КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА
специфическое состояние научного интеллекта, реализовавшееся как главенствующее умонастроение на масштабном историко-культурным ареале от Галилея до Пуанкаре. Эвристическое начало типических особенностей теоретизирования (способы постановки проблем, приемы исследования, описание предметных областей, характер обоснования выводов, формы подачи, изложения, фиксации результатов) на классической фазе развития науки составляли: фундаментализм, финализм, имперсональность, абсолютизм, наивный реализм, субстанциальность, динамизм, сумматизм, эссенциализм, аналитизм, механицизм, кумулятизм. (См. исторические формы науки, методологический кластер).
В.В. Ильин

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

Классическая наука
этап в развитии науки (17–19 вв.), для которого характерны следующие черты: 1) на этом этапе изучаются малые (простые) системы. При этом исследователи исходят из того, что совокупность свойств частей исчерпывающе определяют свойства целого; 2) объектом научного познания выступает реальность “в чистом виде”, объект трактуется как неизменный в своей сущности и изолированный от других предметов; 3) субъект познания рассматривается как дистанцированный от объекта, как носитель универсальных (транцендентальных), неизменных познавательных способностей; отчетливо просматривается объектная ориентация науки; 4) пространство и время характеризуются как абсолютные, постоянные, внешние по отношению к объектам познания, а свойства объектов – как не влияющие на пространственно-временные отношения; 5) складывается единая – механистическая – картина мира. Она обладает статусом общенаучности, поскольку единство знаний в ней обеспечивается через систему законов механики; 6) признается возможность только одной научной истины, господствует идеал закрытой рациональности; 7) осуществляется поиск универсальных методов познания, 8) наука становится культурообразующим фактором общества.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА
это исток современной науки. Основанием классической науки является эксперимент, который отличает ее от античной и средневековой науки и одновременно позволяет рассматривать классическую, неклассическую и постнеклассическую науку как стадии научного мышления современного типа.
1. Классическая наука как эпицентр новоевропейской культуры В. И. Вернадский ведет отсчет современного научного мировоззрения с открытия книгопечатания (1450), поскольку с этого времени научное мировоззрение развивается непрерывно, и уже ничто не могло свернуть его с этого пути. А . Койре, напротив, фиксируют момент возникновения как ситуацию разрыва с предшествующим состоянием, как научную революцию, которая произошла в XVI–XVII вв. – вера в науку заместила веру в религию. Наука смогла утвердиться в общественном сознании, когда христианское мировоззрение было вытеснено с передовой линии культуры на окраины. Наибольшее воздействие наука оказала на философию. В Новое время философия становится служанкой науки. С новой наукой меняется даже повседневная жизнь людей: если средневековый человек жил в мире приблизительности, в котором отсутствует точность и где пренебрегают строгими количественными характеристиками, то благодаря науке мир приблизительности меняется на мир точности.
2. Особенности новоевропейской науки и ее основные подсистемы Классическая наука связана с новыми критериями научности Г. Галилей и Кеплер, Ф. Бэкон и Р. Декарт, Ньютон и Вико и др. мыслители XVII–XVIII вв. противопоставляют новую науку старой. Новая наука полагается на опытные основания, ее методом становится эксперимент, позволяющий соединять теорию и факты; она реализует себя как социально значимый вид деятельности, является контролируемой и проверяемой и вырабатывает отвечающий всем этим особенностям особый язык.
А) Только новоевропейская наука полагается на опыт в строгом смысле слова, и этим опытом является эксперимент. Под экспериментом исследователи (Вернадский, Хайдеггер) понимают такой образ действий, который руководствуется положенным в основу законом (идеей, гипотезой, проектом) и нацелен на выявление фактов, подтверждающих или опровергающих его. Связанность эксперимента с фактами придает ему характер такой же непосредственной действительности, какой обладают сами факты. Научный эксперимент в естественных науках проводится с помощью приборов и инструментов, в социально-гуманитарных науках он основывается на источниках, позволяющих в ходе их критики добывать факты. Так, Вико в работе «О научном методе нашего времени» ратует за единство в исторических исследованиях теории («идеального проекта») и фактических данных, таящихся в исторических документах.
В) Объектом изучения в новоевропейской науке становится сама действительность. Действительное входит в науку через ее предмет, новая наука исследует предметные отношения и зависимости. Ни в средневековой, ни в античной науке изучаемое не представало в виде предмета и предметных отношений. Наука фиксирует внимание на таких характеристиках предметов и событий, которые могут быть объективно исследованы, многократно воспроизведены и проконтролированы. Те или иные области знания становятся науками, когда формируется их предмет исследования. Это сложный процесс. Вернадский писал о становлении предметных областей наук т. н . описательного естествознания – целое столетие ушло на то, чтобы смогли выявить предмет изучения в метеорологии, климатологии, геологии и др. Подобные сложности характерны не только для естествознания, но и для наук о человеке: гуманитарный мир либо объяснялся как природный мир, либо вообще выводился за рамки науки.
С) Классическая наука представлена разными областями знания. Механика: именно в Новое время механика из искусства превращается в науку и становится одной из главных наук, поскольку и природа и человек трактуются как машина, как механизм. Особое место принадлежит математике – ведь книга природы написана на языке математики. Астрономия, отвечая духу Нового времени, стремится привести свои теории к близкому совпадению с данными наблюдений. Физика очень важная область классической науки, особая роль в ее создании принадлежит Ньютону. На протяжении классического периода физика раскрывала движение, свет, звук, тепловые, электромагнитные и другие явления и процессы, полагаясь на данные эксперимента. Химия: появляются химические теории, обосновывающие экспериментальные данные и факты, поставляемые химической практикой; одна из наиболее известных теорий – теория флогистона (Г. Шталь). Но революцию в химии совершил А. Лавуазье. При объяснении окислительно-восстановительных реакций он основывался на кислороде и признал важность количественных отношений взаимодействующих веществ. Основой научной химии стало понятие элемента, введенное им, а также его работа по созданию новой химической номенклатуры – языка химии. Науки о живом данного периода объединяют понятием «естественной истории» (Белоне «История природы птиц», Уиллоуби и Рей «История рыб», Джонстон «Естественная история четвероногих» и др.), а Вернадский называет их «науками о порядке» (работа Линнея «Система природы» оправдывает это понятие). Они базируются именно на научном наблюдении – оно оговаривается особыми условиями, с необходимостью присутствует активная позиция натуралиста, а наблюдаемые факты подстраивают под предположение о существовании в живой природе порядка; объект изучения фиксируется количественными параметрами. Если в современной терминологии называть области знания о живом, то это – ботаника, зоология, анатомия, физиология и, конечно, медицина. Социально-гуманитарные науки. Подобный же ориентир, как свидетельствует Д. Юм в «Трактате о человеческой природе», берут и науки о человеческой природе (или моральные науки); самого себя он видел в статусе Галилея или Ньютона, поскольку сумел, как он считал, найти опытно-экспериментальные основания данной области знания.
В классической науке выделяются области знания, где закономерности выявляются индуктивным путем. Ярким примером таких наук как раз и являются науки о живом (ботаника, зоология, анатомия и др.) . Другой этаж здания составляют науки, объект исследования которых конструируется дедуктивным путем, через построение теоретических или математических моделей. Математика, механика, физика – яркий пример наук теоретического уровня. Индуктивный и дедуктивный способы построения научных теорий нашли свое оправдание в философских концепциях эмпиризма и рационализма.
3. Картина мира новоевропейской науки Научная картина мира (НКМ) – это знание, выходящее за пределы частных наук, представляющее фундаментальные положения о мире, на которых выстроены законы всех областей классической науки, а также то, что от лица науки входит в культуру и общественное сознание.
1. Последовательная цепь астрономических новаций: Коперник помещает в центр мира вместо Земли Солнце; Кеплер математически представляет открытие Коперника и совершает переход от теории кругового движения планет к теории эллиптического движения; Галилей объединяет земные и небесные тела одними и теми же законами; Ньютон своей теорией всемирного тяготения завершает этот процесс. Тем самым радикально меняется образ мира. Эти революционные изменения А. Койре оценивает как «распад космоса»: ранее существовавшая иерархическая структура мира, в которой выделялись качественно разнородные уровни бытия – небесный и земной миры (где первый наделялся признаками совершенства), исчезла. Вселенная безгранична и бесконечна, она подчиняется одним и тем же законам. Как отмечает А. Койре, Космос был заменен на Универсум.
2. В классической науке формируется механистическая картина мира. Мир в призме механики состоит из материальных тел (земных и небесных), им присущи пространственные и временные характеристики, они находятся в движении. Взаимодействие между телами осуществляется через силы притяжения и отталкивания. Материальные тела в свою очередь состоят из атомов. Движение понимается как процесс пространственного перемещения тел, а не как некое их внутреннее состояние. Математизация пространства означает, что оно утрачивает качественные и конкретные свойства, становится количественно исчислимым, абстрактным и формальным. Специфическая природа тел не влияет на законы классической механики в целом. Поэтому фундаментальным для механики является понятие «материальной точки», которая отвлекается от всех телесных признаков.
3. Законы механики выражены в виде математических зависимостей. В классической науке становится возможной не только математическая астрономия, которая существовала уже в античной науке, но и математическая физика.
4. Лаплас в работе «Опыт философии теории вероятностей» сформулировал принцип, который получил название лапласовского детерминизма. Суть его заключается в том, что можно обнять в одной формуле все происходящее в мире; он исключает в мире какую-либо случайность, в нем все необходимо и только необходимо, случайное лишь то, что еще не познано разумом. Поэтому и возможна такая математическая модель, которая позволяет однозначно вычислять прошлое или рассчитывать будущее. Итак, в классической картине мира причинность трактуется по принципу абсолютного (=жесткого) детерминизма. Лапласовский детерминизм – это есть механическая форма причинности.
5. Составляющие части мира (элементы) понимаются как естественные объекты. Естественное в данном случае означает противоположное сверхъестественному. Новоевропейская наука любым событиям находит естественные причины, а все, что не носит такого характера, отвергается. Естественные причины, естественные объекты, естественные факторы действуют не только в условиях Земли, но и за ее пределами. Научная картина мира постепенно освобождалась от идеи бога. Еще Ньютон допускал непосредственное божественное вмешательство, полагая, что естественных причин недостаточно; и такие фундаментальные положения его механики, как закон всемирного тяготения и сила тяжести еще связаны с данной идеей. Картина мира, как состоящая из естественных объектов, объяснение которым дается на основе исключительно естественных причин, утверждается к середине XVIII в. Таким образом, в классической картине мира мир предстает как совокупность естественных объектов, взаимодействующих на основе естественных причин. Этот мир самодостаточен. В категориальном плане самодостаточность мира выражается понятием «система», ведь ее существование и активное состояние зависят от процессов, происходящих внутри системы.
6. Всеобщий характер механического объяснения. Принцип механического объяснения включает два момента: во-первых, все возможные явления мира моделируются как некие разновидности машин; во-вторых, все сферы реального и идеального мира функционируют по законам механики. Для Декарта мир – это огромные механические часы; а человек для него – это «земельный механизм», созданный Богом. Лейбниц рассматривал живые тела, как «естественные машины», которые в самых своих наименьших частях продолжают оставаться машинами. Механицизм проникает и в толкование человеческого разума. Тот же Лаплас полагал, что в чувствах происходят разные движения-колебания, которые подчиняются законам динамики: сложные идеи образуются из простых, а колебания между противоположными побуждениями подчиняется принципу равновесия сил. Таким образом, фундаментальными положениями картины мира классической науки являются: механицизм, математизируемость, детерминизм (лапласовский), естественный характер объектов, причин и факторов, входящих в нее.
4. Социальное бытие классической науки Если задаться вопросом, кем был человек науки, то надо отметить, что шел процесс отделения научно-исследовательской деятельности от других видов духовной активности (в сфере искусства, религиозного служения), а также в сферах юридической, медицинской, государственной деятельности и пр.; нередко это был процесс трансформации квазинаучной деятельности (как, например, в случае астрологов) в собственно научную. Социальный институт средневековой учености – университеты – не был местом, пригодным для научно-исследовательской деятельности нового типа. Наука развивалась в основном вне университетов. На протяжении XVII–XIX вв. появляются такие формы организации научной деятельности и научных сообществ, которые становятся адекватными целям и задачам новой науки. В их ряду в первую очередь должны быть названы академии. Они создавались для точного, опытно-экспериментального изучения человека и природы, для социально контролируемых исследований, пригодных для жизни людей. Стремление изучать явления, не полагаясь ни на какие авторитеты, а опираясь на факты, опытные данные и доказательства, находило отражение в девизах первых академических сообществ: «Проверяй и перепроверяй», «Не верь ничьим словам» и т. п. С этой установкой в Новое время создавались академии по разным областям знания (живописи и скульптуре, истории, литературе и словесности, медицине, изящным искусствам), но доминирующее положение занимали академии по естественным наукам. Так, знаменитая английская Академия в период своего создания (1660) получила название «Лондонское Королевское общество развития естественных наук». Были созданы также Французская академия наук (1666). Санкт-Петербургская академия наук была основана в 1724 г. по указу Петра I; Национальная академия наук США была создана в 1863 г., она также возникла из сообществ любителей науки.
Помимо академий и учебных заведений нового типа, в классический период возникали разнообразные формы научных сообществ, учреждений (наподобие Бюро долгот (1795) или Палаты мер и весов), экспедиций, конференций, съездов, публикаций и др. способов коммуникации, которые были востребованы новой наукой и отвечали ее целям. Постоянно росло количество обсерваторий, лабораторий (наподобие Кавендишской физической лаборатории (1874)), всевозможных музеев (анатомических, геологических, этнографических и др.), ботанических садов, библиотек и пр., без которых научно-исследовательская деятельность попросту невозможна. Стали появляться т. н. отраслевые научные сообщества, как то: Московское общество испытателей природы (1805), Союз немецких естествоиспытателей и врачей (1822), Союз русских естествоиспытателей и врачей (1859); возникает сеть научно-исследовательских институтов и многое другое.
5. Связь классической науки с техникой Классическая наука оказалась неразрывно связанной с техникой своего времени, о чем свидетельствует развернувшаяся в классическую эпоху научно-техническая революция (ХVIII–ХIХ вв.) . Под техникой будем понимать совокупность средств (механизмов, машин), опосредующих отношение человека к миру с целью замены его (человека) как материального, энергетического и информационного источника действий. Самый длительный этап в развитии техники был связан с тем, что создавали механизмы, заменяющие лишь физическую силу человека силой животных, огня, воды, ветра, натяжения и пр., поэтому они и не требовали особых расчетов. Этот период длился почти до ХVIII столетия. Постепенно шла замена ручного труда машинами в разных сферах деятельности (в текстильном и горнодобывающем производстве, сельском хозяйстве, на транспорте и др.), что привело к возникновению и развитию машиностроения. Разнообразие всевозможных механизмов к концу ХVIII ст. приближается к 200-м. Благодаря такому взрывообразному развитию техники начинает радикально меняться среда обитания сначала европейского человечества, а затем и жителей Земли в целом. И этот процесс начался в ХVIII–ХIХ вв. Взаимовлияние науки и техники во многом определило те специфические черты, которые отличают науку и технику рассматриваемого периода. Техника, построенная на обыденном знании и навыках, радикально отличается от технических изобретений, основанных на науке. По оценке А. Койре, внедрение науки в технику оказалось возможно, когда новоевропейская наука смогла математизировать природу и мир приблизительности сменился на мир точности. Ведь научная революции позволила описывать с помощью математики не только небесные, но и земные явления. Тенденция внедрения науки в технику дополняется обратным процессом – технизацией науки, поскольку научные исследования напрямую зависят от их технической оснащенности, представленной в разных ее проявлениях. Эти взаимозависимые процессы. Итак, согласно А. Койре, переход от эотехники к палеотехнике связан с преимущественным влиянием науки на техническое творчество, когда мастерство и умение оказываются зависимыми не от проб и ошибок изобретателей, а от строгости и точности научно-технических расчетов. Современный этап он квалифицирует как неотехнику, которой свойственно срастание и неразрывность научного и технического творчества, и есть основания говорить о научно-технических феноменах, в которых трудно отделить научную от технической составляющей. Н. В. Бряник

Источник: История философии науки и техники.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
97.38 кб

Классическая и неклассическая наука: онтологический аспект исследования

Фаритов Вячеслав Тависович
Предложен анализ онтологического основания классической и неклассической науки. Выявляются бытийные предпосылки трансформации способов организации научного знания.
Читать PDF
314.05 кб

Наука любви в классическом университете (рассказ Николая Кононова "Амнезия Анастасии")

Дмитровская Мария Алексеевна, Дегтяренко Ксения Андреевна
На материале рассказа Н. Кононова «Амнезия Анастасии» (1999) рассмотрена изоморфность «университетского» концептуального поля ядру понятийной системы писателя.
Читать PDF
329.66 кб

«Наука» и «Религия» в эпистемологии отечественных спиритуалистов: трансформация классической науки в

Раздъяконов Владислав
В предлагаемой вниманию читателей статье «экспериментальный спиритизм» рассматривается как маргинальная научная программа, возникшая при переходе от классического к неклассическому типу научного познания.

Похожие термины: