МАНДАЛА, МАНДАРА

Найдено 1 определение
МАНДАЛА, МАНДАРА
санскр. — круг, диск) — концентрическая диаграмма, состоящая из сложных узоров и различных иконографических изображений. Мандала в буддийской мифологии является одним из важнейших сакральных символов, отражающих геометрическую схему структуры Вселенной с иерархическим расположением в ней буддийских святых. Известный изотерик М. Элиаде рассматривает мандалу как целостный образ мира. Основная фигура мандалы — круг, вписанный в квадрат, иногда разделенный на четыре треугольника, ориентированный по сторонам света и раскрашенный в соответствующие цвета: север — зеленый, восток — белый, юг — желтый, запад — красный, а центр — голубой, хотя возможны и другие варианты. Они соответствуют пяти элементам человеческой личности и пяти Буддам ваджраяны — Вайрочане («Блестящий»), Акшобхье («Непоколебимый»), Ратнасамбхаве («Матка бриллианта»), Амитабхе («Бесконечный свет») и Амогхасиддхи («Безошибочное постижение»), Посредине каждой из сторон квадрата находятся Т-образные «ворота». В квадрат обычно вписан восьмилепестковый лотос, в центре которого изображается предмет почитания — божество, его атрибут или символ. Фон мандалы выкрашен в огненно-красный, изумрудный, нежно-терракотовый или перламутрово-белый цвет. На нем изображены безмятежные божества в медитативных позах и устрашающие боги, изрыгающие пламя и дым. По краям круга — цветочные узоры, небесные дворцы и крепости, многорукие божества, небесные костры и клубы дыма, также имеющие символическое значение. Как графема, вызывающая определенные ментальные состояния, способствующие достижению состояния созерцания и концентрации, мандала представляет собой некий ментальный образ. Она содержит диаграмму священного искусства, в которой присутствует как бессознательная символика упорядочивания определенного пространства с целью его украшения или использования, так и мистическое стремление к высшему объединению. Как синтез традиционной структуры и свободной интерпретации, мандала служит ритуальным объектом продвижения к внутреннему центру, и связана с идеей центра. Созерцая мандалу, адепт достигает высших уровней интеграции и постигает единство макро- и микрокосмоса. Мандала символизирует возвращение души к своему ядру. Ее внешний круг символизирует стену «огня» и метафизического знания, сжигающего неведение. Следующий, бриллиантовый круг отражает состояние просветления или обретения неизменного знания. Божества, изображенные напротив каждых «ворот», олицетворяют бессознательное и препятствуют постижению. Следующий уровень представлен поясом из лепестков лотоса — символом «духовного возрождения». Центр мандалы служит престолом божества или космической зоной, где происходит окончательная духовная интеграция. Мандала по форме совпадает с колесом мира, цветком лотоса, розы или мифическим Золотым цветком. Соответствует фигурам, заключенным в круг, таким, как годовой круг, зодиакальный круг, лабиринт, циферблат. Также мандала обозначает десять разделов Вед. Наиболее сложные и инспирирующие ее формы разработаны в Тибете и Индии. Сопоставление круга, треугольника и квадрата (эквивалентов чисел 1 и 10, 3, 4 и 7) играет фундаментальную роль в классических и аутентичных мандалах. Существуют мандалы, равновесие в которых обеспечивается не фигурами, а упорядоченными в геометрической прерывности числами: четыре точки, потом пять, потом три, а затем элементами или цветами, отождествленными с заданными точками. Во всех мандалах, в которых преобладающим элементом являются числа, числовая символика может установить ее значение. Например, борьба между числами 3 и 4 представляет борьбу между центральными элементами духа (3) и периферическими составляющими, т. е. образом внешней упорядоченности (4). Внешний круг выполняет объединяющую функцию. Интерпретация строится на том, чтобы высшие элементы были ближе к кругу. Ритуал создания мандалы психологически и духовно аналогичен происхождению через лабиринт. При этом в мандале фиксируется психическое состояние ее создателя и индивидуальное выражение ее традиционной идеи. Одна из наилучших мандал — инструментов для достижения определенных состояний — шриянтра. Она составляется вокруг центральной метафической точки, испускающей лучи первоначальной энергии, которая не проявляется, но фокусируется. Окружность — модель девяти треугольников служит образом трансцендентных миров, четыре из которых имеют вершину, направленную вверх, и пять — вниз. Промежуточный или тонкий мир обозначается с помощью тройного ореола, окружающего треугольники. Трехлинейная зубчатая окружность означает ориентацию в пространстве и показывает, что духовный мир существует внутри материального. В практике индуистского тантризма мандалой называется ритуальный круг посвященных, в котором совершается таинство паньчамакары. Так именуется ритуал, представляющий собой групповую трапезу, завершающуюся групповым половым актом. Принцип мандалы заложен в основе многих форм древнеиндийского искусства. По системе мандалы, с характерным для нее равновесием элементов, геометрическими формами и значимым числом составных частей, строится схема храмового комплекса, алтаря и даже плана города. Такая храмовая структура имеет целью создание «монументального образа жизни и создания модели мира», удобной для выражения высшего порядка и доступной подготовленному неофиту, если он постиг это в своей душе. В Средние века с распространением буддизма в другие страны мандала в виде идеализированной «карты космоса» — иконы, занимает важное место в ритуалах Тибета, Монголии, Японии. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Археология: Терминологический словарь. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия мистических терминов. М., 1998; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия