ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОБРАЗОВАНИЕ
процесс получения систематизированных знаний, умений и навыков; обучение и воспитание.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ОБРАЗОВАНИЕ
конкретно зафиксированная культурно-историческая форма общественной практики, обеспечивающая передачу человеку социального опыта в целях обретения им образа, адекватного данной культуре.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Образование
процесс передачи и усвоения культурно - исторического опыта, ценностей и знаний, накопленных в ходе поколениями, целенаправленная деятельность по воспитанию, обучению и развитию личности.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ОБРАЗОВАНИЕ
обучение. Термин «образование», охватывающий то, чему мы учимся, уже, чем термин «воспитание», акцентирующийся на идее формирования личности. Различают общее образование (общее образование) и специализированное образование, выбирающее ту или иную профессию.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ОБРАЗОВАНИЕ
обучение. Термин «образование», охватывающий то, чему мы учимся, уже, чем термин «воспитание», акцентирующийся на идее формирования личности. Различают общее образование («классическое образование») и специализированное образование, выбирающее ту или иную профессию. См. Воспитание.

Источник: Философский словарь

ОБРАЗОВАНИЕ
1. Совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в спец. учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний различают начальное, осн., среднее, высшее образование, общее и спец. (профессиональное); по содержанию — техн., гуманит., соц., ест.-науч. О. — один из показателей соц. статуса индивида и один из факторов изменения и воспроизводства соц. структуры обва. 2. Соц. ин-т (см. Институт социальный), выполняющий функции подготовки и включения индивида в разл. сферы жизнедеятельности об-ва, приобщения его к культуре данного об-ва. Л.Г.Скульмовская

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ОБРАЗОВАНИЕ
приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права. Буквально «придание комуто определённого образа». О. — процесс и результат освоения систематизированных знаний, позволяющий занять определенную нишу в совокупной жизнедеятельности общества. Принято различать общее О., включающее в себя знания и навыки, определяющие принадлежность человека к определённому обществу, цивилизации, культуре, и специальное, которое обеспечивает возможность заниматься определенной профессиональной деятельностью. Одним из видов специального О. является инженернотехническое, которое к концу XIX в. в России сложилось как собственная система подготовки инженеров. Её отличительной чертой были фундаментальная теоретическая подготовка, углублённое изучение математики в сочетании с формированием навыков практической работы и самостоятельного лабораторного экспериментирования. Этот подход («русские методы обучения») был использован США. Проведенная в последние годы в РФ реформа среднего образования (изменение программ, введение ЕГЭ), осуществила переход на двухступенчатую форму вузовского (бакалавриат, магистратура) образования.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

Образование
специализированный способ трансляции и освоения культурного опыта. Элемент социализации, характеризующийся приобретением культурной компетенции. Образование - процесс формирования духовного облика человека, а также сам духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга. Главным при этом является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. Научно-техническая революция с ее интеллектуализацией труда, резкими изменениями в структуре производства, информационным взрывом и т. д., изменила представления о тех личностных чертах, которые должны воспитываться школой. Руководители двух тысяч американских фирм практически единодушно считают, что молодой человек, вступающий в мир современного труда, должен обладать следующими качествами: - высоким уровнем общеобразовательной подготовки; - способностью принимать самостоятельно решения; - готовностью к переучиванию, приобретению новых знаний; - умением работать в группе, коммуникабельностью. Между тем, традиционная система образования, сложившаяся еще в XIX веке, в промышленную эпоху, по инерции направлена на: запоминание наибольшего количества материала; умение воспроизвести его; - умение точно, без изменений выполнить задание. Этих качеств явно недостаточно для жизни в быстроменяющемся, подверженном кризисам мире.

Источник: Человек и общество. Культурология

ОБРАЗОВАНИЕ
сфера социально-культурной деятельности, целью которой является хранение и воспроизводство накопленных человечеством знаний, умений и навыков в различных областях, создание технологий по успешному усвоению огромного массива имеющихся научных знаний, приобщение к нему как можно большего количества населения, формирование навыков эффективного и гуманитарно-ориентированного использования усвоенных знаний. Современное и будущее общество — это социокультурная система, главным ресурсом функционирования и развития которой становятся объем и качество используемой научной информации во всех сферах жизнедеятельности, особенно в сферах современной экономики, основанной на высоких технологиях. Непрерывное образование подавляющего числа работников в течение всей жизни является абсолютной необходимостью успешного функционирования современного информационного общества. Непрерывное обучение и самообразование предполагают высокомотивированную и развитую личность. Вот почему реализация целей и задач современного образования невозможна без создания соответствующей ей системы воспитания субъектов образования, особенно молодого поколения (школы, лицеи, средние специальные учебные заведения, вузы). Сфера образования тесно связана со сферой науки: Во—первых, наука производит основной объем информации, являющийся предметом образовательной деятельности; Во—вторых, сама образовательная деятельность опирается на научные разработки по ее эффективному осуществлению; В—третьих, одной из важнейших задач образования является подготовка будущих ученых-производителей новой научной информации; В—четвертых, большинство современных педагогов должно в той или иной мере заниматься научной деятельностью; наконец, В—пятых, многие ученые обязаны непосредственно участвовать в образовательном процессе, передавая свои знания и творческий потенциал. Современная сфера образования требует от общества огромных затрат (более 5% от валового внутреннего продукта), всемерной государственной, законодательной и общественной поддержки, понимания высокого статуса учителя и его достойного материального обеспечения как одного из главных субъектов современной культуры. (См. педагогические науки, научно—техническая политика, общество, культура, личность).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

ОБРАЗОВАНИЕ
процесс передачи и усвоения опыта и знаний, накопленных в обществе, система знаний, социальный институт, обеспечивающий этот процесс через сеть специализированных учреждений. О. является одной из ключевых категорий гуманитарной культуры, значение которой было осознано на исходе эпохи Просвещения. Понятие О. непосредственно связано с проблемами культуры и необходимостью духовной эволюции человека. Как отметил современный немецкий философ Х.-Г. Гадамер, именно суждения Г.В.Ф. Гегеля (1770— 1831) дают возможность видеть обоснование О. в особом положении человека в мире. Человек «отличается тем, что он разрывает с непосредственным и природным; этого требует от него духовная, разумная сторона его существа». Взятый с этой стороны, он не бывает от природы тем, чем он должен быть, и поэтому он нуждается в образовании (Х.-Г. Гадамер). В современном мире содержание и общий уровень О. определяются как социально-экономическими, так и социокультурными факторами. Напр., переход от безграмотности низших слоев общества и религиозного характера всякого знания в средневековье к развитию естественных наук, распространению массового светского О. был обусловлен становлением капиталистической цивилизации. Как известно, этот процесс сопровождался изобретением и развитием книгопечатания и книжного дела, а в ХХ в. качественные изменения в О. стали обусловлены глубокими преобразованиями во многих отраслях науки и знания, внедрением информационных компьютерных сетей и технологий. Признание решающей роли О. в жизни человека и общества в Новое время повлекло за собой возникновение специализированной научной дисциплины — педагогики, основателем которой считается выдающийся чешский просветитель Я.А. Коменский (1592—1670), создатель учения о всеобщем и универсальном О. как пути приобщения человека к культуре. Среди культурных факторов развития О. можно отметить наличие или отсутствие полноценной культурной традиции, возможности взаимодействия и диалога культур разных народов и регионов. Свое благотворное влияние на О. оказывает наука и элитарная культура, т.к. через систему О. научные достижения и выдающиеся творения элитарной культуры становятся достоянием широких слоев населения. Общекультурное значение О. определяется тем, что оно является одним из важнейших способов передачи культурного опыта, адаптации и социализации личности. В то же время высокий уровень О. позволяет человеку активизировать свою деятельность и наиболее полно реализовать свои возможности как субъекта культуры. Как свидетельствует опыт России, в настоящее время в дальнейшем развитии и совершенствовании нуждается вся совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, начиная от начального, дошкольного, среднего вплоть до высшего и специального О.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

ОБРАЗОВАНИЕ
(Bildung) — этим термином обозначают как духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, так и процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, т. е. процесс формирования этого облика. При этом главным является не количество знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. В образовании имеется всегда как формальная сторона, т. е. духовная деятельность или духовная способность (рассматриваемая вне зависимости от соответствующего данному времени материала), так и материальная, т. е. содержание образования. То значение, в котором слово «образование» употребляется в настоящее время, оно приобрело в конце XVIII в., особенно под влиянием Гёте, Песталоцци и неогуманистов, и обозначало тогда общий процесс духовного формирования человека в противоположность воспитательной технике сторонников методов просветителей. С этого времени данное слово приобрело более широкое значение. Обычно различают общее образование, которое дается в школе, и специальное образование (например, научное, музыкальное, техническое). Специальные и профессиональные знания могут рассматриваться, однако, как образование в подлинном смысле этого слова только в том случае, если они связаны с общим образованием. Цели образования, точно так же как и требуемый им уровень знания, могут быть различными в зависимости от характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды и претерпевать исторические изменения (дворянское образование, буржуазное образование, утилитарное, гуманитарное, политическое и другие виды образования). Образование как защита против сил, обезличивающих человека, в демократическом обществе стало вопросом жизни как для отдельных людей, так и для общества в целом. Однако в действительности оно все более вытесняется образованием (обучением) специалистов постольку, поскольку без преувеличения можно говорить об упадке собственно человеческого воспитания.
М. Scheler. Die Formen des Wissens u. die B., 1925; E. Spranger. Der dt. Klassizismus u. das B.sieben der Gegenwart, 1928; T. Ballauf. Die Grundstruktur der BM 1953;
R. Guardini. Grundlegung der B.s-Lehre. (Neudruck), 1953; W. Flitner. Grundu. Zeitfragen der Erziehung u. B., 1954; H. Weinstock. Arbeit u. B., 1954; T. Litt. Das B.sideal der dt. Klassik u. die moderne Arbeitswelt, 1957; T. Litt. Techn. Denken u. menschl. B., 1957; K. Wolf. Konkrete B., 1964; Lichtenstein. Zur Entwicklung des B.sbegriffs von Meister Eckhart bis Hegel, 1966; H. Rohrs (Hg.). B.sphilos., I—II, 1967—1968 (mit Bibi.); H. R. Cassirer. Kommunikation u. die Zukunft der B., 1974; G. Böhme. Die philos. Grundlagen des B.sbegriffes, 1976; P. Kellermann. Zur Soziologie der B., 1976; M. Fuchs. Kulturelle B. und ästhet. Erziehung, 1986; H. Lehner. Bewußtsein und B., 1987.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Образование

Одно из наиболее значимых средств социального воспроизводства сооб-ва и повышения потенциала его адаптивных возможностей и перспектив социокультурного развития. Осн. социокультурные функции О. связаны с решением задачи социализации и инкультурации личности обучаемого посредством трансляции ему фрагментов общего и специализир. социального опыта, накопленного человечеством в целом и собственным сооб-вом в частности, введением человека в нормы и правила социальной и культурной адекватности об-ву его проживания и обучением его специализир. знаниям, умениям и навыкам продуктивной деятельности в рамках осваиваемой им социально-функциональной роли (специальности) в обществ. разделении труда. Именно процессы инкультурации личности, усвоения ею норм и ценностей, регулирующих коллективную жизнедеятельность членов сооб-ва и поддерживающих необходимый уровень социальной консолидированности людей, ведут к непосредственному социальному воспроизводству сооб-ва как культурной системной целостности, а процессы социализации человека, усвоения им норм и технологий исполнения опр. социально-функциональной роли преследуют цель подготовки квалифицированных кадров для поддержания и повышения уровня адаптивных возможностей сооб-ва в постоянно меняющихся истор. условиях его существования посредством выполнения и развития необходимых видов деятельности, познания, технологий, инструментария и т.п.
О. традиционно делится на общее и специализированное (профессиональное), причем на более низких уровнях О. доминирует решение задач общего О. (просвещения), а по мере повышения уровня начинают преобладать функции специализир. обучения.
Общее О. преследует цели преимущественно инкультурации личности обучаемого и потому оно так тесно связано с задачами воспитания. По существу различие между этими двумя видами формирования личности заключаются в том, что в процессе воспитания человек усваивает нормы, правила и ценности обыденного поведения, сознания и взаимодействия с другими людьми на примерах ситуаций актуального для него повседневного образа жизни (быта), в процессе же общего О. он усваивает в принципе то же самое, но на более обширном и универсальном материале истор. опыта жизнедеятельности человечества (или собственного сооб-ва), преподносимого гражд. историей, философией, религией, лит-рой, историей искусства, политологией, правоведением и т.п. Разумеется, помимо норм и ценностей социального общежития значимое место в программах общего О. занимает изучение учащимися основ общенаучных знаний об окружающем мире (математика, физика, химия, биология, география, социология и др.), а также осн. средства общесоциальной коммуникации (родного и иностр. языков, основ информатики и пр.), норм и правил осуществления этой коммуникации. В принципе инкультурация индивида в процессе воспитания и общего О. формирует его в качестве "продукта" культуры данного сооб-ва, закладывает в его сознание, память, оценочные и поведенч. стереотипы и навыки, культурные образцы в уже готовом к "употреблению" виде, а также воспитывает в нем "потребителя" культуры, обученного получать, использовать и интерпретировать эти культурные образцы в русле норм, правил, традиций культуры сооб-ва, т.е. по существу формирует личность социально адекватную актуальным потребностям этого сооб-ва.
Совершенно иные социокультурные цели преследует специализир. О. Здесь речь идет о подготовке уже не "продукта" и "потребителя" культуры, а ее "исполнителя" (профильного воспроизводителя-интерпретатора актуальных культурных форм) и "творца" (разработчика новых форм). Такого рода обучение осуществляется преимущественно в специализир. областях социальной практики, квалифицированными представителями узкопрофилированных профессий, специальностей и специализаций. Освоение этих ролевых функций обучающимся связано с процессом его социализации - введением в действующую систему разделения труда, усвоением им спец. знаний, практич. умений и навыков продуктивной деятельности (и в том числе творч., инновативной) в избранной сфере. Именно этому и посвящено проф. О. - среднее специальное, высшее профессиональное, послевузовское повышение квалификации. При этом представляется очень важным, чтобы обучающийся усвоил не только фундаментальные и прикладные знания и умения по предмету, функциям и технологиям его будущей деятельности, но и принципы соответствующей проф. культуры - критерии социальной приемлемости форм осуществления данной деятельности (по их социальной цене и последствиям), этику отношения к труду и проф. взаимодействия, реалистичные статусные притязания, традиции, атрибутику престижности и иные ролевые признаки специалиста в этой области, т.е. полноценно интегрировался не только в производство, но и в социально-функциональную страту (профессионально культурную общность) производителей. Только в этом случае задачи специализир. О. по социализации личности могут считаться полноценно выполненными.
Лит.: Филиппов Ф.Р. Социология образования. М., 1980; Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Обществ. потребности, система образования, молодежь. М., 1988; Саймон Б. Об-во и образование. М., 1989; Флиер А.Я. Культурология в системе образования // Высшее образование в России. 1996. № 4.

Источник: Тезаурус основных понятий культурологии

ОБРАЗОВАНИЕ
многозначное понятие, обозначающее и сферу социокультурной практики, и отраслевую систему, и специально организуемый процесс, и определенный результат деятельности. История О. отображает в себе развитие культуры в целом. Задача всякого О. - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного. Обнаруживается соответствие между ним и культурой: сколько типов культурных ценностей - столько видов О. С этой точки зрения можно говорить об О. нравственном, научном (или теоретическом), художественном, правовом, религиозном и т.д. О. можно определить как процесс сохранения культурных норм с ориентацией на будущее состояние культуры, мышления и деятельности, в основе которого должно лежать культурное самоопределение человека (процесс создания и реализации системы представлений индивида о культурном пространстве, о своем месте и культурном содержании общения в этом пространстве). Условие осуществления такого процесса - реализация человеком своего выбора. С другой стороны, традиционно под О. понимается процесс взаимодействия: учителя и ученика, образующихся субъектов (педагогов и ребенка), взрослых и детей, - т.е. технологически простроенная деятельность. Ее важнейшими задачами и должны быть создание условий для самостоятельного выбора человека, формирование готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умения выходить из ситуации выбора без стресса. Как процесс О. несет в себе свойства человеческой со-бытийности, реализуя одну из своих функций - соединение поколений в общем пространстве, для которого характерна бытийность каждого из его участников и выстраивание общей со-бытийности. Осваивая через отношения мир и себя самого в этом мире, индивиды в процессе О. получают возможность найти свое место в системе социальных отношений, активно реализовываться как самостоятельные агенты пространства отношений, соотнести свою самость с субъективностью других людей и целостностью других сообществ. Отказ от традиционного представления об образовательных процессах как линейных траекториях, по которым нормативно должен двигаться ученик, детерминировало введение в научный оборот термина "образовательное пространство", где субъективно задаются множества отношений и связей, осуществляются специальные деятельности различных систем (государственных, общественных, смешанных) по развитию индивида и его социализации. Метафорически под общеобразовательным пространством понимают локализацию многообразия представляемых социумом индивидуальных форм развития и образовательных возможностей, т.е. внешнее по отношению к человеку пространство выбора. В опыте каждого человека происходит становление внутренне формируемого индивидуального образовательного пространства, что приводит к появлению мультикультурного пространства О. - динамичной системы разновеликих и разносодержательных полей взаимовлияний и взаимодействий субъектов О., которые являются носителями определенного культурного и субкультурного опыта. Многообразие жизни сообществ, различия в образовательных системах помогают становлению множества педагогических практик, которые, опираясь на согласованные ценности (общепринятые значения, цели и смыслы жизни людей), выстраивают в каждой из частей широкого мультикультурного пространства новые образовательные системы, сообразные культурным условиям и ситуациям развития местных сообществ. Каждый прорыв в новое образовательное пространство объективно изменяет содержание всей сферы О., создает новые культурные условия его развития. В практике О. появляются инновационные образовательные системы, в которых приходят изменения в способах деятельности и стиле мышления. Категория новизны здесь относится не только и не столько ко времени и к количеству, сколько к качественным чертам изменений в системе. Значения слова "О." (bilding - нем., edication - англ.) означает и процесс возникновения некоего идеального образа. Однако, такое понимание не получило широкого развития в массовой педагогической практике советского периода. Это нашло свое отражение в педагогической теории, в которой О. определяется как получение систематизированных знаний, умений и навыков, а также как совокупность знаний, полученных в результате обучения и практической подготовки, достигнутой в результате "учебно-воспитательной работы". Само же О. мыслится как производственная отрасль. О., обучение, воспитание не различаются по смыслу, фактически О. подменяется подготовкой, которая в таком подходе вообще не выделяется в качестве самостоятельного образовательного процесса. Между тем институты О. и подготовки должны быть устроены принципиально по-разному. Производство, сельское хозяйство, политика и т.д. немыслимы без хорошо подготовленных, квалифицированных специалистов, знающих свое дело и обеспечивающих дисциплину труда и технологических процессов. Но квалификация и компетентность специалистов в современном мире содержательно ситуативны. Поэтому системы подготовки должны быть динамичны, подвижны, легко организуемы и точно также демонтируемы. О. же - в идеале - не зависит от конкретных условий страны, ситуации, складывающейся в той или иной отрасли или школе, от периода или конкретной эпохи. О. определяется современным уровнем знания и мышления. Оно семантически устойчиво на протяжении десятилетий, ибо О. избыточно по отношению к сиюминутным потребностям общества, и именно это делает его ресурсом любого развития. Его цели тесно связаны с целями жизни данного общества. Жизнь определяет О., и обратно - О. воздействует на жизнь, обеспечивая не только воспроизводство и трансляцию культуры, но и развитие человека, мышления, деятельности. Масштаб обсуждения О. должен быть общенациональный, другими словами - общий для государства в целом, а не для какой-то одной национальности или этноса, языковой группы или социальной страты. Понять систему О. данного общества - значит понять строй его жизни, его культуру. Вплоть до недавнего времени в нашей стране О. мыслилось преимущественно отраслевым образом. Особенностью этого взгляда было то, что общество как абстрактный заказчик на О. замещалось государством в лице вполне конкретных органов. Эти органы задавали "тактовую частоту" всей системы через централизованное определение программ, организацию экзаменов, преемственность различных ступеней О. и т.п. Государственное управление О. сводилось преимущественно к реализации идеологии "подготовки кадров". Именно в рамках этой идеологии О. выступает не как фактор развития общества, а напротив - как фактор консервации наличного способа существования социальной целостности. О. в такой системе вынуждено быть конечным во времени и пространстве. В основе его организации лежит проектный подход. В качестве хорошего в нем рассматривается то, что наиболее совершенно и полно реализует принципы именно данной системы, ее проектные цели, в то время как плохим признается то, что пытается обойти, преодолеть эту систему. Система О. в целом и отдельные ее элементы - это не только технически организованные социальные машины и аппараты, которые когда-то были созданы и теперь функционируют определенным образом. Это также и социальные организмы, которые саморазвиваются, видоизменяются в зависимости от внешних обстоятельств, т.е. обладают автономностью от других структур социума. Основной социально значимой и активной организационной единицей становится не ячейка поддержания государственного заказа (методическое управление или отдел народного О.), а ячейка базовых образовательных процессов (учебное заведение, сообщество, группа, община, человек). В результате этих процессов развивается новая система ценностей, т.е. формируется и начинает действовать вызванные инновациями и реформами новые духовные и эмоционально переживаемые значения и смыслы предметной и мыслительной деятельности, вновь отрефлексированные идеальные нормы бытия, принимаемые педагогами за основу их нового опыта, за цели действий и поступков. Здесь уже в большой степени эксплуатируется другая парадигма - "удовлетворение образовательных потребностей личности", "субъект-субъектное взаимодействие". В такой системе О. должны быть заложены возможности ее саморегуляции и саморазвития, основанные на использовании не проектного, но программного подхода. При программировании системы О. наиболее актуальными оказываются два общих правила: 1. Правило проб и ошибок. Каждый элемент системы О.: школа, институт, группа новаторов и т.д. - имеет право на инициативу, на пробы и ошибки. Но в случае ошибки инициативе не оказывают поддержку и ее не финансируют. При этом школа или институт, деятельность которых не соответствует целям программы, закрываются; 2. Правило дублирования. Оно подразумевает обязательное наличие альтернативных источников финансирования: частных и общественных фондов. Инициатива, которая не заинтересовала государство, может заинтересовать общественные организации или частных лиц, и наоборот. Объединение этих двух систем финансирования, их сращивание не только ведет к монополизму в политике О., но многократно увеличивает возможность ошибок в системе. А если они существуют раздельно и без взаимного контроля, то подавляются только те инициативы и действия, которые не признаются ни государством, ни общественностью. Важнейшая черта современного О. - его направленность на то, чтобы готовить учащихся не только к социальной адаптации, но и к активному освоению ситуаций социальных перемен. В контексте глобальных образовательных тенденций - так называемых "мегатенденций" могут быть выделены: массовый характер О. и его непрерывность как новое качество; значимость О. как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм; ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности; адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности; ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия. Эти образовательные ориентиры к началу 90-х получили международное признание в качестве рабочих ориентиров в программах ЮНЕСКО. Мировая образовательная ситуация характеризуется проблематизацией натуралистического подхода в науке через противопоставление ему деятельностного подхода. Это приводит к появлению проблем, которые не могут быть удовлетворительно разрешены внутри самой образовательной практики и требуют выхода за рамки существующих профессиональных знаний, традиционных идей и онтологических представлений. О. столкнулось с необходимостью решений фундаментальных вопросов своего существования, что и затребовало появление философии О., предметом которой выступает не только образовательные идеалы, ценности и обоснование педагогических идей, а О. как таковое.
С.Б. Савелова

Источник: Новейший философский словарь

ОБРАЗОВАНИЕ
процесс и результат усвоения человеком навыков, умений и теоретических знаний. Слово "образовывать" имеет двоякое значение. Во-первых, оно значит "выставлять образец и устанавливать предписания", а во-вторых - "формировать уже имеющиеся задатки". Знание, входящее в О., не отстоит от познающего в качестве вне его лежащего предмета, но он непосредственно затронут тем, что познает. Какому-либо техническому знанию можно научиться, и даже по собственному выбору Нравственному знанию, как непременной составляющей О., напрямую человек не научается и разучиться ему также не может. О. - это внутренний процесс, процесс созидания "образов" и/или "образцов", которым человек следует в своей жизни. Результат О. не представляется по типу технического намерения, но проистекает из внутреннего процесса формирования и О. и поэтому постоянно пребывает в состоянии продолжения и развития. О. не может быть собственно целью, это некий самовозрастающий процесс. В этом заключается его отличие от простого культивирования задатков, от которого оно произошло. Культивирование задатков - это развитие чего-то данного; здесь средствами достижения цели выступает упражнение и прилежание, перешедшие в привычку. В процессе О., напротив, то, на чем и благодаря чему некто получает О., должно быть усвоено целиком и полностью. В этом отношении в О. входит все, к чему оно прикасается, но все это входит не как средство, утрачивающее свои функции. Напротив, в получаемом О. ничто не исчезает, но все сохраняется. "Образование - подлинно историческое понятие, и именно об этом историческом характере "сохранения" следует вести речь для того, чтобы понять суть гуманитарных наук" (Г. Гадамер).
Исторически становление феномена О. шло в процессе формирования механизмов сохранения и передачи социально значимого содержания из поколения в поколение. Впервые именно Платон в европейской культуре в диалоге "Протагор" поставил вопрос о возможности передачи добродетели последующим поколениям. Какой восточный мудрец и учитель мог усомниться в том, что он должен учить навыкам "жизни сообща"? Напротив, он учительствовал и требовал однозначного восприятия своих знаний. "Да не отходит сия книга закона от уст твоих", - говорится в Ветхом завете. А платоновский Сократ засомневался, что Протагор может чему-то научить юношу Гиппократа. В ходе дискуссии Сократ приходит к выводу: чтобы "было" государство, должно существовать нечто единое, которому сопричастны все, - это добродетель. А под высшей добродетелью он разумел знание, ибо нет ничего выше знания того, что есть худо, а что есть хорошо. Коли добродетель есть знание, то ему можно научиться.
Впервые понятие О., по мнению М. Хайдеггера, было сущностно продумано Платоном в "Государстве". Хайдеггер полагает, что платоновская "Притча о пещере" призвана раскрыть то, что греки понимали под пайдейей, т. е. О. Притча повествует о том, как узник, освобождаясь от оков, покидает пещеру, где он видел лишь тени вещей в мерцании находящегося за спиной огня, и обретает при переходе на поверхность знание действительно сущего. Повествование разворачивается цепью переходящих друг в друга образов, воплощая собой смысл О. Пещерообразное помещение в притче - это образ повседневного местопребывания людей; огонь в пещере - образ небесного свода, под которым живут люди, окруженные мнимыми вещами, но которые они воспринимают за подлинную реальность. Те названные в притче вещи, которые открываются взгляду вне пещеры, суть, напротив, - образ того, в чем состоит собственно сущее всего сущего. Переходы из пещеры в дневной свет и оттуда, обратно в пещеру, требуют каждый раз изменения привычки глаз от темноты к свету и от света к темноте. И как телесное око лишь медленно и постепенно привыкает будь то к свету, будь то к темноте, так и душа тоже не сразу и лишь в соответствующей последовательности шагов должна свыкаться с областью сущего. Такое свыкание требует, чтобы душа целиком повернулась в основном направлении ее стремления, точно так же, как и глаз может правильно смотреть, лишь когда тело приняло соответствующее положение. Данный "переход" служит символическим выражением той перемены, которая должна произойти при развертывании уже заложенного в человеческом существе. Такое переучивание и приучение человеческого существа к той или иной отведенной ему области, замечает Хайдеггер, суть того, что Платон зовет пайдейей. Пайдейя означает руководство к изменению всего человека в его существе. Хайдеггер полагает, что ближе всего к пайдейе подходит слово "образование". Во-первых, это О. в смысле развертывающегося формирования. Такое "образование", с другой стороны, "образует", исходя все время из предвосхищающего соразмерения с неким определяющим видом, который зовется поэтому прообразом. О. есть вместе с тем и формирование, и руководствование определенным образцом. "Притча о пещере" заканчивается не описанием достижения высшей ступени подъема из пещеры, но повествует о спуске освобожденного обратно в пещеру, ибо к сущностному моменту О. принадлежит постоянное преодоление необразованности. Притча именует солнце, к которому устремлен узник, образом для идеи добра. Добро у греков понималось не узконравственно, оно "то, что для чего-то и делает другое к чему-либо годным". После Ницше это понятие можно понимать как то, что является "высшей ценностью" для людей.
По М. Фуко, восхождение к добродетели у Платона было тесно связано с заботой о себе: "Я обязан проявлять заботу о самом себе с тем, чтобы стать способным управлять другими людьми и полисом". Следовательно, забота о себе должна превратиться в искусство. Забота о себе невозможна без наличия наставника. А позиция самого наставника определяется заботой о том, какую заботу о себе проявляет его подопечный. Проявляя незаинтересованную любовь к юноше, наставник дает принцип и образец той заботы, которую юноша должен осуществлять по отношению к самому себе как субъекту. "Забота о себе" обретает свою форму и завершение, во-первых, в самопознании, во-вторых, тем, что самопознание как высшее и независимое выражение своего "я" обеспечивает доступ к истине; наконец, постижение истины позволяет в то же время признать существование божественного начала в себе. "Забота о себе" ведет к самореализации, которая становится необходимой на фоне ошибки, на фоне дурных привычек, на фоне всякого рода деформаций. Т. о., речь здесь идет, скорее, об исправлении, об освобождении, нежели о формировании знания. Именно в этом направлении будет развиваться самореализация в дальнейшем, что представляется существенным. Далее, если человеку не удалось "исправиться" в молодости, этого всегда можно достичь в более зрелом возрасте. Стать тем, чем человек никогда до этого не был, - главная тема самореализации. Для осуществления последней требуется наличие другого. Незнание не способно выйти за собственные пределы, и необходима память, чтобы осуществить переход от незнания к знанию (переход, который всегда осуществляется посредством другого человека). Согласно Фуко, существуют три типа отношения к другому, необходимые для формирования молодого человека. 1. Наставление примером: пример великих людей и сила традиции формируют модель поведения. 2. Наставление знаниями: передача знаний, манеры поведения и принципов, 3. Наставление в трудности: мастерство выхода из трудной ситуации (сократовское искусство). Отныне наставник (философ) выступает в роли исполнителя преобразования индивида в его формировании как субъекта. Фуко различает педагогику и психогогику. Под педагогикой он понимает передачу такой истины, функцией которой является снабжение субъекта какими-либо отношениями, способностями, знаниями, которых он до этого не имел и которые должен будет получить к концу педагогических отношений. С этого момента психогогикой можно было бы назвать передачу такой истины, функцией которой будет не снабжение человека какими-либо отношениями, а скорее изменение способа существования субъекта.
В христианстве, в свете сказанного, схема отношений между познанием и заботой о себе заключается, во-первых, в постоянном обращении от истинности текста к самопознанию, во-вторых, в интерпретации метода толкования как способа самопознания и, наконец, в позиции цели, которой является самоотречение. В связи с этим происходит разрыв между психогогикой и педагогикой, поскольку от души, находящейся под психологическим воздействием, т. е. от ведомой души, требуется говорить ту истину, которую может сказать лишь она одна, которой обладает она одна. В христианской духовности ведомый субъект должен присутствовать внутри истинного суждения как объект своего собственного истинного суждения. В суждении ведомого субъект высказывания должен быть референтом высказывания.
Окончательно современный дискурс О. сформировался к XVIII в. - в эпоху Просвещения. Само понятие О. приобрело категориальный статус и отмежевалось от таких понятий, как "естественное образование" или "горообразование". Отныне О. теснейшим образом стало связано с понятием культуры и начало обозначать специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей. Окончательная обработка понятия, стимулируемая Гердером (понимающим под О. "возрастание к гуманности"), была завершена в период между Кантом и Гегелем. Кант еще не употребляет слово "образование" в вышеобозначенном значении, но говорит о "культуре способностей" (или "природных задатках"), которая в этом качестве представляет акт свободы действующего субъекта. О., по Канту, касается формирования нравственности и относится к практическому воспитанию в отличие от школьного О. или обучения (дающего приобретение умений) и прагматического воспитания (служащего достижению разумности). К нравственным обязанностям у Канта принадлежит и стимулирование своего таланта. Это требование по отношению к себе самому у Гегеля уже возникает в русле суждений о самообразовании и О., которое перестает быть равнозначным "культуре", т. е. развитию способностей или талантов; О. включает в себя понятие "образ", обладающий двусторонностью, ибо он, как мы видели, одновременно несет в себе значения отображения, слепка и образца. По Гегелю, довершающему формирование рассматриваемого понятия, отличительной способностью субъекта является то, что он рвет с непосредственным и природным, и это требует от него духовная сторона его существа. И поэтому он нуждается в О., в подъеме ко всеобщему Подъем ко всеобщности не подразумевает только теоретическое О., но включает и практическое, и охватывает сушностное определение человеческой разумности в целом. Общая сущность человеческого О. состоит в том, что человек делает себя во всех отношениях духовным существом. Оно требует пожертвовать общему особенным, что подразумевает обуздание влечений и тем самым свободу от их предметов и свободу для своей предметности.
О., согласно Гегелю, заключает в себе примирение с самим собой и узнавание себя в инобытии. Каждый отдельный индивид, поднимающийся от своей природной сущности в сферу духа, находит в языке, обычаях, общественном устройстве своего народа заданную субстанцию, которой он желает овладеть. Сущность О. составляет не отчуждение как таковое, а возвращение к себе, предпосылкой чего, однако, и служит отчуждение. При этом О. следует понимать не только как результат восхождения духа в область всеобщего, но одновременно и как стихию, в которой пребывает образованный человек. Но О. должно приводить, как полагает Гегель, к полному овладению субстанцией, к отрыву от всех предметных сущностей, что достижимо только в абсолютном философском знании. Тем самым от Гегеля ускользает действительно историческая суть О., ибо оно не столько последняя фаза развития, сколько основание для гармоничного движения в дальнейшем.
Взаимосвязь О. и здравого смысла представлена у А. Бергсона. Согласно Бергсону, абсолютное постижимо только посредством интуитивного опыта, а не через отвлеченные от жизни рациональные конструкции. Лишь обыденное сознание способно постичь сущность явлений, обеспечивая непосредственное проникновение в "принцип жизни". Здравый смысл есть обязательная принадлежность, основа обыденного сознания. Он выступает как социальное чувство, позволяющее нам представлять следствия наших поступков, даже, скорее, предчувствовать их, уметь выбирать существенное. "Здравый смысл - это само внимание, обращенное на жизнь". Но если здравый смысл - основа и сущность духа, то, может быть, он врожден и независим от воспитания? "Думается, что так бы и было, если бы в душе и в обществе все было живым, если бы мы не были обречены таскать за собой мертвый груз пороков и предрассудков". Идеи заслоняют от нас саму жизнь и заставляют размышлять не о вещах, а о словах. И именно в классическом О. Бергсон находит силу, способную "разбивать лед слов и обнаруживать под ним свободное течение мысли". Классическое учит не обманываться словами, избавляет от автоматизма и высвобождает идеи из-под гнета вербальных форм. Оно призывает "отбросить символы и научиться видеть".
В современную эпоху, считает Фуко, истина уже не в состоянии более служить спасением субъекту, как это было в античные времена. Знание накапливается в объективном социальном процессе. Субъект воздействует на истину, однако истина не воздействует больше на субъекта. Связь между доступом к истине и требованием преобразования человека и его бытия им самим была окончательно прервана, а истина стала представлять собой автономное развитие познания. "Постсовременность" же, по мнению Ж. Бодрийяра, утрачивает двухвековое господство социального. Просвещение, породившее дискурс О., базировалось на принципе рациональной коммуникации. В его основе находился императив морализации сообщения: лучше информировать, чтобы лучше социализировать и чтобы создавать все больше сознания. Но нынешняя эпоха характеризуется падением спроса на сознание, и поэтому социализировать оказывается нечего. На место "социума" приходят "массы", поглощающие информацию, даже не переваривая ее. Одновременно происходит смерть субъекта как носителя познава- ? тельной активности. Причиной этого процесса явилось распространение новых средств массовой коммуникации. Тотальность информированности лишает ? способности отличать истину от фикции, а реальность - от симуляции. Подобия, образы опережают реальность в качестве симулякров таким образом, что реальность оказывается лишь симуляцией симулякров. При этом содержание сообщения теряет значимость, что ведет к атрофии сознания.
С. А. Азаренко

Источник: Современный философский словарь

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
426.31 кб

Философия и образование (Историко-философский анализ)

Муравьев Андрей Николаевич
Предметом, рассматриваемым в статье, является отношение философии и образования. С точки зрения необходимого результата исторического развития философии, философия есть логическая наука своего предмета.
Читать PDF
387.49 кб

Стоицизм: философские новации и образование (от парадигмы к проекту)

Степанова Анна Сергеевна
В статье рассматривается проблема соотношения образовательных программ и общих тенденций развития мировоззренческих идеалов в разные периоды истории античной философии.
Читать PDF
135.52 кб

Мировоззрение как интегральное образование: сущность и структура

Иткулова Л. А.
В статье проводится анализ проблемы определения сущности мировоззрения, его места в структуре общественного сознания.
Читать PDF
297.56 кб

Университетское образование и критическое мышление

Андрейчук Наталья Вениаминовна
Рассматривается становление, развитие и концептуальное содержание университетского образования в диахроническом и синхроническом измерениях, анализируется его роль в формировании критического мышления; последнее проинтерпретирован
Читать PDF
3.83 мб

Борьба за Логос, настоящую философию и образование

Муравьев А. Н.
Читать PDF
346.60 кб

Человек и его образование в фокусе социологии Э. Дюркгейма

Степанова Инга Николаевна
Читать PDF
290.40 кб

Образование как творчество самосозидания (Ф. Ницше об образовании: своевременные размышления)

Койнова Г. Н., Нестерова О. Ю.
Авторы обращаются к размышлениям Ф. Ницше относительно сущности человека, образования как способа бытия, возносящего его к высотам духовного творчества по самосозиданию.
Читать PDF
363.28 кб

Философско-антропологический традиционализм и современное образование

Соколов Алексей Михайлович
В статье определяется место традиционализма в истории Европейского спиритуализма. Автор раскрывает принципы и формы актуализации традиционализма в ХХ столетии.
Читать PDF
112.79 кб

Образование в аспекте исторической трансформации: от Paideia к образовательным коммуникациям

Пустоварова А. О.
История образования показана как трансформация его онтологии. Начиная с античности, происходит становление классической (унифицированной) парадигмы образования, субстанциалистской по своей онтологии. Затем, в XIX-XX вв.
Читать PDF
287.38 кб

Всеобщее высшее образование: с чего начать?

Гончаров Сергей Захарович
Читать PDF
1.90 мб

Каким должно быть университетское образование? Обзор конференции (С. Колодяжнаяшереметьева)

Читать PDF
7.37 мб

Интеллект и образование

Терегулов Филарет Шарифович
Читать PDF
4.36 мб

Образование и смысл жизни человека

Терегулов Филарет Шарифович
Читать PDF
158.14 кб

2001. 04. 034-035. Философское образование и "прикладная философия". (сводный реферат)

Мордвинцева Л. П.
Читать PDF
67.41 кб

Образование в ракурсе философии успеха

Степанова Светлана Николаевна
Предлагается к обсуждению проблема интерпретации понятия «успех», а также позиции для философского анализа проблемы успешности личности.

Похожие термины:

  • Эгалитарное образование

    фр. egalite – равенство) – образование, доступное для всех слоев населения.
  • ФИЛОСОФСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

    Возникло в сер. XVII в. в условиях кризиса Московской Руси и начала в России эпохи нового времени. Первыми рус. школами, включившими в свои программы философию, были нерегулярная Ртищевская школа, осн
  • Образование и религии

    В образовательном пространстве России сложились два подхода к религии, отраженные в концепциях государственной муниципальной школы и негосударственной (религиозной) школы. Оба подхода определе
  • Образование как система

    система образования) - сеть образовательных учреждений с ее элементами ( органы управления, образовательные стандарты, образовательные учреждения разного типа и уровня).
  • Культурологическое образование

    в России направление высшего образования по специальности “культурология”, а также общеобразоват. курс культурологии, включенный в качестве обязательного в цикл гуманитарных и социально-экон.
  • ЭЛИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    образование, получаемое по специализированным образовательным учебным программам, реализуемым в специализированных организациях образования для одаренных лиц.
  • ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    [англ. formal education] – 1) организация обучения, отвечающая пяти основным требованиям — обучение: в специально предназначенных для обучения учреждениях; специально подготовленным персоналом; ведущее
  • НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

    В данных понятиях фиксируются две важные сферы человеческой жизнедеятельности взаимного влияния развития науки и содержания образовательных стандартов. При этом под образованием в широком смыс
  • СРЕДНЕВЕКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    Начиная с VI века при монастырях и церквах создаются  школы, занимающиеся подготовкой священнослужителей иизучающие три светские науки – грамматику, риторику и диалектику, которые назывались «тр
  • ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    [англ. distance education] – 1) целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной, научно-исследовательской деятельностью лиц, находящихся на расстоянии от научно-образоват
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    образование, предоставляемое в рамках каждого уровня профессионального образования с целью удовлетворения образовательных потребностей личности за рамками основных образовательных программ,
  • ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
  • НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    система образования, предполагающее непрерывное совершенствование профессиональных знаний, навыков, умений с учетом применяющихся требований к профессиональной деятельности и морального стар
  • ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ

    выдвинутая ЮНЕСКО и широко обсуждаемая глобальная концепция развития образования, признающая учебную деятельность человека естественным элементом его образа жизни во всяком возрасте и провозг
  • ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    современная доктрина о путях расширения доступности образования. Одна из основных идей – уравнять в правах фактическую и формальную квалификацию человека. Люди, имеющие большой жизненный опыт, в
  • Научное образование

    поэтапное развитие способностей к научному творчеству: 1) развитие у всех обучающихся системы общего и системы профессионального образования способностей к ситуативному моделированию и прогноз
  • ПОНЯТИЙ ОБРАЗОВАНИЕ

    (Begriffsbildung) — научный метод, который приводит к возникновению понятий в зависимости от способа рассмотрения, дефиниции и формулирования. Различают три основных типа образования понятий: математич
  • ОБРАЗОВАНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ и/или ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ

    принцип, согласно которому обучение – в разных формах и в разных областях – происходит на всех этапах жизненного пути, от рождения до смерти. Рассматриваемый принцип базируется на следующих прио
  • ОБРАЗОВАНИЕ НЕФОРМАЛЬНОЕ

    система неформального образования (НФО) – одна из составных частей системы образования Республики Казахстан, представленная неформальным сектором. НФО обеспечивает обучение по альтернативным п
  • ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    подготовка научных и педагогических кадров высшей квалификации осуществляется на уровне послевузовского образования. Образовательные программы послевузовского образования направлены на подг