КАМА

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КАМА

Санскр.) Дурное желание, вожделение, хотение; привязанность
к существованию. Кама обычно отождествляется с Марой, искусителем.

Источник: Теософский словарь

Кама
индийское слово, обозначающее «удовольствие» или «чувственное наслаждение». Это один из четырех традиционных концов или целей жизни в индийской мысли. Благодаря таким текстам, как эротическая «Кама Сутра» кама стала частью мышления движения Новый Век.

Источник: Новые религиозные движения.

КАМА

др. – инд.) – «чувственное влечение», «любовная страсть» – бог любви, «саморожденный», сын Дхармы, вышедший из сердца Брахмана. В эпических мифах К. – сын Лакшми, супруг Рати и При-ти. По одному из мифов, К. нарушил аскезу Шивы, желая возбудить в нем любовь к Парвати. Разгневанный Шива испепелил К., но затем склонился к мольбам его супруги Рати и воскресил его. К. изображали юношей, сидящим на попугае (или на колеснице) и держащим в руках лук из сахарного тростника с тетивой из пчел и пятью стрелами из цветов, насылающими любовную страсть.

Источник: Мифологический словарь

КАМА


1) Желание, чувственная страсть, наслаждение как одна из "трех целей человека" (тршарга), наряду с дхармой и артхой. Ассоциируется с Нанди (Нандином), к-рому приписывалось авторство кама-шастры.
2) Бог, персонифицирующий каму. Сын Брахмы. Изображается как прекрасный юноша, сидящий на попугае и держащий знамя с изображением макары и лук, в котором вместо тетивы — пчелы. К. стреляет 5 цветочными стрелами и возбуждает в своих жертвах любовную страсть. К. часто называют Ананга (Лишенный тела), что связано с историей о его попытке соблазнить Шиву. Пребывавший в состоянии медитации Шива огнем лобного глаза испепелил К., но затем восстановил его в облике Прадьюмны, сына Кришны и Рукмини. Супруга К. — Рати, олицетворение страсти. В древности и ср. в. были популярны посвященные К. весенние празднества, насыщенные эротическими играми, обрядами, песнями.
А. Вигасин,
А. Дубянский

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

КАМА


1) Желание, чувственная страсть, наслаждение как одна из "трех целей человека" (тршарга), наряду с дхармой и артхой. Ассоциируется с Нанди (Нандином), к-рому приписывалось авторство кама-шастры.
2) Бог, персонифицирующий каму. Сын Брахмы. Изображается как прекрасный юноша, сидящий на попугае и держащий знамя с изображением макары и лук, в котором вместо тетивы — пчелы. К. стреляет 5 цветочными стрелами и возбуждает в своих жертвах любовную страсть. К. часто называют Ананга (Лишенный тела), что связано с историей о его попытке соблазнить Шиву. Пребывавший в состоянии медитации Шива огнем лобного глаза испепелил К., но затем восстановил его в облике Прадьюмны, сына Кришны и Рукмини. Супруга К. — Рати, олицетворение страсти. В древности и ср. в. были популярны посвященные К. весенние празднества, насыщенные эротическими играми, обрядами, песнями.
А. Вигасин,
А. Дубянский

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

КАМА
сс. Любовь. Желание. Чувственность. Жажда удовлетворения. Вожделение. Бог любви. Стремление к продолжению рода. Одна из четырех целей (артха) человека, доминирующая на первом этапе жизни. Термин кама отражает различные аспекты любви. Чувственность присуща и богам. Корни дерева, древа желания (калпа-тару, калпа таро) находятся в подземном мире асуров, а плоды созревают в мире богов. Корова желаний (Камадхену, Камадух) может дать человеку все, что он захочет. Поэтому между великими мудрецами, желающими получить сс., произошел раздор. Учение о любви получило наибольшее развитие в тантрических формах индуизма. В буддизме с чувственностью связывают низшие формы сознания. Низший уровень буддийского психокосма называют «камалока». В процессе духовной практики и самосовершенствования человек отрекается от чувственных страстей, отдавая предпочтение духовным ценностям. На высшем уровне состояния сознания чувственность отсутствует. Человек переходит в состояние нирваны, сверхбытия, абсолюта.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

KAMA
санскр. kama) — термин индийской мысли, обозначающий чувственное желание или чувственное наслаждение. В индуизме кама представляет удовлетворение чувственных желаний как одну из целей, а значит и ценностей, человека (пурушартха). Из всех прочих целей кама — самая индивидуалистическая, она касается наиболее интимной сферы жизни человека, но и в ней (как, впрочем, и в других сферах), индийская культура предлагает видеть систему образцов, которая призвана подсказать каждому индивиду, как реализовать его собственные качества (трактат «Кама-сутра»). Хотя кама как цель человека относится гл. о. к мужчине, женщина отнюдь не служит простым инструментом извлечения удовольствия, а выступает (и только в этой сфере) равноправным партнером мужчины в том смысле, что не только приносит наслаждение, но и сама его получает. Показательно, что в индийской литературе кама предстает наиважнейшей дхармой (долгом, добродетелью) женщины, оттесняя на второй план ее роль матери. Во всех индийских религиях кама рассматривается как одно из самых труднопреодолимых препятствий на пути духовного самосовершенствования, которое может свести на нет даже самые большие достижения (индийская литература изобилует рассказами о великих подвижниках, бесславно поддавшихся искушению очаровательных нимф, посланных испугавшимися соперничества богами). В буддизме кама составляет, наряду с гневом и тупостью, один из главных «корней зла» (акушала-мула). Мир для буддистов — это кама-лока. Все населяющие его существа — люди, животные, духи предков (преты) и низшие боги — испытывают желания и оттого постоянно страдают и подвергаются бесконечному круговороту рождений и смертей (сансара). См. также ст. Лока. В. Г. Лысенко

Источник: Новая философская энциклопедия

Похожие термины:

  • МАНАС, КАМА

    Санскр.) Букв., "ум желаний". У буддистов это шестой из Чадаятаны (см.) или шести органов познания - потому высший из них, синтезированных седьмым, называемым Кличта, духовным восприятием того, что заг
  • КАМА-ШАСТРА

            дисциплина (шастра), предметом к-рой является чувственное наслаждение (кама). Истоки традиции К. связаны с сакрализацией эротики в инд. религиях. Ее основание приписывалось быку Шивы Нанди
  • КАМА-СУТРА

    др.-инд. сборник наставлений, относящихся к "искусству" любви, памятник гедонистич. и материалистич. мысли. К.-с. – древнейшее произведение распространенного в Индии жанра т.н. эротич. лит-ры, цель к-р
  • ПАНЧА-КАМА-ГУНА

    (санскр. panca-ka–ma-gun a, тиб.dod paiyon tan lnga po dag, пять наслаждений) — пять видов подношений Трём Драгоценностям (Триратна): зеркало, морская раковина, курительные палочки, торма, шарф из шёлка. Каждое из них с