позволяющих усовершенствовать способности человека, выступая в качестве психической первоосновы различных форм физической культуры. Всестороннее развитие получили М. на Востоке, став неотъемлемой частью не только религии, но и всей культуры, наложив отпечаток на все виды деятельности. Родиной наиболее разветвленных, многогранных и всесторонне разработанных религиозно-медитативных систем была и остается Индия. Медитативностью проникнута практика йоги, состоящая из этической и физической подготовки, дыхательных и психоэнергетических упражнений, отключения чувств и мыслей от внешнего мира,
их концентрации и сосредоточения на отдельных объектах, медитативного умозрения и созерцания. Целью йоги, ее высшей ступенью является состояние "самадхи", экстатического озарения и просветления, обеспечивающее, согласно учению йоги, непосредственное слияние человеческой души с духовной сущностью Вселенной. Другую всеобъемлющую религиозно-медитативную систему предложил буддизм. Он рассматривает М. как одно из важнейших средств предотвращения сопутствующих жизни страданий и достижения нирваны - внематериального состояния души. Медитативная практика буддизма направлена на последовательное преодоление жажды телесной жизни для жизни вечной и складывается из целенаправленного подавления, вытравления эмоций, воли, словесного мышления. Идя этим путем, буддистский архат (посвященный, монах) стремится впасть в состояние сатори (озарение, прозрение), в котором стать способным узреть свое истинное "я" и мир духовных сущностей, открытый Буддой. В Китае не без индийского влияния также сформировались две высокоразвитые религиозно-медитативные системы даосизм и чань-буддизм. Даосская техника М. заключается в овладении психической энергией ци, выработке в организме человека различных веществ здоровья и достижение на этой основе физического бессмертия. Чань-буддизм, именуемый в Японии дзен-буддизмом, представляет собой неиндийский вариант буддизма, само название которого "чань", "дзен" скопировано с санскритского слова "дхиана" и означает не что иное, как М. Чаньские (дзенские) способы медитирования делают упор на двигательную активность, вчувствование в природу и так называемое мгновенное озарение, возникающее под действием стресса. Особое направление медитативной практики возникло в индийском и китайском тантризме. Основными медитативными приемами тантризма были углубленное чтение священных текстов (тантр), перемежаемое видениями (даршанами), произнесение и пение особых сочетаний звуков (мантр), экстатические танцы, сопровождаемые магическими жестами (мудрами), длительное вглядывание в символические изображения (ян-тры), особая психосексуальная практика. В мусульманском суфизме также содержится определенная система медитативного тренинга. Развитые системы медитативной практики содержались также в иудейской каббале и христианском иси-хазме. В Европе М. систематически являлись в мистериях древней Греции, в языческих культах Рима. С приходом эры христианства в роли М. используется молитва. В Европе М. с самого начала имели коренные отличия от медитативных практик стран Востока. Они не абстрагировались от словесного мышления с его логикой и использовали формулы словесных внушений. С возникновением конкретной науки и ее обращением к человеческой психике феномен М. стал предметом специального исследования: стала изучаться роль целенаправленного внушения в лечении болезней, была создана гипнология как наука о гипнозе, в 19 в. аптекарь Куэ предложил систему психотерапевтического самовнушения. Первая такая научно-медитативная психотехника была создана психотерапевтом И. Шульцем и получила название аутотренинга. Источниками аутотренинга послужили современная теория гипноза и индийская йога. Основным отличием психотренинга Шульца от восточной М. явился вербальный, словесный характер внушений. Во второй половине 20 ст. на Западе резко усилился интерес к культурному наследию Востока в том числе, и к М., осмысленной в западном культурном контексте в качестве психотерапевтического средства и элемента практической деятельности человека. (См. также: Мистика, Исихазм, Тантризм, Йога, Буддизм, Суфизм).
Л,В. Кривицкий
Источник: Новейший философский словарь