МАНДАЛА
Мандала
(mandala) - символическая форма из симметрически расположенных кругов внутри более крупных концентрических кругов. Используется при ритуалах и в медитациях верующих Тантры в индуизме и буддизме.
Источник: Новые религиозные движения.
МАНДАЛА
санскр. Mandala - "магический круг") - в своей основе является зрительной конструкцией, сложной геометрической фигурой, обладающей более или менее регулярными кратными отношениями, в основе которых чаще всего лежат квадрат и круг. М. символизирует психику, в частности, принцип самости, стремление к целостности, гармонии мира и сознания. В традиционных религиозных практиках является инструментом для преодоления пределов мира видимых явлений посредством концентрации, централизации и возвращения внутрь.
К. Ю. Багаев
К. Ю. Багаев
Источник: Современный философский словарь
МАНДАЛА
1) Круг, диск; орбита небесного тела; территория; участок неба с определенными созвездиями.
2) Геометрич. фигура, диаграмма, символизирующая присутствие бога или риши, построенная по определенным правилам и закономерностям с целью их почитания. Боги мыслились как "сидящие" в мандале. С ее создания начиналось строительство индуистского храма, ведического алтаря, дома.
3) Часть "Ригведы", цикл гимнов.
А. Дубянский
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
МАНДАЛА
(букв.: «круг») — сложная трехмерная (хотя существуют и иконы, изображающие мандалы) модель психокосма в аспекте пробужденного сознания того или иного Будды или бодхисаттвы (его изображение обычно помещается в центре мандалы). Йогин визуализирует ее, строит как бы внутреннюю мандалу в своем сознании, которая потом актом проекции совмещается с внешней мандалой, пресуществляя окружающий йогина мир в мир божественный, а точнее, изменяя сознание йогина таким образом, что оно начинает развертываться на ином уровне, соответствующем уровню развертывания сознания божества мандалы; это уже больше не «мир пыли и грязи», а Чистая Земля, «Поле Будды». Попутно отметим, что существовали даже грандиозные храмовые комплексы, построенные в форме мандалы. По мнению многих исследователей, таков, например, знаменитый индонезийский монастырь Боробудур, представляющий собой гигантскую мандалу в камне.
Источник: Буддизм. Карманный словарь
МАНДАЛА
сс. Круг. Диск. Сакральное, священное место, где совершается ритуал. Цикл гимнов «Ригведы». Собрание монахов. Модель мироздания. Космограмма. Магический узор. Мандалы в виде живописных двумерных композиций широко применяются в духовной практике буддизма. В каждой заложена концепция, представленная изображением персонажей и символов, расположенных определенным образом. Созерцание мандалы происходит по спирали от периферии к центру. Адепт совершает это «путешествие», проходя через переживания, вводящие его в измененное состояние сознания. Он постигает глубинный смысл, содержащийся в композиции. В тайну мандалы ученика посвящает учитель. При созерцании распеваются мантры. Мандалы выполняют на тканях, на бумаге, из песка, из камня. Наиболее популярна мандала «Колесо бытия» (бхавачакра). Созерцание мандал способствует просветлению. Комплекс психических состояний, при переживании которых происходит определенная визуализация, называют внутренней мандалой.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003
Мандала
будд.) – «круг», «диск» – ритуальный рисунок, символически изображающий соотношение некоторых характеристик Вселенной с системой высших сакральных ценностей. Наиболее распространенная схема М. представляет собой внешний круг со вписанным квадратом, в который вписан внутренний круг с периферией, разделенной на восемь сегментов, соответствующих сторонам света. Внешнее кольцо М. разделено на двенадцать сегментов, выражающих двенадцать соотнесенных друг с другом причин (нидан). В центре М. помещено изображение божества или другой объект почитания (атрибут или символ божества). Стороны и углы квадрата отображают основные направления Вселенной, в них нередко помещаются локапалы, махараджи сторон света или цхъяни-будды. Внутренний восьмилепестковый круг символизирует женское начало, внутри которого часто изображают знак мужского начала – ваджру. Ритуал над М. призывает божество опуститься в ее центр и совершить акт, приносящий плодородие, изобилие, успех. Изображения М. производятся в большом количестве на различных материалах (бумага, холст, камень, дерево, металл, глина и т. п.) и помещаются в священных местах и на священных предметах.
Источник: Мифологический словарь
МАНДАЛА
(круг) — мистическая диаграмма, используемая в тантризме в ритуальных целях. Обычно выполнена в цвете, содержит набор геометрических фигур, линий, лепестков, священных изображений и других элементов, имеющих глубокий смысл. М. может быть плоским или трехмерным изображением. М. — символическая модель сакральной вселенной, в то же время это центр психической энергии. Каждая М. посвящена какому-либо божеству, благожелательному или яростному, мужскому или женскому. Это божество, с которым отождествляется практик, находится в центре М., вторичные же божества располагаются в тех регионах М., которым они покровительствуют. Работа с М. преследует разные цели: укрепление способности в концентрации, очищение сознания от внутренних психических помех, отвращение угроз и другое. Посвящение в М. (вверение себя соответствующему божеству) — сугубо эзотерический ритуал. Ритуальным является и само построение (начертание) М. Произносимые при этом мантры должны призвать божества занять свои места на диаграмме, после чего она считается исполненной силы. Наиболее сложное и важное делание М. происходит в уме. Опытный практикующий способен сколь угодно долго визуализировать сложнейшую картину М.
Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм
МАНДАЛА
(санскр. man dala, тиб. dkyil, dkyilkhor, maN Dal, круг, диск, место творения ритуала) — в Ваджраяне «опора созерцания», дворец йидама с его окружением; видение М. есть совершенное состояние сознания тантрического йогина. Его сознание наполняется созерцанием картин от внешнего круга к центру М., отождествляя своё изменённое состояние не столько с образом, сколько с сущностью йидама, с сокровенным смыслом, сообщённым учителем (гуру, лама). По сути, М. — это не только полифункциональная и многосмысловая картина, предстающая пред умом медитирующего, но и манифестация просветлённого сознания. Изображения М. делятся на три типа: рисованные и раскрашенные на полотне; горизонтально-плоские, сделанные из цветного мела, песка; и барельефные — из дерева, глины, бронзы. Богатая иконографическая символика М. соотносится с пятью частями бытия самъяк-самбуддхи, или полностью и самостоятельно просветлённого Будды: телом (кайя), речью (вак), умом (читта), отличительным свойством (гуна), деятельностью (критья). В великой М. (махамандала) божества изображаются в телесном облике и соответствуют Телу цвета и формы (рупа-кайя). Самайя-М. (или дхарани-М.) представляет божеств в виде символических атрибутов, соответствующих уму; в дхарма-М. божества располагаются в виде «слогов-семян сокровенных речений» (биджа-мантра), соответствующих речи; в карма-М. располагаются божества, олицетворяющие подношение и другие ритуалы, соответствующие деятельности Истинносущих (Татхагата) «ради блага всех живых существ». Слово «М.» может иметь много уровней смысла. Часто встречаются упоминания о М. йидамов или будд, и в таком контексте видится весьма удачным такой перевод, как «силовое поле» (Е.В. Леонтьева). Пространство вокруг Просветлённого обладает свойствами, присущими именно ему. Символически это изображается так: он восседает в своем дворце на особом троне, украшенном символами его состояния; он окружён свитой из других йидамов с похожими качествами; различные бодхисаттвы помогают ему; определённые защитники стоят на страже у четырёх ворот дворца и т.д.; всё это — аспекты его М., или силового поля. М. читают, изучают как текст и запоминают для воспроизведения в медитации. Изображения М. для разных персонажей строго канонизированы (особенно в тибето-монгольском буддизме). В определённом смысле для адепта М. — это вся вселенная. По окончании ритуального действа М., сделанная из песка, разрушается, что символизирует идею о преходящести всего (анитья), а песок либо раздают верующим, либо бросают в реку.
МАНДАЛА
санскр.) — сложное сакральное явление в буддизме, имеющее несколько уровней значения. В др.-инд. лит-ре М. означало: круг, тар, орбита, колесо, кольцо, страна, пространство, совокупность, об-во, собрание, вид змеи, одна из частей Ригведы и т. д. Все эти слова в санскрите, кроме вида змеи, являются существительными мужского рода. В будд. традиции термин М. приобрел дополнит. ряд значений: 1) магич. диаграмма, используемая в практике созерцания; 2) филос. концепция будд. Вселенной, или «карта» космоса; 3) иерархич. лестница, на к-рой размещен пантеон богов; 4) в культовой практике — блюдо для сбора жертвоприношений. М. как магич. диаграмма и как «карта» космоса представляет собой круг, вписанный в квадрат, к-рый в свою очередь опять-таки вписан в круг. Внешний круг — Вселенная, внутр. круг — средоточие бога или любого другого сакрального объекта (чаще всего это символ, заменяющий божество в ритуале). Квадрат ориентирован по сторонам света и имеет с каждой стороны Т-образные выходы, т. н. ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на 4 части. Пятую часть образует центр. Каждая из них имеет свою окраску: синюю, красную, белую, желтую, зеленую. Каждый цвет ассоциируется с одной из сторон света, с одним из будд созерцания (см. Дхьяни-будда, Панча-татхагата), с одним из органов чувств, с одной из мудр (сакральное положение рук), с одной из мантр (сакральная формула вызывания божества). Адепт в процессе созерцания должен по очереди воспроизвести в себе все, что изображено на М., слить себя с божеством, изображенным в центре, после чего для верующего наступает высшая стадия созерцания — слияние с космич. абсолютом. М. часто изображают на полу и на потолке храма. Они могут быть плоскостными и рельефными, их рисуют на ткани и на песке, делают из металла, камня, дерева, а в Тибете даже вырезают из масла, окрасив последнее в соответствующие ритуальные цвета. М. в виде металлич. блюда, на к-рое посетители храма кладут свои подношения (деньги, спички, конфеты), так же имеет соответствующие сакральные признаки: в центре изображается божество или его заменитель, в качестве к-рого могут выступать ваджра, мифич. гора Меру как центр будд. космологии, дворец «идеального монарха» чакравартина. Все это перемежается разл. будд. символами: цветами лотоса, вазой с напитком бессмертия, колесом с 8-ю спицами (символ восьмеричного пути, предложенного человечеству Буддой), раковиной,закрученной спиралью вправо, и т. д. Как модель Вселенной М. имеет аналогии с др. культовыми ооружениями и предметами человеч. истории — зиккуратами Древнего Вавилона, мегалитич. сооружениями типа Стоунхенджа, шаманскими бубнами народов Сибири. Подобная геометрич. схема лежит в основе храмового зодчества не только в буддизме, но также в христ-ве и в исламе. Н. Л. Жуковская
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
МАНДАЛА
Комбинация геометрических элементов, символически представляющая образ мироздания. Считается, что зрительное восприятие мандалы может привести к откровению, осознанию сакральных истин. Чаще всего имеет форму круга, круга в квадрате или квадрата в круге, причем квадрат иногда делится на четыре треугольника.
Как графический образ (графема), мандала представляет собой движение к некоему внепространственному и вневременному центру, который никогда не визуализируется, но всегда подразумевается. Линии мандалы и фокус, в которой они собираются, графически выражают препятствия на пути к центру.
Мандала есть модель мироздания, аналогичная мировому древу, горе, храму. Что касается сопоставления с последним, известны многочисленные храмы, выстроенные в форме мандалы — круглые, квадратные, восьмиугольные.
Классическая мандала основана на сочетании чисел 1 (центр), 3 (треугольник), 4 (квадрат) и 7 (круг). Существуют также искаженные мандалы, основанные на числах 2, 6, 8.
В буддийской мандале квадрат, вписанный в круг, ориентирован по сторонам света и вместе с центром сопоставлен с пятью элементами человеческого естества. Как правило, в квадрат вписывается восьмилепестковый лотос, а в центре лотоса изображается божество или его атрибут. Внешний круг мандалы олицетворяет «стену огня» — метафизическое знание, уничтожающее неведение. Следующий круг — «бриллиантовый»: просветление, обретение истинного знания. Третий круг — «лепестки лотоса»: духовное возрождение. Последний круг — центр.
В Тибете принято уничтожать мандалы сразу после окончания ритуала, что означает уничтожение иллюзии и возвращение духа в пустоту.
К. Г. Юнг, основываясь на анализе сновидений, в которых присутствовала в той или иной форме мандала, соотносил с мандалой все геометрические фигуры, материальные или условные, которые заключены в круг или в квадрат: будь то циферблат часов, движение человека по кругу, лабиринт, зодиакальный круг, циклическое время и пр.
Вариант мандалы — тантрическая янтра, представляющая собой сложную композицию геометрических фигур (точка, треугольник, квадрат, стилизованный лотос) и предназначенная для медитации. Точка в янтре означает центр; треугольник олицетворяет три мира; круг, который встречается редко, символизирует целостность и полноту. Главная из янтр — Шриянтра, выражение сексуальной энергии мироздания, символ непрерывного творения. В центре Шри-янтры находится точка бинду, вокруг которой расположены девять пересекающихся треугольников: пять обращены вершинами вниз (йони), четыре направлены вершинами вверх (линга). «Мужские» треугольники дробятся на 43 малых треугольника — 14 синих («приносящие удачу»), 10 красных («достигающие цели»), 10 синих («защищающие от беды») и 8 красных («исцеляющие от болезней»). Треугольники вписаны в три окружности, внутри которых также находятся два круга лепестков лотоса — 14 голубых и 8 красных («исполнение желаний»). Вся композиция заключена в квадрат с четырьмя «воротами» — символ материального мира; область между углами квадрата и окружностями называется «царством иллюзий».
Как графический образ (графема), мандала представляет собой движение к некоему внепространственному и вневременному центру, который никогда не визуализируется, но всегда подразумевается. Линии мандалы и фокус, в которой они собираются, графически выражают препятствия на пути к центру.
Мандала есть модель мироздания, аналогичная мировому древу, горе, храму. Что касается сопоставления с последним, известны многочисленные храмы, выстроенные в форме мандалы — круглые, квадратные, восьмиугольные.
Классическая мандала основана на сочетании чисел 1 (центр), 3 (треугольник), 4 (квадрат) и 7 (круг). Существуют также искаженные мандалы, основанные на числах 2, 6, 8.
В буддийской мандале квадрат, вписанный в круг, ориентирован по сторонам света и вместе с центром сопоставлен с пятью элементами человеческого естества. Как правило, в квадрат вписывается восьмилепестковый лотос, а в центре лотоса изображается божество или его атрибут. Внешний круг мандалы олицетворяет «стену огня» — метафизическое знание, уничтожающее неведение. Следующий круг — «бриллиантовый»: просветление, обретение истинного знания. Третий круг — «лепестки лотоса»: духовное возрождение. Последний круг — центр.
В Тибете принято уничтожать мандалы сразу после окончания ритуала, что означает уничтожение иллюзии и возвращение духа в пустоту.
К. Г. Юнг, основываясь на анализе сновидений, в которых присутствовала в той или иной форме мандала, соотносил с мандалой все геометрические фигуры, материальные или условные, которые заключены в круг или в квадрат: будь то циферблат часов, движение человека по кругу, лабиринт, зодиакальный круг, циклическое время и пр.
Вариант мандалы — тантрическая янтра, представляющая собой сложную композицию геометрических фигур (точка, треугольник, квадрат, стилизованный лотос) и предназначенная для медитации. Точка в янтре означает центр; треугольник олицетворяет три мира; круг, который встречается редко, символизирует целостность и полноту. Главная из янтр — Шриянтра, выражение сексуальной энергии мироздания, символ непрерывного творения. В центре Шри-янтры находится точка бинду, вокруг которой расположены девять пересекающихся треугольников: пять обращены вершинами вниз (йони), четыре направлены вершинами вверх (линга). «Мужские» треугольники дробятся на 43 малых треугольника — 14 синих («приносящие удачу»), 10 красных («достигающие цели»), 10 синих («защищающие от беды») и 8 красных («исцеляющие от болезней»). Треугольники вписаны в три окружности, внутри которых также находятся два круга лепестков лотоса — 14 голубых и 8 красных («исполнение желаний»). Вся композиция заключена в квадрат с четырьмя «воротами» — символ материального мира; область между углами квадрата и окружностями называется «царством иллюзий».
Источник: Буддизм. Энциклопедия.