КАТАСТРОФА СОЦИАЛЬНАЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КАТАСТРОФА СОЦИАЛЬНАЯ
см. СОЦИАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА

Источник: Новейший философский словарь

СОЦИАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА
скачкообразные изменения общества, возникающие в виде внезапного ответа социальной системы на плавное изменение внешних условий. Идеи катастрофизма возникают в глубокой древности, воплощаясь в различных вариантах эсхатологии. Например, античность рассматривает эволюцию как последовательность всемирных катастроф, ритмически уничтожающих космос и расчищающих место для нового цикла; христианство выдвигает идею второго пришествия Мессии, когда наступит конец времен и через Страшный Суд преображенное человечество войдет в совершенное бытие. В 19 в. в рамках геологии и биологии (Ж. Кювье) формируется теория катастроф, рассматривающая историю планеты как серию глобальных катастроф, сопровождающихся гибелью всего живого и внезапным возникновением качественно иных его форм. Современная теория катастроф бурно развивается с 70-х 20 в. в форме универсального математического метода исследования любых скачкообразных переходов (Р. Том, Пригожин); их причин и путей установления нового равновесия. Катастрофа возникает как результат синхронизации различных кризисов, аккумуляции огромного числа ошибок, которые долгое время не исправляются, как следствие "одряхления" системы на клеточном уровне. Важно учитывать, что глубинная причина СК. потенциально связана с трансформациями духовных оснований общества, их размывании и смене миросозерцаний, когда складывается катастрофическое сознание и "в тоске смертельной мечется толпа" (А. Ахматова). Подобное сознание усиливается при утверждении в обществе идеи разрыва с прежней культурной традицией (а такие тенденции весьма характерны для генотипа европейской цивилизации), с глубинами религиозного сознания, в которых, как показывает опыт, укоренены положительные начала общественной жизни. Обостряется изначально присущее человеку (в силу наличия у него свободы выбора) чувство страха, чем вызывается желание найти быстрые и простые, а потому неэффективные, пути выхода из резко меняющейся ситуации. К С.К. ведут попытки осуществить различного рода утопии, претендующие на знание будущего; закономерный крах утопий резко обостряет катастрофическое сознание. Тенденция к катастрофизму сознания характерна для маргинально-люмпенских, плебейских социальных слоев, неукорененных в культурных традициях и склонных к нигилизму и максимализму, упрощению и уравнительности. Теоретически такой способ социального действия обосновывается в различных радикалистских концепциях, например, в анархизме с его проповедью люмпенского бунта, идеей созидательности тотального разрушения существующего общества. Необходимо также учитывать и национальные особенности. Скажем, характерное для России наложение двух культур - традиционной и европейской, их неслияемость и постоянный раскол во многом обусловили катастрофичность русской истории. Возможны различные формы СК. Наиболее наглядно катастрофы выражаются в социальных революциях (что отмечалось в трудах Франка, Сорокина, Бердяева и др.). Хотя теории революции оправдывают С.К. как способ достижения лучшего общества, на самом деле революция ведет к его деградации, к возвращению назад, массовому безумию общества, к деформациям человеческого поведения. В то же время нужно учитывать, что революционные катастрофы - результат длительного подавления не находящих выхода творческих сил социума, задержки назревших социальных изменений. Однако, соединившись с катастрофическим сознанием, революция ведет к антропологической катастрофе в форме разрушения фундаментальных духовно-нравственных основ жизни людей. И чем радикальнее революция, тем сильнее катастрофа, что и показал опыт коммунистических революций 20 в., выявивших также, в полном соответствии с теорией катастроф, что "пусковой крючок" разрушения может быть весьма незначительным, но, разразившись, катастрофа приобретает свою логику движения, в ходе которого стихийно через множество страданий людей и глубочайшие потрясения складывается некое новое социальное равновесие. Один из наиболее оптимальных способов предупреждения С.К. заключен в "социальной инженерии" (Поппер), т.е. методе своевременных постепенных и частичных изменений, реформ, учитывающих человеческую природу и подвергающихся постоянной проверке и корректировке с целью недопущения накопления ошибок. Однако в условиях "аномальных" социальных систем, долгое время не учитывавших принцип обратной связи, этот метод во многом не срабатывал. Попытки реформировать тоталитарные режимы приводят к ухудшению положения, росту сопротивления и чаще всего завершаются катастрофой. Катастрофически возникшие системы и уйти с исторической арены могут только аналогичным путем. Как показывает математическое моделирование "перестроек", наиболее эффективным для аномальных социальных систем является метод "шоковой терапии", в единстве с возвращением к глубинным основаниям культуры. При всей своей болезненности такой разовый катастрофический сдвиг с перспективной точки зрения значительно эффективнее, чем перманентная катастрофа, угнетающая и разлагающая жизненный потенциал личности.
Г.Я. Миненков

Источник: Новейший философский словарь

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
4.45 мб

Катастрофы и социально-экономическое развитие

Владимиров В. А.
Читать PDF
704.32 кб

ТРАНСФОРМАЦИЯ «МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕКА»: СОЦИАЛЬНАЯ ПРИЧИННОСТЬ И «НЕВИДИМЫЕ КАТАСТРОФЫ»

Сергеев Кирилл Викторович
В работе рассматриваются изменения, происходящие в обществе при смене антропологической модели. Вводится представление о «невидимых катастрофах», сопровождающих изменения этой модели.
Читать PDF
767.63 кб

Экологические и социальные поседствия радиационной катастрофы на Чернобыльской АЭС

Слинчак Александр Иванович
В результате аварии на Чернобыльской АЭС (1986 г.) радиационное загрязнение затронуло все страны Северного полушария. На опасно загрязненных территориях оказалось более 1 млн. чел.
Читать PDF
487.16 кб

Катастрофическое состояние окружающей среды как негативная социальная реалия XXI века

Ефимов Константин Михайлович
The problem of environmental pollution the most actual nowadays problem, and the role of the social ecology in the solution of it are analyzed in this article.
Читать PDF
338.17 кб

Особенности социальной работы с жертвами катастроф: передовой отечественный и зарубежный опыт

Фокин Игорь Владимирович
В статье раскрыты особенности социальной работы с жертвами катастроф, выделенные из передового отечественного и зарубежного опыта.
Читать PDF
507.06 кб

Социальное самочувствие и реабилитация чернобыльских ликвидаторов (к тридцатилетию катастрофы)

Мозговая Алла Викторовна
В статье обосновывается статус аварии на Чернобыльской АЭС как социальной катастрофы. Анализируются подходы к научному определению понятий катастрофы, ущерба, реабилитации от последствий аварий на ядерных объектах.
Читать PDF
323.51 кб

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ: ИЗВЛЕЧЕННЫЕ УРОКИ

Борисевич Н.Я.
Рассматриваются особенности общественного восприятия чернобыльской катастрофы, ее последствий и деятельности по их преодолению в Республике Беларусь, причины возникновения «чернобыльских» мифов и стереотипов, изменения в социокуль
Читать PDF
6.17 мб

Испытание огнём: влияние природных катастроф на политические предпочтения и социальный капитал в сел

Соболев Антон Сергеевич
Читать PDF
69.44 кб

Социальная и медицинская помощь населению после катастрофы: учеб. Пособие / сост. В. А. Фокин (отв.

Перятинская Олеся Георгиевна, Щебланова Вероника Вячеславовна
Читать PDF
2.41 мб

Ритуалы природных и социальных катастроф в традиционной ментальной экологии и этномедицине русского

Теребихин Николай Михайлович
В статье представлены новые результаты структурно-семиотического анализа синтактики, семантики и прагматики ритуально-мифологических «текстов», которые входят в предметно-проблемное поле традиционной ментальной экологии и сакральн