санскр.), магга (пали) — путь. Термин обычно используется для обозначения «благородного срединного пути» или «благородного восьмеричногo пути» адептов буддизма. Н. А. Канаева
МАРГА
МАРГА
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
МАРГА
Санскр.) "Путь", Аштханга марга, святой или священный
путь, есть тот, который ведет к Нирване. Восьмиричный путь возник
от семиричного, добавлением (теперь) первого из восьми Марг, что
есть "обладание ортодоксальными воззрениями", с чем истинный
йогачарья не имел бы ничего общего.
путь, есть тот, который ведет к Нирване. Восьмиричный путь возник
от семиричного, добавлением (теперь) первого из восьми Марг, что
есть "обладание ортодоксальными воззрениями", с чем истинный
йогачарья не имел бы ничего общего.
Источник: Теософский словарь
МАРГА
(санскр. ma–rga, тиб. bgrod bya, lam, путь) — религиозный Путь, в качестве определённого порядка духовного совершенствования. Этот Путь занимает многие рождения, в течение которых происходит постепенное развитие благих начал, преобразование существа, постепенно искореняющего идею «я» и «моё» (ахан-кара). В Великой колеснице (согласно «Абхисамая-аланкаре» Майтреянатхи) принято разделять М. на пять путей, стадий или этапов. Это пять последовательных стадий, приближающих к обретению Просветления. 1) Накопление добродетели (санскр. sambha–ra-ma–rga) представляет собой нравственное совершенствование через подавление чувственности, сдержанность в еде, практику глубокой медитации без ночного сна и усиленное изучение 16 аспектов Четырёх Благородных истин. 2) Подготовка к [видению Знания] (санкскр. prayoga-ma–rga) состоит из четырёх ступеней интуитивного видения сущности Четырёх Благородных истин. 3) Стадия постижения (санскр. darsana-ma–rga), на которой совершенствуются випащьяна и шаматха, для того чтобы непосредственно воспринимать пустотность — шуньяту. 4) Стадия созерцания (санскр. bha–vana-ma–rga) посвящается мастерскому овладению девятью последовательными уровнями медитации (дхьяна), ибо только на этой стадии навсегда удаляются даже следы омрачений и ядов сознания. 5) Стадия «неучения» (санкскр. asaiksa-ma–rga) — конец Пути, достижение архатства и нирваны. Эти пять стадий имеют различные истолкования для шраваков-хинаянистов, пратьекабудд и для просветлённых существ (бодхисаттв) Махаяны (см. Бодхисаттва, Пратьекабудда, Шравака). Все они подробно изучены и описаны в замечательной работе российского буддолога Е.Е. Обермиллера, которая до сих пор является образцом научной текстологической деятельности. См. также Восьмеричный Путь, Срединный Путь, Девять колесниц ньингмы.