санскр.) - в индуизме жена Вишну, богиня счастья, идеал красоты и супр. любви. Ее др. имена: Шри, Камала, Индира и пр.
ЛАКШМИ
ЛАКШМИ
Источник: Атеистический словарь
ЛАКШМИ
Санскр.) "Благосостояние", счастье; индийская Венера,
родившаяся в процессе пахтания океана богами; богиня красоты и
супруга Вишну.
родившаяся в процессе пахтания океана богами; богиня красоты и
супруга Вишну.
Источник: Теософский словарь
Лакшми
др. – инд.) – «счастье», «добрый знак» – богиня счастья, богатства и красоты, супруга Вишну. Она появилась с цветком лотоса в руках (или на цветке лотоса) из Мирового океана во время его пахтанья (вариант: в самом начале творения, всплыв из первозданных вод на цветке лотоса). Другое ее имя – Шри («счастье», «процветание»). По некоторым мифам, Л. является дочерью Бхригу и Кхъяти. Считается, что она сопровождает Вишну во всех его аватарах, воплощаясь в их супругу или возлюбленную (в Ситу, супругу Рамы; в Рук-мини, супругу Кришны, и т. п.). В «Махабхарате» Л. считается воплощением Драупади, супруги братьев пандавов.
Источник: Мифологический словарь
ЛАКШМИ
популярная индуистская богиня счастья, красоты и благоденствия, верная и добродетельная супруга Вишну. По преданию, она появилась с лотосом в руке из молочного океана, который пахтали боги с целью добыть напиток бессмертия. Изображается в виде красивой женщины, стоящей на лотосе, или сидящей возле своего супруга, или летящей вместе с ним на птице Гаруде. Л. — постоянная спутница Вишну в его перевоплощениях, например, она становится Радхой, когда Вишну воплощается в виде Кришны. В вишнуитских школах Л. также понимается как энергия (шакти) Бога. Элементы образа Л. оказали влияние на символику тантрической богини Трипурасундари. Другое имя Л. — Шри (6yic6. «слава, успех»), некогда персонификация славы индийских царей. «Шри» часто применяется как почетный эпитет каких-либо священных лиц или объектов — божества, человека, книги, реки, горы.
Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм
ЛАКШМИ
богиня богатства и процветания, супруга (шакти) бога Вишну, сопровождающая его повсюду, в т. ч. в разл. его аватарах (Рукмини как супруга Кришны, Сита как супруга Рамы). Имеется несколько легенд о ее происхождении: она родилась из Молочного океана во время его пахтания богами и асурами; была дочерью святого мудреца древности Бхригу; явилась как одна из трансцендентных форм праматери бы бытия Майи; возникла как третья часть женской сущности, порожденной слиянным теджасом Брахмы, Вишну и Шивы. В иконографич. Традиции представляется как спутница Вишну, возлежащего на змее Ананте или летящего на Гаруде; изолированно изображается сидящей или стоящей в цветке лотоса; символич. спутниками Л. являются также пара слонов. Одним из наиб, магически благоприятных образов является Дипалакшми ("Лакшми со светильником"). В шиваитской мифологии Л. представляется иногда одним из воплощений Дурги. В празднично-обрядовой практике почитанию Л. отводятся особые дни во время наваратри и дивали.
Н. Краснодембская
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь