Катастрофизм

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Катастрофизм
(теория катастроф) (греч. кatastrophē – поворот, переворот) – концепция, согласно которой в истории Земли периодически повторяются события, внезапно изменяющие первичное горизонтальное залегание горных пород, рельефов и уничтожающее все живое. Выдвинута в 1812 г. французским ученым Ж. Кювье для объяснения смены фауны и флоры, наблюдаемых в геологических пластах.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Катастрофизм
Представление о том, что в прошлом иногда происходили большие и внезапные катастрофы, которые приводили к драматическим изменениям земной поверхности и природной среды. Когда-то считалось, что такие элементы геологического устройства Земли, как горы, глубокие каньоны и океаны, образовались в результате внезапных катаклизмов вроде всемирного потопа или встречи с гигантской кометой. Теперь известно, что это представление неверно. Геологические данные показывают, что главные особенности строения земной поверхности сформированы в ходе длительных событий, развивавшихся более или менее равномерно на протяжении длительных периодов времени. См. Тектоника плит; Континентальный дрейф; Униформизм. Несмотря на множество опровержений, идеи катастрофизма все еще привлекают многих. В 1950 г. психоаналитик Иммануил Великовский написал книгу «Столкновение миров», в которой утверждал, что в 1500 г. до н. э. встреча с гигантской кометой вызвала торможение в движении Земли по орбите и, возможно, в ее вращении вокруг своей оси Это, в свою очередь, настаивал Великовский, привело к наводнениям, пожарам, обрушению и росту гор и, среди всего прочего, к библейскому эпизоду раскрытия Красного моря Упомянутая книжка и последовавшие публикации способствовали возрождению суеверий и сетований по поводу того, что Великовскому не дали-де высказаться до конца. Такие всплески суеверия, как увлечение идеями Великовского (другой пример — увлечение дианойей, иначе — науковедением), длятся и процветают десятилетиями.
Представление о возможности того, что какое-то крупное небесное тело столкнулось в прошлом (хотя и не точно в 1500 г. до н.э.) с Землей, подтверждается некоторыми фактическими научными данными. Однако Великовский смешал в одну кучу, с одной стороны, фантастику и библейские сказания, а с другой стороны, «смелые» суждения об астрономических событиях, пренебрегающие законами небесной механики, что и заставило научное сообщество отвернуться от его теорий. См. Астероиды; Динозавров вымирание.

Источник: Словарь научной грамотности. 1997 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
6.09 мб

Катастрофическое ощущение жизни и катастрофизм личности

Консон Григорий Рафаэльевич
Читать PDF
126.86 кб

Теория мировых катастроф у досократиков и Платона

Грановская Мария Викторовна
The article is dedicated to the problem of cosmic catastrophes of Presocratic thinkers and of Plato. The author considers analyzes doctrines of Ionian and Italian philosophers on «ekpyrosis» and eternal reoccurrence.
Читать PDF
116.39 кб

Цивилизационная катастрофа в библейской интерпретации

Захаров Александр Владимирович, Шелекета Владислав Олегович
Рассматривается наиболее архаичная в истории религиозной и философской мысли идея глобальной цивилизационной катастрофы.
Читать PDF
256.07 кб

Антропологическая катастрофа и проблемы человеческого бытия в эпоху глобализации

Волкова Татьяна Ивановна
В статье рассматриваются вопросы, связанные с поиском источника, анализом, решением и последствиями глобальных проблем современного постиндустриального общества.
Читать PDF
254.13 кб

Катастрофизация общественного сознания: современная ситуация и отечественная культурная традиция

Александров Владимир Борисович
В статье рассматриваются сложившиеся в русской культурной традиции и русской философии способы отношения к феномену катастроф.
Читать PDF
204.22 кб

Глобальные катастрофические риски в свете концепции единого закономерного мирового процесса. Часть п

Внутских Александр Юрьевич
Статья посвящена сопоставлению онтологических и эпистемологических принципов концепции глобальных катастрофических рисков и концепции единого закономерного мирового процесса.
Читать PDF
830.87 кб

Глобальные катастрофические риски в свете концепции единого закономерного мирового процесса. Часть в

Внутских Александр Юрьевич
Статья посвящена сопоставлению онтологических и эпистемологических принципов концепции глобальных катастрофических рисков и концепции единого закономерного мирового процесса.
Читать PDF
150.99 кб

Современная эстетика: между «Событием» и «Катастрофой»

Цимошка Диана Александровна
На сегодня главным понятием философии и в частности эстетики выступает «событие». Однако это не устраняет присутствия других понятий, как и не свидетельствует об однозначной интерпретации самого «события».
Читать PDF
95.87 кб

2000. 01. 007. Котл С. Улрих бек общество риска и массовая коммуникация. Взгляд на катастрофу. Cottl

Лафицкая Н. С.
Читать PDF
1.10 мб

Эмоции человека катастрофы

Захаров Александр Владимирович
Цивилизационная катастрофа рассматривается как историческая эпоха максимального развития цивилизации и ее завершения. Человек реагирует на подобную среду эмоциями уверенности и отчаяния.
Читать PDF
163.94 кб

Эвтаназия как феномен антропологической катастрофы

Никольский Евгений Владимирович, Панищев Алексей Леонидович
В данной статье рассматривается проблема эвтаназии в свете вероятных последствий ее легализации. Авторы статьи полагают, что узаконивание эвтаназии приведет к девальвации жизни и станет основой для дегуманизации общества.
Читать PDF
164.62 кб

Эвтаназия как феномен антропологической катастрофы

Никольский Евгений Владимирович, Панищев Алексей Леонидович
В данной статье рассматривается проблема эвтаназии в свете вероятных последствий ее легализации. Авторы статьи полагают, что узаконивание эвтаназии приведет к девальвации жизни и станет основой для дегуманизации общества
Читать PDF
0.00 байт

Причины цивилизационной катастрофы в философской и научной мысли нового времени и первой половины XX

Захаров Александр Владимирович
Изложены представления о причинах цивилизационной катастрофы, определяемой как трагическое завершение локально-цивилизационной, либо глобальной, истории в немецкой классической философии, русской религиозной и этической мысли нача
Читать PDF
0.00 байт

Французский экзистенциализм: политическая философия в условиях национальной катастрофы

Полякова Наталья Валерьевна
Данная статья посвящена исследованию специфики социально-политического и культурного контекста формирования политической философии французского экзистенциализма.
Читать PDF
704.32 кб

ТРАНСФОРМАЦИЯ «МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕКА»: СОЦИАЛЬНАЯ ПРИЧИННОСТЬ И «НЕВИДИМЫЕ КАТАСТРОФЫ»

Сергеев Кирилл Викторович
В работе рассматриваются изменения, происходящие в обществе при смене антропологической модели. Вводится представление о «невидимых катастрофах», сопровождающих изменения этой модели.

Похожие термины:

  • Катастрофизм или теория катастроф

    (от греч. katastrophe – переворот) – учение, рассматривающее геологическую историю Земли как чередование длительных эпох относительного покоя и сравнительно коротких катастрофических событий, резко
  • Теория катастроф

    объяснение исторических (по геологическим периодам) смен форм живых организмов глобальными катастрофами и следующими за ними актами нового божественного творения. Теория катастроф отрицала пре
  • КАТАСТРОФА

    от греч. katastrophe — переворот) — внезапное бедствие, событие, влекущее за собой тяжелые последствия, в том числе катастрофа эволюционная — относительно внезапное (в геологическом масштабе времени)
  • КАТАСТРОФА СОЦИАЛЬНАЯ

    см. СОЦИАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА
  • КАТАСТРОФИЧЕСКИЙ ПОСТМОДЕРН

    ситуация неконтролируемого распада "несущих" идеациональных образований культуры вследствие внутреннего кризиса в сочетании с культурной агрессией извне. В отличие от "естественного" постмодер
  • РЕЛИГИОЗНЫЕ ДЕЯТЕЛИ ЗА СПАСЕНИЕ СВЯЩЕННОГО ДАРА ЖИЗНИ ОТ ЯДЕРНОИ КАТАСТРОФЫ

    всемирная конференция, к-рая состоялась в июне 1982 в Москве. В ней приняли участие 590 виднейших религ. деятелей всех религий мира из 90 стран. Идея проведения конференции принадлежала патриарху Моск.