ЛАКШМИ (ШРИ)

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ШРИ (ЛАКШМИ)

        богиня богатства, счастья и красоты. Упоминается в текстах не ранее "Шатапатха-брахманы", но умолчание в Ведах свидетельствует, по-видимому, о жреческом неприятии популярного образа Ш., имеющего широкие индоевропейские аналогии. В сохраненных "Махабхаратой" архаических мифах Ш. — прежде всего богиня царской власти, удачи и процветания, связанного с плодородием. Ш. — супруга Индры, точнее — всякого дэвы или асуры, к-рый добивается статуса "Индры", становясь небесным царем. Земной царь также мыслился супругом Ш. (осознаваясь при этом воплощением Индры). В "Махабхарате" братья Пандавы — воплощения Индры — имеют общую супругу Драупади — воплощение Ш. В послеведийскую эпоху Ш. сливается с Л. (первоначально, по-видимому, богиней красоты и личного счастья); Ш.-Л. ассоциируется теперь не с Индрой, а с Вишну и выступает как супруга (в нек-рых поздних течениях вишнуизма — как шакти) последнего. В эпико-пуранической лит-ре воплощениями Ш.-Л. признаются Сита, супруга Рамы, и Рукмини, супруга Кришны (оба героя считаются аватарами Вишну).
Я. Васильков

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ЛАКШМИ (ШРИ)
У индийцев богиня счастья, богатства и красоты, супруга Вишну. Когда боги и асуры пахтали океан, Лакшми появилась из него с лотосом в руках. Считается, что она сопровождает Вишну во всех его аватарах, воплощаясь в Ситу, супругу Рамы, в Рукмини, супругу Кришны (или в Радху, его возлюбленную) и т. д. В «Махабхарате» воплощение Лакшми — Драупади.
ЛАРЫ
В римской мифологии божества-покровители семей, общин и принадлежащих им земель. К ларам, которых связывали с культом предков, обращались за помощью. Считалось, что они строго блюдут традиции и обычаи; рабы искали у домашних ларов защиты от жестоких хозяев. Как правило, лары изображались в виде двух юношей в собачьих шкурах и с собакой у ног (шкуры и собака символизировали неусыпную бдительность ларов).
Изображения ларов ставились на очаге; иногда их помещали в нише поблизости, откуда вынимали в дни праздников и совершали им жертвоприношения и возлияния.
 
Овидий в «Фастах» так объясняет праздник Ларалий:
В мая календы алтарь был воздвигнут хранителям-Ларам
И изваяния с ним малые этих богов…
Имя «хранителей» им потому присвоено было,
Что охраняет их взор все, за чем смотрят они.
Нас они берегут, соблюдают и города стены,
С нами всегда, и во всем помощь они подают.
Но у подножия Ларов стоит из камня собака —
Как объяснить, почему вместе здесь Лары и пес?
 
Вместе хранят они дом и оба хозяину верны; За перепутьем следит Лар, и собака следит. Оба сгоняют воров — и Лар, и Дианина стая, Бдительны Лары всегда, бдительны также и псы.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.