от фр. commune — община, от лат. communis — общий) — способ общинного проживания, предполагающий совместные собственность и труд, общность мировоззрения, близость к природе, дистанцирование от норм и установлений социума.
Первичные К. и сейчас существуют у некоторых народов, — например, так живут аборигены индонезийского острова Бали. Первые К. американских и европейских утопистов XVIII-XIX веков выглядели достаточно диковинно и являлись одиночными, как правило, малоудачными экспериментами. В XX веке идея получила совершенно неожиданное развитие. Коммуны начали массово создавать хиппи. Такой способ организации быта как нельзя лучше отвечал их асоциальности, идеалам свободной любви, близости к природе и стремлению убежать от репрессивных и регламентирующих структур. Исход в К. в 1960-е годы привел к настоящему расцвету движения, появлению поселений с диковинными обитателями в труднодоступных лесных и горных районах, а также в далеких странах, представлявшихся европейскому сознанию экзотическими: в знаменитой индийской местности Гоа, на островах Тихого океана и Карибского моря. Иногда избирался и вовсе экстремальный путь развития: так, знаменитая немецкая террористическая группа РАФ выросла из К., членам которой чуть ли не вменялись в обязанность занятия групповым сексом.
Хиппи создавали свои резервации будущего с самыми серьезными намерениями. Увы, подобные образования долго не держались: все-таки городской по преимуществу молодежи трудно отказаться на всю жизнь от благ цивилизации, от естественного стремления завести семью и т. п. По той же причине «коммунарский» проект не удался в постсоветской России — здесь еще добавилась и общая социально-экономическая катастрофа.
Общины бывших хиппи, построенные на принципах К., сохранились в США, где, собственно, движение детей-цветов пережило свой истинный расцвет. В остальном же хиппи обратились к более традиционной практике сквотов и тусовок: на хипповском флэту (квартира, где постоянно живут люди системы) тоже порядки достаточно демократичные, другое дело, что социум при этом стоит буквально на пороге и может в обличье наряда милиции уничтожить доморощенный оазис свободы в любую минуту.
Порядки К. царят также и в быту новых церквей — к примеру, кришнаитов — и тоталитарных сект, однако это тот случай, когда внешняя форма сочетается с полностью перепрограммированным содержанием.
Достижим коммунизм на земле или нет — на этот вопрос, очевидно, не удастся ответить никогда. Но попытки воссоздать его, вновь и вновь, в бревенчатых срубах на Алтае, в хижинах на побережье Индийского океана, или в трейлере, снятом с колес где-нибудь в Колорадо — на всех этих крохотных клочках земли, не прекратятся никогда. Ведь на определенном этапе взросления К. представляется наиболее естественным выбором.
[Д. Десятерик]
СМ.: Секта, Система, Сквот, Социальный центр, Тусовка, Хиппи.
Коммуна
КОММУНА
Источник: Альтернативная культура. Энциклопедия
Коммуна
лат. communis — общий, всеобщий). Среди различных общественных образований, существовавших в истории под этим именем, можно выделить два основных типа: 1. Административно-территориальные единицы, характеризующиеся той или иной формой самоуправления: а) городские коммуны — города в средневековой Западной Европе, главным образом в Италии, Франции и Фландрии, добившиеся определенной независимости от сеньоров, имевшие собственный суд, военное ополчение, финансы, право самообложения и выбиравшие из своей среды городской совет и должностных лиц; б) Парижская коммуна 1789—94 гг. — орган парижского городского самоуправления, образованный накануне взятия Бастилии и превратившийся в период якобинской диктатуры в действенный орган революционной власти; в) низовая административно-территориальная единица в ряде современных стран, возглавляется муниципальным советом, который ведает в основном вопросами коммунального хозяйства; г) административно-территориальные образования, существовавшие в ряде районов РСФСР в первые годы Советской власти (в 1918 г. была образована, например, Петроградская трудовая коммуна, построенная по территориальному признаку и входившая в состав Союза коммун Северной области (Северная коммуна), в 1919 г. они были упразднены); д) административно-территориальные образования в КНР («народные коммуны»), которые возникли в 1958 г. и на которые была возложена регламентация всей экономической, политической и общественной жизни населения, входящего в их состав. 2. Социальные общности, противостоящие частнособственническим отношениям между людьми и стремящиеся построить жизнь своих членов на основе определенным образом понимаемой коллективной собственности. Известны следующие виды таких общностей: а) религиозные коллективистские общины. Основной их целью было совместное отправление религиозного культа, а общность имущества, совместный труд и прочие элементы коллективизма рассматривались лишь как наилучшее средство для ее достижения. Тем не менее в некоторых из них отразились первые попытки трудящихся противопоставить эксплуататорскому строю общество, основанное на равенстве. Так, во время Гуситских войн в Чехии возник г. Табор (1420—34), создатели которого провозгласили принцип: «Подобно тому как в городе Таборе нет ни твоего, ни моего, а все общее, так и для всех людей все должно быть общее, и никто не может иметь собственности, а кто имеет — творит смертный грех». Спустя столетие на волне Крестьянских войн, сопровождавших Реформацию, идеи всеобщего равенства получили яркое воплощение в восстании в Мюльгаузене (1525), руководимом Мюнцером, и особенно в восстании в Мюнстере (1534), когда под руководством радикально настроенных анабаптистов были конфискованы и объявлены общественным достоянием все денежные капиталы, все предметы потребления были взяты на учет и могли расходоваться только с разрешения властей, земля была разбита на участки, работа на которых проводилась под контролем властей. Эти первые несовершенные попытки построить жизнь на началах общественной собственности были потоплены в крови. Буржуазные историки считают типичной коммуной так наз. христианскую республику, созданную для индейцев испанскими иезуитами в Парагвае (1610—1768). В действительности же в этой «республике» индейцы были заперты на особых территориях — «миссиях» (теперешние резервации), окруженных рвами и частоколами, священники жестко регламентировали всю их производственную, бытовую и духовную жизнь. По словам Лафарга, эта «христианская республика» была не коммуной, а «очень остроумной и прибыльной смесью крепостничества и рабства»; б) экспериментальные коммуны утопистов в XIX в. Организуя в порядке «социального эксперимента» коммуны, социалисты-утописты (см. Утопический социализм) полагали, что достаточно на их примере доказать возможность коммунистических отношений между людьми, чтобы принципы коммунизма восторжествовали, а коммуны возникали бы одна за другой, охватывая все страны и континенты. Руководствуясь этим, утописты предприняли целую серию попыток создания коммун главным образом в Северной Америке, где имелись наиболее подходящие условия: незанятые или дешевые земельные участки, отсутствие устоявшихся форм жизни, большое число переселенцев, склонных к нововведениям. Здесь были основаны общины Оуэна, фаланги Фурье, коммуна «Икария» Кабе. Они были организованы на принципах совместного труда, общности имущества и предметов потребления, но довольно быстро распались. Историческое значение экспериментальных коммун утопистов состоит в том, что была практически продемонстрирована возможность равенства между людьми, получен первый опыт создания и руководства отношениями между людьми в трудовых коллективах коммунистического типа и, кроме того, обнаружена несостоятельность надежд на распространение нового образа жизни, демонстрируемого небольшими разрозненными группами. Это крушение утопий подчеркивало необходимость классовой борьбы за коммунизм, законы которой к середине XIX в. уже были открыты Марксом и Энгельсом. «Коммунальное движение» (организация различных коммун), охватившее недавно некоторые слои молодежи и интеллигенции на Западе, столь же утопично, как и эксперименты социалистов прошлого; в) Парижская коммуна 1871 г. — первая попытка рабочего класса установить свою диктатуру, «открытая, наконец» политическая форма, «при которой могло совершиться экономическое освобождение труда» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 17, с. 346) (см. Парижская коммуна); г) коммуны в первые годы Советской власти. Победа Октябрьской революций донесла идеи коммунизма до самых широких слоев населения. Наиболее доступной оказалась идея коммуны — как производственной, так и потребительски-бытовой: в первые годы Советской власти большинство возникавших коллективных хозяйств было по своему типу коммунами, т. е. хозяйствами с полным обобществлением средств производства и далеко идущей общностью предметов потребления. Первые коммуны появились уже в 1917 г., в 1918 г. их число достигло почти тысячи, а через год удвоилось и продолжало возрастать. Некоторые из них были очень крупными. Например, Новорепинская в Самарской губ. насчитывала 8,5 тыс. человек, имела 53 тыс. десятин земли, 3 тыс. голов скота. Но в массе это были небольшие хозяйства, 40% из них имели менее 50 десятин земли. С введением нэпа и развитием товарно-денежных отношений обнаружились низким уровень производственной базы коммун и несовершенство господствовавшего в них принципауравнительного распределения. Значительное число их не смогло существовать в новых условиях и распалось. Обнаружилось преимущество иных форм объединения крестьян — товариществ по обработке земли (ТОЗы) и в особенности артелей. К началу 30?х гг. производственные коммуны практически перестают существовать, повсеместно переходя на устав артели. Потребительски-бытовые коммуны в городах явились продуктом сочетания высокого идейного порыва с низкой обеспеченностью необходимыми средствами жизни части пролетарских слоев населения и студенчества. «Коммуна строит кусочек социализма в быту», — писали, например, члены Мокринской коммуны (Москва), рисуя привлекательную картину того, как их потребительская коммуна, включавшая людей различного образования, профессии и места работы, обеспечивает своих членов вне зависимости от их доли в доходной части бюджета и в то же время с учетом индивидуальных интересов и вкусов. Понятно, что с ростом благосостояния населения исчезла материальная основа такого рода коммун. История коммун как социальных общностей обнаруживает их противоречивость: с одной стороны, они заключают в себе идею необходимости коммунистических отношений между людьми, с другой стороны, связывают осуществление этой идеи с местными и замкнутыми социальными образованиями, когда коммунистическое общество выступает как состоящее из какого-то числа однотипных «кирпичиков». Исторически это вполне оправдано. Ведь первые коммуны возникали без коренной ломки всего старого общества и вынуждены были существовать как обособленные, в социальном отношении замкнутые и изолированные от остального мира ячейки. В действительности же тенденции социально-экономического развития состоят в интенсивном размывании всяческих перегородок между различными социальными образованиями и возрастании связей между ними. Уже на нынешней стадии развития социалистическое общество образуется не из одного, а из нескольких типов «кирпичиков» (производственные, бытовые, территориальные и другие общности), число которых обнаруживает тенденцию к возрастанию. Если учесть эти и другие объективные тенденции, то о коммуне в строгом смысле слова правомерно говорить именно как о коммунистическом обществе.
Источник: Научный коммунизм. Словарь