КСЕНОФОНТ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КСЕНОФОНТ

греческий философ и писатель (Афины, ок. 430 — там же, ок. 355 до Р.Х.). Один из учеников Сократа. Возглавлял армию Александра Великого при отступлении Десяти Тысяч. Позднее в Коронее сражался со своими согражданами, изгнавшими его из его города и лишь 20 лет спустя отменившими приговор. Наряду с Платоном — единственный, описавший жизнь Сократа в «Воспоминаниях о Сократе» и «Апологии Сократа». Обладая умом скорее любопытным, чем глубоким, отличный свидетель событий своего времени, он написал исторические рассказы («Эллины»), политические сочинения («Конституция Спарты»), историко-философский роман («Киропедия»).

Источник: Философский словарь

КСЕНОФОНТ (Xenophon)
род. ок. 450 - ум. 354 до Р. X.) - древнегреч. писатель, историк, афинский полководец и политический деятель. Кроме исторических книг, написал также ряд философских. Будучи учеником Сократа, стремился в популярной форме дать представление о его личности и учении. В "Киропедии" - своего рода тенденциозном историческом романе, описывающем жизнедеятельность персид. царя Кира Старшего, - он изображает идеал властителя, связывая философские учения с реальным пониманием политических отношений на Востоке. После него остались также "Воспоминания о Сократе", "Апология Сократа", "Пир" (см.: Ксенофонт Афинский, Сократические соч., М., 1935), в которых учение Сократа излагается в плане применения его к обыденной жизни. В этих произв. Сократу как человеку уделяется значительно больше места, чем его философии.

Источник: Философский энциклопедический словарь

КСЕНОФОНТ
из Афин — полководец и политик (ок. 45—354 до н. э.). Кроме исторических сочинений написал также философские. Будучи учеником Сократа, стремился удержать память о его личности и учении. В своей «Киропедии» — своего рода тенденциозном историческом романе, описывающем жизнедеятельность персидского царя Кира Старшего, он изображает идеал властителя, связывая философские учения с реальным пониманием политических отношений на Востоке. После него остались также «Воспоминания о Сократе», «Апология Сократа», «Пир», в которых учение Сократа излагается в применении к обыденной жизни. Эти произведения являются важными источниками для воспроизведения человеческого образа Сократа и в меньшей степени — для воссоздания его философии. Соч.: Lexilogus
tis, 1869; Die sokratischen Schriften, 1956; Gesammelte Ausgabe, I—V, 1865—1869; Opera Omnia, I—V, Oxford, 1900—1920. (На рус. яз.: Сократические сочинения, 1935; Киропедия, 1977; Анабасис, 1951; Греческая история, 1993.)

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

КСЕНОФОНТ
А ф и н с к и й (???????) (р. ок. 430 – ум. в 50-х гг. 4 в. до н.э.) – др.-греч. стратег, писатель, ученик Сократа, излагавший его учение. Из произведений К. к философии имеют отношение: "Воспоминания о Сократе", "Апология Сократа", "Киропедия", "Пир", отчасти "Гиерон" и "Агесилай". Если считать, что приписываемые им Сократу взгляды принадлежат также и ему самому (что вовсе не так уж очевидно), то "Воспоминания" дают обильный материал по диалектике (определение общих понятий) и по этике, к-рая и у него и у Сократа возникает на месте прежней натурфилософии. Этика понимается у них как учение о добродетели, а добродетель – как знание о правилах поведения, так что знание и добродетель неразделимы (Memor. III 9, 5). Добродетели ведут к благу, заключающемуся в пользе (там же, IV 6, 9) и в счастье жизни, в к-рое входят и физич. здоровье, и науки, и иск-ва, и дружба, и гражд. деятельность, и благочестие. Др. обширная область филос. интересов К. – это социальная жизнь, где у него весьма заметна постоянная склонность к аристократич. и даже монархич. образу мышления. В этом отношении он выступал как деятель кануна эллинизма и военно-монархич. идеологии, как представитель культа сильной личности (идеализация Кира Старшего и Младшего, спартанского царя Агесилая, сиракузского тирана Гиерона и др.), ввиду чего он был вынужден покинуть демократич. Афины и скитаться до тех пор, пока не получил приют под покровительством аристократии Спарты. Соч.: [Works, ? 1–3 ], Camb (Mass.), 1947–50; в рус. пер. – Сократич., соч., М.–Л., 1935. Лит.: Бабст, Политич. идеалы Исократа и Ксенофонта, в сб.: История Греции со времени Пелопоннесской войны, пер. под ред. Н. Н. Шамонина и Д. М. Петрушевского, вып. 1, М., 1896; Гомперц Т., Греч. мыслители, пер. с нем., т. 2, СПБ, 1913; Croiset A., X?nophon. Son caract?re et son talent, P., 1873; Sofro G., ????? und ????? in X´s Anabasis, "Hermes", 1899, Bd 34, S. 568–89; Kalinka E., Zu Xenophons Leben und Schriften, W., 1905; Friederici E., Das persische Idealheer der Cyrop?die, В., 1909 (Diss.); Scharr ?., Xenophon´s Staatsund Gesellschaftsideal und seine Zeit, Halle, 1919 (Diss.); Luccioni J., Les id?es politiques et sociales de X?nophon, P., 1946 (Th?se). А. Лосев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

КСЕНОФОНТ

ок. 445, Афины— ок. 355 до н. э., Коринф) — ученик Сократа, писатель, историк и профессиональный военный. Автор «Воспоминаний о Сократе» и других сократических сочинений — наряду с диалогами Платона нашего основного источника о жизни и учении Сократа.
Знакомство молодого аристократа Ксенофонта и беднякафилософа Сократа произошло, вероятно, на поле боя: в 424, принимая участие в битве при Делии, Ксенофонт во время отступления упал с коня и был спасен пешим воином Сократом (Strab. Geogr. IX, 403, Diog. L. II, 5, 22). Летом 401 Ксенофонт в качестве наемника принял участие в экспедиции персидского царевича Кира Младшего (историю этого похода и трудного возвращения греков после поражения он потом опишет в «Анабасисе»). Уехав из Афин, Ксенофонт больше Сократа не видел, и только по рассказам мог судить о событиях, связанных с его казнью. Между расставанием и написанием сократических сочинений пройдет ок. 20 лет, заполненных военной службой: зима 400/399 — у фракийского царя Севфа, во время Коринфской войны 394—387 — у спартанского царя Агесилая, своего друга и покровителя. За военную службу у спартанцев Ксенофонт был вознагражден домом и земельным наделом в Скиллунте (в Элиде), где на досуге он и начал составлять свои знаменитые литературные произведения, ставшие классикой греческой прозы: «Анабасис», «Воспоминания о Сократе» и «Апологию Сократа», «Пир» и «Экономик» («Домострой»). В 371 элейцы овладели Скиллунтом и Ксенофонт бежал в Коринф, где завершил политическую утопию «Воспитание Кира» — жизнеописание идеального монарха и устройство созданного им государства, «Ipeческую историю», «Похвальное слово Агесилаю», «Лакедемонскую политию», «Гиерон, или Жизнь тирана» — философский диалог, персонажами которого выведены сицилийский тиран Гиерон и поэт Симонид Кеосский; «Об обязанностях гиппарха», «О всадническом искусстве», «О доходах» (точно датировано 355). Относительная хронология сочинений Ксенофонта — предмет дискуссионный.
Перед исследователями всегда стоял вопрос о достоверности изображения личности Сократа у Ксенофонта и Платона. Ксенофонт изобразил Сократа прежде всего как морального учителя, игнорируя отвлеченные философские рассуждения (главная отличительная черта двух версий Сократа). Обычный довод против Ксенофонта в пользу Платона: будучи в философии дилетантом, Ксенофонт мог не заметить самое важное в учении Сократа. В пользу Ксенофонта: не будучи оригинальным мыслителем, он, вероятно, без прикрас изложил все, что помнил, в то время как гениальный Платон вложил в уста Сократа собственное философское учение. Между тем сочинения Ксенофонта являются такими же литературными произведениями, а не историческими описаниями, как и диалоги Платона. Ксенофонт во многом опирался на литературную традицию «сократических диалогов», развивавшуюся к началу его литературного творчества не менее 15— 20 лет («Апология Сократа» и сократический диалог «Экономик» описывают Сократа в 400 и 399, когда сам Ксенофонт воевал далеко от Афин и не мог быть свидетелем этих событий). Наибольшее значение для него имели диалоги Антисфена, Эсхина и Платона. Антисфен для Ксенофонта особенно важен; последний делает его персонажем своих произведений, использует повествование от первого лица (как было в диалогах Антисфена), а самое главное, следует созданному Антисфеном образу Сократа в своих «Воспоминаниях» — ср. Mem. 12,1, где Ксенофонт описывает Сократа обладателем трех характерных антисфеновских добродетелей — «воздержности» , «выносливости» и «самодостаточности» . Ксенофонт, безусловно, использовал платоновские диалоги («Лахет», «Пир», «Федр», «Теэтет» и др.), причем характерны вносимые им изменения в заимствованные у Платона темы, напр.. Plat. Symp. 210a— любовь к красивым телам (юношей) как первая ступень философского эроса; Хеп. Symp. VIII — безусловное осуждение этого вида телесной любви; Хеп. Mem. IV 5 — о диалектике как способности «воздержных» (=счастливых) людей различать дурное от хорошего и быть успешными в политике, в отличие от диалектики у Платона как доступной истинному философу способности «различать по родам и видам» и «определять сущность каждой вещи» (Resp. VII 534b). Сократова диалектика понятий изображается у Ксенофонта лишь однажды (см. Mem. IV 6,1—11, о благочестии и справедливости) — этот консенсус Ксенофонта и Платона обычно принимали за критерий исторической истинности. Однако более разумно, с учетом сравнения текстов, предположить, что Ксенофонт здесь полностью зависим от Платона и не может рассматриваться как надежный свидетель о характере бесед исторического Сократа (ср. Kahn, 1996, р. 79; Patzer, 1987, p. 438-42).
Соч.: Xenophontis Opera, ed. E. C. Marchant. Oxf., 1900-1904; Xenophon, greek and engl. by W. Miller et alii, vol. 1—7. Cambr. (Mass.), 1960—68; в рус. пер.: Сократические соч., вступ. ст. и пер. С. И. Соболевского. M., I935; 2-е изд. СПб., 1993; Киропедия, пер. и прим. В. Г. Боруховича и Э. Д. Фролова. М., 1977.
Лит.: Breitenbach ff. R. Xenophon von Athen. Stuttg., 1966; Strauss L. Xenophons Socrates. Ithaca, 1972; PalvrA. (ed.) Der historische Socrates. Darmstadt, 1987; Vander Waerdt P. (ed.) Socratic Justice and Self Sufficiency. — «Oxford Studies in Ancient Philosophy», 1993, 11, p. 1— 48; Idem. The Socratic Movement. Ithaca, 1994; Kahn Ch. Plato and the Socratic Dialogue: The Philosophical Use of A Literary Form. Cambr. (Mass.), 1996; Bibliography of Editions, Translations and Commentary n Xenophons Socratic Writings, by D. R. Morrison, 1988; Index Socraticorum Xenophontis operum, conscrip. A. R. Lopez et F. M. Garcia. Hildesheim, 1995.
M. А. Солопова

Источник: Новая философская энциклопедия

КСЕНОФОНТ
КСЕНОФОНТ (???????) (ок. 445, Афины - ок. 355 до н. э., Коринф), ученик Сократа, писатель, историк и профессиональный военный; автор «Воспоминаний о Сократе» и других сократических сочинений, которые наряду с диалогами Платона являются для нас важнейшими источниками о жизни и учении Сократа.     Жизнь и сочинения. Знакомство молодого аристократа К. и бедняка-философа Сократа произошло на поле боя: в 424, в битве при Делии, К. во время отступления упал с коня и был спасен пешим воином Сократом (Strab. IX 403, D. L. II 5, 22). Летом 401 К. в качестве наемника принял участие в экспедиции персидского царевича Кира Младшего (историю этого похода и возвращения греков после поражения К. описывает в «Анабасисе»). Уехав из Афин, К. больше Сократа не видел и только по рассказам мог судить о событиях, связанных с его казнью. Между расставанием и написанием сократических сочинений прошло ок. 20 лет, заполненных военной службой: зима 400/399 - у фракийского царя Севфа, во время Коринфской войны 394-387 - у спартанского царя Агесилая, друга и покровителя К. За военную службу у спартанцев К. был награжден домом и земельным наделом в Скиллунте (в Элиде), где на досуге начал составлять свои знаменитые литературные произведения, ставшие классикой греческой прозы: «Возвращение Кира» («Анабасис», ????? ????????), «Воспоминания о Сократе» (???????????????, лат. Memorabilia) и «Апологию Сократа», «Пир» и «Домострой» (???????????). В 371 элейцы овладели Скиллунтом, и К. бежал в Коринф, где завершил политическую утопию «Воспитание Кира» в 8 кн. («Киропедия», ????? ??????) - роман-жизнеописание идеального монарха и устройство созданного им государства (сочинение было издано ок. 362), «Греческую историю» (????????), «Похвальное слово Агесилаю», «Лакедемонскую политию», «Гиерон, или Жизнь тиранна» -философский диалог, персонажами которого выведены сицилийский тиранн Гиерон и поэт Симонид Кеосский; «Об обязанностях гиппарха», «О всадническом искусстве», «О доходах» (датируется 355). Соотносительная хронология сочинений К. - предмет дискуссионный.     Ксенофонт о Сократе и сократиках. Перед исследователями всегда стоял вопрос о достоверности изображения личности Сократа у К. и Платона. Главное отличие двух версий в том, что К. изобразил Сократа прежде всего как морального учителя, игнорируя отвлеченные философские рассуждения. Обычный довод в пользу Платона: будучи в философии дилетантом, К. мог не заметить самое важное в учении Сократа. В пользу К.: не будучи оригинальным мыслителем, он, вероятно, без прикрас изложил все, что помнил, в то время как гениальный Платон вложил в уста Сократа собственное философское учение. Между тем сочинения К. являются такими же литературными произведениями, а не историческими описаниями, как и диалоги Платона. К. во многом опирался на литературную традицию «сократических диалогов», развивавшуюся к моменту начала литературного творчества К. не менее 15—20 лет («Апология Сократа» и сократический диалог «Домострой» описывают Сократа в 400 и 399, когда сам К. воевал далеко от Афин и не мог быть свидетелем этих событий).     Наибольшее значение для К. имели диалоги Антисфена, Эсхина и Платона. Наиболее важен для К. Антисфен, которого он делает персонажем своих произведений, использует повествование от первого лица (как в диалогах Антисфена), а главное, следует созданному Антисфеном образу Сократа в своих «Воспоминаниях» — ср. Mem. I 2, 1, где К. описывает Сократа обладателем трех характерных антисфеновских добродетелей - «воздержности» (?????????), «выносливости» (????????) и «самодостаточности» (?????????). К., безусловно, использовал платоновские диалоги («Лахет», «Пир», «Федр», «Теэтет» и др.), внося изменения в очевидно заимствованные у Платона темы, напр., Plat. Symp. 210a - любовь к красивым телам (юношей) как первая ступень философского эроса; Xen. Symp. VIII -безусловное осуждение этого вида телесной любви; Xen. Mem. IV, 5 - о диалектике как способности «воздержных» (=счастливых) людей различать дурное от хорошего и быть успешными в политике, в отличие от диалектики у Платона как доступной истинному философу способности «различать по родам и видам» и «определять сущность каждой вещи» (Resp. VII 534b). Сократова диалектика понятий изображается у К. лишь однажды (см. Mem. IV, 6, 1—11, о благочестии и справедливости), — это согласие К. и Платона обычно принимали за критерий исторической достоверности; однако и в данном случае можно предположить, что К. здесь зависим от Платона и не может рассматриваться как надежный свидетель о беседах исторического Сократа (Kahn 1996, р. 79; Patzer 1987, р. 438-442).     Возможно, изложенный в «Киропедии» взгляд на природу души в какой-то мере отражает учение Сократа и разделяется самим К., но этот эпизод также выглядит как заимствование и подражание платоновской разработке учения о душе в диалоге «Федои», в котором изображен Сократ, утверждающий бессмертие души в беседе с друзьями в день своей смерти. У К. Кир в предсмертном слове говорит сыновьям, что душа, невидимая телесному взору, сообщает жизнь смертному телу, пока находится в нем; во время смерти она только расстается с телом, но не умирает сама; когда разум станет чист и несмешан, тогда он в высшей степени будет способен мыслить; сон подобен смерти, но именно во сне душа более всего сродни богам, хранителям этого прекрасного космоса, во сне она способна предвидеть будущее и наиболее освобождена от телесных уз (Хеп. Суг. VIII 7, 17-22).     Социально-политические взгляды К. («Киропедия», «Похвальное слово Агесилаю», «Домострой») базируются на идеалах аристократической этики и отражают восхищение К. спартанским государственным устройством. К. был сторонником монархической формы правления, видя в ней необходимую силу для объединения постклассической Греции. В целом К. как литератор и политик способствовал развитию новых для Греции 4 в. политических доктрин - монархической и панэллинской. Залогом успеха царя, как и полководца, является правильное воспитание (педагогика как часть политики - идея, разделявшаяся многими греческими идеологами и философами, в т. ч. Платоном). Происхождение, природные задатки и воспитание (пайдейя) служат необходимыми условиями формирования идеального полководца и монарха, и таким образцовым монархом в «Киропедии» выведен Кир. В «Домострое» К. проводит сравнение между ведением домашнего хозяйства и управлением государством - ср. схожие идеи у Платона в «Политике» и «Протагоре»: есть одно универсальное искусство управления, включающее искусство хозяина и правителя, а также у Исократа в речи «К Никоклу»: монархия как управление своим домом, своим достоянием, которое он должен любить, быть человеколюбивым и патриотичным (???????????, ?????????), Isoer. Ad Nie. 15, 2.     Идеал человеколюбия (???????????) в связи с теорией монархии и нравственного совершенства личности - на долгие годы центральная тема в философии периода эллинизма (ср. стоики, имп. Юлиан), и К. находился у истоков формирования традиции (ср. Суг. VIII 7, 22: «После богов уважайте весь род человеческий во всех его будущих поколениях»; VII 5, 73 — новая для греков идея о проявлении человеколюбия-милосердия к пленникам). В одной из новелл «Воспоминаний о Сократе» (Mem. IV 3, 7) содержится сводка аргументов в пользу существования богов на основании целесообразного устроения природы и самого человека, что свидетельствует о человеколюбии и благожелательности богов по отношению к людям.     Соч.: Xenophontis Opera omnia. Ed. E. С. Marchant. Oxf., 1900-1904 (repr. 1968); Xenophon. Greek text and engl. tr. by W. Miller et al. Vol. 1-7. Camb. (Mass.), 1960-1968. Рус. пер.: Ксенофонт. Сократические сочинения. Пер. С. И. Соболевского. М., 1935 (СПб., 1993); Киропедия. Агесилай. Пер. В. Г. Боруховича, Э. Д. Фролова. М., 1977; Гиерон, или Слово о тирании. Пер. А. А. Россиуса, - Лео Штраус. О тирании. СПб., 2006, с. 39-62.     Справочн. лит. и библ.: Index Socraticorum Xenophontis operum. Conscrip. A. R. Lopez et F. M. Garcia. Hldh., 1995; Bibliography of Editions, Translations and Commentary on Xenophon´s Socratic Writings. Ed. by D. R. Morrison. 1988.     Лит.: Wood N. Xenophon´s theory of leadership, - Class&Med 25, 1964, p. 33-66; Breitenbach ?. R. Xenophon von Athen. Stuttg., 1966; Strauss L. Xenophon´s Socrates. Ithaca, 1972; Vander Waerdt P. (ed.). The Socratic Movement. Ithaca, 1994; Idem. Socratic Justice and Self Sufficiency, - OSAPh 11, 1993, p. 1-48; Patzer A. (ed.). Der historische Socrates. Darmst., 1987; Kahn Ch. Plato and the Socratic Dialogue: The Philosophical Use of A Literary Form. Camb.(Mass.), 1996; Xenophon and His World. Papers from a Conference held in Liverpool in July 1999. Ed. С Tuplin. Stuttg., 2004; Фролов Э. Д. Политические тенденции трактата Ксенофонта «О доходах», - Проблемы социально-экономической истории древнего мира. Сб. памяти акад. А. И. Тюменева. М.; Л., 1963, с. 204-221.     М. А. СОЛОПОВА

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
281.92 кб

Ксенофонт устами Сократа о нравственном выборе

Черняховская Ольга Михайловна
Статья посвящена вопросу о том, возможен ли, по мнению Сократа у Ксенофонта, нравственный выбор между добром и злом в пользу последнего.
Читать PDF
361.41 кб

Философский анализ положений наиболее важных наук и искусств в сочинениях Ксенофонта

Войцеховский Сергей Николаевич
Читать PDF
327.25 кб

Соперничающие союзники: наставления Платона и Ксенофонта заботящемуся о себе человеку

Пичугина Виктория Константиновна
Определено феноменологическое понимание «заботы о себе» как основы древнегреческой педагогики классического периода, заложенной Сократом и активно разрабатываемой его учениками Платоном и Ксенофонтом.

Похожие термины:

  • УТКИН Ксенофонт Дмитриевич

    (р. 1.3.1935) — спец. по соц. филос; д. филос. н., проф. Р. в наслеге Таркаинском Нюрбинского улусу (Якутия). Окончил заочное отд. Ленингр. высшей профсоюзной школы. В отрасли культуры на разных должностях ра
  • КСЕНОФОНТОВ Валентин Иванович

    (р. 31.10. 1938) — спец. по истории сов. филос. и соц. филос; д. филос. н., проф. Р. в с. Вашки Вологодской обл. Окончил в 1962 филос. ф-т ЛГУ, в 1965 — асп. того же ф-та. С 1985 — проф. кафедры филос. Ленингр. гос. техн. ун-