МАХАЯНА
МАХАЯНА
«Великая колесница», одно из важнейших направлений в буддизме, утверждает, что просветление и спасение из сансары доступно всем, а не только монахам.
Источник: Буддизм. Энциклопедия.
МАХАЯНА
Пали.) Школа; букв., "большая колесница". Мистическая
система, основанная Нагарджуной. Ее книги были написаны во втором
веке до Р.Х.
система, основанная Нагарджуной. Ее книги были написаны во втором
веке до Р.Х.
Источник: Теософский словарь
Махаяна
санскр., букв. – большая колесница) – наряду с хинаяной одно из двух основных направлений буддизма. Возникнув в Индии, распространилось в Китае, Тибете, Японии и др. Провозглашение божественности Будды привело к появлению сложного культа, возникновению ритуала.
МАХАЯНА (широкий путь спасения)
одно из главных направлений буддизма, сформировавшееся и получившее распространение в 1 в. Сторонники этого направления не считают монашескую жизнь единственным путем спасения. Спастись может не только монах, но и любой мирянин, соблюдающий обеты духовного совершенства, возносящий молитвы, творящий заклинания, прибегающий к помощи монахов и одаривающий их.
Источник: Религиоведческий словарь
МАХАЯНА
санскр. – большая колесница) – название одного из двух гл. направлений в буддизме, возникшего в 1 в. н.э. в Индии. В М. на первый план выдвигаются культ обожествленного Будды и пышные религ. обряды. Укреплению позиций М. служили филос. школы мадхьямиков и йогачаров. В 1 в. н.э. началось распространение М. из Индии в Китай, оттуда в 4 в. в Корею, в 6 в. в Японию. Позднее махаянистский буддизм проник в Тибет, Монголию и Бурятию. Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; Dutt N., Aspects of Mahayana Buddhism and its relation to Hinayana, L., 1930.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
МАХАЯНА
большая колесница, или широкий путь спасения) : направление буддизма, отрицающее реальность проявленного бытия, при чем не только «я» и мира, но и дхарм, из которых они образуются. Во Вселенной господствует шунья – универсальная пустота, определяющая страдания в мире и отсутствие ценности эмпирического бытия. В то же время нирвана внутренне присуща миру. Для этики махаяны характерна идея состояния, переходящего в идеал деятельного служения. Существует нравственный идеал бодхисаттвы, отказавшегося от нирваны ради спасения других людей. В отличие от Хинаяны Будда трактуется как сверхъестественное существо.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
МАХАЯНА
(Великая Колесница) — одно из основных направлений буддизма, также называемое северным буддизмом. Махаяна распространена в гималайском регионе, Тибете, Монголии, Китае, Корее, Японии, Вьетнаме и на территории Российской Федерации (Бурятия, Калмыкия, Тыва и ряд других регионов). Махаяна восходит к ранним буддийским традициям махасангхиков и локоттаравадинов. Начало ее формирования как самостоятельного направления относится к I в. до н. э. — I в. н. э., когда появляются первые махаянские сутры: тексты праджня-парамиты (см. «Парамита»). Главным в Махаяне является идеал бодхисаттвы (см.), основанный на бодхичитте (см.), а также метафизическое понимание природы Будды (см. Будда). В отличие от южного буддизма, или Тхеравады (см. «Хинаяна»), для Махаяны характерен пышный культ и развитая литургика, чин богослужений. Основными философскими школами Махаяны являются мадхьямака (см.) и йогачара (см.). В настоящее время существует две ветви Махаяны: дальневосточная, основанная на традиции китайского буддизма (Китай, Корея, Япония, Вьетнам), и тибетомонгольская (Тибет, Монголия, регионы традиционного буддизма в Россини, гималайский регион). Махаянская традиция народа неваров в Непале сохраняет элементы древнеиндийского буддизма, исчезнувшего в Индии в XIII в.
Источник: Буддизм. Карманный словарь
МАХАЯНА
букв. Большая колесница) — направление в буддизме, иногда называемое «сев. будизмом». Именно этот вариант будд. учения распространился в Тибет, Монголию, Китай, Корею и Японию. М. выросла из раннего буддизма. Между этими двумя направлениями четкой разграничительной линии никогда не существовало. Учение раннего буддизма содержало все осн. концепции, к-рые затем развивались М. От хинаяны М. отличается большей религиозностью, обращенной скорее к интеллекту, чем к сердцу и интуиции. В позднем буддизме происходит усложнение культовых элементов и углубление доктринальной части учения, к-рое стараются представить в разл. формах, рассчитанных на все уровни сознания и все степени духовного совершенства. Для достижения спасения уже не обязательно вступать в сангху, та и сангха теперь больше напоминает корпус учителей, чем собрание монахов. Высшая реальность стала пониматься как скрываемая эмпирической, феноменальной реальностью. Целью тхеравады было достижение личного спасения, цель М. - достижение состояния бодхисаттвы,отказ от личного спасения ради того, чтобы помочь др. живым существам и привести их к освобождению. Закон кармы не столь всемогущ. Активным началом выступает не воля индивида, а помощь бодхисаттв. Новое истолкование получает концепция Будды: реальный Шакьямуни — не более чем воплощение сверхъестеств. извечного мирового принципа, орудие этого принципа. Число будд бесконечно, но существует их внутр. единство (см. Трикая). Махаянисты создали будд. пантеон бодхисаттв. Н. А. К.анаева
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
МАХАЯНА
санскр., букв. - большая колесница, широкий путь спасения) — одно из двух осн. направлений буддизма, по-видимому, зародившееся еще в древности, но получившее распространение в нач. н. э. Основным в М. является положение о том, что спастись может не только монах, как утверждала хинаяна, но и любой мирянин, соблюдающий обеты духовного совершенства (парамиты), возносящий молитвы, творящий заклинания, прибегающий к помощи монахов и одаривающий их. Монахи облегчают спасение, привлекая культовыми приемами бодхисатв, к-рые могут непосредственно вмешиваться в судьбу каждого из сострадания к живым существам, меняя их карму на более благоприятную. Согласно М., мир совершенно иллюзорен, реальна только нирвана, отождествляемая с «высш. абсолютом», миром первичных дхарм. В М. значит, место занимает учение о рае. Согласно М-, раев несколько, они подробно и красочно описываются в лит-ре М. и в проповедях лам, изображаются на иконах и в объемных макетах и значительно привлекательнее для рядового верующего, чем абстрактная, туманная нирвана. Все это способствовало распространению М. как по всей Индии, так и за ее пределами. Будда в М. из мудреца-учителя превращается уже в типичное божество. Бодхисатвы — его эманации. Осн. положения М. стремились подкрепить 2 религ.-филос. школы: йогачары и мадхьямики. Йогачары считали реальным только наше сознание, к-рос якобы и порождает все объекты внешнего мира. Погасив активность сознания, можно избавиться и от цепи перерождений (сансары). Мадхьямики не признавали реальным и само индивидуальное сознание. Реальна, с их точки зрения, лишь шуньята (пустота). Она бескачественна, не поддастся определениям, не может быть познана опытным путем, постигается лишь мистич. интуицией. Крупнейшими представителями мадхьямиков были Нагарджуна (2 в.) и Арья-дева (5 в.), йогачаров - Асана и Васубандху (5 в.). М. стала основой ряда школ и направлений более позднего буддизма за пределами Индии, в т. ч. и ламаизма.
Источник: Атеистический словарь
МАХАЯНА
(санскр. - большая колесница, в значении: широкий путь спасения) - одна из осн. ветвей буддизма; называется так в противоположность другой его ветви - хинаяне, «малой колеснице», «узкому пути спасения». М. оформилась в самостоят. течение в I—II вв. н. э., получив поддержку на будд. соборе в Кашмире при имп. Канишке. Основанием признания М. являлось стремление обеспечить буддизму распространение за пределами Индии, укрепить связи между монаш. общиной и мирянами, усилить воздействие гос-ва и будд. духовенства на жизнь общества. Это было достигнуто через расширение перспективы «спасения» для верующих и ослабление различий между монахами и мирянами. В М. провозглашается «благочестием» забота не столько о собств. «спасении», сколько о «спасении» других. Значение монаш. жизни не отрицается, но уже не рассматривается как решающее: на первое место выдвигается не уход от жизни, к-рого требовали ранний буддизм и хинаяна, а активная проповеднич. деятельность, воздействие на мирян. Место учения о «четырех благородных истинах» (см. Буддизм) занимает учение о «шести парамитах» - духовных «совершенствах», приобретение к-рых было признано необходимым для достижения нирваны и вместе с тем доступным для мирян («нравственность», терпение, прилежание, созерцание, «мудрость» и щедрость в подаянии). Непосредственным идеалом в М. считается не архат (высшая степень монашества), как в хинаяне, а бодисатва (им, как учит М., может стать и мирянин). Культ бодхисатв стал характерным для М. Будда в ней из вероучителя был превращен в бога, проявившего себя в виде человека-вероучителя, помогающего верующим. Это облегчало слияние образа Будды с чертами местных божеств, к-рых махаянисты объявляли воплощениями Будды.
Кроме культа Будды (Гаутамы, Сакья-муни), сложились культы других будд (см. Амитаба, Майтрея). Развитие представлений о рае в М. привело к тому, что рай превратился практически в гл. цель верующего, заслонив собой туманную и непонятную нирвану. В буддизм проникли чуждые ранней стадии этой религии молитвы, повторение магич. формул, жертвоприношения, идолопоклонство. Началось строительство огромных храмов, был разработан пышный ритуал, имеющий целью эмоциональное воздействие на верующих. М. оказалась эластичней, чем более суровая и подвижническая хинаяна. Она легче приспособлялась к местным условиям и шире распространилась, охватывая Ср. Азию, Тибет, Монголию, Китай, Корею, Японию. Но она подверглась и большим изменениям. На ее основе сложились многочисл. местные формы религии, весьма сильно отличающиеся одна от другой.
Кроме культа Будды (Гаутамы, Сакья-муни), сложились культы других будд (см. Амитаба, Майтрея). Развитие представлений о рае в М. привело к тому, что рай превратился практически в гл. цель верующего, заслонив собой туманную и непонятную нирвану. В буддизм проникли чуждые ранней стадии этой религии молитвы, повторение магич. формул, жертвоприношения, идолопоклонство. Началось строительство огромных храмов, был разработан пышный ритуал, имеющий целью эмоциональное воздействие на верующих. М. оказалась эластичней, чем более суровая и подвижническая хинаяна. Она легче приспособлялась к местным условиям и шире распространилась, охватывая Ср. Азию, Тибет, Монголию, Китай, Корею, Японию. Но она подверглась и большим изменениям. На ее основе сложились многочисл. местные формы религии, весьма сильно отличающиеся одна от другой.
МАХАЯНА
(санскр. maha–ya–na, тиб. theg pa chen po, theg chen, Великая колесница, Великий Путь) — название второго исторического направления в буддизме, преобладающего в настоящее время во Вьетнаме, Китае, Корее, Тайване, Японии. Если же включать в М. и Ваджраяну, как её вершину, то к упомянутым странам можно добавить Индию (в основном население Гималаев), Бутан, Непал, Тибет, Монголию и Россию. Изначально М. зарождалась как тайное (гухья) Учение, и его тайны собирались в особые циклы текстов, например, «Лотосовая сутра», праджняпарамитские и другие сутры, содержание которых первым обосновал в своём творчестве Нагарджуна (II–III в). Если в тхераваде внимание сосредотачивалось на жизни Гаутамы Будды и правилах поведения (Виная) буддистов, в сарвастиваде — на способах познания, эпистемологии через Абхидхарму, то уже в первой школе М. — мадхьямаке всё чувственно и мысленно познаваемое было объявлено иллюзией (майя), а задачей стало постижение пустотности (шуньята), скрытой, подспудной сущности явлений и бытия. М. с самого начала выступила с идеей множественности будд, поскольку каждый из нас потенциально Просветлённый, а также с идеалом бодхисаттвы, противопоставленным хинаянскому архатству. Важнейшую роль играли учения о трёх Телах Будды, о «чистых небесных странах будд», например Сукхавати, о семьях пяти будд, о десяти стадиях духовного совершенства (бхуми). В М. получили иную интерпретацию многие ранние буддийские идеи и положе ния. Главными «творческими лабораториями» М. стали школы мадхьямака и йогачара. Так, Нагарджуна писал в «Ратна-авали» (IV, 65–70), указывая на причины и особенности М., а также защищая её от нападок мыслителей Хинаяны: «Именно приняв мир за бесполезный (лишённый самосущего), Так как подлинная реальность безопорна, Он (ум), будучи не привязанным к существованию, успокаивается, Подобно тому как огонь угасает без топлива.// Если бодхисаттва обрёл такое видение, то это значит, Что он укрепился в совершенном Просветлении. Тем не менее именно в силу Просветления и сострадания Его череда рождений продолжается (единственно из сострадания).// В Великой колеснице Истинносущие (tatha–gata, тиб. de bzhin gshes pa) обучают Бодхисаттву накоплению [добродетели и знания]. Почему-то такое [накопление] осуждается Глупцами и врагами [Махаяны].// Ненавистник Великой колесницы Либо не отличает добродетели от порока, Либо называет порок среди добродетелей, Либо даже ненавидит добродетель.// Злопыхатель Великой колесницы называется Ненавистником добродетели в том случае, Если он знает, что пороки суть причинение вреда другим, Добродетели же [суть оказание] содействия другим.// Поскольку М. — это великий Путь Творения добра, радости и удовлетворения только в содействии другим При полном безразличии к самому себе, Постольку ненавистники будут сожжены тем [огнем ада]». См.: Андросов В.П. Буддизм Нагараджуны... С. 240–241; а также Буддизм, Великая колесница, Парамита, «Праджня-парамита-сутра», Трикайя.
МАХАЯНА
санскр., букв.- большая колесница), крупнейшее, наряду с хинаяной, направление буддизма. Окончат. формирование М. относится к первым векам н. э. и связано с именами Нагарджуны, Асанги, Ашвагхоши и др. Расцвет М. в Индии - сер. 1-го тыс. н. э. Из Индии М. распространилась в сев. страны и утвердилась в Китае, Тибете, Непале, Японии, Корее, Монголии и др., получив название сев. буддизма (отд. секты на Яве и Суматре). Самые значит. филос. школы М. мадхьямика и йогачара. М. дала основание ряду сект. Наиболее известная - дзэн ,(кит. чань), образовавшаяся в Китае в 5 в. н. э., в наст, время чрезвычайно популярна в Японии. В 5 в. появляется ваджраяна - на,правление буддизма, аналогичное индуистскому тантризму, распространившееся в Тибете, Китае, Непале, Японии и др. Под его влиянием образовалось новое течение буддизма - ламаизм, укрепившийся в Тибете, Монголии, Калмыкии.
Среди осн. текстов М., кроме соч. религ.-догматич. содержания («Лалитавистара», «Саддхармапундарикасутра» и др.), посвященных гл. обр. мифологизированному образу Будды, тексты более филос. содержания: «Праджнапарамитасутры» («Сутры о высшей мудрости»), создававшиеся на протяжении 1000 лет, трактаты; отд. школ М., среди к-рых центр. место занимает «Мадхьямикакарика» Нагарджуны, и др.
Развитие М. связано с влиянием на буддизм, с одной стороны, брахманистско-ведийской культуры (расцвет М. совпадает с развитием религии и философии индуизма, в частности философии Шанкары), с другой - влиянием культурно-идеологич. комплексов сев. стран.
Центр. идея М.- совершенное отрицание реально сти «проявленного» бытия: не только «Я» и мира, но и элементов (дхарм), из к-рых они образуются. Плюралистич. универсум хинаяны был заменен Вселенной, понятой как целое, где ничего не возникает и не исчезает, а господствует одна шунъя, универсальная пустота, утверждающая своеобразный абсолютшуньяту (пустотность) и выражающая состояние отсутствия постоянного независимого начала во всем, состояние страдания и неценности всего существующего. Этот абсолют отождествляется с религ. реальностью М.- дхармакаей, тождественной с нирваной (истинным бытием, бытием «непроявленным»), утверждается эквивалентность эмпирич. бытия и абсолюта, тождество «непроявленного» и «проявленного» бытия, нирваны и мира, нирваны и сансары - неразличимость субъекта и объекта, психологического и онтологического, т. е. имманентность абсолюта (нирваны) миру. Отсюда понятие шуньяты оказывается означающим состояние простоты, отсутствия различий, многообразия эмпирич. бытия (т. е. уже явно позитивным), а понятие шуньи (пустоты) предстает как намек на невыразимость этого состояния простоты.
В этич. отношении особенностью М. является подчеркивание активных моментов в буддийском нравств. идеале доброжелательности; общая доброжелательность превращается в сострадание (каруна), переходящее в идеале в деят. служение; свидетельство этого - появление идеала бодхисаттвы (букв.- тот, чья сущность просветление, потенциальный будда), отказывающегося от покоя нирваны во имя помощи в ее достижении другим. Этот нравств. идеал является практич. выражением идеи общей связанности всех в абсолюте. Одновременно среди «совершенств» рядом с каруной упоминается праджня (мудрость, прозрение).
Будда из совершенного человека в раннем буддизме и хинаяне превращается в М. в существо сверхъестественное. Развивается понятие татхагаты (букв.- достигший совершенства), обладающего в отличие от безличного абсолюта праджней и каруной, в дальнейшем космич. концепция Будды, концепция трех тел (трикая), центр. место среди к-рых принадлежит дхармакае, символизирующей учение (закон) Будды, воплощенное в общности всего существующего. Доктрина трикаи появляется в ранней М., особое значение приобретает в поздней и в тантризме. Усложнение догматики привело к усложнению внешнего культа, особенно в тантризме и его разновидности - ламаизме.
Среди осн. текстов М., кроме соч. религ.-догматич. содержания («Лалитавистара», «Саддхармапундарикасутра» и др.), посвященных гл. обр. мифологизированному образу Будды, тексты более филос. содержания: «Праджнапарамитасутры» («Сутры о высшей мудрости»), создававшиеся на протяжении 1000 лет, трактаты; отд. школ М., среди к-рых центр. место занимает «Мадхьямикакарика» Нагарджуны, и др.
Развитие М. связано с влиянием на буддизм, с одной стороны, брахманистско-ведийской культуры (расцвет М. совпадает с развитием религии и философии индуизма, в частности философии Шанкары), с другой - влиянием культурно-идеологич. комплексов сев. стран.
Центр. идея М.- совершенное отрицание реально сти «проявленного» бытия: не только «Я» и мира, но и элементов (дхарм), из к-рых они образуются. Плюралистич. универсум хинаяны был заменен Вселенной, понятой как целое, где ничего не возникает и не исчезает, а господствует одна шунъя, универсальная пустота, утверждающая своеобразный абсолютшуньяту (пустотность) и выражающая состояние отсутствия постоянного независимого начала во всем, состояние страдания и неценности всего существующего. Этот абсолют отождествляется с религ. реальностью М.- дхармакаей, тождественной с нирваной (истинным бытием, бытием «непроявленным»), утверждается эквивалентность эмпирич. бытия и абсолюта, тождество «непроявленного» и «проявленного» бытия, нирваны и мира, нирваны и сансары - неразличимость субъекта и объекта, психологического и онтологического, т. е. имманентность абсолюта (нирваны) миру. Отсюда понятие шуньяты оказывается означающим состояние простоты, отсутствия различий, многообразия эмпирич. бытия (т. е. уже явно позитивным), а понятие шуньи (пустоты) предстает как намек на невыразимость этого состояния простоты.
В этич. отношении особенностью М. является подчеркивание активных моментов в буддийском нравств. идеале доброжелательности; общая доброжелательность превращается в сострадание (каруна), переходящее в идеале в деят. служение; свидетельство этого - появление идеала бодхисаттвы (букв.- тот, чья сущность просветление, потенциальный будда), отказывающегося от покоя нирваны во имя помощи в ее достижении другим. Этот нравств. идеал является практич. выражением идеи общей связанности всех в абсолюте. Одновременно среди «совершенств» рядом с каруной упоминается праджня (мудрость, прозрение).
Будда из совершенного человека в раннем буддизме и хинаяне превращается в М. в существо сверхъестественное. Развивается понятие татхагаты (букв.- достигший совершенства), обладающего в отличие от безличного абсолюта праджней и каруной, в дальнейшем космич. концепция Будды, концепция трех тел (трикая), центр. место среди к-рых принадлежит дхармакае, символизирующей учение (закон) Будды, воплощенное в общности всего существующего. Доктрина трикаи появляется в ранней М., особое значение приобретает в поздней и в тантризме. Усложнение догматики привело к усложнению внешнего культа, особенно в тантризме и его разновидности - ламаизме.
Источник: Советский философский словарь