ок. 1440 ок. 1518) - инд. религ. реформатор, последователь Рамануджы. один из идеологов бхакти. К. учил. что бог находится везде и в каждом человеке, поэтому особые обряды и места поклонения не нужны. К. проповедовал равенство всех людей перед богом, выступал против кастового деления. Идеи К. и его учеников сыграли большую роль в развитии сикхима.
КАБИРИ
КАБИР
Источник: Атеистический словарь
КАБИРИ
Финик.), или Кабирим. Божества и очень таинственные боги
у древних народов, включая израильтян, некоторые из которых
подобно Тераху, отцу Авраама - поклонялись им под именем Терафим.
У христиан, однако, они теперь являются чертями, хотя современные
Архангелы суть непосредственная метаморфоза этих самых Кабири. По
еврейски последнее имя означает "могущественные", Гибборим.
Некогда все божества, связанные с огнем - независимо от того,
были ли они божественными, адскими или вулканическими -
назывались кабирийскими.
у древних народов, включая израильтян, некоторые из которых
подобно Тераху, отцу Авраама - поклонялись им под именем Терафим.
У христиан, однако, они теперь являются чертями, хотя современные
Архангелы суть непосредственная метаморфоза этих самых Кабири. По
еврейски последнее имя означает "могущественные", Гибборим.
Некогда все божества, связанные с огнем - независимо от того,
были ли они божественными, адскими или вулканическими -
назывались кабирийскими.
Источник: Теософский словарь
КАБИР
один из идеологов движения бхакти конца XIV или нач. XV в. Род. в Бенаресе, был мусульманином и принадлежал к касте ткачей. В проповедях и поучениях, записанных его учениками, К. отвергал кастовые различия, -религ. обрядность и многобожие, провозглашал, что все равны перед богом - высшие и низшие, мусульмане и индуисты. В этих проповедях нашел выражение протест ремесленников и крестьян против нарастания феод. гнета и невынос. условий кастового строя в стране. К. и его участники сыграли большую роль в развитии религ.-сект. движений в Индии, в первую очередь сикхизма.
КАБИР
инд. поэт и мыслитель 2-й пол. 15 в. Ткач по профессии. Слушал проповеди североинд. философа Рамананда. Свои взгляды К. излагал в стихах, к-рые до сих пор пользуются большой популярностью в Сев. Индии. К. выступал против обрядов ортодоксального индуизма и ислама, утверждая, что бог находится везде и в каждом человеке, а поэтому особые места поклонения и обряды не нужны. Он не признавал также священных книг, отрицал касты и кастовые обычаи, выступал против практики аскетизма. За свои проповеди К. был выслан из Бенареса и умер в изгнании. Последователи К. образовали секту, именуемую "Кабир коптха" ("последователи Кабира"). Взгляды К. оказали влияние на основателя религии сикхов гуру Нанака. Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 195–96. А. Дьяков. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.