Коммуна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

КОММУНА
от фр. commune — община, от лат. communis — общий) — способ общинного проживания, предполагающий совместные собственность и труд, общность мировоззрения, близость к природе, дистанцирование от норм и установлений социума.
Первичные К. и сейчас существуют у некоторых народов, — например, так живут аборигены индонезийского острова Бали. Первые К. американских и европейских утопистов XVIII-XIX веков выглядели достаточно диковинно и являлись одиночными, как правило, малоудачными экспериментами. В XX веке идея получила совершенно неожиданное развитие. Коммуны начали массово создавать хиппи. Такой способ организации быта как нельзя лучше отвечал их асоциальности, идеалам свободной любви, близости к природе и стремлению убежать от репрессивных и регламентирующих структур. Исход в К. в 1960-е годы привел к настоящему расцвету движения, появлению поселений с диковинными обитателями в труднодоступных лесных и горных районах, а также в далеких странах, представлявшихся европейскому сознанию экзотическими: в знаменитой индийской местности Гоа, на островах Тихого океана и Карибского моря. Иногда избирался и вовсе экстремальный путь развития: так, знаменитая немецкая террористическая группа РАФ выросла из К., членам которой чуть ли не вменялись в обязанность занятия групповым сексом.
Хиппи создавали свои резервации будущего с самыми серьезными намерениями. Увы, подобные образования долго не держались: все-таки городской по преимуществу молодежи трудно отказаться на всю жизнь от благ цивилизации, от естественного стремления завести семью и т. п. По той же причине «коммунарский» проект не удался в постсоветской России — здесь еще добавилась и общая социально-экономическая катастрофа.
Общины бывших хиппи, построенные на принципах К., сохранились в США, где, собственно, движение детей-цветов пережило свой истинный расцвет. В остальном же хиппи обратились к более традиционной практике сквотов и тусовок: на хипповском флэту (квартира, где постоянно живут люди системы) тоже порядки достаточно демократичные, другое дело, что социум при этом стоит буквально на пороге и может в обличье наряда милиции уничтожить доморощенный оазис свободы в любую минуту.
Порядки К. царят также и в быту новых церквей — к примеру, кришнаитов — и тоталитарных сект, однако это тот случай, когда внешняя форма сочетается с полностью перепрограммированным содержанием.
Достижим коммунизм на земле или нет — на этот вопрос, очевидно, не удастся ответить никогда. Но попытки воссоздать его, вновь и вновь, в бревенчатых срубах на Алтае, в хижинах на побережье Индийского океана, или в трейлере, снятом с колес где-нибудь в Колорадо — на всех этих крохотных клочках земли, не прекратятся никогда. Ведь на определенном этапе взросления К. представляется наиболее естественным выбором.
[Д. Десятерик]
СМ.: Секта, Система, Сквот, Социальный центр, Тусовка, Хиппи.

Источник: Альтернативная культура. Энциклопедия

Коммуна
лат. communis — общий, всеобщий). Среди различных общественных образований, существовавших в истории под этим именем, можно выделить два основных типа: 1. Административно-территориальные единицы, характеризующиеся той или иной формой самоуправления: а) городские коммуны — города в средневековой Западной Европе, главным образом в Италии, Франции и Фландрии, добившиеся определенной независимости от сеньоров, имевшие собственный суд, военное ополчение, финансы, право самообложения и выбиравшие из своей среды городской совет и должностных лиц; б) Парижская коммуна 1789—94 гг. — орган парижского городского самоуправления, образованный накануне взятия Бастилии и превратившийся в период якобинской диктатуры в действенный орган революционной власти; в) низовая административно-территориальная единица в ряде современных стран, возглавляется муниципальным советом, который ведает в основном вопросами коммунального хозяйства; г) административно-территориальные образования, существовавшие в ряде районов РСФСР в первые годы Советской власти (в 1918 г. была образована, например, Петроградская трудовая коммуна, построенная по территориальному признаку и входившая в состав Союза коммун Северной области (Северная коммуна), в 1919 г. они были упразднены); д) административно-территориальные образования в КНР («народные коммуны»), которые возникли в 1958 г. и на которые была возложена регламентация всей экономической, политической и общественной жизни населения, входящего в их состав. 2. Социальные общности, противостоящие частнособственническим отношениям между людьми и стремящиеся построить жизнь своих членов на основе определенным образом понимаемой коллективной собственности. Известны следующие виды таких общностей: а) религиозные коллективистские общины. Основной их целью было совместное отправление религиозного культа, а общность имущества, совместный труд и прочие элементы коллективизма рассматривались лишь как наилучшее средство для ее достижения. Тем не менее в некоторых из них отразились первые попытки трудящихся противопоставить эксплуататорскому строю общество, основанное на равенстве. Так, во время Гуситских войн в Чехии возник г. Табор (1420—34), создатели которого провозгласили принцип: «Подобно тому как в городе Таборе нет ни твоего, ни моего, а все общее, так и для всех людей все должно быть общее, и никто не может иметь собственности, а кто имеет — творит смертный грех». Спустя столетие на волне Крестьянских войн, сопровождавших Реформацию, идеи всеобщего равенства получили яркое воплощение в восстании в Мюльгаузене (1525), руководимом Мюнцером, и особенно в восстании в Мюнстере (1534), когда под руководством радикально настроенных анабаптистов были конфискованы и объявлены общественным достоянием все денежные капиталы, все предметы потребления были взяты на учет и могли расходоваться только с разрешения властей, земля была разбита на участки, работа на которых проводилась под контролем властей. Эти первые несовершенные попытки построить жизнь на началах общественной собственности были потоплены в крови. Буржуазные историки считают типичной коммуной так наз. христианскую республику, созданную для индейцев испанскими иезуитами в Парагвае (1610—1768). В действительности же в этой «республике» индейцы были заперты на особых территориях — «миссиях» (теперешние резервации), окруженных рвами и частоколами, священники жестко регламентировали всю их производственную, бытовую и духовную жизнь. По словам Лафарга, эта «христианская республика» была не коммуной, а «очень остроумной и прибыльной смесью крепостничества и рабства»; б) экспериментальные коммуны утопистов в XIX в. Организуя в порядке «социального эксперимента» коммуны, социалисты-утописты (см. Утопический социализм) полагали, что достаточно на их примере доказать возможность коммунистических отношений между людьми, чтобы принципы коммунизма восторжествовали, а коммуны возникали бы одна за другой, охватывая все страны и континенты. Руководствуясь этим, утописты предприняли целую серию попыток создания коммун главным образом в Северной Америке, где имелись наиболее подходящие условия: незанятые или дешевые земельные участки, отсутствие устоявшихся форм жизни, большое число переселенцев, склонных к нововведениям. Здесь были основаны общины Оуэна, фаланги Фурье, коммуна «Икария» Кабе. Они были организованы на принципах совместного труда, общности имущества и предметов потребления, но довольно быстро распались. Историческое значение экспериментальных коммун утопистов состоит в том, что была практически продемонстрирована возможность равенства между людьми, получен первый опыт создания и руководства отношениями между людьми в трудовых коллективах коммунистического типа и, кроме того, обнаружена несостоятельность надежд на распространение нового образа жизни, демонстрируемого небольшими разрозненными группами. Это крушение утопий подчеркивало необходимость классовой борьбы за коммунизм, законы которой к середине XIX в. уже были открыты Марксом и Энгельсом. «Коммунальное движение» (организация различных коммун), охватившее недавно некоторые слои молодежи и интеллигенции на Западе, столь же утопично, как и эксперименты социалистов прошлого; в) Парижская коммуна 1871 г. — первая попытка рабочего класса установить свою диктатуру, «открытая, наконец» политическая форма, «при которой могло совершиться экономическое освобождение труда» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 17, с. 346) (см. Парижская коммуна); г) коммуны в первые годы Советской власти. Победа Октябрьской революций донесла идеи коммунизма до самых широких слоев населения. Наиболее доступной оказалась идея коммуны — как производственной, так и потребительски-бытовой: в первые годы Советской власти большинство возникавших коллективных хозяйств было по своему типу коммунами, т. е. хозяйствами с полным обобществлением средств производства и далеко идущей общностью предметов потребления. Первые коммуны появились уже в 1917 г., в 1918 г. их число достигло почти тысячи, а через год удвоилось и продолжало возрастать. Некоторые из них были очень крупными. Например, Новорепинская в Самарской губ. насчитывала 8,5 тыс. человек, имела 53 тыс. десятин земли, 3 тыс. голов скота. Но в массе это были небольшие хозяйства, 40% из них имели менее 50 десятин земли. С введением нэпа и развитием товарно-денежных отношений обнаружились низким уровень производственной базы коммун и несовершенство господствовавшего в них принципауравнительного распределения. Значительное число их не смогло существовать в новых условиях и распалось. Обнаружилось преимущество иных форм объединения крестьян — товариществ по обработке земли (ТОЗы) и в особенности артелей. К началу 30?х гг. производственные коммуны практически перестают существовать, повсеместно переходя на устав артели. Потребительски-бытовые коммуны в городах явились продуктом сочетания высокого идейного порыва с низкой обеспеченностью необходимыми средствами жизни части пролетарских слоев населения и студенчества. «Коммуна строит кусочек социализма в быту», — писали, например, члены Мокринской коммуны (Москва), рисуя привлекательную картину того, как их потребительская коммуна, включавшая людей различного образования, профессии и места работы, обеспечивает своих членов вне зависимости от их доли в доходной части бюджета и в то же время с учетом индивидуальных интересов и вкусов. Понятно, что с ростом благосостояния населения исчезла материальная основа такого рода коммун. История коммун как социальных общностей обнаруживает их противоречивость: с одной стороны, они заключают в себе идею необходимости коммунистических отношений между людьми, с другой стороны, связывают осуществление этой идеи с местными и замкнутыми социальными образованиями, когда коммунистическое общество выступает как состоящее из какого-то числа однотипных «кирпичиков». Исторически это вполне оправдано. Ведь первые коммуны возникали без коренной ломки всего старого общества и вынуждены были существовать как обособленные, в социальном отношении замкнутые и изолированные от остального мира ячейки. В действительности же тенденции социально-экономического развития состоят в интенсивном размывании всяческих перегородок между различными социальными образованиями и возрастании связей между ними. Уже на нынешней стадии развития социалистическое общество образуется не из одного, а из нескольких типов «кирпичиков» (производственные, бытовые, территориальные и другие общности), число которых обнаруживает тенденцию к возрастанию. Если учесть эти и другие объективные тенденции, то о коммуне в строгом смысле слова правомерно говорить именно как о коммунистическом обществе.

Источник: Научный коммунизм. Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Бытие смысла в коммуникации: генезис проблемы смысла в коммуникации

Иванова Ольга Эрнестовна
В статье анализируется происхождение проблемы смысла в коммуникации, выявляются противоречия в его существовании. Обосновано, что античная мысль определила магистральные направления бытия смысла в коммуникации.
Читать PDF
0.00 байт

Технологическая сторона глобализации: информационно-коммуникационный аспект изменения социальной реа

Мельник Александр Викторович
Исследуется технологическая сторона глобализации в ее информационно-коммуникационном аспекте. Определяется значение технологий в становлении глобальной социотехнологической реальности.
Читать PDF
0.00 байт

Философский текст как философская коммуникация

Зубова М. В.
В статье рассмотрена сущность философского текста.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема коммуникативной рациональности в социальной философии Ю. Хабермаса

Лозина Джульетта Владимировна
В теории коммуникативного действия Хабермас акцентируется на роли рациональности, совместных усилий теоретического и практического разума в истории.
Читать PDF
0.00 байт

Виртуализация как социальная трансформация и коммуникация

Моисеева Агнесса Петровна, Мазурина Ольга Анатольевна, Перепелкин Олег Александрович
Проанализирован процесс виртуализации как комплекс социальных изменений основой которых является идеально-фантазийная, имажинативная реальность, сознательное и инженерно-сфокусированное конструирование условных феноменов.
Читать PDF
0.00 байт

Субъект языковой реальности и языковой деятельности: коммуникативный, познавательный и гносеологичес

Нуриев Б. Д.
В статье выявляется смысл понятий «языковая реальность» и «языковая деятельность», прослеживается их взаимосвязь, рассматриваются коммуникативные, познавательные и гносеологические аспекты и дается их определение.
Читать PDF
0.00 байт

Основные подходы к формированию теории межкультурной коммуникации

Куликов Сергей Владимирович, Толстихина Е. В.
Проводится исследование различных методологических подходов в анализе оснований теории межкультурной коммуникации, а также поясняется, какие междисциплинарные и специальные методы дают возможность эксплицировать основания такой те
Читать PDF
0.00 байт

Власть в системе коммуникации

Романовская Евгения Васильевна
В современной социокультурной ситуации резко возросло внимание к феномену коммуникации.
Читать PDF
0.00 байт

Антропология стои: коммуникативный аспект

Степанова Анна Сергеевна
Рассматриваются представления стоиков о человеке. Доказывается, что невозможно понять антропологию Стои, только исходя из ее этики, ибо все разделы учения, и прежде всего физика, содержат элементы учения о человеке.
Читать PDF
0.00 байт

Рецензия на монографию: Костина О.В. Онтология коммуникации / Под ред. проф. Б.И. Мокина. - Саратов:

Гасилин Владимир Николаевич
Читать PDF
0.00 байт

Язык, общение, коммуникация

Дьяков А. В.
Читать PDF
0.00 байт

Анализ коммуникаций в проектной организации: традиционные модели или теория сетей акторов?

Бердышев Пётр Андреевич
В статье рассматриваются проектно-ориентированные организации как специфический объект исследования.
Читать PDF
0.00 байт

Природа и сущность межкультурной коммуникации

Иванова Ю. В.
Читать PDF
0.00 байт

Коммуникативная онтология как основание современной эпистемологии

Буденкова В. Е.
В статье рассматриваются проблемы, связанные с переосмыслением принципов эпистемологии в современной философии. Анализируются тенденции, формирующие новую парадигму познания: антисубстанциализм, антифундаментализм, плюрализм.
Читать PDF
0.00 байт

Созерцание, рефлексия и коммуникация в современной культуре

Пржиленский В. И.
Исследуются основные детерминанты и метафизические основания спекулятивного мышления, выступающего одним из наиболее влиятельных течений в культуре современного Запада. Особое внимание уделяется идеям М.

Похожие термины:

  • Парижская коммуна 

    первое в истории правительство рабочего класса, форма диктатуры пролетариата. Основано в результате победоносного народного восстания 18 марта 1871 г. Первоначально власть в столице Франции осуще
  • КОММУНИКАТИВНЫЙ АКТ

    (от лат. communicare —делать общим, связывать, общаться + act —действие) —психофизиологическая деятельность людей по кодированию и декодированию информации средствами языка. Сущность К.а. сводится к гов
  • Барьеры коммуникации

    помехи, препятствующие контакту между коммуникатором и реципиентом, адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений в процессе коммуникации. В рамках биоэтики выделяются психофизические, пси
  • Материально-техническая база коммунизма 

    уровень производительных сил, необходимый для перехода от социализма к коммунизму, материальная основа существования и развития коммунистического об-ва. Каждому общественному строю соответству
  • Быт при социализме и коммунизме

    Под бытом в широком смысле этого слова понимается вся внепроизводственная сфера человеческой жизни. В этом плане быт соотносится с производством и профессиональным трудом. Однако трудовая деяте
  • ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ И КОММУНИЗМА

    религ.-пропа-гандистский центр в Великобритании. Основан в 1970 с целью, как говорилось в его программном заявлении, «более глубокого взаимопонимания между народами коммунистического и некоммунист
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма

    Ильин считает, что есть два понимания человека — духовное и недуховное. При духовном понимании человек предстает существом с бессмертной душой. Этот творческий человек образует основу семьи, Род
  • Цивилизация коммунистическая 

    иногда, учитывая данную историческую ступень, называемая социалистической) выражает обобщенные характеристики нового типа социального прогресса, высокий уровень материальной и духовной культу
  • действие коммуникативное

    в современной социальной философии – социальное действие, ориентированное на взаимопонимание, консенсус между людьми, в отличие от инструментального действия, направленного индивидуальный на у
  • Основные понятия и идеи теории коммуникативного действия Хабермаса

    Еще до появления двухтомной книги "Теория коммуникативного действия" Хабермас ввел ряд фундаментальных для этой теории понятий. Как ясно из сказанного ранее, центром усилий Хабермаса стало разли
  • КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ ТЕОРИЯ

    «ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ» («Theorie des kommunikativen Handelns») — фундаментальный труд Ю. Хабермаса, в котором синтезированы разработанные им способы развития социальной теории и обоснован коммуника
  • Парламентская деятельность коммунистов

    Парламент (франц. parler — говорить) — высший орган законодательной власти буржуазного государства, полностью или частично избираемый. В условиях демократии буржуазной он все больше становится
  • ДЕКЛАРАЦИЯ СОВЕЩАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОММУНИСТИЧЕСКИХ И РАБОЧИХ ПАРТИЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН

    14–16 ноября 1957) – хартия междунар. коммунистич. и рабочего движения, программа его борьбы за мир, демократию и социализм. Принята в Москве на Совещании представителей Албанской партии труда, Болгар
  • Коммуникативная теория общества и рациональности. Этика дискурса

    Идея "коммуникации", т.е. взаимодействия людей как основы общественной реальности и соответственно исходной предпосылки философии и ее отдельных разделов, высказывалась еще в учениях и концепция
  • Дискуссия между либералами и коммунитаристами в социальной философии и этике

    Эта дискуссия, по общему признанию, заняла центральное место в политической философии последних десятилетий. Она началась с "ренессанса" либеральной идеи. На первый взгляд это может показаться па
  • КОММУНИКАЦИЯ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ И ДРАМАТИЧЕСКАЯ

    Франц. COMMUNICATION NARRATIVE ET DRAMATIQUE, англ. NARRATIVE AND DRAMATIC COMMUNICATION, нем. DRAMATISCHE KOMMUNIKATION. В соответствии с теорией коммуникации, коммуникацию в любом повествовательном тексте можно представить следующим образом
  • Международное коммунистическое движение 

    авангард рабочего и демократического движения, всех сил мирового революционного процесса. М. к. д. представляет собой совокупность самостоятельных независимых партий, руководствующихся теорией
  • Эффективность коммуникации

    последствия коммуникативного процесса с точки зрения его воздействия на аудиторию. Непосредственные последствия определяются интересом к сообщению в первичных группах. Опосредствованные после
  • Философия и этика коммунитаризма

    Коммунитарная критика сначала была главным образом направлена против философских оснований современного либерализма, а затем переросла в относительно самостоятельное течение социальной филос
  • Культура коммунистической формации

    Слово «культура» от латинского cultura — возделывание, обработка, земледелие, уход, улучшение. В этом понятии отражается тесная связь культуры с человеческим трудом, с активной, преобразующей деяте