КЛАССИЦИЗМ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КЛАССИЦИЗМ
направление в искусстве XVII — нач. XIX вв., основанное на подражании античным образцам.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Классицизм
система образования или обучения, в которой древние языки греческии и римский считаются необходимым условием высшего образования.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Классицизм
лат. classicus – первоклассный, образцовый) – художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве XVII- начала XIX в., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому образцу.  

Источник: Словарь по культурологии

КЛАССИЦИЗМ
1) мировоззрение, признающие мир разумно организованным; 2) направление в европейском искусстве XVII в., требующее намеренной демонстрации идеального порядка, соразмерности и гармонии, неявно господствующих в мироздании (при видимом хаосе). Реальным признаётся не «сущее» (то, что реально есть), а «должное» (то, что должно быть).

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Классицизм
лат. classicus – первоклассный, образцовый) художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве XVII- начала XIX в., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому образцу. Достиг наивысшего расцвета во Франции и других европейских странах в период абсолютизма, а затем в эпоху Просвещения. Архитектуре классицизма присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки и сдержанный декор. Изобразительное искусство отличается логическим развертыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции, ведущей ролью главного обобщенного рисунка. К середине ХIХ в. классицизм переродился в безжизненный академизм.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Классицизм
Эстетика классического искусства и его сторонников. Для классицизма характерно следование определенному идеалу порядка и ясности, но также и идеалу единства, рационализма, равновесия, дисциплины, гармонии, простоты и устойчивости. Классическое искусство – совершенный образец аполлонийского искусства, отвергающего опьянение, страсти и инстинкты, иначе говоря, отсутствие меры в выражении формы (в отличие от барокко) и чувств (в отличие от романтизма). Классицизм стремится к преодолению глупости и излишеств, свойственных человеку, опираясь на дисциплину, которая ему совершенно не свойственна. Классицизм – это своего рода аскеза и искусство смирения. Художник растворяется в своем творчестве, как само творчество растворяется в истине. В конце концов остается только Бог, который, в свою очередь, также исчезает.

Источник: Философский словарь.

КЛАССИЦИЗМ
лат. classicus— образцовый) — художественный метод и эстетическая теория, характерные для европейского искусства периода расцвета абсолютизма (17—18 вв.). Эстетическая программа К., наиболее полно сформулированная в стихотворном трактате Н. Буало “Поэтическое искусство” (1674), в качестве образцов в искусстве выдвигала художественные произв. античности. Но старые формы наполнялись новым идейным содержанием: воспеванием общенациональных интересов, вниманием к психологии человека. Реалистические тенденции, возникавшие в К. на основе подобной эстетической программы, вступали, однако, в противоречие с ее др. принципами, обусловленными узкосословным характером придворно-аристократической культуры, в частности с полным игнорированием “низменной” жизни низших сословий. Это приводило искусство К. к абстрактному рационализму и схематизму. Наиболее последовательное выражение К. получил во Франции (П. Корнель, Ж. Расин, Ж.-Б. Мольер, Н. Пуссен и др.). В конце 18 в. в рамках К. развивается революционное искусство молодой буржуазии (т. наз. новый К.).

Источник: Философский энциклопедический словарь

КЛАССИЦИЗМ
художественный стиль в европейском искусстве конца XVI - начала XIХ веков, одной из характерных черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеалу. С точки зрения представителей классицизма, важным и ценным является лишь то, что непреходяще, неподвластно времени. Это определило и четкие нормы, требования художественных правил: каждый жанр и вид искусства имеет строгие содержательные границы и формальные признаки.
Архитектуре классицизма присуща правильная и четкая планировка, симметричность всех пространственных форм, мягкость цвета, единение зданий с элементами природы, монументальность, геометризм интерьеров.
Для скульптуры и живописи также характерны четкая разграниченность планов и ясное построение перспективы; четкость линии, светотени и света; четко зафиксированные моменты движения.
Для героев произведений характерны стойкость перед жестокостями судьбы; подчинение личного общественному, страстей - разуму и долгу, жертвенность во имя идеи. Произведениям классицизма свойственны строго организованные, ясные, логичные и гармоничные образы.
Обычно различают два этапа в истории классицизма: 1. Классицизм XVП века, сложившийся в целостную художественную систему лишь во Франции и отразивший подъем абсолютизма. 2. Классицизм XVШ - начала XIX веков, ставший уже общеевропейским стилем. Классицизм в этот период выражал гражданские идеалы, основанные на идеях Просвещения.
Крупнейшими мастерами искусства классицизма были французские художники Н. Пуссен, Ж. Давид; архитекторы Ж. Габриель и Ф. Мансар; немецкие поэты И. Гете и Ф. Шиллер.
Расцвет русского классицизма относится к последней трети XVIII-первой трети XIX веков. С ним связан небывалый расцвет светской культуры. Его особенностью в архитектуре является огромный масштаб организованного государственного градостроительства: разрабатывались регулярные планы 400 городов, формировались архитектурные ансамбли. Именно в это время сложился архитектурный ансамбль центра Петербурга. Развитие русского классицизма в архитектуре связано с творениями выдающихся архитекторов В. Баженова, А. Воронихина, М. Казакова и др.
Получает развитие и монументальная скульптура, основанная на приемах классицизма, представленная творчеством Э. Фальконе, М. Козловского.
К живописным произведениям русского классицизма можно отнести работы А. Лосенко, К. Брюллова, А. Иванова и др.
Представителями русского классицизма в литературе были А. Кантемир, А. Сумароков, М. Ломоносов и др.

Источник: История и теория культуры

КЛАССИЦИЗМ
(от лат. classicus —образцовый) — в худ. лит-ре и эстетике: иск-во абсолютизма и рационализма, ориентированное на античность как идеальный эстетич. эталон. Древний Рим явл. нормой мира; совр. жизнь и культура были призваны строиться по готовому образцу, вокруг к-рого вращались антич. темы, сюжеты, образы. Отсюда нормативность К., его императивность. Иск-во исходит из принципа трех единств —действия, места (единый локус) и времени (сутки). Однако утверждая гармонию мира, К. формирует его в полярных категориях. Осн. конфликт К. —борьба разума и страсти — развертывается в социуме и разрешается победой силы и энергии разума. Потому осн. функция К. — воспитательная, указывающая на сложность необходимо свершающегося совершенствования. Для картины мира К. характерна пространственная вертикаль, исходящая из оппозиции идея—материя. Идеальность абстрактной, всеобщей идеи противостоит материальному миру ее воплощения. Отсюда исходит учение о типах характера, впервые представленное Феофрастом (конец IV —первая половина III в. до н.э.). Характер —это воплощение в типе духовных, этич. свойств. Так, Дон Жуан выступает персонификацией распутства, Тартюф — лицемерия, Гарпагон —скупости. Персонаж не обладает живым и подвижным внутр. миром; он статичен, неизменен, непротиворечив. Любое противоречие сводимо лишь к колебаниям между разумом и страстью. К. начинает формироваться в Италии во второй половине XVI в. Ренессансная проза достигла классич. ясности в творчестве Н.Макиавелли. В трактате «Государь» мыслитель как обычный человек, бросающий извне взгляд на большую политику, не только анализирует типы гос-в, но и рассматривает их новые типы, ставшие плодом деятельности одной личности (Ромула, Кира, Людовика XII, Ч.Борджиа). В наиболее совершенных образцах К. был представлен во Франции XVII—VIII вв. Его основоположник Ф.Малерб (1555—628) —общепризнанный реформатор фр. поэзии. Гармония разума и красоты, ясность композиции призваны указать на то, что сами стихи есть воплощение высшей красоты. Особое значение обретает жанр оды, направленной на укрепление королевской власти, провозглашения единой Франции как прогрессивного полит. идеала («Ода королеве», 1610). Фр. К. достиг кульминации в трагедии П.Корнеля (1606—4) и Ж.Расина (1639—9), в комедии Ж.Б.Мольера (1622—3), в поэзии Ж. де Лафонтена (1621—5) и Н.Буало (1636—711). Корнель и Расин воскресили антич. сюжеты, отразившие великие страсти, величие и красоту, казавшиеся фр. классицистам вневременными и вечными. Мольер —творец высокой комедии, типологическими признаками к-рой выступали: формальный канон (пятиактная стихотворная или прозаическая комедия с соблюдением трех драматургических единств); способ развития действия не как интриги, а как раскрытия характера; эстетич. аффект, вызываемый действием (смех и слезы, вызванные состраданием, но без трагедийного ужаса). Мольер, будучи тонким психологом, воссоздает порок как смешное, страшное и актуальное («Тартюф, или Обманщик, 1664; «Дон Жуан, или Каменный гость», 1665; «Скупой», 1668). Начиная с Вольтера (1694— 1778), фр. К. вступает в стадию своего разложения, существуя в двух направлениях: в дворянском варианте, проникнутым эстетствующим гедонизмом, и в буржуазном —воинствующе-гуманистическом. Вольтер, связанный с аристокр. об-вом, был близок первому направлению, но возглавлял второе; убежденный гедонист, он борется с религией во имя личного и общего счастья, наслаждается плодами цивилизации. Как просветитель он понимает, что разумный человек способен воспринять сущность добра и зла. Вольтеровская ирония разоблачала глупость и выявляла в неприглядном свете обществ. пороки и злоупотребления, не греша против вкуса. В драматургии Вольтер ратует за сюжеты из нац. истории («Заира», 1734; «Аделаида Дюгеклен», 1734; «Альзира, или Американцы», 1736). Рус. К. формируется в 1730—0-е гг., соответствуя иерархичности социума, в к-ром культивировались чувство патриотизма, долг перед Отечеством, жертвенность, проявленная просвещенными дворянами на службе царю. В отличие от зап.-европ., рус. К. погружен в нац. стихию. У его истоков стоит Ф.Прокопович (1681—736), автор труда «De arte poetica» (1705), где выделено 7 родов поэзии, каждый из крых зависим от высоких и низких сфер жизни человека. Расцвет рус. К. связан с именами А.Д.Кантемира (1708—4) А.П.Сумарокова (1718—7), М.В.Ломоносова, В.К.Тредиаковского (1703—9). Лит: Баевский В.С. История русской поэзии. 1730— 1980. Компендиум. М., 1996; Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957; Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М., 1998; Гуковский Г.А. Ранние работы по истории русской поэзии XVIII века. М., 2001; История всемирной литературы: В 9 т. М., 1985. Т. 3; Лебедева О.Б. Русская высокая комедия XVIII века. Генезис и поэтика жанра. Томск, 1996; Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. М., 2000; Литературные манифесты западно-европейских классицистов. М., 1980; Москвичева Г.В. Классицизм в русской литературе XVIII века. Горький, 1961; Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М., 1965; Серман И.З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973; Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы. М.; Л., 1965; Смирнов А.А. Литературная теория русского классицизма. М., 1981; Татаринова Л.Е. Русская литература и журналистика XVIII века. М., 2001. Т.Л.Шумкова

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

КЛАССИЦИЗМ
направление в иск-ве, достигшее наивысшего развития в Европе XVII в.; худож. стиль и соответствующая ему эсгетическая теория. К. насчитывает трехвековую историю — с XVI в. до 30-х гг. XIX в. За этот период он претерпел значительную эволюцию, прошел несколько этапов развития, имел при сохранении принципиальной основы различные видовые проявления и национальные варианты. В целом для К. характерны рационализм, нормативность творчества, тяготение к завершенным гармоническим формам, к монументальности, ясности и благородной простоте стиля, уравновешенности композиции, в то же время ему свойственны элементы схематизации и формализации, отвлеченная идеализация. К. формируется в сфере худож. и теоретической деятельности итал. гуманистов XVI в., стремившихся выявить и осмыслить осн. закономерности и худож. задачи иск-ва античности и Возрождения, создать теорию иск-ва, национальный литературный язык и новый драматический театр (Д. Д. Триссино, Ю. Ц. Скалигер, Л. Кастельветро, Т. Тассо и др.). В построении своей теории они опирались на анализ и толкование античной поэтики. К. достигает расцвета во фр. культуре XVII — начала XVIII в. в период укрепления абсолютной монархии, когда буржуазия временно объединяется с королевской властью в борьбе против остатков феодальной раздробленности за единое централизованное национальное государство. Новый политический период дает могучий толчок к оживлению общественной жизни и развитию иск-ва (творчество П. Корнеля, Ж. Расина, Ж. Б. Мольера, Н. Пуссена, архитектурный ансамбль Версаля, фасады Лувра в Париже и др.). Принципы К. утверждаются во всех видах искусства. Осн. тема К.— проблема соотношения частного и общего звучит и на содержательном уровне, и как принцип формообразования, и как главенствующее эстетическое требование. Необходимость подчинения общему понимается как выявление сути частного через отношение к целому. Центром внимания становится проблема взаимодействия человека и об-ва. Эстетическая концепция К. опирается на рационализм Декарта с его идеалом ясности и порядка, культом разума, недоверия к видимости и задачей постичь сущность дедуктивным путем, с представлением о мире как сложной многоплановой, но целостной системе, обоснованной единым принципом- Осн. эстетический принцип К.— верность природе, логически организованной и творчески облагороженной разумом. По мнению теоретиков К., объективно присущая миру красота — симметрия, пропорция, мера, гармония и т. п.— должна воссоздаваться в иск-ве в совершенном виде, по античным образцам. Эстетика К., создаваемая в осн. самими деятелями иск-ва, носит нормативный характер. Это объясняется задачей осмыслить и возродить худож. идеалы античности, а также свойственным эпохе метафизическим и механистическим характером взглядов. Нормативность худож. системы К. в определенной мере отражала худож. опыт эпохи, способствовала овладению профессиональным мастерством, но, регламентируя творчество, ограничивала индивидуальность художника и тормозила развитие искусства. К. разграничивал действительность на отдельные сферы, подлежащие отражению в разных жанрах — «высоких» и «низких» На первое место в системе иск-в выдвигаются драматургия и театр. Превращение худож. средств в жесткие правила происходило более всего в рамках деятельности академии и получило воплощение во мн. трактатах, самым значительным из к-рых было «Поэтическое искусство» Буало, написанное уже в начале спада классицизма XVII в. и широко известное благодаря его активной критике в эпоху романтизма. Начиная с 20-х гг. XVIII в. К. распространяется по всей Европе, происходит его размежевание: выделяются при-дворно-аристократический К., отмеченный эпигонством, ориентирующийся не на античность, а на иск-во времен Людовика XIV; просветительский К,-с его идеалами политической свободы, национальной независимости, социальной справедливости (Вольтер, Монтескье во Франции; Дж. Аддисон, А. Поп в Англии); «веймарский» К. в Германии. Просветительский К., связанный с предреволюционным идейным движением во Франции, в своих высших образцах поднимается до открытого провозглашения революционных идеалов (М. Ж. Шенье, Ж. Л. Давид). Происходит изменение его идейной направленности с частичным обновлением форм. Франция по-прежнему остается осн. центром идей К., но он имеет уже развитую традицию в творчестве художников Германии, Англии, России и др. ев-роп. стран. К. не представлял собой замкнутого изолированного явления и соприкасался с различными стилевыми течениями, эстетическая природа к-рых иногда находилась в противоречии с его осн. принципами. Так, он имел сложные взаимовлияния с барокко, рококо, сентиментализмом, романтизмом и народной культурой разных стран. Великие мастера высшей стадии развития К., обобщив достижения различных направлений и национальных школ, преодолев догматизм и метафизичность, создали новый тип К.— значительно обогащенный, свободный от условностей и жестких нормативов. Присущие К. качества гармонической ясности мышления, равновесия чувственного и интеллектуального сочетаются с широтой и богатством постижения мира: Веймарская школа (Шиллер, Гете), Венская музыкальная школа (Ф. И. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен). Особое место в европ. худож. культуре занимает рус. К., сложившийся на основе просветительской идеологии, характерной для эпохи петровских реформ (Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, А. П. Сумароков, Тредиаковский). Он проникнут пафосом общенациональных интересов, идеями естественного и социального равенства людей. В архи-тектуре рус. К. (А. Ринальди, Дж. Кваренги, В. И. Баженов, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, М. Ф. Казаков) — одна из вершин в развитии рус. национального зодчества. Его отличает соединение традиций мирового К. (симметрия, изящество пропорций, простота и строгость форм и т. д.) с элементами древ-нерус. зодчества (Дом Пашкова в Москве, дворцово-парковый ансамбль Царицыно — арх. В. И. Баженов; здание Московского университета — арх. М. Ф. Казаков и др.), а позднее — монументальность, торжественная приподнятость (Казанский собор. Горный институт в Петербурге — арх. А. Н. Воро-нихин; здание Адмиралтейства — арх. А. Д. Захаров; и др.).

Источник: Эстетика: Словарь

КЛАССИЦИЗМ
от лат. classicus, букв. – принадлежащий к первому классу римских граждан; в переносном смысле – образцовый) – художеств. направление и соответствующая ему эстетич. теория, возникновение к-рых относится к 16 в., расцвет – к 17 в., упадок – к началу 19 в. К. – первое в истории нового времени направление в иск-ве, в к-ром эстетич. теория предшествовала художеств. практике и диктовала ей свои законы. Эстетика К. нормативна и сводитсяк след. положениям: 1) основу художеств. творчества составляет разум, требованиям к-рого должны быть подчинены все компоненты иск-ва; 2) цель творчества – познание истины и раскрытие ее в художественно-наглядной форме; между красотой и истиной не может быть расхождения; 3) иск-во должно следовать природе, "подражать" ей; то, что безобразно в природе, в иск-ве должно становиться эстетически приемлемым; 4) иск-во морально по самой своей природе и всем строем художеств. произведения утверждает моральный идеал общества; 5) познавательные, эстетич. и этич. качества иск-ва диктуют определ. систему художеств. приемов, к-рые наилучшим образом содействуют практич. осуществлению принципов К.; правила хорошего вкуса определяют особенности, нормы и пределы каждого из видов иск-в и каждого жанра в пределах данного вида иск-ва; 6) художеств. идеал, по мнению теоретиков К., воплощен в антич. иск-ве. Поэтому наилучший способ достигнуть художеств. совершенства – подражать образцам классич. иск-ва древности. Название "К." происходит от принятого этим направлением принципа подражания антич. классике. К. отчасти свойствен и античной эстетике: теоретики императорского Рима выступали с требованиями подражать греч. образцам, руководствоваться в иск-ве принципами разума и т.д. Культ античности заново возникает в эпоху Возрождения, когда обостряется интерес к антич. культуре, частично уничтоженной, частично забытой в средние века. Гуманисты изучали памятники античности, стремясь найти в языческом мировоззрении древности опору в борьбе против спиритуализма и схоластики ср.-век. феод. идеологии. "В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир – греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 345–46). Важнейшее значение для формирования эстетич. теории гуманизма эпохи Возрождения имело изучение трактатов по поэтике Аристотеля и Горация, к-рые были приняты в качестве свода непререкаемых законов иск-ва. В особенности большое развитие получает уже в 16 в. теория драмы, в первую очередь трагедии, и теория эпич. поэмы, к-рым уделено преимущественное внимание в сохранившемся тексте "Поэтики" Аристотеля. Минтурпо, Кастельветро, Скалигер и др. комментаторы Аристотеля закладывают основы поэтики К. и устанавливают типичные для этого художеств. направления правила композиции драмы и эпоса, а также др. лит. жанров. В изобразит. иск-вах и архитектуре происходит поворот от готики средневековья к стилю антич. образцов, что получает отражение и в теоретич. работах об иск-ве, в частности Леона Баттиста Альберти. В эпоху Возрождения, однако, эстетич. теория К. переживала лишь начальный период своего формирования. Она не была признана общеобязательной, и художеств. практика во многом отклонялась от нее. Как в лит-ре, драме, так и в изобразит. иск-вах и архитектуре, художеств. достижения античности использовались в той мере, в какой они соответствовали идейным и эстетич. стремлениям деятелей иск-ва гуманизма. В 17 в. происходит превращение К. в непререкаемую доктрину, следование к-рой становится обязательным. Если начальный этап формирования К. происходит в Италии, то оформление К. в законченную эстетич. доктрину совершилось во Франции в 17 в. Социально-политич. основу этого процесса составляла регламентация всех сфер жизнедеятельности, осуществлявшаяся абсолютистским гос-вом. Кардинал Ришелье создал во Франции Академию (1634), к-рой было поручено наблюдение за чистотой франц. языка и лит-ры. Первым документом, официально утверждавшим доктрину К., было "Мнение французской Академии о трагикомедии (П. Корнеля) „Сид“" ("Les sentiments de l´Acad?mie fran?aise sur la tragi-com?die du Cid", 1638), где были прокламированы правила трех единств в драме (единство места, времени и действия). Одновременно с утверждением К. в лит-ре и театре происходило и завоевание им сферы архитектуры, живописи и скульптуры. Во Франции создается Академия живописи и скульптуры, на заседаниях к-рой формулируются правила К. и в пластич. иск-вах. Во Франции 17 в. К. обретает свою классич. форму не только в силу гос. поддержки, но и благодаря общему характеру развития духовной культуры того времени. Определяющим моментом содержания иск-ва К. была идея утверждения государственности. Она возникла как противовес феод. сепаратизму и в этом отношении представляла собой прогрессивный принцип. Однако прогрессивность этой идеи была ограничена, т.к. она сводилась к апологии монархич. самодержавия. Носителем принципа государственности был абсолютный монарх и в его персоне воплощался человеч. идеал. Печать этой концепции лежит на всем иск-ве К., к-рый даже именовался впоследствии иногда "придворным К.". Хотя двор короля действительно был центром, откуда исходили идеологич. директивы иск-ву, К. в целом отнюдь не был только дворянско-аристократич. иск-вом. Эстетика К. находится под значит. влиянием философии рационализма. Гл. представитель франц. рационализма 17 в. Р. Декарт оказал определяющее влияние на формирование эстетич. доктрины К. Этич. идеалы К. были аристократичными лишь по внешности. Сущность их составляла гуманистич. этика, признавшая необходимость компромисса с абсолютистским гос-вом. Однако в пределах доступного им сторонники К. боролись против пороков дворянско-монархич. общества и воспитывали сознание нравств. ответственности каждого перед обществом, включая и короля, к-рый также изображался в качестве человека, отказывавшегося от личных интересов во имя интересов гос-ва. Такова была первая форма гражданского идеала, доступная на той стадии обществ. развития, когда подымающаяся буржуазия была еще недостаточно сильна, чтобы выступить против абсолютистского гос-ва. Наоборот, используя его внутр. противоречия, в первую очередь борьбу монархии против дворянского своеволия и фронды, передовые деятели бурж.-демократич. культуры поддерживали монархию как централизующее гос. начало, способное умерить феод. гнет или, по крайней мере, ввести его в какие-то рамки. Если в нек-рых видах и жанрах иск-в и лит-ры преобладали внешняя помпезность, приподнятость формы, то в других допускалась свобода. Соответственно природе сословного гос-ва в иск-ве также существовала иерархия жанров, к-рые делились на высшие и низшие. К числу низших относились в лит-ре комедия, сатира, басня. Однако именно в них получили яркое развитие наиболее демократич. тенденции эпохи (комедии Мольера, сатиры Буало, басни Лафонтена). Но и в высоких жанрах лит-ры (трагедия) сказались как противоречия, так и передовые нравств. идеалы эпохи (ранний Корнель, творчество Расина). В принципе К. претендовал на то, что он создал эстетич. теорию, проникнутую всеобъемлющим единством, на практике же художеств. культура эпохи характеризуется бросающимися в глаза противоречиями. Важнейшим из них было постоянное несоответствие между совр. содержанием и антич. формой, в к-рую оно втискивалось. Герои классицистских трагедий, несмотря на антич. имена, были французами 17 в. по складу мышления, нравам и психологии. Если изредка подобный маскарад был выгоден для прикрытия выпадов против властей, то вместе с тем это препятствовало непосредственному отражению совр. действительности в "высоких жанрах" классицистич. иск-ва. Поэтому наибольший реализм свойствен низшим жанрам, к-рым не возбранялось изображение "безобразного" и "низменного". По сравнению с многосторонним реализмом Возрождения К. представлял собой сужение жизненной сферы, охватываемой художеств. культурой. Однако эстетич. теории К. принадлежит заслуга выявления всей важности типического в иск-ве. Правда, принцип типизации понимался ограниченно, ибо осуществление его достигалось ценой утраты индивидуального начала. Зато сущность жизненных явлений и человеч. характеров получает в К. такое воплощение, к-рое делает действительно возможной как познавательную, так и воспитат. функцию произведений. Их идейное содержание становится ясным и четким, доходчивость идей придает произведениям иск-ва непосредственный идеологич. характер. Иск-во превращается в трибуну моральных, филос., религ. и поли-тич. идей. Кризис феод. монархии рождает новую форму антифеод. идеологии – просветительство. Возникает новая вариация этого художеств. направления – т.н. просветительский К., к-рый характеризуется сохранением всех эстетич. принципов К. 17 в. Поэтика просветительского К., как она была окончательно сформулирована Буало (стихотворный трактат "Поэтическое искусство" – "L´art po?tique", 1674), остается кодексом нерушимых правил и для просветителей – классицистов, во главе к-рых стоял Вольтер. Новой в К. 18 в. является в первую очередь его социально-политич. ориентация. Возникает гражданский идеальный герой, заботящийся не о благе гос-ва, а о благе общества. Не служение королю, а забота о народе становится центром морально-политич. стремлений. Трагедии Вольтера, "Катон" Аддисона, трагедии Альфьери, в какой-то мере и рус. классицисты 18 в. (А. Сумароков) утверждают жизненные понятия и идеалы, вступающие в противоречие с принципами феод. государственности и абс. монархии. Эта гражданская струя в К. трансформируется во Франции накануне и во время первой бурж. революции в К. республиканский. Причины, приведшие к обновлению К. в период Франц. бурж. революции, были глубоко вскрыты Марксом, к-рый писал: "В классически строгих традициях Римской республики гладиаторы буржуазного общества нашли идеалы и художественные формы, иллюзии, необходимые им для того, чтобы скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы, чтобы удержать свое воодушевление на высоте великой исторической трагедии" ("Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 120). За республиканским К. периода первой бурж. революции последовал К. наполеоновской империи, создавший стиль "ампир". Все это было историческим маскарадом, прикрывавшим бурж. содержание происходившего тогда социального переворота. К. 18 в. освобождается от нек-рых черт догматизма, присущего поэтике 17 в. Именно в эпоху Просвещения в связи с более глубоким изучением иск-ва, классич. древности культ античности в пластич. иск-вах приобретает особенно большое развитие. В Германии Винкельман, а затем Лессинг устанавливают, что эстетич. прелесть памятников античности связана с политич. строем греч. полиса: только демократия и психология свободного гражданина могут породить такое прекрасное иск-во. С этого времени в нем. теоретич. мысли утверждается идея связи между эстетич. идеалом и политич. свободой, получившая наиболее ясное выражение в "Письмах об эстетическом воспитании" Ф. Шиллера ("?ber die ?sthetische Erziehung lier Menschen, in einer Reihe von Briefen", 1795). Однако у него эта идея предстает в идеалистически извращенной форме: гражданская свобода достигается путем эстетич. воспитания. Такая постановка вопроса была связана с отсталостью Германии и отсутствием в ней предпосылок для бурж. переворота. Однако и в этой своей форме поздний нем. классицизм, т.н. веймарский классицизм Гете и Шиллера, представлял собой прогрессивное, хотя и ограниченное идейно-художеств. явление. В целом К. был важным этапом в развитии художественной практики и теоретич. мысли. В антич. оболочку облекалась передовая бурж.-демократич. идеология эпохи подъема бурж. общества. Сковывающий характер доктринерских учений классицистов был ясен уже в конце 17 в., когда против этого восстал Сент-Эвремон. В 18 в. Лессинг нанес сокрушительные удары именно по догматич. элементам К., защищая, однако, "душу" К., его прекрасный идеал свободного, гармонически развитого человека. Именно это составляло сердцевину веймарского классицизма Гете и Шиллера. Но в первой трети 19 в., после победы и утверждения бурж. строя в Зап. Европе, К. теряет свое значение. Крах просветительских иллюзий о наступлении царства разума после победы бурж. революции делает ясным иллюзорность классич. идеала в царстве бурж. прозы. Историч. роль ниспровержения К. выполнила эстетика романтизма, к-рая выступила против догм К. Наибольшей остроты борьба против К. достигла во Франции в конце 1820 – нач. 1830, когда романтики одержали окончат. победу над К. как художеств. направлением и эстетич. теорией. Это, однако, не означало полного исчезновения идей К. в иск-ве. В конце 19 в., а также в 20 вв. эстетич. движениях Зап. Европы возникают рецидивы отд. идей, корни к-рых восходят к К. Они носят антиреалистич. и эстетский характер ("неоклассические" тенденции во франц. поэзии 2-й пол. 19 в.) или служат маской для идеологич. реакции, напр. в теориях декадента Т. С. Элиота после 1-й мировой войны. Наиболее устойчивыми оказались эстетич. идеалы К. в архитектуре. Классич. стиль зодчества неоднократно воспроизводился в архитектурном строительстве в 1930–40-х гг., напр. в развитии архитектуры в СССР. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1–2, М., 1957; Плеханов Г. В., Искусство и литература, [Сб. ], M., 1948, с. 165–87; Кранц [Э. ], Опыт философии литературы. Декарт и французский классицизм, пер. [с франц. ], СПБ, 1902; Лессинг Г. Э., Гамбургская драматургия, М.–Л., 1936; Поспелов Г. Н., Сумароков и проблема рус. классицизма, "Уч. зап. МГУ", 1948, вып. 128, кн. 3; Купреянова E. H., К вопросу о классицизме, в кн.: XVIII век, сб. 4, М.–Л., 1959; Ernst F., Der Klassizismus in Italien, Frankreich und Deutschland, Z., 1924; Peyre H., Qu´est-ce que le classicisme?, P., 1942; Kristeller P. О., The classics and Renaissance thought, Camb., (Mass.), 1955. А. Аникст. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
386.92 кб

Р. Декарт и классицизм

Писарчик Л. Ю.
В статье анализируется влияние философии Рене Декарта на становление и развитие художественной системы классицизма, ярко отразившейся в творчестве выдающихся французских писателей Корнеля, Расина, Лафонтена, Буало.
Читать PDF
1.02 мб

Идеи тождества в период классицизма и романтизма

Солодовник И. П.
В статье рассматриваются точки зрения на категорию тождества, его формообразующую роль в философских и лингвистических концепциях представителей немецкого классицизма и, частично, романтизма (И. Г. Фихте, И. Кант, Ф. В. И.
Читать PDF
339.66 кб

Апология разума в классицистической системе И. К. Готшеда (к 250-летию со дня смерти)

Гильманов Владимир Хамитович, Тауснева Александра Сергеевна
В центре внимания рациоцентрическая система видного просветителя Германии И. К. Готшеда (1700-1766). Рассматривается онтологический аргумент в контексте современного цивилизационного кризиса сознания.