СОКРАТИКИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СОКРАТИКИ
см. Греческая философия.

Источник: Философский энциклопедический словарь

СОКРАТИКИ (сократические школы
) – философские школы, основанные учениками Сократа в  начале IV в. до н.э. Каждая школа развивала отдельные стороны сократовского учения, но одновременно  обращались к идеям элеатов, софистов, к восточным учениям, что искажало целостное представление об учении Сократа. К сократическим относятся Киническая, Киренская, Мегарская и Элидо-эретрийская школы.  Киническая школа – основана Антисфеном (самым ярким киником является Диоген Синопский). Название школы связано со словом«пес», которым называли киников их современники. Как и Сократ, киники обращались к проблеме общих понятий, их роли в познании ив жизни человека. Однако, в отличие от Сократа, киники пришли к выводу, что общее не существует ни ввещах, ни в человеческих поступках. Восприятию, учили они, доступны только отдельные вещи, теоретическое познание с помощью понятий невозможно (существуют отдельные реальные лошади, а слово «лошадь» –  лишь  общее имя). Вцентре внимания киников находятся этические вопросы. Счастье не может заключаться ни в наслаждении, ни в озабоченности государственными проблемами. Главное – личная добродетель, доблесть, которую можно пробудить, освободившись от  условностей, пут общественного мнения. Идеал автаркии (автономноети,самодостаточности). Сократ призывал к самостоятельности мысли, а киники – к самостоятельности  поведения,  к  уникальности  поступка  (согласно  преданию, Диоген даже умер по собственной воле в 90 лет, задержав дыхание). Представители Киренской  школы  (Аристипп,  Антипатр,  Гегесий)  помимо  сократовских идей испытали влияние  софистов, а также восточной мудрости, что привело к появлению в их философии элементов иррационализма. Подлинной реальностьюобладают лишь единичные ощущения – единственный источник знания и счастья. Индивидуальные ощущения несравнимы друг с другом. Киренаики – сторонники эвдемонизма, учения, видящего смысл жизни в счастье, которое понимается имикак, мгновенное наслаждение. Поскольку невозможно достичь в этом мире всей полноты наслаждений, то лучше покончить счеты с жизнью (Гегесий). Вместе с тем киренаики провозглашали необходимость  самообладания. Человек долженбыть господином своего  удовольствия, уметь  управлять им;  самообладание –необходимое условие счастья. Представители Мегарской школы (Евклид, Евбулид) считают, что истинно существует только общее. Эта школа объединила идеи Сократа с учением элеатов,  придав ему этическую окраску. Диалектика как искусство разоблачения ложных идей методом «от противного» предохраняет человека от заблуждений и ведет его к счастью.

Источник: Философия науки и техники: словарь

СОКРАТИКИ
(сократические школы) – философские школы, основанные учениками Сократа в начале IV в. до н. э. Каждая школа развивала отдельные стороны сократовского учения. Вместе с тем С. не только опирались на учение Сократа, но и обращались к идеям элеатов, софистов , к восточным учениям. Как правило, такой «союз» искажал целостное представление об учении Сократа. Некоторые исследователи называют С. «малыми» сократиками; таковыми они представляются в сравнении с достижениями Платона , также являвшегося учеником Сократа. К сократическим относятся Киническая, Киренская, Мегарская и Элидо-эретрийская школы.
Киническая школа основана Антисфеном. Ее название школы связано со словом «пес», именно так называли киников их современники. Антисфен, ученик Сократа, находился также под влиянием некоторых идей софистов. Другой яркий философ-киник – Диоген Синопский. Как и Сократ, киники обращались к проблеме общих понятий, их роли в познании и в жизни человека. Однако, в отличие от Сократа, киники пришли к выводу, что общее не существует ни в вещах, ни в человеческих поступках. Восприятию, учили они, доступны только отдельные вещи, теоретическое познание с помощью понятий невозможно. Человек познаёт вещи с помощью ощущений, а затем описывает их, опираясь на аналогии. Подобно средневековым философам-номиналистам, киники говорили о невозможности существования общего, например «лошадности». Существуют лишь отдельные реальные лошади, а слово «лошадь» – лишь общее имя для различных отдельных вещей. Я вижу стол и чашу, говорил Диоген, но не могу видеть «стольность» и «чашность».
В центре внимания киников находятся этические вопросы. Счастье не может заключаться ни в наслаждении, ни в озабоченности государственными проблемами. Главное – личная добродетель, доблесть, которую можно пробудить, освободившись от условностей, пут общественного мнения. Идеал автаркии (автономности, самодостаточности) являлся для киников продолжением идеи обособленного существования отдельных единичных вещей в области нравственности. До нас дошло много рассказов о Диогене – «безумствующем Сократе», который просил подаяние у статуй, жил в бочке, искал с фонарем человека, считал себя гражданином мира.
Киники выявили новую сторону нравственности. Если Сократ связывал нравственность с разумом, то киники – со способностью отдельного человека отстаивать свои принципы, с умением противопоставить себя общему как единообразию, толпе. В данном случае происходит процесс освоения общего через его отрицание. Сократ и киники говорят о разном общем. Киники – об абстрактно-общем, нивелирующем людей; Сократ – о конкретно-общем, связывающем различных людей единой нравственной связью. Сократ призывал к самостоятельности мысли, киники – к самостоятельности поведения, к уникальности поступка. Высказывания Диогена экстравагантны, но он намеренно облекает свою мысль в такие формы, в качестве аргумента используя собственную поведенческую уникальность: только чрезмерным поступком можно воспитать меру. Согласно преданию, Диоген даже умер по собственной воле в 90 лет, задержав дыхание.
Представители Киренской школы (Аристипп, Антипатр, Гегесий) помимо сократовских идей испытали влияние софистов, а также восточной мудрости, что привело к появлению в их философии элементов иррационализма . Подлинной реальностью обладают лишь единичные ощущения – единственный источник знания и счастья. Индивидуальные ощущения несравнимы друг с другом. Киренаики – сторонники эвдемонизма , учения, видящего смысл жизни в счастье. Счастье понимается ими как. мгновенное наслаждение, поэтому киренаиков можно назвать также сторонниками гедонизма.
Физическое наслаждение превосходит «душевное». Главное для киренаиков – утвердить себя в мире через наслаждение, они отрицали нравственную основу человеческой индивидуальности. Желание обосновать человеческое бытие без помощи разума ведет к безнравственности. Философия киренаиков оказывала и прямое разрушительное действие на человека: поскольку невозможно достичь в этом мире всей полноты наслаждений, то лучше покончить счеты с жизнью (Гегесий). Вместе с тем киренаики провозглашали необходимость самообладания. Человек должен быть господином своего удовольствия, уметь управлять им; самообладание – необходимое условие счастья. Ряд оригинальных идей высказали киренаики в отношении общества. Люди в обществе либо повелевают, либо подчиняются. Существует особая порода людей, не преданных слепо своему обществу, способных жить где угодно, способных как повелевать, так и подчиняться.
Представители Мегарской школы (Евклид, Евбулид) считают, что истинно существует только общее. Эта школа объединила идеи Сократа с учением элеатов, придав ему этическую окраску. Диалектика как искусство разоблачения ложных идей методом «от противного» предохраняет человека от заблуждений и ведет его к счастью.

Источник: Краткий философский словарь.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
0.00 байт

«СОКРАТИКИ» И ХОУОД ЛРОХРєЛХіХОД В IV В. ДО Р. Х

Алиева Ольга Валерьевна
Так называемый сократический протрептик традиционно рассматривается в качестве «переходной» формы от софистических эпидейктических выступлений к ранним диалогам Платона.
Читать PDF
0.00 байт

«Сократики» как адресаты эпидейктических речей Исократа (против софистов, энкомий Елене, Бузирис)

Усачева А. В.
Настоящая статья посвящена анализу трех эпидейктических речей Исократа, представляющих собой драгоценные свидетельства современника об интеллектуальных движениях 90-80 гг. IV в. до Р. Х.
Читать PDF
0.00 байт

Критон-сократик: пример создания фиктивного представителя школы

Золотухина Анна Игоревна
Статья демонстрирует вероятный механизм составления представительных списков школ в эллинистическую эпоху на примере Критона-сократика и некоторых других «типичных» представителей сократической «школы».
Читать PDF
0.00 байт

Гегель о сократических школах: место и значение сократиков в истории философии

Казеннов А.С., Мочалова И.Н.
Сократики и сократические школы являются одним из малоизученных феноменов греческой философии. Цель данной статьи показать, какое место занимала философия сократиков в лекциях Гегеля по истории философии.

Похожие термины:

  • Сократ и сократики

    Выше уже упоминалось, что Сократ фактически занимался трактовкой обозначенных софистами проблем, знакомство с которыми было обязательно для всякого приличного человека (= свободного гражданина).
  • СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ, СОКРАТИКИ

    философские школы, основанные вскоре после смерти Сократа его ближайшими учениками: Мегарская школа (Евклид), Элидская (Федон из Элиды, см. Элидо-эрет рийская школа), Киренская школа (Аристипп), школ
  • ЕВКЛИД СОКРАТИК

    греческий философ, основатель Мегар-ской школы (Мегара, Сицилия, ок. 450 — ок. 380 г. до Р.Х.). Был учеником Парменида, позднее — Сократа. Основал школу, которую посещал Платон. Он стоит у истоков теории «