ЯМА

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Яма
Первый умерший в Ведах, затем бог умерших и, в конечном счете, зловещее божество смерти и ада.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

ЯМА
(санскр. yama, тиб. gshin rje) — в индуизме и буддизме имя бога смерти, владыки многочисленных адов. В Ваджраяне Я. — один из хранителей Законоучения Будды, или дхармапала1.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

ЯМА
санс): десять тантрических заповедей-запретов: 1. Ахимса, ненасилие. 2. Сатья, правдивость. 3. Астея, нестяжание. 4. Брахмачарья, целомудрие. 5. Кшама, терпимость. 6. Дхрити, стойкость. 7. Дайя, сострадание. 8. Арджава, честность. 9. Митахара, умеренность. 10. Шауча, чистота.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ЯМА
санскр.) — в др.-инд. мифологии владыка подземного мира, царства мертвых. Ему, его сестре Ями, брату Ману, их взаимоотношениям с бессмертными богами и смертными людьми посвящено значит. количество мифов в Ведах, пуранах и др. др.-инд. сочинениях.В буддизме Я.— бог смерти. Перед ним должны предстать все умершие, именно он будет решать, заслуживают они рая или ада. В мифологии ваджраяны его часто называют в ряду хранителей учения -дхармапал. Н. Л. Жуковская

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

ЯМА
У индийцев владыка царства мертвых, сын бога солнца Вивасвата и брат Ману. Согласно «Ригведе», он был «первым, кто умер» и открыл путь смерти для других. Считается, что Яма обитает в «нижнем мире», в своей столице Ямапуре. Он восседает на троне, и когда его посланцы приводят душу умершего, писец Читрагупта докладывает о всех его делах и поступках на Земле. Согласно этому докладу Яма выносит решение, и либо душа умершего поселяется в раю предков, либо попадает в одну из адских обителей, либо возрождается на земле в другой телесной оболочке. Ездовое животное (вахана) Ямы — черный буйвол.
В буддизме Яма — также бог смерти.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

Яма
др. – инд.)  – владыка царства мертвых, сын Вивасвата и Саранью, дочери Тваштара. Имеет сестру-близнеца Ями и брата Ману. Я. добился бессмертия в борьбе с богами, которые признали его равным себе. Агни, до этого пребывавший в загробном мире, уступил этот мир Я., а сам стал жрецом богов. По понятиям древних, царство Я. находилось на юге, но затем стали считать, что Я. живет в нижнем мире, в своей столице Ямапуре. Он восседает там на троне и судит умерших по их земным делам, вынося затем решение, по которому душу направляют либо в рай предков, либо в одну из адских обителей, либо на следующее воплощение. Стражами и вестниками Я. являются два четырехглазых пса, которые бродят среди людей, высматривая добычу. Как судья, Я. отождествляется с Дхармой, богом справедливости, причем его власть распространяется не только на мертвых, но и на живых. Я. изображают в красной одежде, его ездовое животное (вахана) – черный буйвол, его оружие – дубинка и петля, с помощью которой он вынимает душу из тела.

Источник: Мифологический словарь

ЯМА
сс. Самоограничение. Узда. Подготовительный комплекс в различных духовных практиках или самостоятельная практика, в которую входят отказ от причинения вреда живому (ахимса), от лжи (сатья), от воровства (астейя, астея), от прелюбодеяния (брахмачарья), от накопительства, стяжательства (апариграха, анабхидхья), от пребывания в дурном обществе, от даров, ведущих к духовному закабалению и др. В тантризме в комплекс входят терпимость, решимость, умеренность, чистота, сострадание, прямодушие. В буддийской практике ямой называют часть системы, представляющей нравственный кодекс буддиста (пратимокша). Яма это имя бога смерти и правосудия. В индуизме Яма решает, куда отправить душу: в ад, в новый круг рождений или к богам. Термин «яма» означает смерть, выступая как синоним мритью. В буддизме Яма — один из тридцати трех богов чувственного уровня буддийского психокосма (трилока). Это царь вечно голодных духов (прета), наказанных за жадность и алчность. У них огромные животы и крошечные рты. Они не способны утолить голод и жажду. Яма управляет ракшасами, хранителями адов, которые сами пребывают в них за тяжелые прегрешения. Царство Ямы — ад (аддхалока, нарака) имеет шестнадцать вместилищ, восемь из которых горячие, а другие восемь — холодные ады. Это один из шести уровней, на которых рождаются живые существа, одно из шести состояний сознания.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

ЯМА

        сын Вивасвата, первый человек, умерший на земле и ставший царем загробного мира. На древность образа Я. указывает параллель в иранской мифологии (Йима, сын Вивахванта). В Ведах еще не включается в пантеон, упоминается вместе со своей сестрой Ими. Образ Я. (букв, близнец) явно восходит к мифу об изначальных близнецах, от к-рых происходит человеческий род. Я. стоит на грани мира богов и мира людей, его мать — богиня Саранью, дочь Тваштара, братья Я. — Ашвины, сводный брат — Ману. В послеведийской мифологии Я. становится богом смерти, повелителем многочисл. адов под землей (свой ад для каждого греха), судией и карателем грешников; включается в группу локапалов как повелитель Юга, страны мертвых в индуистской космографии. Я. также—Повелитель предков (Питрипати), пребывающих на небесах, где помещается золотой дворец Я. Самьямана, местопребывание праведников. Другие эпитеты Я. — Царь справедливости (Дхармараджа, иногда Я. отождествляется с Дхармой)? Кладущий конец (жизни) (Антака). Гл. атрибуты Я. — петля и жезл (данда, иногда персонифицируется). Я. подчиняется бог Мритъю (иногда с ним идентифицируемый), спутником Я. выступает также Кала, персонификация Времени. В эпосе и пуранах упоминаются слуги Я. кинкары, мучающие грешников в адах, птицеподобные посланцы Я . (ямадуты), приходящие за душами умирающих. Колесничий Я. — Рога (Болезнь). Позднее появляется образ Читрагупты, писца Я., ведущего счет добрым и дурным деяниям человека на земле. Гл. зооморфный атрибут (вахана) Я. — буйвол. Со временем значение образа Я. снижается учением о карме.
В. Эрман

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ЯМА
Евр.) В Оккультизме - олицетворенная третья коренная раса. В
индийском Пантеоне Яма фигурирует в двух различных версиях этого
мифа. В "Ведах" он является богом умерших, Плутоном или Миносом,
у которого пребывают тени усопших - камарупы в Камалоке). В одном
из гимнов о Яме говорится как о первом из людей, который умер, и
первом, кто ушел в мир блаженства (Дэвачан). Это потому, что Яма
есть олицетворение расы, которая была первой, наделенной
сознанием (Манасом), без которого нет ни Неба, ни Гадеса. Яма
представлен как сын Вивасвата (Солнца). У него была
сестра-близнец по имени Ями, которая, согласно другому гимну,
постоянно молила его взять ее в жены, чтобы продолжить род.
Вышесказанное имеет многозначительный символический смысл,
который объясняется в Оккультизме. Как справедливо замечает д-р
Мьюир, в "Риг-Веде" - величайшем авторитете по первичным мифам,
задающим тоновой тон всем темам, лежащим в основе всех
последующих вариаций - Яма нигде не представлен "как имеющий
какое-либо отношение к наказанию грешных". Как царь и судья
умерших, короче говоря, Плутон, Яма является гораздо более
поздним измышлением. Истинный характер Яма-Ями следует изучать
более, чем по одному гимну и эпосу, и необходимо собрать
различные данные, разбросанные в десятках древних трудов, чтобы
таким образом получить согласованность аллегорических показаний,
которые будут найдены как подтверждающие и оправдывающие
Эзотерическое учение, что в одном из своих мистических значений
Яма-Ями является символом двойственного Манаса. Например, Яма-Ями
всегда изображается зеленого цвета, облаченным в красное, и
обитающим во дворце из меди и железа. Изучающие Оккультизм знают,
к которым человеческим "принципам" надо относить зеленый и
красный цвета, и соответственно железо и медь. "Двоякий владыка"
- эпитет Яма-Ями - в экзотерических учениях китайских буддистов
рассматривается как судья и преступник одновременно, как карающий
за свои собственные злодеяния и сам злочинец. В индусских эпических
поэмах Яма-Ями есть двойственное дитя Солнца (божества) от
Санджны (духовного сознания); но тогда как Яма есть арийский
"повелитель дня", появляясь как символ духа на Востоке, Ями есть
царица ночи (тьмы, невежества), "которая открывает смертным
дорогу на Запад" - символ зла и материи. В "Пуранах" Яма имеет
множество жен (многих Ями), которые заставляют его пребывать в
низшем мире (Патале, Миалбе и т.д.), и аллегория изображает его с
поднятой ногой, чтобы дать пинок Чхайе, служанке его отца
(астральному телу его матери, Санджны, метафизического аспекта
Буддхи или Алайи). Как сказано в индусских Священных Писаниях,
душа, когда покидает свою смертную оболочку, направляется в свое
обиталище в низших областях (Камалоке или Гадесе). И там Писец,
вестник Кармы, называемый Читрагупта (скрытая или сокровенная
яркость), зачитывает отчет из Великой Летописи, где во время
жизни человека неизгладимо запечатлелось каждое его деяние и
мысль - и, согласно вынесенному приговору, "душа" или восходит в
обитель "Питри" (Дэвачан), или нисходит в "ад" (Камалоку), или
вновь рождается на земле в другой человеческой форме. Изучающий
Эзотерическую философию легко распознает значения аллегорий.

Источник: Теософский словарь

Похожие термины:

  • ЯМАБУСИ

    яп.— «спящие в горах») — отшельники, приверженцы синкретич. течения в яп. буддизме, получившего название сюгэндо. Я. проживали в горной местности, занимались знахарством, пользовались огромным авт
  • ЯМАНТАКА

    санскр. - дословно «победитель Ямы»; «покончивший с Ямой») - персонаж из разряда идамов в будд. мифологии. Я. впервые уноминается и текстах 3 в. н. э. В мифологии ваджраяны Я. гневный аспект бодхисаттвы
  • ЯМАБУШИ или Ямабуси

    Япон.) Секта очень древних и почитаемых мистиков в Японии. Они являются "активными" монахами, и если необходимо - воинами, подобно определенным йогам в Раджпутане и лама в Тибете. Это мистическое бра