Конь

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Коне
рим.)  – древнеримский бог земледелия, страж запасов зерна в подземных хранилищах. К. был посвящен подземный алтарь, находившийся посреди большого цирка в Риме и открывавшийся только дважды в год (21 августа и 15 декабря) в праздник консуалий. В этот день устраивали конные ристалища и состязания пастухов, а лошадей, мулов, ослов освобождали от работы и украшали цветами. По преданию, во время консуалий были похищены приглашенные Ромулом сабинянки. По созвучию имени со словом «совет» (консилиум) К. считался также богом добрых советов.

Источник: Мифологический словарь

Конь

Конь – едва ли не самое близкое и важное для человека животное. С древнейших времен служил людям, воспринимался как друг и мудрый помощник. Это неслучайно, ибо без коня немыслима жизнь в тех условиях, где проживали славянские племена. Обожествляя всю видимую и невидимую природу, люди придавали особые свойства и этому животному. Считалось, что солнце скачет по небу на золотом коне днем, а ночью – на черном. Поэтому и смена дня ночью представлялась воображению язычников бегом-состязанием двух коней. Также во всех славянских сказаниях темная сила представляется выезжающей на черном коне, белая – на белом. С давних времен главные боги Белобог и Чернобог, которые представлялись соответственно стихией света и стихией мрака, имели своих коней – белого и черного. С разделением власти над миром и всеми явлениями его бытия белые кони передаются в народном воображении богу-солнцу, богу-громовнику (сначала Перуну, потом Свентовиду и, наконец, Яриле), черные же становятся собственностью Стрибога и всех буйных ветров, Стрибожьих внуков.
В образе коня представлялись и месяц, и звезды, и ветры буйные, облетающие всю «подсолнечную подселенную» от моря до моря. Даже и тучи, заслоняющие свет солнечный, и быстролетные молнии являются иногда в том же воплощении.
Звук грома представлялся, по народным загадкам, ржанием небесных коней. Народные сказки упоминают о конях-вихрях, о конях-облаках; и те, и другие наделяются крыльями.
С появлением народных сказаний, былинного эпоса, главными героями которого являются богатыри, конь приобретает новое значение. Труд но представить богатыря былин без его доброго, верного, борзого (быстрого) коня, до того слились, сроднились эти два образа.
Позднее народная фантазия произвела на свет маленького волшебника конька-горбунка, обладающего силой перелетать во мгновение ока со своим седоком в тридевятое царство, в тридесятое государство. Хозяин такого конька-горбун ка добывает все, что ему ни вздумается.
Множество всяких примет, связанных с этим неизменным спутником человека, существует на Руси: ржет конь – к добру, топает – к дороге, втягивает ноздрями воздух дорожный – дом близ ко, фыркает в пути – к доброй встрече (или к дождю). Споткнется конь при выезде со двора – лучше воротиться назад, чтобы не вышло какого-ни будь худа; распряжется дорогой – быть беде неминучей. Хомут, снятый с потной лошади, является у баб-знахарок лечебным средством: надеть его на болящего лихорадкой человека – всю хворь как рукой снимет. Вода из недопитого лошадью ведра тоже может облегчать разные болезни, если умыться ей со словом наговорным. Конский череп страшен для нечистой силы. Оттого-то прежде во многих деревнях можно было видеть черепа лошадей, воткнутые на частокол вокруг дворов. Друг-слуга пахаря конь остается верным ему даже и после своей смерти!

Источник: Словарь славянской мифологии

КОНЬ
символ силы, быстроты и неутомимости, бесстрашия и воинской славы. Как знак войны и победы полководца, он демонстрирует власть над войском. Недаром считалось, что въехать в город на белом коне — значит одержать победу. Небесный воин Георгий Победоносец всегда изображался на белом коне. Многие парады открывал в Москве Главнокомандующий на белом коне. Традиция создавать конную статую или картину как средство увековечения памяти великого лидера коренится в знаменитой античной статуе императора Марка Аврелия, сидящего верхом на коне, водруженной на площади Капитолия в Риме. Военачальники-победители также изображались руководящими битвой, сидя верхом на коне. Кони везут триумфальные колесницы многочисленных мифологических персонажей. Образы коня у скандинавов связаны со сменой суток: «конь-ночь» мчится впереди с темной гривой, а за ним скачет «конь-утро», чья пена покрывает землю росой. И замыкает эти скачки «конь-день» со светлой гривой, озаряющей землю и воздух. В Упанишадах конь символизирует календарь: туловище означает год, другие части тела — времена года, суставы — месяцы, а ноги — день и ночь. Конь может быть знаком солнца, огня и света, примером этому являются огненные кони Гелиоса. У древних славян конь служил символом смерти и воскресения, подобно заходящему и восходящему светилу. Русь с древнейших времен отождествляла себя с образом коня, что нашло воплощение в архитектуре Русского Севера. Верхний контур двускатного фронтона дома представлял небосвод, по которому двигалось солнце, а соединение колесовидного солнца с фигурой коня над кровлей подчеркивало динамизм строения. Наиболее известный эпизод Троянской войны — большой деревянный конь на колесах, построенный греками, чтобы изнутри захватить Трою. Троянский конь — символ скрытности и коварства. Отсюда произошло выражение «ход конем», хотя в шахматах конь символизирует не столько скрытность, сколько жизнестойкость. Нагруженный конь выступает, с одной стороны, символом человеческого тела, несущего духовную ношу, с другой — наоборот, символизирует духовную природу человека, несущего бремя материального тела. Легенды приписывают коню свойства, присущие бессознательному в человеке. Эта связь наглядно выражена в образе кентавра: туловище человека — его сознание, а круп и ноги лошади — бессознательное. У разных народов существовали ритуалы убийства коня и его жертвоприношения. У римлян — это обряд октябрьского коня, у индусов — «аш ва мед ха». Хотя подобные ритуалы были и у славян, однако боевой конь славян — это, скорее, боевой товарищ витязя. Выступая в роли волшебного помощника, он может менять свой вид, превращаясь в звезду, птицу или муху. Конь указывает герою на суженую или невесту, предупреждает о различных препятствиях и помогает преодолевать их, воскрешает богатыря живой водой (Конек-горбунок). В связи с вышесказанным любопытно, что в тибетской медицине конем называется вещество, которое сопровождает лекарство к пораженному органу. Следы конских копыт в древности нередко были знаками, дарующими благодать. В более поздние времена эту функцию стали исполнять подковы, которые подвешивали над дверью. Конь является одной из древнейших эмблем человечества: его изображения на стенах пещер распространены от Заполярья до пустыни Гоби и Аравийского полуострова на протяжении 40–10 тыс. лет до н. э. Такое колоссальное значение коня в символике и эмблематике объясняется огромным военным и транспортным его значением вплоть до середины XIX в. На эмблематическом уровне прыгающий конь означает Испанию. Белая лошадь была родовым знаком ганноверского родового дома. Во времена двух первых королей Англии — Георга I (1714–1727) и Георга II (1727–1760), белая лошадь вместе с королевским дубом Стюартов присутствовала на большинстве вывесок пивных. Хотя белая лошадь встречалась и на более древних штандартах саксов. В геральдике никогда не употребляется слово «лошадь», а только «конь». Он всегда должен быть в сбруе или под седлом. В западноевропейской геральдике считалось, что конь сочетает лучшие свойства нескольких животных: храбрость льва, острое зрение орла, силу буйвола, быстроту оленя и ловкость лисы. В геральдической традиции голова коня и его силуэт изображаются всегда в профиль. В силу того что конь как эмблема в русской дореволюционной тематике употреблялся большей частью в царских государственных или в родовых гербах высшей знати, он не вошел в эмблематику советской геральдики. Источ.: Похлебкин В. В. Международная символика и эмблематика: (Опыт слов). М., 1989; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия